|
Где находится: по всему городу.
Почему это интересно: потому что Вы решили прогуляться.
Я представлял себе Сантьяго-де-Куба эдаким большим Тринидадом с милыми домиками, ухоженными улочками, красивыми площадями и т.п. Оказалось, что второй по величине город Кубы больше похож… на помойку. Причем как в прямом (очень много мусора на улицах), так и в переносном смысле (визуальная «грязь» настолько распространена, что «милые домики» воспринимаются прямо-таки как оазисы). Нет, не сказать, что Сантьяго-де-Куба так уж плох, он скорее неухожен и диковат, впрочем, в этом тоже можно найти свое очарование.
Итак, психологически к прогулке мы приготовились, так что я немного расскажу Вам о тех интересных с архитектурной точки зрения местах, которые я нашел в городе. Про главную историческую площадь – парк Сеспедеса – я уже рассказал в начале этого раздела, теперь пройдемся по прилегающим к нему улочкам. Пожалуй, главной в этом районе города является узкая улица Энмарада (José A. Saco (Enmarada)). Меня угораздило впервые попасть на нее в субботу, а это тот день, когда улица закрывается для транспорта и становится пешеходной – горожане выходят на нее в поисках покупок (на улице очень много самых разных магазинов), а то и просто прогуляться и послушать уличных музыкантов, которые к полудню заполоняют тротуары. Как мне показалось, именно эта улица является самой ухоженной (в XVIII веке это был бульвар для прогулок с брусчатой мостовой (часть брусчатки сохранилась)), во всяком случае на ней много красивых двух-, трех- и даже четырехэтажных домов самых разных архитектурных стилей – от какого-то замысловатого карибского барокко до хай-тека (большая их часть была построена в начале XX века), носящих следы недавнего косметического ремонта. Насладившись всей этой катавасией, я перебрался на параллельно идущую улицу Агилера (calle Aguilera), некоторые домики на которой также довольно привлекательны. Двигаясь по улице Агилера на восток, можно дойти до симпатичной зеленой площади Долорес (см. описание ниже в этом разделе) с красивым памятником национальному герою Франсиско Висента Агилера (в честь которого и названа улица), а еще дальше – до просторной площади де Марте (также см. описание ниже), вокруг которой можно полюбоваться красивыми двухэтажными особнячками с балконами и колоннами и поглазеть на колонну Независимости.
Теперь вернемся вновь к парку Сеспедаса и прогуляемся от него по идущей параллельно улице Агилера улице Эредиа (calle Heredia). Эта улица названа в честь кубинского поэта Хосе Мария де Эредия-и-Эредиа, дом-музей которого (не очень интересный одноэтажный с коричнево-желтым фасадом, в котором будущий поэт родился в 1803 году) расположился в двух кварталах к востоку от парка Сеспедеса (calle Heredia 260, e/ Hartman (San Félix) y Pio Rosado (Carniceria). Если Вы будете гулять по этому участку улицы Эредиа вечером, то Вас, без сомнения, привлечет толпа зевак, стоящих (а чаще пританцовывающих) у двухэтажного голубенького дома под номером 208. Это так называемый «Дом Трубадура» или «Каса-дель-Трова» (Casa del Trova) – нечто вроде клуба (подобные заведения есть в каждом уважающем себя городе Кубы), в котором ближе к закату собираются музыканты, поэты и просто интересные люди, что бы показать себя друг другу и прочим любопытствующим. Если от музея Хосе Эредиа свернуть в сторону улицы Агилера, то на улице Пио Росадо можно обнаружить монстроподобное неоклассическое здание музея Эмилио Бакарди, а если не сворачивать, то наткнуться на музей карнавала (см. описания этих музеев ниже).
Ну вот, район к востоку от парка Сеспедеса мы немного изучили, пора прогуляться на запад – в сторону залива и порта. Эта местность носит название квартала Тиволи и его главными достопримечательностями являются улица-лестница Падре Пико и так называемый балкон Веласкеса о которых я довольно подробно рассказал в нижеследующих описаниях этого раздела. Вообще, квартал довольно живописен, полагаю, из-за того, что большинство его улиц «прыгают» по холмам – то взбираются наверх, то спускаются вниз в порту. Архитектура здешних небольших домов довольно проста и даже примитивна – эдакая деревянная (иногда – каменная или бетонная) «одноэтажная Америка» с простецкими украшениями на фасадах. Хотя и здесь можно найти нечто неожиданное – например трехэтажный розовый дворец Диего (Diego palacios) в неоклассическом стиле на небольшой площади с высоким раскидистым деревом. На квартал Тиволи похожи практически все прилегающие к заливу рабочие районы города. Пожалуй типичным образцом здешней архитектуры может служить крохотный одноэтажный дом Антонио Масео (calle los Maceos 207, e/ Corona y Rastro, тел. (22) 623-750), в котором в 1845 году родился прославленный генерал, и в котором сегодня можно узнать о его героической жизни.
Похожи на портовые районы и кварталы вокруг казарм Монкада, хотя улицы здесь пошире, а дома не теснятся друг другу и большинство из них имеет свои садики. А ощущение одноэтажности нет-нет да и нарушают бетонные «небоскребы» аж в четыре-пять этажей. Неподалеку, на широком бульваре Пасео де Марти (Paseo de Marti), можно найти занятный голубой дом-беседку, построенный в 1908 году в стиле модерн. Напротив этого дома установлен памятник генералу Хосе Масео Грахалесу, который обнажив шпагу неистово призывает кого-то в атаку.
Раз уж я упомянул о памятниках, то давайте перенесемся на восток Сантьяго-де-Куба, в начало проспекта де лас Америкас (avenida de Las Américas), где стоит бюст негритянскому мужичку с забавной бородкой. Это никто иной, как Франсуа Доминик Туссен-Лувертюр – борец за свободу Гаити и отмену рабства. Именно он «ответственен» за раздел острова Гаити на французскую (ныне государство Гаити) и испанскую (ныне – Доминиканская республика) части в ходе войны конца XVIII века. А кубинцы должны быть благодарны ему за «экспорт» семей французских сахарных плантаторов, которые тысячами бежали с Гаити от восставших рабов на Кубу и везли с собой секреты промышленного выращивания и обработки сахарного тростника.
Тех, кто хочет немного поностальгировать – милости прошу к чахнущему отелю «Лас Америкас» («Las Américas»), что расположен в нескольких шагах от памятника Туссен-Лувертюру – он выглядит точь-в-точь как советские подмосковные пансионаты. А тех, кто интересуется неким подобием стиля хай-тек, не пройдет мимо высотного здания гостиницы «Мелиа Сантьяго-де-Куба» (см. описание в разделе «Сантьяго-де-Куба/Размещение/Отель «Meliá Santiago de Cuba»»), в которой, кстати, удобно передохнуть и перекусить.
На небольшом холме рядом с гостиницей вырос «Лес Героев» – некий абстрактный монумент из белых плит, напоминающий какой-то детский конструктор. Это установленный в 1973 году памятник Че Геваре и его соратникам, погибшим в боливийских горах. На одной из плит красуется знаменитое изречение Че «Hasta la Victoria Siempre», которое можно вольно перевести как «Всегда побеждать».
К северу от «Леса Героев» начинается квартал Виста-Алегре, возникший в 1920-30-х годах как фешенебельный городской пригород. Сейчас, конечно, лоск у частных вилл, которыми и заполнен Виста-Алегре, пооблетел, но в постройках до сих пор можно угадать размах и вкус их бывших владельцев. Занятно, что и тут не обошлось без «паршивой овцы» – на перекрестке улиц M и 9 я обнаружил самую обычную четырехэтажную «хрущовку», которая, однако, весьма импозантно смотрелась среди тропических пальм, да к тому же ее торцевая стена была украшена огромной разноцветной «фреской» какого-то местного художника.
Главной же достопримечательностью квартала Виста-Алегре считается Дворец пионеров на проспекте Manduley. Это настоящий дворец – двухэтажный, с высокими башнями и обилием неоклассических украшений. Он прекрасно смотрится, быть может благодаря своей веселенькой розовой расцветочке. В путеводителе написано, что это Каса дель Карибе (Casa del Caribe) и что внутри расположены библиотека, архив и конференц-зал, но местный жители во весь голос говорят, что это – Дворец пионеров, который до Революции был домом семьи Бош (Bosch), так что кому верить, я не знаю. Зато точно знаю, что описанный в путеводителе африканский центр Фернандо Ортиса (Casa de Estudios Africanos Fernando Ortiz) уже давным-давно не функционирует, да и вообще его архитектура не вызывает никакого интереса – дом как дом.
Пока мы не ушли из Виста-Алегре, давайте заглянем на круглую площадь на пересечении проспекта Manduley и улицы 13. Здесь, в тени невысоких пальм стоит пожалуй самый занятный памятник в Сантьяго-де-Куба – уже упомянутому мной поэту Хосе Эредиа. А занятен он прямо-таки барочным обилием декора (в том числе лирой на постаменте), а главное – скульптурой крылатой музы, которая держит над головой Эредиа свою руку и лавровый венок. Очень уморительно получилось…
Ну вот, пожалуй и все, что я могу интересного рассказать об образчиках архитектуры Сантьяго-де-Куба, так что позвольте откланяться и напоследок посоветовать ознакомиться со следующим описанием – «Церкви», из которого Вы можете почерпнуть знания о культовой архитектуре города.
P.S. До площади Революции с гротесковым памятником Антонио Масео я так и не дошел, так что не обессудьте за отсутствие описания…
Обсудить на форуме На главную страницу
|
|