Стамбул. Самое главное.

Яндекс.Погода
Золотой город.

Вид на центр европейской части города из азиатского района Харем

«Караван Онфима через четыре дня подходил к Царьграду. Величавая громада святой Софии вырастала с каждым часом.
Близка заветная цель!
Гребцы дружно ударяли веслами. Цветущие берега Босфора медленно уходили назад…
И вот уже совсем близко полуостров между Пропонтидой и Золотым Рогом, где раскинулся великий город, красивейший в мире.
Русские суда взяли вправо, так что город остался у них с юга.
Царьград величаво возвышался на семи холмах. Быть может, их было и не столько, но в древности число «семь» считалось священным, и летописцы старались приспособить топографию главнейших городов мира к этому числу. Так и Рим гордо именовал себя «семихолмным», а впоследствии и Москву считали расположенной на семи холмах, и поэт писал: «Сколько храмов, сколько башен на семи твоих холмах!»
Почти на самом мысе, ближе к югу, возвышался белокаменный императорский дворец, поднимаясь от берега в гору. Он был соединен крытыми переходами с гаванью Вуколеон. Но эта гавань была не для наших скромных мореплавателей - она предназначалась для императорских кораблей. Далее виднелся златоглавый дворцовый собор, за ним снова ярус за ярусом палаты и великолепные церкви, и все подавляла грандиозная София с устремленным к небу огромным куполом - нетленное чудо света, предел человеческих мечтаний...
Да, не было в мире города более пышного по внешнему виду, чем сверкающий белизной Царьград. И русские, впервые попадавшие в него, говорили, что Киев по сравнению с ним кажется очень скромным городом.
И снова вдоль берега тянулись храмы, палаты, дворцы. Вот поднимается массивный громадный замок Петрион, а там вдали виден дворец императора-летописца Константина Багрянородного, и уже на самой границе города стоит великолепная церковь Влахернской божьей матери и рядом Влахернский дворец - вторая резиденция византийских императоров.»
Это цитата из книги «Царьградская пленница» Александра Волкова (автора «Волшебника изумрудного города»). В детстве его исторические произведения меня жутко захватывали, а прочитав про «самый пышный в мире» город, да еще с таким названием – Царьград – я непременно решил в нем побывать. Тот час же узнал, что этот легендарный Царьград… всего-навсего турецкий Стамбул. Турция тогда была одной из стран-врагов СССР, так что увидеть Царьград, как я понял, мне будет довольно тяжеловато. Но детская мечта так и осталась, отложилась где-то в глубине моего мозга, так что при каждом упоминании Стамбула, он (мозг), автоматически выдавал мне информацию о том, что это легендарный Царьград, город, после покорения русскими которого (тут я испытывал гордость за свой народ), их (русских) предводитель - Вещий Олег – прибил свой щит к знаменитым Золотым Воротам. Эту информацию я получал от мозга все детство, так что она накрепко засела в мою память. Последующие годы, естественно, наслоили что-то свое, упрятав Царьград куда-то далеко, так что желание увидеть Стамбул во мне стало уже каким-то подсознательным.
И вот, вернувшись из поездки в него, я вдруг вспомнил, что в общем-то обязан этой поездкой старой детской книжке. Разыскал ее, перечитал некоторые страницы. Перечитал даже с интересом, ибо Волков удивительно живо описывает обстановку в Константинополе времен его расцвета – начала XI века. Кстати, ознакомиться с некоторым цитатами из книги Вы можете в разделе «Достопримечательности», ибо я не удержался, и украсил ими свои россказни…
Теперь, когда Вы поняли, с каким настроением я совершил поездку в Стамбул, я немного расскажу об общих своих впечатлениях о городе.
Первое потрясение (именно – потрясение) ждало меня у самого аэропорта – как только мы выехали на дорогу, я увидел… В общем, я не увидел ничего необычного в принципе, но увидеть такое в Турции, в стране, о которой я слышал весьма нелестные отзывы, я никак не ожидал. Я увидел много, очень много, новых и совершенно чистых автомобилей. Привыкнув за свою жизнь в Москве к тому, что по дорогам могут ездить совершенно невообразимые колымаги и таратайки, повидав множество подержанных европейских машин в африканских странах, видев апофеоз человеческой смекалки, направленный на поддержание стародавних машин в рабочем состоянии на Кубе, я полагал, что достаточно отсталая Турция встретит меня примерно тем же. Ан нет – вокруг шныряли, даже не шныряли, а спокойно (!) ехали совершенно новые «Ситроены», «Опели», «Фольксвагены» и прочие европейские машины для среднего класса. Причем, как я уже отмечал, очень чистые, даже блистающие чистотой. Без всяких там арабских штучек типа рюшечек и огонечков елочных гирлянд. Короче, пока я приходил в себя от увиденного, половина расстояния от аэропорта до центра города была уже позади. Машина неслась по шоссе вдоль Мраморного моря и я переключился на созерцание водной глади. На ней меня вновь ждало потрясение, но к нему я был готов заранее – я вполне ожидал увидеть вереницу самых разных морских судов, стоящих на рейде перед Босфором. И – увидел. Подивился я лишь огромному их количеству, и, особенно, красоте, с которой они величаво возвышались над водой.
И третье, что мне запомнилось из моих первых впечатлений от города – это стоящие над горизонтом громадные панельные башни спальных районов. Не то, что бы я не привык к такому урбанистическому пейзажу, просто слишком уж новеньким и нарядным (каждый дом имел свою окраску) выглядело все это. К тому же, я вспомнил про землетрясения, которые строго противопоказаны высотным зданиям, и порадовался за турецких инженеров, которые, очевидно, решили проблему их сейсмоустойчивости. Тут я вспомнил, что большинство «перестроечных» зданий в Москве построены были именно турецкими строителями, и вообще расслабился…
Как я дальше проводил время, Вам, вероятно, не интересно, а вот о том, что я увидел, и что как раз может представлять интерес, Вы можете прочитать в разделе «Достопримечательности», и даже посмотреть многое на фотографиях (их я собрал довольно много, в том числе, и довоенных).
Я же, прежде чем перейти к традиционному рассказу об истории города, расскажу кое-что об его «устройстве».
Город состоит из трех частей – так называемой «старой» – на европейской стороне в треугольнике между Мраморным морем, заливом Золотой рог и стеной Феодосия, «новой» – на европейской стороне, на другом берегу залива Золотой Рог, и азиатской – на азиатском берегу Босфора.
«Старая» часть – это средоточие архитектурных и исторических достопримечательностей – от византийских руин и памятников до османских имперских мечетей и пр. Главный район этой части города – Султанахмет – на самом мысу у Босфора. Тем, кто едет в Стамбул, что бы познакомиться с его многовековой историей, я рекомендую останавливаться именно в Султанахмете.
«Новая» часть – это прежде всего Галатский холм и районы вокруг него – здесь всегда жили иностранцы, так что эта часть города выглядит наиболее по-европейски. Особенный шарм ей придают особняки и дома XVIII-XIX веков различных архитектурных стилей. Останавливаться в этой части города могут те, кто ищет в Стамбуле шумные развлечения и бурную ночную жизнь – по вечерам она буквально захлестывает Галатский холм.
Азиатская часть – это то место, куда туристы попадают лишь на несколько часов, чтобы полюбоваться на Золотой Рог на закате, увидеть настоящий «Золотой город», каким европейская часть Стамбула представляется в заходящих лучах Солнца, побродить по рынкам и уехать восвояси в свои гостиницы на европейской стороне. Ночью – это вотчина «туземцев», да и то – ненадолго. Шуметь здесь допоздна запрещено законом. Это – истинный, нетуристический Стамбул. Со всеми вытекающими отсюда для путешественников плюсами и минусами. Например, найти здесь что-то малоизвестное, но интересное, вполне можно, а вот расспросить местного жителя по-английски об увиденном – это вряд ли.
И еще немного интересной для туристов информации. Стамбул – удобный город. Здесь нет проблем с едой – к Вашим услугам уличные торговцы, палатки со снедью, кафе, рестораны и очень дорогие рестораны (подробности см. в разделе «Рестораны и питание»), работающие почти круглосуточно.
Проблем с кровом над головой тоже возникнуть не может – на каждой улице есть гостиницы. Дорогие и дешевые, фешенебельные и студенческие.
Изучать город немного сложновато ввиду отсутствия должной системы городских указателей, однако вооружившись картой найти любое интересующее Вас место уже не составит труда. Перемещаться в Стамбуле на общественном транспорте не очень удобно, ибо недостаточно он развит и приспособлен в этом отношении для туристов (см. раздел «Транспорт»), однако пешие прогулки по городу вполне могут доставить удовольствие.
С покупками также не возникнет проблем – палатки, магазинчики, небольшие супермаркеты – всего этого предостаточно. В районе Лалели вообще идет бойкая торговля ширпотребом на русском языке. А вот где не стоит совершать покупки, так это на рынках. Причем на всех – крупных и местечковых. Продавцы и там, и там, считают за честь утроить цену.
Ну что еще Вам сказать? Очарователен, конечно, Стамбул. В него легко влюбиться, несмотря на все его несуразности…
Теперь перейдем к главным вехам в истории города.
Узкий перешеек, разделяющий Европу и Азию, был известен и облюбован людьми тысячелетия назад. Небольшая греческая деревушка появилась на азиатском берегу Босфора около 680 года до н.э. – Халкедон. Первое же значительное поселение на месте нынешнего города на европейском берегу основали все те же греки в 667 году до нашей эры.
Причем легенда утверждает, что их вождь по имени Визант исполнял волю Дельфийского оракула. Воля, впрочем, была весьма странная: «поселиться напротив слепых». И переправившись через Босфор из Халкедона (или Калхедон в другой транскрипции) в Европу, Визант, завидя прекрасное место для основания города, воскликнул: «Только слепцы могут жить на противоположном берегу пролива, не видя преимуществ, которые дает это место!» и повелел заложить город именно в треугольнике между Босфором и Золотым Рогом.
Расположение в устье Босфора позволяло городу быстро богатеть и разрастаться. Впрочем, эту привилегию приходилось постоянно защищать от потенциальных завоевателей – так, город основанный Византом и названный в его честь Византией, стал превращаться в неприступную крепость. Крепость эта сдерживала особо ретивых полководцев, но против регулярных армий все же не устояла – против персидской - с 512 по 479 годы до н.э. Персия владела Византией, и против римской – в 74 году до нашей эры город попал под власть Рима. На горе Византии это был уже не тот Рим, который веками повелевал миром – римская империя давала трещины, сквозь которые лилась кровь гражданских войн. Во время одной из таких войн император Септимий Север практически сравнял город с землей за неподчинение верховной власти. Однако, оценив стратегическое положение Виантии, Септимий приказал отстроить ее заново и даже с целью задобрить местных жителей заложил для них огромный Ипподром.
Впрочем, как известно из истории, заигрывание римлян с аборигенами ничего хорошего не принесло – империя была разделена на части между тетрархами, а потом и вовсе развалилась. В битве за трон победил император Константин, который стремился привести в чувство римских патрициев и с этой целью… перевел столицу в Новый Рим. В качестве оного он выбрал Византию. Впрочем, для самоутверждения, Константин как бы между делом основал город заново – 8 ноября 324 года он лично копьем обозначил новые городские границы. Причем греки были весьма удивлены – зачем римлянам потребовалась ТАКАЯ огромная площадь для строительства. Хотя, как показало время, Новый Рим перешагнул за пределы города Константина с удивительной легкостью…
Константин же решил сделать из своего города не только столицу мира, но и духовную столицу. Как известно, он был первым римским императором, проповедующим и утверждающим христианство среди подданных. 11 мая 330 года приглашенные им епископы и, на всякий случай, языческие жрецы освятили новый город, который Константин нарек тут же Новым Римом. Так у мира появилось две полноправные столицы – Рим и Новый Рим. И если первый все больше приходил в упадок, то второй все быстрее превращался в город-сказку. Рим уже грабили вандалы, а в Новом Риме император Юстиниан отстраивал грандиозный храм Святой Софии.
Кстати, трансформировалось и название города – сначала его стали называть городом Константина – Константинополем, а потом и вовсе – Городом, ибо другого такого на Земле уже не было. А славяне именовали его Царьград - «город царя» - византийского императора.
Времена Юстиниана – VI век – это период самого настоящего расцвета Константинополя. Торговля идет полным ходом. Святость городских храмов не вызывает сомнения. Жители сыты и довольны – и хлеб, и зрелища у них есть.
От сытости они начали устраивать гражданские войны – то иконоборческие (сравнив иконы с идолами), то антиправительственные (восстание «Ника», например). Постепенно империя стала терять свои земли и ослабленный Константинополь наконец-то пал. Это случилось 13 апреля 1204 года – рыцари Четвертого крестового похода пришли сюда умирять «еретиков»-православных. Тонны золотых украшений были переплавлены в слитки и увезены в Европу. Скульптуры, статуи и многое другое покинуло пределы Константинополя. Город так и не оправился после сего «священного» набега, хотя и стал ненадолго столицей так называемой «Латинской империи» - марионетки европейских держав. Так что турки, постепенно подкрадывающиеся к Босфору, хотя и встретили геройское сопротивление (всего на защиту встали 7000 человек), тем не менее 29 мая 1453 года ворвались в город и его христианская история была закончена.
Султан Мехмед II, возглавлявший 250-тысячное войско, как и положено дал три дня на его разграбление, запретив, впрочем, разрушать его. Стратегическое положение города вновь уберегло Константинополь – турки устроили здесь свою столицу.
Есть легенда о происхождении нового названия города – дескать во время осады турки спрашивали бегущих греков, откуда они, а те отвечали ««ис тан полис» - «из города». «Ис там поли» превратилось в «Истанбул» (İstanbul), как и звучит сейчас это название на турецком. Но наиболее вероятно, что это слово – просто турецкое фонетическое изменение слова Константинополь.
Христианские храмы турки перестроили в мечети, свезли сюда переселенцев со всей империи, пригласили на ПМЖ иностранцев и стали богатеть, как и их предшественники. Деньги дали возможность благополучно завершить несколько захватнических войн и Стамбул превратился в главный город новой, но как и все предшествующие – огромной, империи. Османская власть простиралась от Африки до Европы и, уж конечно, включала в себя весь мусульманский мир.
Золотой век османов пришелся на XVI век – время правления Сулеймана Великолепного. Он успевал и Стамбул украшать (при нем в городе проживало более полумиллиона человек), и Европе угрожать. Именно угрозы Западной Европе пошатнули незыблемость империи турок – в 1571 году их флот был разбит объединенным флотом Европы. Закат был близок. Как и в случае с Римом, Османскую империю разрушили грехи изнутри – знать пребывала в роскоши, страной правили распущенные султаны и их жены, кровавые бунты янычар сотрясали все и вся… Ну, а бесконечные войны с Россией окончательно подорвали экономику, Турция стремительно теряла завоеванные земли. Попытка в XIX веке образованных правителей устроить жизнь в империи на европейский лад принесла свои плоды, в основном, лишь в столице – она была украшена новыми дворцами, парками и особняками. Жизнь переместилась в район Галатского холма – подальше от религиозных предрассудков, поближе к прогрессу. В 1850 году по Босфору прошелся первый пароход, а вскоре весь он покрылся дымом от чадящих труб. Потом появилась железная дорога, в 1883 году по ней начал ходить Восточный экспресс и Стамбул превратился в модный европейский город. Здесь даже появился один из первых в мире метрополитенов…
На свою беду в Первой мировой войне Турция выступила на стороне Германии и после поражения была разодрана на куски странами-победителями. Константинополь собирались передать Греции, султан находился в своем дворце под домашним арестом, а турки, готовясь к уличным боям, устанавливали на минаретах пулеметы.
Но спас положение Мустафа Кемаль Ататюрк, начав в 1919 году войну за независимость, окончившеюся полной победой. В 1923 году была провозглашена республика, а столицу ее Ататюрк, недолюбливавший Стамбул, 13 сентября 1923 года перенес в Анкару – новое государство начиналось с чистого листа. Под запрет попало даже само слово «Константинополь» - почтовому ведомству было приказано возвращать письма с таким адресом отправителю.
Таким образом древний город Византия вновь стал провинциальным, коим и пребывает в наши дни. Только вот количество его жителей – десять миллионов только по официальным данным – далеко не провинциальное…
P.S. В 1985 году весь исторический центр Стамбула был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Обсудить на форуме

На главную страницу





География посетителей