|
Где находится: по всему городу.
Почему это интересно: потому что архитектура церквей Псковщины уникальна.
Действительно – приземистые, похожие то ли на бочки, то ли – на печки, эти церкви запоминаются своими добротностью, простотой и горделивостью. Они – словно иллюстрации к русским народным сказкам. При всем при этом они все похожи (так, во всяком случае, мне показалось) друг на друга. Нет, безусловно, построены они не по типовому средневековому проекту, но как-то… пресненько – без индивидуального декора, без внешней изюминки… Хотя, разумеется, многие из них по-настоящему интересны.
Вот о них то я и расскажу.
Начну с Завеличья. Прямо на у Ольгинского моста стоит одна из самых знаменитых (в первую очередь своей огромной колокольней – см. описание «Колокольни» ниже) и больших церквей Пскова – Успения с Пароменья (Рижский пр-т, д. 2). Построена она в 1521 году на месте более ранней церкви 1444 года, у некогда существовавшей здесь паромной переправы через реку Великую – отсюда начиналась дорога в Прибалтику. На фотографиях начала XX века хорошо видно, что она была архитектурной доминантой всего левого берега реки. В наше время она «прогибается» под нависшем над ней мостом и теряется на фоне стоящих за ней многоэтажек. Вообще, церковь эта довольна неуклюжа, хотя эффектно завершается главой с крестом, на перекладине которого помещен голубь - символ Святого Духа. Легенда утверждает - пока голубь восседает на церкви Успения - благодать Святого Духа не отойдет от Пскова.
С 1938 по 1994 годы церковь была недействующей.
Рядом с церковью Успения есть священное для всех псковичей место – оно отмечено памятным металлическим православным крестом и часовней. По преданию, именно отсюда будущая княгиня Ольга увидела божественное знамение – три солнечных луча, сходящихся вместе – символ Святой Троицы. Судя по количеству засохших цветов и их оберток – это место – непременная точка, где должны засветится все местные молодожены. Ну а первой тут «отметилась» сама Ольга – после постройки Троицкого собора на месте своего видения она установила дубовый крест.
Сама часовня Святой Ольги была построена здесь в псковских архитектурных традициях в 2000 году, что, как я понял, вызвало неоднозначную реакцию горожан.
А вот с другой стороны Ольгинского моста затерялся настоящий шедевр русской архитектуры – часовня Святой Анастасии. Построили ее в 1911 году по заказу управления внутренних водных путей и шоссейных дорог и по проекту знаменитого архитектора А.В. Щусева, а роспись внутри сделали по эскизам Николая Рериха. Щусев придумал очень стройный, лебединый, силуэт куполу часовни, а саму ее сделал основательной – в форме куба. Когда-то она стояла прямо у дороги, подле первого постоянного моста через реку Великую.
После революции часовню закрыли, росписи забелили, а помещение стали использовать для хозяйственных целей. Газета «Псковский набат» в 1923 году сообщала: «На Рижском шоссе у самого входа на мост Красной Армии находится часовня. Пора бы закрыть ее и превратить в книжный киоск магазина «Новая жизнь», что принесет несомненную пользу». И часовня святой Анастасии была закрыта в 1924 году, как «безприходная и не представляющая никакой ценности», о чем тот же «Псковский набат» не замедлил отчитаться: «Губисполком очистил часовню с моста Красной Армии. Предметы культа передаются в Пароменскую церковь, а в киоске будет продаваться литература и газеты». Но как «светоч культуры» часовня использовалась не долго и со временем были утрачены глава и барабан.
В 1970 году при реконструкции моста часовню планировалось снести, но благодаря усилиям псковских архитекторов, она была спасена, и ее перенесли на самый берег, в низину, да еще и практически – под мост. В наше время плюс ко всему она оказалась на территории какого-то туристическо-гостиничного «долгостроя», так что полюбоваться ею во всей былой красе весьма сложно…
Если пройти по берегу реки от Анастасьинской часовни к Спасо-Преображенскому Мирожскому монастырю, то по дороге можно натолкнутся на церковь Климента Папы Римского (Ольгинская набережная, д. 16). Когда-то это была главная церковь Климентовского монастыря, впервые упомянутая в 1354 году. В 1615 году, при осаде Пскова войсками Густава-Адольфа, монастырь был разорен шведами, а затем упразднен, церковь же, построенная в XVI веке, передавалась от одного прихода к другому, в советское время была закрыта, а с недавних пор вновь стала действующей. Интересна она не столько архитектурными особенностями, сколько прекрасной вписанностью в общую панораму левого берега Великой, что особенно заметно с противоположной стороны реки.
От церкви Климента Папы Римского можно углубиться в Завеличье и неподалеку, на улице Мирной (дом № 1) подивится совершенно не характерным для Пскова храмом – церковью Святого Александра Невского Омского полка.
Построили ее в 1907-1908 годах как «домовую» церковь расквартированного здесь 96-го Омского полка. Построили из красного кирпича в русском стиле – с довольно эклектичным декором. В 1918 году богослужение в церкви прекратили, колокольню и верхнюю часть главы сломали, устроив в храме «революционный красноармейский театр», а затем - гарнизонный Дом офицеров. С 1992 года церковь передана Псковской епархии и постепенно восстанавливается – так, 18 апреля 1995 года на колокольне появилось 8 «президентских колоколов», отлитых на Урале в честь 775-летия Александра Невского. Пять основных колоколов именные, с дарственной надписью первого президента России - Б. Н. Ельцина, самый маленький весит 8 кг, большой, с образом Александра Невского - 660 кг, а в 1996 году палехские мастера подарили церкви икону с житийного циклом Святого Александра Невского. Позолоченный же крест над храмом изготовлен псковскими кузнецами.
Еще в Завеличье стоит отметить несколько менее интересных церквей:
- Николы Каменноградского (ул. Розы Люксембург, д. 17, XIV-XV веков) – главный храм былого Никольского мужского монастыря с большой каменной оградой (отсюда и название церкви) XVI века (не сохранилась), а теперь – единственная старообрядческая церковь во Пскове.
- Жен-Мироносиц со Скудельниц (Коммунальная ул., д. 11, 1546 год) - храм на Мироносецком кладбище, на котором были братские могилы умерших во время эпидемий – так называемые «скудельницы». С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной, но позднее в XVIII веке Мироносецкий монастырь был упразднен, а церковь обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, до тех пор, пока в ней не разместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии, при нем с 1992 года открыта православная школа для детей.
- Собор Рождества Иоанна Предтечи Ивановского монастыря (ул. Горького, д. 1, начало XII века). Иоанно-Предтеченский девичий монастырь был основан в 1240 году княгиней Ефросиньей Рогволдовной - теткой известного псковского князя Довмонта, она же стала первой игуменьей монастыря, погребена здесь же, в Иоанновском соборе, который с того времени стал усыпальницей псковских княгинь, (а много позднее, в XIX веке - и губернаторов города). В 1615 году шведы захватили монастырь и использовали его как артиллерийский плацдарм для обстрела Крома. В 1921 году монастырь и собор, одни из древнейших в городе, построенные в новгородском стиле, были закрыты, богослужения возобновились лишь через 70 лет, в 1991 году.
Теперь перейдем в главное место скопления псковских церквей – Средний и Окольный город.
Недалеко от Крома, на высоком берегу реки Псковы, стоит за высоким забором церковь Петра и Павла с Буя (ул. Карла Маркса, д. 2). Мне она запомнилась выразительностью пропорций, симпатичной колоколенкой, а главное – импровизированной колокольней из железных балок различной длины во дворе (на настоящей колокольне колоколов давно нет).
Храм поставлен на месте древнейшего городского кладбища - Буя, у крепостной стены Среднего города, над Псковой.
Нынешний храм - далеко не первоначальный, а по крайней мере третий по счету. Первый храм существовал в начале XIV столетия, был разобран в 1373 году и перенесен на другое место. В 1404 году Псковичи выстроили стену по берегу Псковы от Рыбницких ворот до церкви Петра и Павла, вследствие чего церковь очутилась в углу между двумя стенами: набережной стеной 1404 года и поперечной 1309 года. Долго ли существовал второй храм - неизвестно, но в 1540 году летопись опять упоминает о сооружении каменной Петропавловской церкви в том же Старом Застенье, где была и прежняя церковь - она-то и есть ныне существующая.
Городские легенды утверждают, что это был любимый храм Петра Великого, и когда царь наведывался в Псков, то непременно молился в Петропавловской церкви, читал Евангелие и пел на клиросе.
Почти в конце той же улицы Карла Маркса стоят еще две церкви – Покрова от Торга и Николы Явленного от Торга. Когда-то они стояли на территории Торга, отсюда и их название.
Церковь Николы Явленного от Торга (ул. Некрасова, д. 35) расположена на Новом Торге, что появился в Пскове в 1510 году, после присоединения к Москве. Церковь Николы от Торга известна с XVI века, но позднее она значительно перестраивалась. Нынешняя, пятиглавая, с великолепной трехъярусной звонницей, церковь перестроена в 1676 году, после большого пожара, уничтожившего многие деревянные постройки города, в том числе и церковь Параскевы Пятницы, развалины которой видны и поныне на Кожевенной улице. В этой церкви находился чудотворный образ святого Николая. Прихожане Параскеевской церкви соорудили тогда нынешнюю каменную церковь святого Николая, при которой устроили придел святой Параскевы и перенесли в эту церковь спасенный чудотворный образ.
В 1843 году Никольская церковь была отдана старообрядцам, пожелавшим воссоединиться с православной церковью, а чудотворную икону Святого Николая перенесли в соседний храм Покрова от Торга.
Вскоре после революции 1917 года храм был закрыт и долгое время в храме располагались складские помещения, а в 1995 году храм Николая Чудотворца был передан Псковскому духовному училищу.
Церковь Покрова от Торга (ул. Карла Маркса, д. 36) доминирует своими худосочными пропорциями над большим перекрестком улиц Карла Маркса и Некрасова. В 1522 году, когда в Пскове начался великий мор, воевода князь Михайло Васильевич Кислой (Кислица) запер улицу с обоих концов, но мор не прекращался. Тогда князь московский Василий III велел псковичам во избавление от гнева Божия поставить на средства казны Покровскую церковь. В 1590 году деревянная церковь Покрова Божией Матери сгорела и была перестроена уже в камне, но в 1676 году сильнейший пожар уничтожил и эту церковь, после чего она была капитально перестроена.
Церковь Покрова от Торга была закрыта 5 мая 1936 года и в начале ее передали «Псковторгу» под склад, а в 1939 году в ней устроили клуб и контору линейно-технического узла. В 1990-е годы церковь Покрова от Торга была передана Псковской епархии и в настоящее время – это церковь при Духовном училище.
Вернемся теперь к Крому. Еще одна церковь подле него - Михаила и Гавриила Архангелов на Городце (Советская ул., д. 18).
Церковь Михаила Архангела построена в 1399 году, а 1920-30-е годы она являлась кафедральным собором Пскова, так как Троицкий собор был закрыт для проведения служб. Впрочем, и ее в 1936 году закрыли…
Эта первая каменная церковь в посаде имела важнейшее значение для города - к ней стекались все дороги: Великая (ул. Советская), Трупеховка (Октябрьский проспект), Петровская (Новгородская, ныне - К. Маркса), Званница (Леона Поземского) с Запсковья, Изборская (Рижский проспект) - от Завеличья, рядом был знаменитый псковский Торг.
Церковь доныне сохраняет это значение, хотя претерпела много изменений. Снаружи обозреть, а тем более сфотографировать ее непросто – слишком уж тесен внутренний двор, зато внутри храма можно полюбоваться довольно большим иконостасом. А вот приземистую колокольню видно хорошо – она выходит на улицу Советскую.
Если пройти чуть дальше от Крома по улице Советской, то выйдешь к настоящему «оазису» церквей – на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга находится сразу пять храмов.
Начнем с нечетной стороны улицы. Дом № 19 – церковь Николы с Усохи 1536 года постройки (на месте более древнего – 1371 года, сгоревшего при пожаре). На месте, где стоит церковь, находилось обширное болото, называемое «усохою» - это название и перешло на церковь.
Очень часто фотографии и планы этой церкви приводится как иллюстрация к статьям о псковской культовой архитектуре – ее пропорции и стиль признаны классическими в этом отношении.
«В то время это было второе по величине здание после Троицкого собора. Теперь оно не менее чем на два метра от первоначального основания закрыто напластованиями, наросшими с XVI века» – говорится в одной из таких статей.
В XVII веке храм оказался в сильно запущенном состоянии, верхние части его были размыты водой и осыпались, своды поросли травой и кустами. Ремонт, сделанный в конце того века, лишил здание его восьмискатного покрытия, а вместе с тем и его былой стройности, изящное здание стало после этого грузным, приземистым, барабаны глав его от переделки крыш укоротились, фасады здания опростились, приняли грубоватый характер.
К концу XVIII века церковь Николы еще более «заросла» землей, продолжали искажать ее и перестройки XIX века, в XX веке храм потерял иконостас, в котором еще оставались древние иконы, и все внутреннее убранство, а во время Великой Отечественной войны он горел.
Начатая в 1946 году реставрация храма осталась неоконченной, зато к 1974 году ему вернули древние формы одного из наиболее значительных памятников псковского храмового зодчества XVI века. В настоящее время церковь Николы с Усохи - филиал Псковского музея-заповедника.
Церковь Николы с Усохи сохранила удивительную пристройку с юго-востока, известную в Пскове как «часовня неугасимой свечи». Эта небольшая, с крохотной изящной главкой усыпальница прорезана крупными арками, - и по контрасту форм (приему, которым мастерски владели псковичи) обращает на себя внимание. В глубокой полукруглой нише часовни был написан лик святителя Николая Чудотворца, а перед ним постоянно теплилась лампада и горели свечи, - отсюда и название часовни.
Церковь имеет свою легенду: Иван Грозный, в бытность свою во Пскове после Новгородского разгрома, приказал отрубить уши большому колоколу, от звона которого испугался под ним конь. Во время экзекуции, из ушей колокола потекла кровь. Подобную легенду приурочивают ко многим церквям, например, то же самое рассказывают про один из колоколов Софийской Новгородской звонницы.
Если пройти от церкви Николы с Усохи ближе к реке Великой, то на улице Профсоюзной (дом №1) можно увидеть здание, которое когда-то было весьма знаменитой церковью Богоматери Одигитрии на Печорском подворье, 1685 года постройки.
В древности здесь пролегала замечательная, богатая поворотами и ракурсами улица Враговка, соединяя красивейшие церкви: Василия на Горке, Николы с Усохи и Одигитрию.
Здесь располагались наиболее красивые архитектурные комплексы - Княжий двор, подворья Спасо-Елеазаровского и Псково-Печерского монастырей, «Красный двор» с церковью Пантелеймона и ряд церквей. В XVII веке в этот передний ряд были внесены новые здания, украсившие панораму. Наиболее выдающимся из них являлся храм Одигитрии на Печерском подворье, ставший здесь, после Троицкого собора, пожалуй, наиболее сильным архитектурным акцентом. Огромный купол главы церкви, покрытой блестящей поливной черепицей, золоченые кресты 5 более мелких глав и 9 глав колокольни воспринимались отовсюду... Церковь Одигитрии звучала необыкновенно ярким, мажорным пятном, придававшим более праздничный характер всей картине города.
Сегодняшний храм мало чем напоминает это чудесное описание – сейчас он утратил все купола, а внутренние помещения используются Онкологическим диспансером (а до войны здесь располагалась ТЭЦ). Да и весь замечательный ансамбль бывшего Печерского подворья, являвший фантастически-прекрасный сплав псково-московских традиций, ныне оставляет крайне печальное зрелище, хотя до сих пор угадывается его былое величие и великолепие…
Ну ж что же, теперь можно вновь вернуться на Советскую улицу, где в небольшом парке прячется церковь Василия Великого на Горке (Октябрьский проспект, д. 5). Это – единственный сохранившийся памятник времен расцвета Псковской республики – построена церковь была в 1413 году (хотя в XVI веке ее разобрали и соорудили заново).
Поражает ее изумительная «вписанность» в пейзаж - точно церковь выросла на живописном холме сама по себе.
Горка, на которой возвышается этот храм, окруженный зеленью деревьев, в древности представляла как бы островок посреди обширного болота, а у самого ее подножия протекал ручей Зрачка, ныне превращенный в улицу Пушкинскую. Впоследствии, в 1375 году, по берегу ручья была сооружена стена Среднего города и она проходила как раз возле церкви, тут же стояла башня, с которой открывался вид на далекое пространство. На башне висел осадный колокол - 8 сентября 1581 года удары этого колокола возвестили граждан о начавшемся приступе вражьих полчищ Батория.
После революции 1917 года церковь была закрыта, в 1950 году на памятнике были произведены консервационные работы и до недавнего времени в помещении церкви Василия на Горке располагалось архивное хранилище. Однако в 2002 году в ней, оставленной без присмотра и превратившейся в приют для беспризорников и наркоманов, случился большой пожар, в результате которого древний храм пострадал очень сильно – сгорели перекрытия, кровля, рухнула одна стена…
По другую сторону Октябрьской площади (Октябрьский пр-т, д. 9) стоит церковь Анастасии Римлянки в Кузнецах, выделяющаяся среди псковских церквей совершенно «нормальной», довольно стройной, колокольней. Впервые церковь Анастасии в Полонище (это ее другое название), на Кузнецкой улице была поставлена в 1488 году. По преданию, ее построил Василий Дол в память о жене и дочери, носивших имя Анастасии. Однако, Псковская летопись повествует, что деревянная Анастасиевская церковь была поставлена во время сильного мора, когда псковичи соорудили в один день «церковь деревянную святую Анастасию, на Полонище, на Кузнецкой улице, на Яковлеве посадничьи огороде, на Горке».
Нынешняя каменная церковь сооружена в 1539 году, а вот упомянутая мной колокольня в стиле классицизма – в 1819-1827 годах.
Вскоре после революции церковь святой Анастасии была закрыта, но в настоящее время храм передан обратно епархии.
Совсем рядом с церковью Анастасии Римлянки стоит церковь Вознесения (Новое) (ул. Некрасова, д.20) – главная церковь существовавшего здесь до 1764 года женского Нововознесенского монастыря, основанного в XIV веке (сама церковь – 1467 года постройки). Определение «Новое» дано по соотношению к более раннему Старовознесенскому монастырю (см. ниже).
В 1805 году, из-за ветхости церковь собирались разобрать, но псковичи подали Александру I прошение о сохранении древнего храма, обещая обеспечить его существование. Пожертвованных денег не хватило, к 1888 году церковь совершенно зачахла и крыша ее поросла травой, но в том же году ее и начали восстанавливать.
На западной стороне церкви находится звонница, которую знаменитый И.Э. Грабарь называл «самой прекрасной из звонниц». «Построенная, вне всякого сомнения, вместе с церковью в 1467 году – пишет Грабарь - она изумительно стройна по своим пропорциям, в которых ничего нельзя изменить к лучшему. Здесь нет ничего лишнего и все логично до последней возможности. Звон должен быть высоко, чтобы его далеко было слышно, - и его поднимают на возможную высоту. Низ его использован для складов и имеет только такие оконца, какие вызываются безусловной необходимостью. При этом звонница совершенно не испорчена и в этом отношении представляет совершенно редкое исключение».
Ныне этот небольшой храм используется как фондохранилище Псковского музея-заповедника.
Двигаясь все дальше от Крома, следует зайти на улицу Детскую, где во дворе обычной пятиэтажки и бассейна стоит одна из самых забавных церквей Пскова – Преполовения Пятидесятницы (ул. Детская, д. 3), которая принадлежала подворью Спасо-Елеазаровского монастыря и была построена в 1468 году. Забавности церкви придает ее пузатая, словно присевшая от собственной тяжести на корточки, колокольня.
Пройдясь по набережной реки Великой, можно увидеть поистине сказочную церковь – Георгия со Взвоза (ул. Георгиевская, д. 1), построенною в 1494 году в живописном месте у переправы через реку («взвозами» назывались во Пскове подъемы, устроенные от реки к берегу). Много раз я видел ее в детских книжках в качестве… русской печки. Да-да – эта церковь ну уж очень смахивает на обычную русскую печь. И вместе с тем она удивительна гармонична и пропорциональна. Ну а про прекрасную вписанность ее отточенного силуэта в ландшафт я уже не говорю – псковичи отлично это умеют делать.
Самое обидное, что в настоящее время сей древний храм используется как складское помещение.
Недалеко от церкви Георгия со Взвоза, на той же Георгиевской улице (дом № 3а) стоит голубая церковь Успения с Полонища 1811 года постройки. С начала XV века до 1784 года на этом месте располагался женский монастырь Успения Богородицы, отсюда и название нынешней церкви. Со своими абсолютно классическими, ампирными, чертами она кажется вычурной и чуждой для Пскова. Это ощущение усугубляют колонны на фасаде и колокольня в том же стиле.
После революции церковь Успения с Полонища была закрыта и в годы советской власти здесь располагался архив, затем, в перестройку, - молодежный театр и молитвенный дом церкви Эммануил, а сейчас он вновь принадлежит Русской Православной церкви.
От церкви Успения с Полонища рукой подать до территории бывшего Старо-Вознесенского монастыря (ул. Советская, д. 62-64). Монастырь известен с XIV века - это был парадный ансамбль на традиционном месте встречи чудотворных икон, владык, князей - на древней улице Пскова. Центром его был храм Старое Вознесение конца XV века – довольно большой и мощный псковский храм.
Окончательное же формирование ансамбля монастыря относится к середине XIX века – эпохи господства ампира, в стиле которого по соседству с церковью Старое Вознесение в 1833 году строится церковь Рождества Богородицы с колокольней, остатки которой в наше время (с 1972 года) используются как планетарий.
От бывших монастырских построек по улице Свердлова удобно выйти к церкви Иоакима и Анны (ул. Калинина, д. 26) – типичной псковской церкви XVI века, освященной в честь родителей Богородицы – Иоакима и Анны. Стоит она на пригорке, ничем особенно не выделяется из десятка подобных ей церквей и напоминает «типовое» строительство.
Ну что же, вот мы, практически, и дошли до стены Окольного города. Здесь, у Покровской башни, приютилась одна из самых интересных, на мой взгляд, архитектурных изюминок Пскова – церкви Покрова и Рождества Богородицы (ул. Свердлова, д. 1). Эти два небольших храма – абсолютные сиамские близнецы. У них одна общая центральная стена, а сами они точь-в-точь повторяют друг друга, добиваясь абсолютной симметрии общей композиции – такого я не видел нигде.
Интересна и легенда, связанная с церковью Покрова, построенной в 1399 году - в 1581 году во время осады Пскова Стефаном Баторием, старцу Дорофею было видение Пресвятой Богородицы на месте будущего штурма поляков – поэтому церковь иногда называют «Покрова от Пролома», а перед храмами стоят два памятных креста в память об этом событии. Богородица явила чудо и спасла Псков от завоевателей, как это случилось с Константинополем в IX веке (подробности см. в разделе «Турция/Стамбул/Достопримечательности/Церкви»). В честь этой победы в 1582 году руководители обороны города перестроили Покровскую церковь, присоединив к ней церковь Рождества Богородицы. Внутри церкви кажутся еще более крошечными и от того – игрушечными…
Ну что же, у нас, любителей псковских церквей, остался последний район города для их изучения – Запсковье.
У Троицкого моста через реку Пскову, ведущего от Крома в Запсковье, стоит церковь Козьмы и Дамиана с Примостья (ул. Леона Поземского, д. 7). Вначале здесь был деревянный храм, сгоревший в 1462 году, на месте которого в 1463 году появился каменный храм во имя святых врачей-бессеребряников и кузнецов Козьмы и Дамиана.
Церковь эту видно еще с моста – ее массивные каменные стены нависают над всем кварталом. А вот вблизи рассмотреть ее тяжело – уж слишком неуклюже она нынче заточена внутри каменной ограды. Некогда вся громоздкая церковь служила основанием легкой многопролетной звоннице, видимой издали, но недошедшей до наших дней.
Свернув перед церковью Козьмы и Дамиана с Примостья направо, на улицу Герцена, можно дойти до храма Богоявления с Запсковья (ул. Герцена, д. 7) – настоящего шедевра псковской архитектуры 1495 года постройки (на месте более раннего храма – 1397 года).
Она великолепно венчает холм на берегу реки Псковы, над бывшими бродами, а ныне – пешеходным мостом.
В настоящее время вялая реставрация церкви продолжается, но даже высокий деревянный забор, окружающий ее, не может спрятать суровой красоты храма.
Дойдя вдоль древнего земляного вала до перекрестка улиц Герцена и Гремячей, можно пробраться на берег Псковы, где стоят остатки мужского Гремяцкого монастыря – церковь Козьмы и Дамиана с Гремячей горы 1540 года. В 1764 году монастырь был упразднен, а церковь, постепенно ветшая, дошла до наших дней со значительными искажениями и утратами. В панораме города небольшой храм великолепен, но подходя ближе... видим печальные следы небрежения и запустения.
Под горой сохранилась монастырская трапезная, долгое время использовавшаяся как цеха кожевенного завода, а позже – как военная хлебопекарня.
От Гремячей горы вернемся в «центр» Запсковья, где у изрядно обветшавшей стены Окольного города стоит церковь Нерукотворного Образа Иисуса Христа (Образская) (ул. Первомайская, д. 27), сооруженная в XVII веке недалеко от Ильинских ворот и Образской башни. В 1487 году здесь поставили в один день обетную деревянную церковь по случаю избавления от «великого мора» - чумы, а позднее храм заменили каменным.
Колоритное название местности «жабья лавица» (нередко церковь именуют «Образская у Жабьей лавицы») напоминает о топком месте, где необходимы были деревянные доски – «лавицы» - настилы для переходов к церкви.
Послевоенная жилая застройка скрадывает и без того не шибко выразительные черты этого храма, а отсутствие лавиц в наши дни затрудняет подход к нему из-за окружающей грязи.
На соседней с Образской церковью улице Волкова стоит церковь Ильи Пророка с Мокрого Луга (Ильи Мокрого) (дом № 9) 1677 года постройки – главный храм бывшего мужского Ильинского монастыря – «Илья Мокрый» - назван так в отличие от «Ильи Сухого», который был на Завеличье (не сохранился).
Это – совершенно безликий и эклектичный храм, не вызвавший у меня ни малейшего интереса…
А вот на перекрестке улиц Набат и Леона Поземского стоит одна из самых прекрасных псковских церквей - Воскресения со Стадища (ул. Набат, д. 4а) 1532 года. Как и многие другие церкви города, она раньше принадлежала упраздненному монастырю – девичьему Воскресенскому, стоявшему в местности под названием «Стадище».
Тяжеловесность, «пузатость» храма, вырастающего из небольшого холма, придает его архитектуре еще большую цельность и выказывает народный, полный практической сметки вкус и выразительность. Особенно рекомендую осматривать сие произведение архитектуры на закате.
И, наконец, последняя церковь Окольного города Завеличья - Варлаама Хутынского на Званице 1495 года (ул. Леона Поземского, д. 53).
Первоначальная церковь была деревянной, поставлена по обету для избавления от «великого варлаамовского мора» 8 декабря 1466 года, которую и заменили в 1495 году на каменную.
К началу XVIII века церковь обветшала, но была вновь перестроена в XIX веке, а в советские годы здесь располагался склад, затем кинотеатр. Недавно церковь отреставрировали, из-за чего она кажется скорее «новоделом» нежели историческим памятником…
Ну вот, вроде бы я перечислил все основные псковские храмы, достойные посещения, так что если не устали от столь многословной теории – переходите к практике…
Обсудить на форуме На главную страницу
|
|