|
Где находится: на юго-западе города, примерно между набережными Boustan-e Mellat и Boustan-e Saadi с севера, улицами Vahid с запада, Artesh и Daneshgah с юга и Chahar Bagh (Up) – с востока.
Почему это интересно: потому что здесь можно передохнуть от цветастых узоров мусульманских мечетей.
Есть на севере Ирана такой город – Джульфа. Небольшой такой город – местный районный центр. Так исторически сложилось, что через этот город проходит железная дорога, связывающая его мостом через реку Аракс с соседним азербайджанским, городом… Джульфой. Да-да – в наше время некогда крупный средневековый торговый центр на Великом Шелковом пути разделен границей на две части. Во второй половине XX века через эти Джульфы проходила значительная часть товарооборота Ирана – грузы шли в СССР, страны Восточной Европы и Скандинавии. Но не поэтому армянский квартал Исфахана назван Новой Джульфой. Нет, для того, чтобы понять, откуда армяне взялись в иранском городе в таком количестве, надо заглянуть глубже в историю.
Еще до нашей эры Джульфа (по-армянски – Джуга), входившая в состав Великой Армении, была объектом притязаний Персидской империи, которая в 428 году таки захватила и ее, и значительный кусок Армении. Но через 195 лет Джульфа перешла под владычество Византийской империи, которая, вскоре, уступила ее арабским завоевателям. Потом армяне отбили свои земли, потом их завоевали турки-сельджуки, потом – монголы, потом Тимур, потом кочевники Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу (см. раздел «Иран/Самое главное/Персия, Персия – страна чудес!») – в общем никакого покоя не было.
В 1603 году в дело вмешался персидский шах Аббас Великий – в ходе своей войны с Османской империей, он захватил Нахичеванские земли, на которых и расположена Джульфа. Жители Джульфы при занятии города персами торжественно вышли встречать шаха Аббаса Великого во главе со священниками – они посчитали его освободителем от турецкого гнета. Вообще, считается, что христианам в той войне повезло – противоборствующие стороны занимались, в основном, взаимной резней – мусульмане-шииты резали мусульман-суннитов и наоборот.
Летом 1604 года персы были выбиты с занятых позиций неожиданной контратакой турок. Шах ушел, но не один. По данным армянских источников из Нахичевани и Еревана в Персию было угнано 400 тысяч армян (по данным независимых – 150 тысяч, а по данным персидских – всего 12 тысяч, да и не угнано, а добровольно переселилось), включая население города Джульфы в полном составе – в количестве около 20 тысяч человек.
Вот что пишет по этому поводу историк Е. М. Родионова:
«Основные причины переселения армян в Персию.
Военно-стратегическая: в ходе затяжных османо-сефевидских войн земли, населенные армянами, постоянно переходили из рук в руки. Не имея возможности победить в открытом бою, шах Аббас стремился разорить и ослабить спорные территории, оставить противнику «выжженную землю».
Политическая: нужно было укрепить центральные районы Ирана, ослабить области, населенные неиранскими народами, чтобы в будущем уменьшить опасность сепаратистских выступлений. Этой же цели служило перенесение столицы из Казвина в Исфахан.
Экономическая: Аббас намеревался основать армянскую колонию в Иране, чтобы использовать армян для развития внешнеэкономических связей и перенести центр караванной торговли из Старой Джульфы в Иран, изменить направление караванных путей, чтобы помешать османам обогащаться впоследствии за счет джульфинских купцов.
Также шах Аббас собирался использовать искусных армянских ремесленников на строительных работах в Исфахане.
Армянский историк XVII века Аракел Даврижеци считает, что важную роль сыграла также эмоциональная реакция - зависть шаха Аббаса к армянам, вспыхнувшая при виде их богатства и роскоши. В 1603 году шах Аббас провел три дня у правителя Джульфы ходжи Хачика Шафраза и был восхищен пышностью приема. Даврижеци пишет, что во время пребывания в Джульфе, «Шах Аббас же, этот вишап из преисподней, издревле исполненный змеиной ненависти к христианам, увидев такое богатство и благосостояние христиан, почувствовал зависть. И стал выискивать в уме повод и удобный случай, чтобы предать их. Однако, утаив на время яд, внешне притворялся довольным».»
Таким образом Аббас Великий «видел в армянах одновременно и бесправное население завоеванных территорий, и выдающихся ремесленников и торговцев, способных изменить к лучшему экономическое положение Ирана.
В последнем случае, он возлагал особые надежды на население Джульфы. Даже в тяжелых условиях насильственного переселения, джульфинцы обладали некоторыми преимуществами, перед жителями других армянских городов и сел. Согласно сведениям Даврижеци, шах обязал воинов помочь джульфинцам при переправе через реку Аракс.
Первое время после переселения в Иран, джульфинцы жили в Исфахане, в квартале Шамс-абад. В 1605 году шах Аббас даровал джульфинцам участок в пригороде Исфахана, на берегу реки Зайенде-Руд, на своих личных землях - для строительства Новой Джульфы. По свидетельству Аракела Даврижеци, армяне сразу же «...застроили их своими домами и жилищами прекрасными сооружениями, сводчатыми [торговыми] рядами, дворцами с пристройками и летними беседками, стройными и величественными строениями, затейливо украшенными разнообразными и ласкающими взор золотыми и лазурными цветами. Построили также дивно убранные церкви, достойные славы Господа, с небоподобными хоранами, высоченными куполами, сплошь раскрашенными разноцветными красками, золотом и лазурью, с [изображениями] страстей Господних и ликами Святых. И на маковке купола каждой церкви на гордость христианам, венчая церковь, был воздвигнут образ святого Креста…
Это обижало персов, и [особенно] их духовенство и знать, до того, что те спросили шаха: «Почему ты дал христианам так осмелеть или почему не обращаешь их из блудной веры в истинную веру Магомета?»
И шах, видя их душевную досаду, сообщил им тайну своего сердца и сказал: «Пусть вас не огорчает преходящая и суетная любовь моя, выказываемая им, и не ругайте вы меня, ибо насилу я привел их в нашу страну, [ценою] больших затрат, трудов и уловок, но не ради их пользы, а ради нашей: ради благоденствия страны нашей и роста населения нашего. Если вы всех христиан, переселившихся из страны своей и живущих здесь, даже разрубите на части – ни один из них не примет веры нашей. Наоборот, остальные, испугавшись, начнут по одному, тайком убегать и возвращаться в свою страну; и получится, что труды наши пропали даром. Вот потому я и выказываю любовь к ним, дабы, связанные этим, они остались в нашей стране. Старики, родившиеся в Армении и переселившиеся сюда, все умрут, а [поколения], родившиеся от них в нашей стране, – эти уже без нашего приглашения и без наших стараний сами добровольно перейдут в веру нашу. Так вот, если вы радеете о пользе народа нашего, то поступайте по-моему». И тогда они ушли восвояси, согласившись со словами шаха и превознося мудрость его.»»
На этом мы закончим экскурс в историю как старой, так и Новой Джульфы (Нор Джуга по-армянски) и прогуляемся наконец-то по последней. Хотя нет, еще замечу, что замысел шаха Аббаса Великого удался – в XVII-XIX веках Новая Джульфа стала одним из крупнейших на тот момент в мире торговых центров – представительства ее купцов были открыты во многих городах – в китайском Гуанчжоу, в филипинской Маниле, в индонезийской Сурабае, в европейских Лондоне, Амстердаме и испанском Кадисе, и даже в Мексике – в Акапулько и Мехико.
Где-то я вычитал восторженный отзыв, описывающий современную Новую Джульфу как подобие европейского района Галата в Стамбуле (см. соответствующее описание в разделе «Турция/Стамбул/Достопримечательности»), однако я не разделяю подобных мнений. Прогуляйтесь по Новой Джульфе и Вы увидите, что этот район мало чем отличается от других современных районов Исфахана, хотя, конечно, его жители поспорили бы с этим моим утверждением. Но – несколько прямых и широких улиц в Джульфе «прорубили» персы, во всем остальном это такой же средневековый лабиринт кривых узких улочек с явным недостатком зеленых насаждений, на одной из которых я даже встретил небольшие допотопные ворота! Да и дома все сплошь из глиняных кирпичей, так же сплошь разваливающиеся и почти повсеместно требующие ремонта. Единственное, что их отличает от таких же халуп в мусульманских кварталах – это балконы, но и те поддерживаются деревянными колоннами и имеют расписные деревянные потолки на персидский манер. Ну, быть может, в более богатой части Джульфы – ближе к реке Зайенде-Руд, двух-трехэтажные дома выглядят поновее и построены из современных материалов, но, так же как и везде в Иране, имеют высокие неприступные заборы, которые скрывают жизнь хозяев и хозяек. Хозяйки, кстати, выходя за ворота, должны быть в одежде, соответствующей современным иранским законам, так что черных платков и в Джульфе полным-полно.
Но вот чего в других иранских населенных пунктах не встретишь, так это магазинов, торгующих спиртным. А вот в Новой Джульфе (и еще в нескольких местах компактного проживания армян в разных городах Ирана) – есть. Сам видел – на витрине беззастенчиво выставлены бутылки вина, шампанского и еще чего-то. Потребление спиртного – это одна из привилегий армян, дарованная им еще во времена шаха Аббаса Великого – хитрые переселенцы сказали, что алкоголь необходим им для религиозного культа.
Еще, пожалуй, что отличает Новую Джульфу от других районов города – это обилие кафешек, которые гордо называют себя «ресторанами» (особенно много их в районе собора Ванк). И, что самое важное, кафешки эти открыты даже днем! Если Вы еще не знаете, почему этот факт вызывает у меня восхищение – посмотрите раздел «Иран/Неприятности/Питание».
Таким образом, кроме христианских церквей, коих насчитывают 13 штук, в армянском квартале смотреть особо нечего. Да и церкви эти почти всегда закрыты и достучаться до служки очень тяжело – мне это удалось лишь однажды, да и то с помощью местного жителя. Но, все же, считаю своим долгом упомянуть об увиденном. Начну как раз с церкви, в которую меня пустили – Святого Григория. Найти ее оказалось не так трудно – она стояла там, где и была отмечена у меня на карте, а вот попасть внутрь я смог не сразу. Во-первых, из нескольких дверей в глухой стене нужно было выбрать ту, что вела к церкви. Одна дверь, сама аккуратная, отпала сразу – на ней висело объявление с текстом на английском языке «Это НЕ ЦЕРКОВЬ!!!» и я ткунлся в следующую. Она была закрыта. Я постучал, позвонил в звонок. Никакого ответа. Я отошел к другой стороне улицы, что бы оценить, как еще можно подобраться к церкви. Иного пути видно не было. Я вновь постучал в ту же дверь и уже собрался уходить, как проходящий мимо мужчина обратился ко мне по-английски - «Вы ищите церковь?». Я подтвердил его догадку и он показал мне на дверь, в которую я безуспешно пытался проникнуть. Толкнув дверь и поняв, что она закрыта, мужчина был немного озадачен. Но тут же нажал на кнопку вызова домофона. Никто не ответил. Я развел руками – дескать никого нет, но мужчина жестом показал мне, что сейчас все будет. Он еще несколько раз нажал на звонок и действительно из домофона раздался скрипящий старушечий голос. О чем разговаривал с ней мужчина, я конечно, не понял, но смысл был очевиден – он говорил, что гости из далеких стран, по виду христиане, хотели бы увидеть церковь, а старушенция отвечала, что священника нет, а сама она занята важными делами по хозяйству. Мне стало неловко беспокоить бабушку и я решил ретироваться, но тут, на мою беду, к мужчине подошел другой и беседа стала более оживленной – видимо все аргументы, который «мой» мужчина приводил старухе, теперь посыпались на подошедшего. Оказалось – не зря. Подошедший достал ключи из кармана и отпер ими ту самую дверь, нехотя приглашая меня войти. Я поблагодарил «моего» мужчину и он сияющий продолжил свой прерванный ради столь важного дела путь, а я пошел в темноту коридора за своим новым знакомым. Коридор был узкий и длинный – он был проложен во внутренний двор и шел между двумя не имеющими никакого отношения к церкви домами (отсюда и объявление про «нецерковь» на одной из соседних дверей). Войдя в довольно просторный двор, мужчина перепоручил меня той самой старушке, а сам затерялся где-то на задворках. Старушка присела на крылечке у входа в церковь, а я достал фотоаппарат, гадая, пустят ли меня внутрь церкви, или нет. Пока гадал – сделал несколько снимков двора, а заодно и интересной детали в стене коридора, ведущего на улицу - чугунной болванки с отлитым на ней замысловатым крестом и армянскими письменами – возможно это что-то вроде печати, подтверждающий законность постройки христианского храма в этом месте…
Из «задворок» – жилого помещения в конце двора с увитой виноградом верандой – появился тот же мужчина и отпер небольшую дверь, но не церкви, а пристройки к ней, куда и поманил меня. Это оказалась небольшая часовня с типично мусульманской сводчатой архитектурой и растительным орнаментом вдоль стены, в центре которой стоял небольшой алтарь, а на нем – икона с Богоматерью, как мне показалось, застигнутой в момент Непорочного зачатия. Над иконой виднелась полустертая фреска с тремя персонажами, лица которых разорать очень сложно, а по ее краям – уж очень упитанные и «пожилые» херувимы.
Выйдя наружу, я еще обратил внимание на то, что внешняя стена часовни изобиловала деревянными панелями с узорчатой резьбой вентиляционных отверстий – тоже типичный для персидской архитектуры элемент. Мужчины не было, бабуся все сидела на крыльце у входа в церковь, и я подумал, что пора и честь знать и начал жестами прощаться, но бабулька оживилась и кряхтя стала открывать саму церковь, куда я за ней и потопал. До этого я никогда не посещал армянские церкви и не знал, что мне от них ждать, но церковь Святого Григория меня просто ошеломила. Ошеломила своей бедностью – никакой византийской роскоши икон или католической роскоши архитектуры – все скромно до предела – ковер на полу, переходящий в другой ковер (причем на нем вышиты лики Христа и Девы Марии), накрывающий небольшой пандус. Пандус переходит в алтарь, на котором стоит трехярусная металлическая подставка для свечей, а выше – икона с изображением Мадонны. Несколько старых люстр, несколько крестов и стул у коробки для пожертвований – вот и все убранство храма. Положив в коробку небольшую купюру (типа платы за беспокойство, ну и вообще – надо же как-то поддержать единоверцев), я поблагодарил бабушку (получалось, что церковь – чуть ли не ее домовый храм) и отправился дальше, размышляя над увиденным.
В тот день мне еще удалось осмотреть собор Ванк – какой он представляет контраст с церковью Святого Григория! Посетил я и церковь Святого Стефана – ее интерьер также не слишком богат, а снаружи здание сфотографировать невозможно – оно прямо-таки упирается в стены двора, в котором находится, а с улицы его почти не видно за забором – торчит лишь верхушка колокольни и купола.
Кроме того я увидел также несколько других армянских церквей, внутрь которых проникнуть не удалось:
- церковь Святого Геворка (Георгия) – стоит на широкой улице Hakim Nezami и по ощущениям довольно велика. Это одна из самых старых церквей Новой Джульфы (третья по счету) – 1611 года постройки. Говорят, что на ее сооружение пошли камни от разобранной в Армении церкви, которые переселенцы привезли с собой;
- Вифлиемскую церковь, построенную в 1628 году у перекрестка нынешних улиц Towhid и Nazar – вход искал тщетно, дважды обойдя все огромное здание по периметру. А говорят, что фрески в ней даже красивее и роскошнее, чем в соборе Ванк, да и купол ему не уступает по размерам – это я заметил и с улицы;
- монастырь Святой Катерины – у него та же проблема, что и церкви Святого Стефана – целиком монастырскую церковь ну никак не обозреть – в слишком тесном дворе она стоит;
- школу при монастыре Святой Катерины – ее хоть еще как-то можно сфотографировать, но в само помещение вредный охранник не пускает – мол нечего там посторонним делать;
- церковь Иоанна-Крестителя по соседству с монастырем Святой Катерины – из-за забора видна лишь верхушка колокольни, очень смахивающей на колокольню собора Ванк;
- церковь Святой Марии – ее мне удалось увидеть лишь с пустыря, образованного котлованом большой стройки по соседству. Эта церковь была построена в 1613 году и знаменита своими четырьмя иконами кисти венецианских художников и мозаиками второй половины XVII века.
В результате бесплодных мытарств, у меня сложилось впечатление, что открытые для свободного посещения иранские мечети намного более демократичны и приветливы, нежели непонятно от кого прячущиеся армянские храмы Новой Джульфы. Надеюсь, Вам повезет больше…
Обсудить на форуме На главную страницу
|
|