|
Где находится: примерно в 50 километрах к северо-западу от Шираза, выезжать из города через ворота Коран и далее следовать в сторону Исфахана. За городом Марвдашт будет развилка с круговым движением – на ней свернуть правее – на аллею, которая через 3,5 километра и приведет Вас к Персеполю. В интернете данные о том, в какое время Персеполь открыт для посещения, разняться, но самым точными, я полагаю, являются следующие: с ноября по март - 08:00-17:00, с марта по июнь и в сентябре – октябре - 06:00-18:00, в июле – августе - 06:00-20:00.
Почему это интересно: потому что это главная достопримечательность Ирана.
В самом начале хочу спросить Вас – Вы говорите «Ставрополис»? А «Севастополис»? «Симферополис»? Может говорите хотя бы «Константинополис»? Тогда почему Вы периодически путаетесь и говорите «Персеполис»? Не путаетесь? Не говорите? Твердо знаете, что по-русски правильно «Персеполь»? Ну и хорошо, тогда – начнем. И простим Ивану Ефремову употребление слова «Персеполис» (как и некоторых других мелких неточностей) в его романе «Таис Афинская», откуда я и предлагаю Вам несколько отрывков:
«Александр понесся к самому ненавистному городу Азии, как он назвал Персеполис.
…
Лошади, будто предчувствуя близкий конец пути, приободрились и резво побежали по дороге, спускавшейся в густой лес. Толщина древних дубов указывала, что лес исстари был заповедным, защищая равнину Персеполиса от северных ветров. Дальше пошли возделанные поля, заботливо орошенные горными ручьями. Мирные земледельцы, скорее всего, рабы царских хозяйств, вспахивали землю на могучих черных быках огромного размера, апатичных и медлительных, с рогами, загнутыми внутрь. Македонцы уже познакомились с этими животными, их необыкновенно жирным молоком и вкусным мясом. Далеко впереди на плоской равнине как бы плавали над землей белые дворцы Персеполиса. Даже с большого расстояния нестерпимо сверкали на солнце их крыши из чистого серебра.
Пехотинцы и лучники перешли на бег, из последних сил стараясь не отстать от конницы. Войско развернулось широким фронтом. Разбившись на маленькие отряды, македонцы пробирались среди садов, оросительных канав и бедных домов городской окраины. Жители с ужасом и криками прятались где попало, ворота запирались или оставались распахнутыми. Александр знал, что его план внезапного захвата Персеполиса удался. Никто не подозревал о спешном подходе крупных македонских сил. Поэтому он не построил плана сражения и боевого порядка, предоставив инициативу начальникам отрядов и даже сотникам. Сам он с наиболее выносливыми гетайрами и тессалийцами поскакал к сокровищнице, прежде чем ее хранители могли что-либо предпринять для сокрытия серебра, золота, драгоценных камней, пурпурной краски и благовоний.
Пока в вишневых и персиковых садах пехотинцы вступали в бой с наскоро сбежавшимися воинами слабой персидской охраны города, покрытые грязью от пота и пыли всадники ринулись к стоявшим на высоких платформах дворцам.
Легкие, белые, покрытые тонкими бороздками колонны по сорок локтей высоты стояли целым лесом, скрывая таинственное обиталище персидских владык. В северном углу дворцовой платформы лестница, ведшая в ворота Ксеркса, защищалась лучниками и отрядом избранной царской охраны «Бессмертных» в сверкающей позолотой броне. Большая часть этих храбрых воинов погибла при Гавгамеле, часть ушла с Дарием на север. Оставшиеся в Персеполисе смогли оказать лишь короткое сопротивление бешеному напору отборнейшей македонской конницы. Не успели опомниться дворцовые служители, как копыта коней затопали, проскочив незапертые ворота Ксеркса с их огромными изваяниями крылатых быков. Яростные кони влетели на огромную северную лестницу, ведшую с плит платформы через портик из 12 круглых колонн в ападану - Залу Приемов, квадратное помещение в 200 локтей по каждой стене, высокая крыша которого была подперта массивными квадратными колоннами, стоявшими правильными рядами по всей зале, как и во всех других гигантских залах персепольских дворцов.
Спешившись, Александр остался в прохладной ападане, в то время как Птолемей, Гефестион, Филотас разбежались во главе своих воинов по залам в поисках сокровищницы, разгоняя во все стороны перепуганных мужчин и женщин дворцовой прислуги. Они достигли отдельно стоявшей в восточной части дворца сокровищницы через тройной пилон и южный фасад, обращенный к равнине. Там, в залах «Ста колонн», «Девяноста девяти колонн» и запутанных коридорах восточного угла дворцовой платформы, размещалась знаменитая газафилакия [сокровищница]. Последний короткий бой македонцы выдержали в узком проходе между сокровищницей и южным дворцом. Герой сражения в Персидских Воротах Кратер в это время успел захватить помещения для стражи, расположенные рядом с сокровищницей за Тронным Стаколонным залом. Через несколько минут царские казначеи в ападане на коленях протягивали Александру хитроумные ключи, с помощью которых отпирались двери комнат с казной. Опечатанные, с надежной охраной, они перешли во владение великого полководца.
Вымотанные до предела, македонцы повалились отдыхать тут же, в залах дворцов, поручив лошадей дворцовой прислуге. Воины не имели сил даже для грабежа. Александр не хотел трогать местных жителей, по примеру Сузы, хотя Персеполис не сдался и не выслал заранее парламентеров. Оправданием служило внезапное появление македонцев, ворвавшихся в город, когда решать что-либо было уже поздно.
…
И афинянка [Таис] подолгу бродила с ними по огромным залам дворцов, лестницам и порталам, удивляясь тому, как мало истерты ступени, сточены острые ребра дверных и оконных проемов квадратных колонн. Дворцы Персеполиса, огромные залы приемов и тронных собраний посещались малым числом людей и выглядели совсем новыми, хотя самые ранние дворцовые постройки возведены были почти два века назад. Здесь, у подножия гор Милости, владыки Персии построили особенный город. Не для служения богам, не для славы своей страны, но единственно для возвеличения самих себя.
Гигантские крылатые быки с человеческими лицами, с круглыми, выпирающими, как у детей, щеками считались портретами пышущих здоровьем и силой царей. Великолепные барельефы львов, поставленные у основания северной лестницы, прославляли мужество царей-охотников. Кроме крылатых богов и львов, барельефы изображали только вереницы идущих мелкими шажками воинов в длинных неудобных одеждах; пленников, данников, иногда с колесницами и верблюдами, однообразной чередой тянувшихся на поклонение
восседавшему на троне «царю царей». Таис пробовала пересчитать фигуры с одной стороны лестницы, дошла до ста пятидесяти и бросила. В гигантских дворцовых помещениях поражал переизбыток колонн: по пятьдесят, девяносто и сто в тронных залах - подобие леса, в котором люди блуждали, теряя направление. Было ли это сделано нарочно или от неумения иным способом подпереть крышу, Таис не знала. Ей, дочери Эллады, привыкшей к обилию света, простору храмов и общественных зданий Афин, казалось, что залы для приемов выглядели бы куда величественнее, не будь они так загромождены колоннадой. Тяжелые каменные столбы в храмах Египта служили иной цели, создавая атмосферу тайны, полумрака и отрешенности от мира, чего нельзя было сказать про белые, в сорок локтей высоты, дворцы Персеполиса.
…
Персеполис не был городом в том смысле, какой вкладывали в это слово эллины, македонцы, финикийцы. Не был он и местонахождением святилищ, подобных Дельфам, Эфесу или Гиераполю. Персеполис создавался как место, где владыки Ахеменидской державы вершили государственные дела и принимали почести. Оттого вокруг платформ белых дворцов стояли лишь дома царедворцев и помещения для приезжих, опоясанные с южной стороны широким полукольцом хижин ремесленников, садовников и прочей рабской прислуги, а с севера - конюшнями и фруктовыми садами. Странный город, великолепный и беззащитный, надменный и ослепительный, вначале покинутый персидской знатью и богачами, быстро заполнялся народом. Любопытные, искатели счастья, остатки наемных войск, посланники дальних стран юга и востока съезжались невесть откуда, желая лицезреть великого и божественного победителя, молодого, прекрасного, как эллинский бог, Александра.
…
Таис прошла насквозь привратную постройку с четырьмя колоннами и тремя входами по 25 локтей высоты, минуя выход направо, к ападане и дворцам Дария. Она направилась по дорожке снаружи стены, к северо-восточной части платформы, где располагались Ксерксовы дворцы и сокровищница. Здесь она не боялась, что на ее чистейший белый наряд попадет копоть от огромных пылающих чаш. Ночь выдалась тихая, клубы черного дыма взвивались вертикально, и сажа не летела по сторонам.
…
Широкий портик с шестнадцатью тонкими колоннами также освещался чашами. Тут горел бараний жир, не дававший ни запаха, ни копоти и употреблявшийся персами для светильников во внутренних помещениях.
Таис вошла в мягкий полусвет гигантского зала и остановилась у одной из ста колонн, которые, несмотря на пропорциональную стройность, теснились в зале, как пальмовые стволы в роще. Западный угол зала, ярко освещенный и уставленный столами, заполняла шумная толпа слуг и музыкантов, из-за которых Таис не сразу увидела пирующих. Группа девушек-флейтисток расположилась между колоннами. Другие музыканты устроились в конце линии столов, у крайнего ряда колонн, за которыми виднелись колыхаемые
сквозняком тяжелые занавеси на высоких трехстворчатых окнах. Таис глубоко вздохнула и, подняв голову, вышла на свет множества лампионов и факелов, прикрепленных к стенам. Приветственные крики и хлопанье в ладони взорвались бурей, когда хмельные сподвижники Александра увидели ее. Она стояла неподвижно несколько минут, как бы предлагая всем полюбоваться собою без надменного величия, всегда требующего унижения и умаления другого человека. Таис предстала перед пирующими с великолепным чувством внутреннего покоя и достоинства, которое дает возможность не бояться хулы и не преодолевать смущение заносчивостью.
…
Шум стих, сильно опьяневших утихомирили соседи. Таис взяла у музыканта семиструнную китару с колокольчиками и запела ударным гекзаметром старинный гимн о персидской войне, о сожженных Афинах и боевой клятве не служить ничему, кроме войны, пока последний перс не будет выброшен в море. Яростную мелодию Таис пропела с таким диким темпераментом, что многие повскакали с мест, отбивая ногами такт и раскалывая о колонны ценные чаши. Вскоре весь зал загремел боевым напевом.
Сам Александр встал с трона, чтобы принять участие в песне. С последним призывом всегда помнить злобу врагов и особенно сатрапа Мардония Таис швырнула китару музыкантам и села, прикрыв лицо руками. Александр поднял ее за локоть вровень со своим лицом. Целуя, он сказал, обращаясь к гостям:
- Какую награду присудим прекрасной Таис?
Перебивая друг друга, военачальники стали предлагать разные дары, от чаши с золотом до боевого слона. Таис подняла руку и громко обратилась к Александру:
- Ты знаешь, я никогда не прошу наград и подарков. Но если тебе хочется, разреши сказать речь и не гневайся, если она тебе не понравится.
- Речь! Речь! Таис, речь! - дружно заорали воины.
Александр весело кивнул, выпил неразбавленного вина и снова опустился на трон. Леонтиск и Гефестион расчистили место на столе, но Таис отказалась.
- Человек не должен становиться ногами туда, где он ест. Это привычка варваров! Дайте мне скамью!
Услужливые руки мигом поставили тяжелую скамейку, отделанную слоновой костью. Таис вскочила на нее, похлопала в ладоши, призывая к вниманию. Она могла бы и не делать этого. Все глаза были прикованы к ней.
Гетера начала со слов благодарности Александру за приглашение, Птолемею и Леонтиску за помощь в странствовании и за чудесного коня. Этот конь дал ей возможность не только проехать десять тысяч стадий через страны Сирии и Финикии до Вавилона, но и единственной из эллинских женщин совершить поход в пять тысяч стадий до Персеполиса.
- Этот город, - продолжала Таис, - сердце и душа Персии. К моему великому удивлению, кроме сокровищ и роскошных дворцов, здесь нет ни храмов, ни собрания ученых и философов, ни театров, ни гимнасионов. Не созданы статуи и не написаны картины, прославляющие красоту и подвиги богов в образе людей и божественных героев. Кроме надменных толстомордых быков-царей, принимающих дары, и процессий раболепствующих и пленных, здесь нет ничего. Чащи колонн по сорок локтей на платформе в тридцать локтей высоты - все это лишь для того, чтобы возвысить владык унижением подданных. Ради этого здесь трудились искалеченные эллины, ионийцы, македонцы и фракийцы, толпу которых мы встретили? Ради этого Ксеркс со своим злым сатрапом принес кровь и смерть в Элладу, дважды сжигал мои родные Афины, увел в плен тысячи и тысячи искусных мастеров нашей страны?
Я здесь одна с вами, герои-победители, повергшие в прах могущество недобрых владык. Я служу богине красоты и знаю, что нет хуже преступления, чем поднять руку на созданное человеком прекрасное. Но, если это служит злой власти? Тогда оно всего лишь обман, ибо нет красоты без добра и света!
Таис простерла вперед руки, как бы спрашивая весь зал. Воины одобрительно и грозно загудели. Гетера вдруг выпрямилась, как спущенная тетива.
- Завтра вы уходите на север, оставляя в неприкосновенности обиталище сокрушенной вами деспотии! Неужели я одна ношу в своем сердце пожарище Афин? А мучения пленных эллинов, длившиеся до сих пор, слезы матерей, хотя бы это и было восемьдесят лет назад?! Неужели божественный Александр нашел удовольствие усесться на троне разорителя Эллады, будто слуга, забравшийся в покои господина?
Голос афинянки, высокий и звенящий, хлестнул словами, как бичом. Александр вскочил будто ужаленный. Люди оцепенели.
Александр молчал, глядя на Таис, склонившую голову, как в ожидании удара.
- Что же ты хочешь, афинянка? - спросил царь таким львиным рыком, что закаленные воины вздрогнули.
Вся напрягшись в волевом усилии, Таис поняла великую власть полководца над людьми, магическую силу его голоса, подчинявшего громадные толпы людей.
Таис подняла на Александра огромные горящие глаза и протянула руку.
- Огня! - звонко крикнула она на весь зал.
Александр обхватил ее за талию, сорвал со скамьи и подвел к стене.
- Возьми! - он снял факел и подал гетере, сам взял второй.
Таис отстранилась в почтительном поклоне. - Не мне первой! Начать приличествует тому, чей божественный разум и сила привели нас сюда!
Александр повернулся и повел вдоль стен Таис за руку. Два факела мгновенно подожгли занавеси на окнах, подвески и шнуры, легкие деревянные переплеты для цветов.
Безумие разрушения охватило сподвижников Александра. С воплями восторга и боевыми кликами воины хватали факелы и разбегались по дворцам, поджигая все, разбивая лампионы, опрокидывая чаши с горящим жиром и маслом.
Через несколько минут зал Ксеркса, пустая сокровищница и помещения охраны были в огне. Подожгли и ападану, откуда огонь перекинулся (или был перенесен) на жилые дворцы Дария и Ксеркса в юго-западном углу платформы.
Оставаться на ней дольше не было возможности. Александр, не отпуская руки Таис, сбежал по северной лестнице на городскую площадь. Здесь, окруженный военачальниками, он стоял, зачарованно глядя на титаническое пламя, взвивающееся в почерневшее небо. Балки крыш и потолков, простоявшие столетия на сухой жаре, вспыхивали, как облитые горючим маслом. Серебряные листы кровли плавились, низвергаясь ручьями жидкого металла на лестницы и плиты платформы, и, застывая, летели звонкими раскаленными лепешками в пыль городской площади. Пламя ревело и свистело, перекрывая вопли жителей, столпившихся у края площади, боясь приблизиться.
Звездное небо, казалось, потухло. Никто никогда не видел более черной ночи, окружавшей слепящий жар исполинского костра. Люди взирали на пожар с суеверным ужасом, будто не руки Александра и маленькой афинянки сделали это, а силы подземного мира и ввергнутых туда титанов вырвались на поверхность Геи. Жители города попадали на колени в предчувствии большой беды. И действительно, ни Александр, ни его военачальники не стали сдерживать воинов, для которых пожар послужил сигналом к грабежу. Толпа ошеломленных горожан стала разбегаться, надеясь спасти имущество от распалившихся македонцев.
С раздирающим уши треском одна за другой стали проваливаться перекрытия, выбрасывая вихрящиеся столбы искр.
Александр вздрогнул и, очнувшись, выпустил руку Таис, онемевшую в крепкой ладони царя.»
Так ли все было на самом деле, как описал Иван Ефремов (а он придерживался версии греческих хроник), или злосчастный пожар произошел уже после ухода войск Александра из Персеполя, или правы те, кто говорит, что все сгорело еще перед приходом Македонского, уже никто и никогда не узнает. Для кого-то уничтожение Персеполя является закономерной реакцией Александра-победителя, для кого-то это событие – позор, свершенный представителем эллинской культуры, ну, а в Персии до сих пор в чайханах можно услышать от рассказчиков древние предания, проклинающие Искандера (так в Азии называют Александра Македонского) и приравнивающие его к злым демонам…
Вообще, о Персеполе, о его истории и устройстве написано столько толстенных ученых трудов, что тягаться с ними мне было по меньшей мере нахально. И я не буду этого делать. Я лучше, как обычно, просто расскажу об увиденном и о том, какие мысли у меня это вызвало. Если интересно – читайте, а если нет… А если нет, то зачем Вы прочитали все, что я написал до этого? Так что не будем отвлекаться, а поспешим увидеть собственным глазами эту, как я уже писал, главную достопримечательность Ирана.
Но сначала выйдем из машины. Кстати, мы припарковали ее на огромной открытой стоянке чуть западнее Персеполя. С этой стоянки есть вход в туристический центр – тут есть туалеты (в отдельном помещении в западной части), несколько сувенирных и книжных магазинов, небольшое кафе, а главное – касса, где продают билеты. К моему удивлению билеты оказались не дороже, чем в других музеях страны. Да и очереди особой за ними, как я себе представлял, не было. Быть может сработал тот факт, что я поспешил сюда пораньше утром – до наступления жары и до заполнения Персеполя ордами туристов?
Ну да ладно, билет у нас в руках, куда дальше-то идти? Очень просто – метров 250 по широкой дороге на восток – в ту сторону, где над высокой платформой виднеются верхушки колонн. Подходим к стеклянной стене, с трех сторон окружающей вход в комплекс. Тут проверяют билеты (кажется, с помощью турникетов).
Но вот мы и у подножия. У подножия Персеполя. При его строительстве был срезан один из уступов горы Кух-е Мехр (названной так в честь бога Митры (Мехра на фарси), позже переименованной в Кух-е Рахмет – гору Милосердия) и получилось искусственная терраса, на которой и построили дворец. Что бы нам проникнуть к нему, придется повторить тот же путь, что совершали и персидские цари, и воины Александра Македонского – подняться по лестнице. Она довольно широкая и пологая – чтобы по ней можно было въезжать не слезая с коня, состоит из двух частей – правой и левой, которые, в свою очередь, состоят из двух пролетов. Никаких украшений у лестницы нет, ее величие подчеркивают лишь огромные каменные блоки и название – лестница Всех Народов – ибо по ней, чтобы предстать перед очами владыки, поднимались представители всех народов, входивших в Персидскую империю.
Наверху мы попадаем на довольно большую открытую площадку. Прямо перед нами – парадный вход в Персеполь – Ворота Ксеркса (они же – Ворота Всех Народов), правее – открытое пространство, ведущее к Ападане. Мы войдем в Ворота, точнее в то, что от них сохранилось – две стены с остатками тех самых гигантских быков, так не понравившихся Таис Афинской, за которыми небольшое квадратное пространство с четырьмя колоннами – так сказать – «прихожая» – пропилеи Ксеркса, ну, а за ними – опять две стены с крылатыми ассирийских царями-быками, которых в Иране традиционно называют «Гупат-шах» и трактуют как хранителей домашнего скота (скотоводству в зороастризме уделяется много внимания). Скульптуры неплохо сохранились и, поскольку являются одними из главных символов всей Персии, пользуются огромной популярностью у туристов, которых в воротах толчется видимо-невидимо, начиная с самого утра и до позднего вечера. Каждый считает своим долгом запечатлеть себя и свою компанию на фоне этой реликвии. Иногда даже образуются очереди.
Многие побывавшие здесь за тысячелетия «туристы» оставили на стенах надписи типа «Киса и Ося были здесь», которые, однако, теперь уже тоже являются частью истории. А вот знаменитая надпись от лица Ксеркса, высеченная над каждым из «быков-монстров» на трех языках - персидском, вавилонском и эламитском, различима достаточно плохо. Но текст ее известен: «Так сказал Ксеркс, царь: Милостью Ахура-Мазды я построил эти ворота Всех Народов». Вообще, стоит упомянуть, что расчисткой террасы (448 на 297 метров) под дворцовый комплекс занялся еще Кир Великий (примерно в 560 году до н.э.), а сам Персеполь в районе впадения небольшой речушки Пулвар в реку Кур начал строить в 518 году до н.э. Дарий Великий (не тот, что проиграл Александру Македонскому, у того был номер III, а у Великого – номер I), а продолжили в течении 150 лет его наследники, в первую очередь сын Ксеркс I. Дарий созвал (если не сказать – согнал) архитекторов и ремесленников со всех уголков своей империи, простиравшейся от Ливии и Египта до Индии, от Дуная до Инда, от Кавказских гор до Азиатских степей и от Аральского моря до Персидского залива и в результате вся эта пестрая смесь народных традиций отразилась и на самом Персеполе.
Причем Персеполь – это вовсе ни «Город Персов» – такое имя дали ему греки, поскольку полагали, что он является столицей империи, нет – Персеполь – это всего-навсего дворец (хотя считается, что он был защищен тройной системой укреплений, в том числе проходивших по гребню горы линией стен и башен), построенный с единственной целью – в нем царям в дни весеннего равноденствия (21-22 марта) полагалось праздновать Новый Год – Навруз и сами персы тогда называли его просто Парса – по имени окрестных земель (в наши дни его называют «Тахт-е Джамшид» – «Трон Дждамшида» – мифического первого царя персов). Для официальных приемов была выстроена Ападана, для того, что бы царям было где коротать дни празднеств – частные покои (известные нам под названиями «Дворец Дария», «Дворец Ксеркса», «Дворец Артаксеркса I», «Дворец Артаксеркса III»), ну а подарки, полученные от послов «всех народов», складывались как раз в разоренную Александром Македонским сокровищницу. Еще был гарем, тронный зал, ну в общем все, что могло понадобится царям во время Навруза. В остальное время цари пребывали в других своих резиденциях, которых по всей стране насчитывалось 113, а самыми главными считались четыре - Сузы, Пасаргады, Экбатаны и Персеполь (полагают, что он перенял при Дарии Великом основные столичные функции от Пасаргад).
Вернемся, однако, в современность и пойдем дальше. За воротами Ксеркса нас ожидает обрамленный невысокими глинобитными стенами проход – так называемая «Армейская дорога (Дорога Армии)». В ней самой нет ничего интересного – просто остатки древнего 92-метрового прямого коридора (к тому же – недостроенного), ведущего вглубь Персеполя (в нем гостей устрашала личная охрана царя, отсюда и название), но примерно на полпути, справа от дороги, можно взглянуть на грифонов, которые являются не меньшими символами Персеполя, чем крылатые быки или барельефы лестницы Ападаны. Грифоны эти являются капителями колонн, коих восстановлено две штуки. И на каждой из колонн сидят по два грифона, таким образом всего их четыре. Откопали этих чудищ в 1954 году и они сразу полюбились иранцам как символ мощи былой империи. Полюбились до такой степени, что стилизованное изображение грифона стало логотипом национальной авиакомпании – «Иран Эйр». Вообще, эти грифоны больше похожи на инвалидов – у одного нет лапки, у другого – ушка, у третьего глазик подбит, так что у меня они вызвали скорее чувство жалости, нежели страха и раболепия, которые они, очевидно, вызывали две с половиной тысячи лет назад.
«Армейская дорога» выходит к «Незаконченным воротам» – невнятному нагромождению обломков, над которым возвышаются две стены из массивных каменных блоков, верхушки которых украшают остатки (или наоборот – недоделки?) здоровенных скульптур, в которых можно различить очертания или человеко-бычьих голов и торсов. Ворота начал строить Артаксеркс III в середине IV века до н.э., продолжили его приемники Артаксеркс IV и Дарий III, но последнему в 331 году до н.э. помешал Александр Македонский, после появления которого в Персеполе строить уже что-либо было бессмысленно…
По замыслу архитекторов, посетители сначала должны были подняться по лестнице Всех Народов, затем пройти торжественные ворота Ксеркса, преодолеть под взглядами стражников Армейскую дорогу, войти в Незаконченные ворота, где повернув на девяносто градусов к югу, попасть в небольшое пространство, откуда уже разойтись по делам – в Ападану, зал Ста колонн, зал 32 колонн и т.п.
Предлагаю начать осмотр дворцового комплекса с одного из самых живописных залов (или как их иногда называют – «дворцов») – Стоколонного. Вход в него украшают остатки ворот с огромной скульптурой коня, сам зал по периметру ограничивают восстановленные фрагменты стен и боковых дверей (всего входов было восемь), некоторые из которых украшены барельефами с сюжетами на темы царской жизни. Большинство барельефов хотя и полустерты, но дают полное представление о любви персидских царей к пышным церемониям. Этот квадратный (70 на 70 метров) тронный зал царя Ксеркса (после Ксеркса он использовался как зал для совещаний и приемов) своим современным названием обязан ровно ста колоннам, некогда поддерживающим высокий деревянный потолок. До нашего времени ни одной колонны не дошло, зал представляет из себя эдакую поляну с каменными «пеньками», самый высокий из которых едва превышает полтора метра. Впрочем, есть вполне обоснованная версия, что эти «пеньки» никогда и не были выше, а служили опорой для деревянных колонн, от которых ничего не осталось. Но, повторюсь, из-за обилия этих «пеньков», расставленных в довольном строгом порядке, Стоколонный зал выглядит весьма живописно (а в былые времена он и вовсе поражал роскошью – яркие росписи и мозаики, золото, серебро, мрамор и слоновая кость – на его отделку Ксеркс и завершивший строительство Артаксеркс I не скупились). Жаль только, что ходить по нему можно лишь по нескольким огороженным веревочками «тропинкам», и за соблюдением этого правила строго следят мающиеся от жары смотрители, чьи предупреждающие нарушителей свистки то и дело разносятся по Персеполю.
С севера к залу Ста колонн примыкают малоинтересные остатки небольшого зала 32 колонн, который в наше время представляет из себя лабиринт из невысоких глинобитных стен, повторяющих очертания древнего фундамента. Чем обусловлено название этого зала понятно, а вот его подлинное назначение не известно, скорее всего это была какая-то галерея смежных служебных помещений, построенная по приказу царя Артаксеркса III.
Ну что же, теперь самое время взглянуть на главное сокровище Персеполя, которое сохранило до нас Время. Это ни колонны, ни остатки капителей, ни секреты планировки, ни даже всякие черепки и металлические изделия, о которых я еще расскажу. Это – обычная лестница. Именно ее в Персеполе охраняют больше всего. Охраняют до такой степени, что даже натянули над ней огромный тент (который, кстати, отнюдь не способствует украшению древних руин). Ни один из других артефактов, найденных в Персеполе, не смог рассказать ученым о жизни Персидской империи, сколько рассказала эта лестница. И об этой лестнице написано, пожалуй, больше материалов, чем о самом Персеполе. Как Вы, наверное, уже догадались, это прославленная Восточная лестница, ведущая в Ападану. Прославилась она галереей барельефов с изображением одной постой церемонии – подношению новогодних подарков царю. Но что это за барельефы! По ним можно изучать географию, этнографию, зоологию и много чего еще узнать про практически половину обитаемого в древности мира – от Европы до Индии. Ведь именно такое пространство занимала Персидская империя, и представители всех входящих в нее народов ежегодно в Навруз подносили царю царей все самое лучшее, чем была богата их местность.
Не буду подробно описывать десятки фигур (вообще считается что они олицетворяют 23 народа империи), подобные описания и без меня можно легко найти, скажу только, что внимательно рассматривая барельефы, вы обнаружите людей несущих кувшины с благовониями, ткани, оружие, бурдюки с вином, ювелирные изделия, людей, ведущих верблюдов, быков, коней, овец, и людей, сопровождающих груженные повозки и колесницы. Каждую процессию возглавляет представитель царской гвардии. Довольно распространено мнение (поддерживаемое и современным иранским толкованием истории), что все эти данники подносили дары вполне добровольно, что персы несли покоренным народам свет разума и что эти народы по большей части сами с радостью подчинялись мудрости царя царей. Однако, даже беглого взгляда на историю древней Персии достаточно, чтобы понять, что это далеко не так – персидские цари только и занимались тем, что подавляли бесконечные восстания в окраинных провинциях и практически после смерти каждого из Великих царей империя распадалась на фрагменты.
Но как бы то ни было, если Вы приехали в Иран, то просто обязаны увидеть эти барельефы, которые, быть может, и не столь выразительны с художественной точки зрения (позы и фигуры довольно условны, однотипны и малоэмоциональны, а от покрывавших их первоначально разноцветных красок не осталось и следа), зато бесспорно являются одним из сокровищ культуры все планеты.
Кроме данников на лестнице можно увидеть и представителей гвардии «Бессмертных» – это было особое воинское подразделение, куда входили самые храбрые солдаты, вооруженные длинными копьями, массивными луками, тяжелыми щитами. И когда один из них погибал, на его место тотчас становился другой, из-за чего и возникало ощущение, что все они бессмертны. Считается, что численность этого отряда доходила до немыслимых в античные времена размеров – десяти тысяч человек.
Ну, и разумеется, мимо Вас не пройдут изображения зороастрийских… новогодних елок. Ими испещрены многие стены Персеполя. Выглядит эти «елки» достаточно однотипно – на тучного быка со спины нападает лев. Трактовка этой композиции такова - в день весеннего равноденствия (а именно в это время празднуется Навруз) силы извечно борющихся быка, олицетворяющего Землю, и льва, олицетворяющего Солнце, равны.
Позволю, кстати, себе немного отвлечься от Персеполя и привести еще одну цитату. Вот как описывает праздник Навруза посетивший в 1624 году Персию русский купец Федор Котов в своих заметках «О путешествии из Москвы в Персидское царство, из Персии в турецкую землю, в Индию и в Урмуз на Белом море»:
«Первый праздник начинают в марте месяце в новолуние, его называют «байрам Наурус», а по-нашему новый год. Его начинают праздновать, как только увидят новую луну [здесь купец немного ошибся], и всю эту ночь не спят, играют, трубят в трубы и в зурны, непрерывно бьют в литавры. С вечера все лавки на базарах красят, белят, украшают цветами. А утром во всех лавках и в домах зажигают свечи, и лампадки, и светильники - по десяти штук и больше в каждой лавке, и так горят они часа три; затем свечи гасят, лавки и базары запирают, расходятся по домам, ничем не торгуют, только на площади устраиваются разные игры и зрелища, носят в руках и бьют красные яйца, целуют друг у друга руки. А у себя в домах, в палатах и в садах стелют ковры, раскладывают на них все свое добро и платья и по всему этому валяются, осыпают себя деньгами, а у кого деньги небольшие, те их просто все время пересыпают в кармане и говорят: «Сколько у нас есть на новый год, пусть будет каждый день». Этот праздник празднуют три дня, трубят в трубы, играют на зурнах, бьют в литавры и в набаты; так они отмечают свои праздники. В мечетях же никакого богослужения нет, только муллы залезут на мечеть, заткнут себе уши пальцами и, закинув голову в небо, кричат молитву. И так кричат три раза в сутки: утром, в полдень и вечером. Праздник отмечают также блудом, накануне, с женами спят и в гостиных дворах с лудящими девками время проводят, кто сколько захочет и может. И говорят, что в этом греха нет, что в этом, мол, спасение.»
Думаю, что и при царе Горохе, пардон – Дарии, Ксерксе или всяких Артаксерксах, праздник проходил не менее шумно и весело. Напомню, что и в современном Иране Новый Год по-прежнему наступает во время Навруза, хотя современный ислам и относится к Наврузу примерно так же, как православная церковь к Масленице – не одобряет, но запретить не может. Так что традиции первых персидских царей живы и поныне… Но перейдем от праздников к делу – мы еще и половину Персеполя не осмотрели. Поднимемся, наконец, в Ападану.
Прямо у лестнице можно увидеть лежащий на земле капитель бывшей колонны в виде… Ну даже не знаю, как описать это существо. Выглядит оно точь-в-точь как неуклюжий Дракоша из советского мультфильма, хотя призвано выражать мощь персидских царей. Вообще, по просторам Ападаны подобных капителей можно встретить несколько, но не они главные туристические приманки. Символ Ападаны – это устремленные в синеву неба колонны (около двух десятков), которые единственные во всем Персеполе гордо не склонились под натиском тысячелетий. Когда-то они поддерживали потолок почти 20-метровой высоты. Между колоннами можно увидеть остатки их менее удачливых собратьев (всего в зале было 72 колонны), от которых сохранились лишь фундаменты оснований.
Ападана – это самый большой (только его центральная квадратная часть имеет сторону 61 метр) и главный зал Персеполя, приподнятый над остальным комплексом на четыре метра. Построил его Дарий Великий как раз для главной церемонии Навруза – приема даров подданных. Заморских данников должно было поражать все – роскошь, таинственный полумрак, уходящие в глубину вестибюли по краям, а главное – восседающий на троне царь во всем своем величии. Кстати, занимающийся этим важным государственным делом Дарий Великий изображен на одном из барельефов – у восточной двери Ападаны. За Дарием стоит его сын и наследник Ксеркс, который и завершил начатое отцом строительство этого зала. Значимость Ападаны подчеркивает даже и тот факт, что именно тут археологами был обнаружен самый большой клад – четыре каменных ящика с золотыми и серебряными дощечками, золотыми монетами и «посланием потомкам» на трех языках:
«Дарий, Великий Царь, царь царей, царь обширных земель, сын Виштаспа Ахеменида. Когда Ахура-Мазда увидел, что его земля в хаосе, он подарил мне эту землю. Он сделал меня царем, и я царь по воле Ахура-Мазды. Я покорил эту землю. Если хотите знать, сколько земли мне принадлежало, посмотрите на фигуры, несущие мой трон. Так вы узнаете, что персидское копье летело далеко, и что персы сражались на чужой земле.»
Остается добавить, что на Ападану ведет и еще одна лестница – северная, но она пользуется меньшей популярностью, так как барельефов на ней поскромнее, да и сохранились они похуже.
К югу от Ападаны, в два ряда, за 150 строительства Персеполя лет выросло несколько частных царских покоев, которые по имени их владельцев называют «Дворец Дария», «Дворец Ксеркса», «Дворец Артаксеркса N» и т.п. Начнем осмотр с самого сохранившегося (вообще – это самый сохранившийся (или восстановленный?) комплекс во всем Персеполе) – с дворца Дария, который принято по надписи в южной части фундамента называть «Тахара» («Тачара») – «Зимний дворец». Он возвышается даже над Ападаной (примерно на три метра) и к нему ведут три лестницы – северная, южная и западная (последнюю, самую скромную, пристроил уже гораздо позже Артаксеркс III). Лестницы украшены барельефами с изображением царской знати, священников, несущих яства слуг, гвардии «Бессмертных» и религиозных символов – уже упомянутой мной «новогодней елки». К сожалению, простым туристам доступ в эти превосходные руины закрыт с помощью веревочных ограждений, но даже снизу, снаружи, все эти обломки стен и дверных проемов (каждый из них украшен барельефами, в том числе с изображениями Дария и Ксеркса), производят вполне величественное впечатление.
Во небольшом дворце Дария (30 на 40 метров) потолок поддерживали 12 колонн, а мраморные стены были отполированы до такой степени, что он получил название «Зеркальный зал». К сожалению, сам Дарий Великий не успел закончить строительство своего дворца и его, как и значительную часть Персеполя, завершил сын Ксеркс. Ну а самым главным наследием той эпохи, которую донесла до нас Тахара, считается обилие клинописных текстов от имени Дария Великого («Я, Дарий, великий царь, царь царей, царь стран, сын Гистаспа, Ахеменид, построил этот дворец»), Ксеркса I и Атарксеркса III. Позже тут «отметились» практически все шахи Ирана начиная с III и кончая XVIII веком, а потом их «дело» вплоть до XX века продолжили губернаторы провинции Фарс.
C востока от дворца Дария, так сказать – «на первой линии» от Ападаны, примыкает маловыразительный земляной холм – дворец Артаксеркса III – то ли его еще не начали раскапывать археологи, то ли, не найдя ничего интересного, закопали, дабы продемонстрировать, как непритязательно выглядел весь Персеполь еще каких-то 100 лет назад.
А вот еще восточнее можно увидеть Трипилон, которые многие ученые считают главным парадным залом в Персеполе и называют «Зал Совета» – по сути он находится практически в центре всего комплекса Персеполя. Хотя существует и противоположное мнение о том, что это был просто коридор, связывающий официальные залы с частными царскими покоями. Размеры его крайне скромны, предполагается, что внутри помещался лишь трон и заходить в Трипилон было позволено только самым приближенным к царю сановникам. Лестница Трипилона украшена рельефными изображениями сановников, на его восточных воротах есть еще один рельеф (главная реликвия этого помещения), изображающий Дария I Великого на троне и стоящего за ним наследника Ксеркса. Впрочем лица у обоих изрядно поотбиты, возможно уже в мусульманскую эпоху. А еще на воротах есть барельеф зороастрийского символа фараваханара – символа божественного предназначения царей, но о нем я поподробнее расскажу ниже – в описании Накше-Рустама.
Теперь повернем на юг и пойдем в обратную сторону – вдоль «второй линии» царских дворцов.
К Трипилону с юга примыкает небольшое пустое пространство без названия, на котором можно угадать контуру каких-то фундаментов. А вот с южной стороны дворца Артаксеркса III можно побродить по самым большим из царских палат Персеполя – дворцу Ксеркса, который вдвое больше дворца Дария. Его еще называют «Хадиш» - «Жилые помещения». В целом он производит не такое законченное впечатление, как дворец Дария, но зато здесь можно поближе рассмотреть остатки самых разных барельефов – например как от их Величества слуги веерами отгоняют мух и закрывают зонтиками от Солнца. В западной части дворец Ксеркса I также имеет парадную лестницу с плохо сохранившимися барельефами, однако в наше время она никуда не ведет.
За годы изысканий в Персеполе было найдено большое количество клинописных надписей и табличек, являющихся бесценными историческими свидетельствами, причем большинство из них – как раз о периоде царствования Ксеркса I. Если Вам интересно, то могу привести тексты двух наиболее известных:
«Так сказал Ксеркс, царь: Моим отцом является Дарий, отцом Дария был человек по имени Виштаспа, отцом Виштаспы был человек по имени Ршама (Арсам). Оба, Виштаспа и Ршама, были живы, когда по воле Ахура-Мазды Дарий, мой отец, стал царем всей Земли»
«Так сказал Ксеркс царь: По воле Ахура-Мазды, я стал царем стран за пределами Парсы; я повелевал ими; они платили мне дань; они выполняли то, что было приказано им мною; мой закон распространялся на них: Мидию, Элам, Арахосию, Армению, Дрангиану, Парфию, Ариану, Бактрию, Согдиану, Хорасмию, Вавилонию, Ассирию, Сатагидию, Египет, ионийцев, живущих на море и живущих за морем, жителей Маки, Аравии, Гандхары, земель по реке Инд, Каппадокии, дахов, саков-амюргиев, саков с остроконечными шапками, карийцев, кушан.»
И наконец, на «второй линии», напротив дворца Дария, можно увидеть то, что осталось от Дворца Артаксеркса I – земляной холмик, на котором аккуратными кучками разложены обломки стен, фундаментов и колонн – примерно так выглядел весь Персеполь в 1930-х годах, когда раскопки только начались.
Теперь вернемся в центр комплекса и посетим Гарем («Гарем Ксеркса», «Харемсара»), состоявший из 23 двух-трехкомнатных «квартир», где могло размещаться довольно много жен, наложниц и малолетних царских отпрысков. Сейчас почти больше половины этого заведения, назначение которого вполне понятно из названия (хотя его дали европейские учены по аналогии с гаремом турецкого султана в Стамбуле), занимает музей Персеполя (открыт в 1937 году), библиотека и служебные помещения. Билет для осмотра нужно покупать отдельно, в кассе, расположенной в левом от входа крыле (в правом нечто вроде книжно-сувенирной лавки). Внутри Вы найдете немного – несколько бронзовых фигурок, металлических и керамических изделий, монеты, фрагменты былой облицовки. Я так и не понял, нашли ли что-нибудь подобное «золоту Трои» Шлимана в Персеполе или нет – скудность коллекции как в самом Перспеполе, так и в Национальном музее Ирана в Тегеране (см. соответствующее описание в разделе «Иран/Тегеран/Достопримечательности») заставляет об этом задуматься – то ли не нашли, то ли все забрали иностранные археологи (раскопками, в основном, по началу занимались немцы и американцы), то ли иранцы почему-то скрывают свое прошлое от любопытных глаз.
Кроме указанных, я бы сказал – «огрызков» истории, в музее можно увидеть реконструкцию барельефа с изображением четырехкрылого человека в сложноустроенной короне (подробности см. ниже – в описании «Пасаргады»), а главное, что Вы можете посмотреть – это подлинные барельефы, сохранившиеся в дверных проемах бывшего Гарема – на одном из них изображен царь, над которым слуга несет зонт, а на другом – классический зороастрийский сюжет (он даже повторен на монументе с гербом Ирана на одной из главных площадей столицы страны) – битва Ахура-Мазды (в виде человека) с Ахриманом (в виде чудовища а-ля сфинкс). Если Вы еще не знаете, что это за герои такие – прочтите описание «Истахр» ниже, там я более-менее подробно все рассказал.
Добавлю, что Гарем имеет Г-образное строение и его плохосохранившаяся часть (земляные холмики на месте фундаментов), как бы огибают царские дворцы с юга, составляя таким образом «третью» и последнюю от Ападаны линию. Но найти там что-то интересное не получится.
Напоследок нам осталось ознакомиться с тем, что представляло наибольший интерес для Александра Македонского – это казначейство, сокровищница, газафилакия – как ни назови, смысл останется один – обширное пространство, занятое складскими помещениями, общая площадь которых превосходила даже Ападану. Часто упоминается цитата из древнегреческого описания, согласно которому Александру для вывоза драгоценного содержимого этого «склада» понадобилось несколько тысяч верблюдов (приводятся разные цифры – от 3000 до 5000) и несчетное количество мулов. Впрочем, чего только не понапишут завистники или фанаты…
Однако не обольщайтесь – Александр забрал все подчистую, а то, что обронил – за прошедшие века подобрали «черные копатели», а затем – археологи, так что найти случайно сверкнувшее золотое колечко Дария Великого Вам вряд ли удастся. Да и вообще, делать в сокровищнице в нынешнем ее состоянии особо нечего – вряд ли Вам будут интересны невысокие земляные бордюры, обозначающие место древних фундаментов, и еле-еле возвышающиеся над поверхностью основания нескольких десятков колонн, поддерживавших в свое время высокие потолки. В наше время единственное сокровище бывшей сокровищницы – это укрытый тентом небольшой восстановленный фрагмент стены, к которому прислонен прекрасно сохранившийся барельеф – восседающий на троне Ксеркс I принимает каких-то гостей, а за царем стоят его приближенные и стражники с копьями. Фигуры выполнены достаточно детально и можно во всех подробностях рассмотреть и царский трон, и царские одежды и царские регалии – длинный посох в правой руке и священный цветок – в левой.
Ну вот и всё, прогулка по Персеполю завершена, теперь самое время полазить по горам. Вернее – по горе Рахмет (Милости), откуда открывается неплохая панорама всего комплекса (лучшее время для фотографирования – либо рано утром, либо уже вечером, так как в остальное время Персеполь находится против Солнца), и где нас ждут две пещеры Али-Бабы – гробницы отца и сына Артаксерксов. Подъем к ним не составляет особого труда – можно выбрать одну из нескольких тропинок сообразно своему физическому состоянию – покруче или поположе.
Гробница Артаксеркса III (умер в 338 году до н.э.) выдолблена практически над самим Персеполем и представляет из себя лже-портал с несколькими колоннами, в центре которого внутрь скалы ведет небольшой проход – дверь в иной мир. Но в наше время проход этот закрыт железными решетками, сквозь которые, однако, легко разглядеть грубый каменный саркофаг с полукруглой крышкой – это и делает скальные гробницы над Персеполем интересными, так как в других местах (в Накше-Рустаме, к примеру), заглянуть вовнутрь не удастся вовсе. Над могилами высечены традиционные для таких мест барельефы, введенные еще при царе Дарии Великом. Довольно подробно о значении этих важных персидских символов я рассказал ниже – в описании Накше-Рустама, так что повторяться не буду. Что касается похороненного в гробнице царя Артаксеркса III, то он известен благодаря своему не лучшему поступку - получив трон, он приказал истребить всех своих ближайших родственников, чтобы предотвратить в будущем всякие заговоры (в которых сам неплохо поднаторел), и в один день было убито восемьдесят его братьев. Впрочем, это не помогло ему – через двадцать лет правления он был отравлен собственным лекарем по научению своего главного соратника – евнуха Багоя. Багой на трон не вступил, а передал власть Дарию III, о сиротливой гробнице которого я расскажу чуть ниже.
Преодолев по горному склону несложный переход в 300 метров к юго-востоку, Вы окажетесь у второй гробницы – Артаксеркса II (умер в 359 году до н.э.), отца Артаксеркса III. Она уже сооружена не над самим Персеполем, а в стороне от него, поэтому отсюда есть возможность полюбоваться древними руинами с угла. По своей структуре и внешнему виду эта гробница мало отличается от предыдущей, разве что поднимать к «пещере» нужно не по шаткими конструкциями а-ля строительные леса, а по добротной каменной лестнице. Интересен, на мой взгляд, тот факт, что Артаксеркс II упоминался самим Плутархом, в частности он приводит такие истории:
«Во время поездки по стране, когда все наперебой подносили Артаксерксу II дорогие подарки, один бедный крестьянин зачерпнул обеими горстями воды и протянул царю. Артаксеркс II был так рад этому искреннему подарку, что велел подарить крестьянину золотую чашу.»
«Спартанскому царю Евклиду, который был с ним слишком дерзок, Артаксеркс II ответил:
- Ты можешь что угодно говорить, но я-то могу не только говорить, но и делать то, что говорю.»
«Однажды на охоте Артаксеркс II разорвал верхнюю царскую одежду. Один из придворных предложил ему надеть свою, а разорванную попросил отдать ему.
- Возми, - сказал Артаксеркс, подавая ему царское облачение, - но не вздумай носить.»
Совсем уже в стороне, на склоне небольшого соседнего холма примерно в 450 метрах к югу, можно посмотреть на так называемую «Недостроенную гробницу», которую приписывают Дарию III, долго бегавшему по своей империи от Александра Македонского и нашедшему бесславную смерть от руки предателя далеко к северу от Персеполя. Поскольку гробница незавершенна (очертания невысеченных барельефов еле-еле проступают) и пуста, а место захоронения Дария III неизвестно, то и родилась версия о потенциальном «владельце» этого места. Впрочем, Дарию III приписывают и еще одну недостроенную гробницу – в некрополе Накше-Рустам, так что все это довольно ненаучные байки. Однако, скорее всего, Вам эта информация и не понадобится, как не понадобилась она и мне – «Недостроенную гробницу» посещают совсем уже фанаты археологии, обычные туристы обходят ее стороной, вернее – это она лежит довольно далеко от протоптанных тропинок.
Далеко от этих тропинок (вернее – рядом, но не на них) лежат и другие «мелкие» достопримечательности типа фундамента зороастрийского храма огня III века до н.э., железных каркасов - остатков палаточного города Персеполя (в виде пятиконечной звезды к западу от руин, в центре которой находился главный шатер), построенного в 1970-х годах последним шахом Ирана в честь 2500-летия Иранской монархии (как он вычислил точную дату остается загадкой), на некоторое количество фундаментов других построек, некогда окружавших Персеполь, на остатки древней системы водоснабжения и еще несколько совсем уже специфических артефактов.
Ну теперь точно – всё, оставшиеся подробности Вам сообщат экскурсоводы, туристические буклеты и брошюры, увесистые фотоальбомы, а если Вы действительно заинтересуетесь Персеполем, то и более солидные научно-популярные или даже научные издания. Мне же остается лишь рассказать, что стало с Персеполем после того злосчастного пожара в 330-х годах до н.э..
Долгое время обгоревшие руины мало у кого вызывали интерес – сначала Персией правили потомки греков, потом, в первой половине первого тысячелетия нашей эры столица была в Истахре, потом и вовсе «скакала» по стране, а Персеполь воспринимался как священное наследие предков, восстанавливать которое, однако никто не собирался. В VII веке пришли арабы с новой религией и Персеполь попал уже в опалу – на многих барельефах в соответствии с требованиями исламских традиций поотбивали лица у изображенных людей, впрочем, уже тогда над городом образовался довольно большой слой земляных напластований, а называть его стали Тахт-е Джамшид (под таким именем его описал и Фирдоуси в своей поэме «Шахнаме»). Еще через тысячу лет Персеполь увидели первые европейцы, но он не произвел на них никакого впечатления – из-под земли торчали лишь верхушки колонн Ападаны, да редкие остовы дворца Дария.
А вот в эпоху расцвета археологии - в 1910-1930-х годах, когда то тут, то там по всей планете обнаруживали и откапывали самые диковинные древности, нашлись и желающие побродить с лопаткой по Персеполю – сначала немец Э. Херцфельд, потом – американец Э. Шмидт. Начиная с 1931 года руины начали освобождаться от земли и песка, а то, что было возможно восстановить – восстанавливали. По найденным на воротах Ксеркса клинописным текстам удалось установить, что эти руины и есть легендарный Персеполь, видевший на своем веку многих прославленных царей. В 1939 году иранское правительство приняло решение, что нечего иноземцам копаться в истории страны и раскопками занялась Иранская археологическая служба, которую, впрочем, долгое время возглавлял француз – А. Годар, а уж затем эстафету переняли иранцы - М. Т. Мустафави и А. Сами.
Настоящим признанием значения Персеполя в мировой культуре стало внесение его в 1979 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Надеюсь, признание величия этих руин придет и к Вам, как только Вы ступите на лестницу Всех Народов…
Обсудить на форуме На главную страницу
|
|