|
Где находится: по всему городу.
Почему это интересно: потому что гуляя по городу Вы все равно на них набредете…
Из всех многочисленных памятников в Казани меня интересовали лишь несколько – тем людям, которые были мне знакомы своими деяниями и памятники которым можно увидеть только в этом городе. С них я пожалуй и начну свое описание.
Памятник Мусе Джалилю на площади 1 Мая, прямо у входа в Кремль. О Мусе Джалиле я узнал еще в детстве. Как-то моя мама покупала какую-то интересную книжку, а, как это было принято в советских магазинах, «в нагрузку» ее заставили приобрести и небольшой сборник стихов этого татарского поэта. Так и стоял он на книжной полке где-то между Пушкиным и Гоголем и ничем, кроме необычного и запоминающегося имени автора, меня-ребенка не привлекая.
Когда, гораздо позже, в старших классах школы нам по литературе задали написать доклад про какого-нибудь советского поэта, я подошел к шкафу и первой на глаза мне попалась знакомая с детства обложка. Ничего особо не ожидая от малоизвестного автора, я раскрыл книгу… Нет, дальше не будет банальных слов о том, как меня потрясли его стихи и сколько энергии и жизненной силы я в них обнаружил. Нет, я открыл начал с предисловия и… зачитался. Оно было похоже на детектив – молодой комсомолец, участник Гражданской войны, писатель… Но не это было главное, главным оказалось то, что запомнилось на всю жизнь. В 1941 году Мусу Мустафовича Залилова (он родился в 1906 году) призвали на фронт – началась Великая Отечественная война. Немного повоевав на разных фронтах, он был тяжело ранен и попал в плен - в концлагерь Шпандау. Дальше, как в любой идеологической литературе того времени, в предисловии к книге рассказывалось, как он организовал подпольную группу (немцы из национальных меньшинств готовили специальные легионы, надеясь, что они будут мстить за свои обиды русским, но те, как только их отправили на фронт, вернулись в Красную Армию), как устраивал побеги, как, после разоблачения выдерживал мучительные пытки в фашистской тюрьме. Но самое главное – все это время он писал. Он писал стихи в добытых где-то блокнотах, получивших позже название «Моабитская тетрадь» (до нас дошло две из нескольких тетрадей). Писал одержимо, писал вдохновенно, причем делал этот на татарском языке латинскими буквами. Я открыл именно этот сборник и прочел одно из стихотворений. Запомнилось четверостишье, которое было написано уже после того, как на допросе Джалилю сломали руку и раздробили на ней пальцы:
Пускай мои минуты сочтены,
Пусть ждет меня палач
И вырыта могила,
Я ко всему готов.
Но мне еще нужны
Бумага белая и черные чернила!
Что интересно - меня задело даже больше не то, что он до последнего мгновения оставался Человеком и Поэтом, что попирал законы самосохранения, а то, что он черпал вдохновение из Ненависти. Вот это было для меня открытием – движущей силой создания чего-то красивого может быть Ненависть. Стало ужасно интересно, что же было дальше с Джалилем. Оказалось, что все обыденно – никто его героически не спас и за участие в подпольной организации казнен он был на гильотине 25 августа 1944 года в военной тюрьме в Берлине. Как ни странно, на этом страдания поэта не закончились – они продолжались даже после его смерти. Когда наши бойцы в апреле 1945 года заняли территорию той самой тюрьмы, среди куч мусора, разбитой снарядами щебенки и вороха бумаг один из солдат увидел лист бумаги - судя по всему вырванную из книги чистую страницу с написанным от руки текстом на русском языке:
«Я, татарский поэт Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня товарищам-писателям в Москве, сообщат семье». В Москве, однако, рассудили по другому и в 1946 году Джалиля объявили в розыск как изменника Родины и пособника врага, а в 1947 году его имя попало в список особо опасных преступников СССР.
Почему же записка Мусы Джалиля не спасла его репутацию? Кто знает… Времена были такие – как известно, в любом человеке, побывавшим в плену или оккупации видели врага народа. А что же стало со стихами? В 1946 году бывший военнопленный Нигмат Терегулов принес в Союз писателей Татарии маленький блокнотик с шестью десятками стихов Джалиля, затем, еще через год, из советского консульства в Брюсселе пришла вторая тетрадь – из Моабитской тюрьмы ее вынес бельгийский патриот Андре Тиммерманс и, выполняя последнюю волю поэта, отправил стихи на родину. Третью тетрадь привез бывший военнопленный Габбас Шарипов, но она канула в лету где-то в архивах СМЕРШа. До бельгийца цепкие руки Берии не добрались, но и Терегулов, и Шарипов были арестованы и погибли в лагерях, а стихи еще несколько лет не могли увидеть свет. В январе 1946 года в советское посольство в Риме турецкий подданный, татарин по национальности, Казим Миршан принес еще одну – четвертую тетрадь. Сборник отправлен в Москву, где след его потерялся все в той же контрразведке. Видимо, другое четверостишье Джалиля не произвело на его обвинителей никакого впечатления:
Но, если шкуру бренную спасая,
Я отступлю,
Когда земля в огне, -
Мне каждый будет вправе
Крикнуть: "Каин!" –
И пусть в лицо
Отчизна плюнет мне.
До самой смерти Сталина имя Джалиля было под запретом, лишь в 1953 году его удалось реабилитировать (доказать то, что в Берлине он входил в подпольную антифашистскую группу), а в 1956 году он посмертно стал героем Советского Союза.
Какой доклад я тогда написал и как прочел его на уроке я не очень хорошо помню, но, как видите, история эта мне запомнилась надолго. Разумеется, узнав о том, что на одной из главных площадей Казани Джалилю установлен памятник, я решил повнимательнее рассмотреть его. И должен отметить, он меня не разочаровал – при всем его пафосе – босой Муса со связанными руками и опутанными колючей проволокой ногами стоит на камне с гордо поднятой вверх головой, он передает патетический дух его поэзии - все-таки сила Жизни поборола в его стихах силу Ненависти:
Я знаю, как сладко жить,
О, сила жизни победная!
Но я умираю в тюрьме,
Это песнь моя - последняя.
Кстати, надо отметить, что памятник этот установили в 1966 году (к 60-летию со дня рождения поэта, авторы - скульптор В. Цигаль и архитектор Л. Голубовский) не на пустом месте – еще до революции здесь стоял памятник другому мученику – Александру II, убитому террористами. После Великой Октябрьской социалистической революции памятник царю, разумеется, снесли и водрузили на его место композицию «Рабочему-металлисту», которую и заменил сегодняшний памятник Джалилю. Он, если судить по количеству фотографий в интернете (особенно – на фоне Спасской башни), стал настоящим символом Казани – так что не пропустите…
Следующий памятник, который меня заинтересовал, установлен человеку, также проявившему свой незаурядный талант во время Великой Отечественной войны. Только, в отличии от Джалиля, он был не солдатом, а врачом. Врачом, чей метод местной анестезии с помощью новокаина спас немало жизней в полевых госпиталях. Но все жителям Советского Союза этот знаменитый хирург знаком… по запаху. По запаху изобретенной им мази – мази Вишневского. Кому в детстве, да и в более зрелые годы не мазали нарывы и болячки этой коричневой жидкостью с ароматом дегтя и касторки? Неужели этот запах Вам не нравился? Так вот, памятник Александру Васильевичу Вишневскому и был в 1973 году установлен в Казани (на перекрестке улиц Толстого и Бутлерова), - в этом городе с 1926 по 1934 годы Вишневский руководил хирургической клиникой. Авторы памятника - скульптор В.И. Рогожин и архитектор А.А. Спориус не слишком заморачивались – у них получился небольшой бетонный бюст с характерной для всех хирургов позой – пожилой медик, смотря прямо Вам в глаза, заканчивает надевать хирургические перчатки. На постаменте простая надпись – «Академик АМН СССР Александр Васильевич Вишневский». На мой взгляд скромный получился памятник для такой личности, да еще и спрятавшийся среди деревьев рядом с не самым красивым забором одной из городских больниц. С другой стороны все это создает ощущение чего-то очень домашнего и детского – как будто Вы пришли навестить своего дедушку и невольно отвлекли его от важной работы…
А вот памятник летчику, дважды герою Советского Союза, уроженцу Казани Николаю Георгиевичу Столярову, стоит посмотреть не из-за личности героя (пусть даже и прославленной), а из-за личности скульптора. Скульптор этот хотел ваять «новых людей» – он учился в Париже, был увлечен революционным романтизмом, но власть в лице лично Сталина давала совсем другие заказы – на монументальную пропаганду. Иногда эта пропаганда производила фурор, а иногда была простой халтурой, как, например и прижизненный парадный бюст Столярова, установленный в 1950 году в сквере на улице Клары Цеткин в Казани (сам герой умер в 1999 году). Впрочем, скульптор этот знаком, точнее – знакома, нам совсем по другой композиции – это Вера Мухина, автор легендарных «Рабочего и колхозницы», завоевавших признание на выставке в Париже в 1937 году и установленного перед ВДНХ в 1939 году. Ну, и конечно, все знают, что эта скульптура в 1947 году стала визитной карточкой крупнейшей в стране киностудии – «Мосфильма». Да, на мой взгляд немаловажно и то, что другой халтуркой Веры Мухиной стал и предмет, знакомый каждому алкашу – знаменитый советский граненый стакан…
Ну что же, теперь перейдем к моим «мирным» фаворитам. Разглядывая перед поездкой фотографии Казани в интернете на предмет того, чтобы я хотел увидеть из неописанного в официальных путеводителях, я обнаружил забавный памятник «волосатому» дракончику недалеко от Кремля. Он меня заинтересовал и я выяснил, что это не дракончик, а змей Зилант – крылатый символ Казани (легенду о нем см. в разделе «Россия/Казань/Самое главное/Город Зиланта»). Разумеется, его осмотр я не мог не включить в свои планы. На поверку оказалось, что «волосатость» скульптуры объясняется просто – это оттопыренные металлические чешуйки на шкуре диковинного пресмыкающегося. Кроме этих чешуек у Зиланта есть и другие забавные особенности – весело поднятая когтистая лапа, высунутый длинный змеиный язык, хвост, заканчивающийся небольшой змеиной головой, крылья летучей мыши, а венчает все это золоченная металлическая корона. В целом существо получилось не злым и страшным, а я бы сказал кокетливым – ведь оно так любит позировать многочисленным фотографам. Как следует из привинченной шурупами к парапету входа станции метро «Кремлевская» табличке под скульптурой, это «К 1000-летию Казани дар любимому городу от автора Губайдуллина Марата и рекламной группы «Лариса», 2005». В общем получился вполне себе такой символ Казани, ведь Зилант изображен на гербе города…
Следующий памятник, хотя и мирный, имеет и прямое отношение к войне – это знаменитые «Красные ворота» – символ Адмиралтейской слободы (перекресток улиц Халтурина и Богатырева). В мае 1786 года по приказу тогдашнего российского правительства «для удовлетворения Сибирского департамента пушечным и мушкетным порохом» в Казани был заложен казенный пороховой завод, который торжественно открыли в 1788 году. Так вот – в 1888 году решили ознаменовать столетие сего предприятия сооружением Триумфальной арки, которая благодаря своему красно-кирпичному цвету и получила название «Красных ворот». Арка, безусловно, красива – украшена императорскими вензелями, датами «1788» и «1888» и много чем еще интересным. Пороховой завод, действующий и поныне (см. описание «Казань кирпичная» в этом разделе), ухаживает за Красными воротами – поддерживает их яркий цвет на должном уровне. Но и не только – к 200-летию завода, в 1988 году, на площади у Красных ворот появились несколько монументальных барельефных композиций на «пороховые» военные темы – уже, разумеется, советской тематики. Но больше всего меня привлекла прекрасно сохранившаяся… «Катюша». Ничего удивительного – в конце 1941 года именно на Казанском пороховом заводе учеными во главе с Владимиром Шнегасом была разработана рецептура специального порохового заряда для реактивных снарядов легендарных «Катюш». Так вот, в отличии от представленных во многих городах бывшего СССР более поздних «Катюш» на базе «Уралов», казанская «Катюша» поражает своей миниатюрностью и я бы даже сказал – кустарностью – видно, что все сделано из подручных и доступных во время войны средств – и база на основе «ЗИС-5» (во время Великой Отечественной войны этот автомобиль выпускался и под маркой «Урал-ЗИС»), и собственно сама реактивная установка БМ-13 – просто металлические «рельсы» с просверленными в них для облегчения конструкции и более быстрого охлаждения отверстиями. В общем, пороховой завод создал такой милый исторический уголок в старинном промышленном районе Казани – будет время – загляните.
А вот памятник Александру Бутлерову я захотел увидеть потому, что много слышал о нем учась в университете – по первому своему образованию я химик-органик, а Бутлеров – один из самых выдающихся моих «коллег» конца XIX века. Его теории химического строения молекул до сих пор не потеряли своей актуальности и штудируются миллионами студентов по всему миру. Ну разве я мог не посмотреть на памятник этому человеку? И я не был разочарован – установленный в 1978 году у входа в Ленинский сад со стороны улицы Пушкина монумент оказался очень симпатичным. И не мудрено – его творцом был один из самых знаменитых советско-российских скульпторов второй половины XX века - Ю.Г. Орехов (в данном случае ему помогали архитекторы В.А. Петербуржцев и А.В. Степанов), который представил Бутлерова гордо сидящим в кресле с моноклем в руке, а особый пиетет у меня вызвало изображение химического строения одного из органических веществ на постаменте. Да, а что же делает памятник Александру Бутлерову в Казани? Ответ прост – будущее светило химии закончило Казанский государственный университет, а затем в нем же и преподавало.
Ну вот, с теми памятниками, которые я наметил к обязательному посещению в Казани мы закончили, теперь можно перейти к тому, что я увидел просто гуляя по улицам города. Начну с самого забавного. Это памятник… казанским водовозам, открытый 29 августа 2006 года возле здания «Водоканала» (улица Горького). Скульптор Асия Миннуллина подошла к делу творчески (по ее словам, главный смысл, вложенный в творение, заключается в идее о важности воды как источника всего живого на земле и человеческого существования в частности) – хиленькая бронзовая лошадка впряжена в телегу с огромной бочкой, из которой дяденька в национальной татарской одежде специальным черпаком наливает в ведерко воду. А ведерко это, как и соседнее, принадлежит татарской девушке с коромыслом, которая, вместо того, чтобы следить за процессом, стоит о чем-то задумавшись. В общем – милый памятник. Посвящен он неутомимым водовозам, которые, как Вы помните, любят распевать веселые песенки о том, что «без воды – и не туды, и не сюды» – именно они снабжали жителей города водой вплоть до 1874 года, когда в Казани был открыт первый общественный водопровод. «Памятник является нашим подарком жителям Казани ко Дню города и республики», - сообщил на открытии Наиль Замалиев, директор МУП «Водоканал».
Среди других оригинальных памятников Казани стоит отметить загадочную композицию в стиле садово-парковой скульптуры пионерлагерей у крайнего дома на улице Столярова - издалека кажется, что это пионеры салютуют, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что это мальчик как бы прикрывает женщину, которая вытянутой рукой словно пытается кого-то остановить. По какому поводу скульптура установлена и почему именно здесь – никто мне объяснить не смог.
Зато вполне понятно стадо бетонно-цементных верблюдов в натуральную величину, отдыхающих в самом начале Кировской дамбы (улицы Саид-Галеева) – это реклама придорожного кафе «Караван-сарай». Не могу сказать, что эта композиция – верх вкуса, но смотрится по-домашнему, а главное выполняет свою основную функцию – зазывалы…
А вот своеобразный памятник возле Казанского речного техникума на улице Несмелова, на мой взгляд, несмотря на свою простоту, в скором времени станет уникальным. Это – настоящий «Метеор» – знаменитое судно на подводных крыльях конструкции Ростислава Алексеева, перевозившее когда-то по водным просторам Советского Союза и, как ни странно – Китая (туда продали несколько штук) неимоверное количество туристов. Я помню эти суда и в Ленинграде (на них до Петродворца можно было прокатиться), и в Петрозаводске (регулярные рейсы на Кижи), и в Адлере (удобный вариант перебраться в Абхазию), но сейчас их эксплуатация слишком дорога – на них ведь стоят реактивные авиадвигатели, а сколько они жрут керосина… В общем – нерентабельно. Вот и прекращают эксплуатацию «Метеоров» в стране (с 1961 по 1991 годы их выпустили около 400 штук), разве что пока Санкт-Петербург держится… Короче, как я уже говорил, скоро на «живой» «Метеор» можно будет только в музее посмотреть. И в Казани – у речного техникума.
Ну и завершим рассказ о своеобразных памятниках Казани двумя плюшевыми… Нет, они, конечно, сделаны не из ткани, но издалека очень напоминают эту фактуру. На самом деле они… из елок. Да-да – это деревья, которые нанизали на специальный металлический каркас и периодически подстригают, сохраняя заданную форму. Я видел два таких «памятника» – один – гордый символ Татарстана, изображенный на его гербе – крылатый снежный барс, Ак-барс по-татарски. Стоит он в окружении клумбы с багряными маками на площади у истока Булака – там, где эта протока когда-то выходила из озера Нижний Кабан.
Второй памятник, точнее сразу три, встречают возле Кремля всех, кто проезжает по Ярмарочной улице мимо цирка и центрального стадиона. Это слониха с двумя слонятами – одним постарше и другим помоложе. На всех «одеты» цирковые попоны из ярких цветов – хоть сейчас на арену!
Уф… Устали от обилия информации? Тогда переходите к следующему описанию – далее речь пойдет о традиционных памятниках известным и заслуженным людям, кои можно найти в каждом городе мира, так что, при желании, о них можно не читать.
Есть в Казани памятник А.С. Пушкину (у восточной стены Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, скульптор Н.К. Вентцель), который бывал в Казани собирая материал о Пугачеве, есть памятник, точнее – бюст, Л.Н. Толстого (в сквере с березками на перекрестке улиц Толстого и Карла Маркса, скульптор В.Б.Пинчук, архитектор В.В. Кривошеина, 1949 год), который неоднократно навещал своего дедушку - Илью Андреевича Толстого, губернатора Казани в 1815-1820 годах.
Памятник Гавриле Державину, уроженцу Казани, одному из авторов произведений о Козьме Пруткове, заслуживает нескольких отдельных строк. Спроектировал его знаменитый К.А. Тон, причем одел Державина в римскую тогу, придал ему вычурную позу мыслителя, а основание памятника украсил четырьмя барельефами на античные темы. Установили это произведение в 1846 году в саду, который сейчас называется Ленинский. Не знаю, по какой причине, вероятно из-за полной антиреалистичности, но в советское время памятник снесли. А недавно, в 2003 году его реплика (скульптор М. Гасимов, архитектор Р. Нургалиева) вновь появилась в городе – на этот раз в Лядском садике на улице Горького. Тон, конечно, хороший архитектор, но это его творение у меня не вызвало особого эстетического восторга…
Среди «эндемиков» земли татарской стоит отметить памятник древнеболгарскому поэту и мыслителю Кол Гали (в парке Тысячелетия) – подлинный облик героя до наших дней не дошел, но автор памятника представил его в качестве стройного высокого старца с окладистой бородой и проницательным взглядом.
Вызывает удивление своими непропорционально большими размерами памятник татарскому художнику и скульптору Баки Урманче (в скверике в самом конце улицы Большая Красная). Я даже поначалу подумал, что это некий собирательный образ художника (памятник не подписан), но у входа в сквер обнаружил барельеф с подписью Урманче и, таким образом, установил «владельца»…
А вот памятник Карлу Фуксу, известной в начале XIX века казанской личности – педагогу, просветителю, меценату (о непростой судьбе его дома можно узнать в описании «Казань кирпичная» в этом разделе), установленный в Фуксовском садике (в конце улицы Жуковского), не может не вызывать умиления (скульптор А.В. Балашов, И. Козлов, 1998 год). Эдакий лысоватый дядечка в камзоле старинного покроя с тростью в одной руке и старомодной шляпой в другой. Плюс ко всему он выполнен в «натуральную величину», а вместо постамента под ним небольшой, покрытый брусчаткой, «холмик». Так что всяк желающий может по-простецки обнять Фукса и прошептать ему что-нибудь на ухо…
Естественно, есть в Казани и памятник татарскому «Пушкину» – Габдулле Тукаю. Их даже два. Один, также, как и памятник «настоящему» Пушкину, стоит в нише стены (западной) Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Памятник не отличается особой оригинальностью, зато очень гармоничен (скульптор Е.И. Шулик). Второй памятник (на улице Татарстан в районе площади Габдуллы Тукая, скульпторы С.С. Ахун, Л.Е. Кербель и М.М. Писаревский, архитектор Л.Н. Павлов, 1958 год) более пафосен – в советское время Тукая называли поэтом-демократом, поэтому здесь он больше похож на агитатора-Маяковского…
Вот так незаметно мы подошли к последней моей «главе» о памятниках столицы Татарстана – наследию советской эпохи.
В.И. Ленин много раз бывал в Казани, учился в ее университете, поэтому ничего удивительного, что памятники ему разбросаны по всему городу – это и парадный монумент в чисто советской манере на площади Свободы – главной административной площади города (скульптор П.П. Яцына, архитектор А.И. Гегелло, 1954 год), непонятно как сохранившийся до нашего времени, и молодой Володя Ульянов в образе студента-отличника у главного входа в КГУ (скульптор В.Е. Цигаль, архитектор В.В. Калинин, 1954 год). Но есть в Казани и «доморощенные» Ленины – с вальяжной рукой в кармане брюк в сквере в начале улицы Первого Мая и особенно умильный миниатюрный «серебрянный» Ленин в сквере на перекрестке улиц Габдуллы Тукая и Ахтиямова – в традиционной для всех лениных позе с вытянутой правой указующей рукой и левой, держащейся за лацкан пиджака. Оба эти Ленина напоминают беспризорников – постаменты у них разрушаются, да и сами они явно пострадали в первые годы демократии от бурных выражений антикоммунистических настроений…
А вот народный любимец Киров в Казани представляет из себя эдакую помесь добра-молодца с иванушкой-дурачком – стоит Киров в сапогах, в распахнутом пальто и малоизящным «домашним» жестом приветствует всех проходящих мимо корпуса «Б» Казанского государственного технологического университета (улица Карла Маркса), не забывая при этом посмотреть на них добрым взглядом. Я пришел в полный восторг от подобного образа.
Наследием советской эпохи можно считать и установленный в Ленинском саде памятник жертвам политических репрессий – гранитную стелу с надписями «прости» на нескольких языках. Но по-настоящему можно расстаться с прошлым во дворе одного из полуразвалившихся частных деревянных домов на улице Дулат Али. Я туда забрел случайно и никак не ожидал увидеть там… вросшие в землю и заросшие кустами огромные головы Калинина и неизвестного мне мужика с татарскими скулами. Увидеть их, былых героев со строгими взглядами, покоящихся среди кучи бытового мусора – это очень впечатляет. Настоящий символ времени, а не какая-то дешевая инсталляция псевдохудожника…
Здесь я, пожалуй, завершу свой рассказ, добавлю лишь что о некоторых других памятниках я еще упомяну в описании «Парки» ниже. Надеюсь, хотя бы часть из вышеизложенной информации Вам пригодится…
Обсудить на форуме На главную страницу
|
|