|
Теплоходы.
Нет более романтичного транспорта в мире, чем корабли. Может быть именно поэтому Венеция считается одним из самых романтичных городов – ведь там другого транспорта просто нет. В таком случае Стамбул тоже может претендовать на это звание – здесь передвижение по воде не только романтический, но и вполне обыденный способ попасть из одного района в другой.
…Когда я впервые подошел к пристаням на набережной Эминёню, то испытал легкий шок – ну как простой турист может разобраться в хаосе десятков постоянно причаливающих-отчаливающих судов? А вдруг тут как раз проявляется азиатская дикость и европейцу лучше даже не пытаться проникнуть на палубу какого-нибудь теплохода? Оказалось все гораздо проще и даже вполне цивилизовано. Не буду утомлять Вас подробностями моего изучения особенностей работы водного транспорта Стамбула, а поведаю несколько конкретных фактов, которые помогут Вам сориентироваться в упомянутом выше хаосе.
Итак, начну по порядку.
Как устроены маршруты по Стамбулу. Стамбул разделен водой на три части – старый город на европейском берегу (бывшие Византия-Константинополь), отделенный от него заливом Золотой Рог новый город на европейском берегу (Галата, Бейоглу, Таксим и пр.), и азиатский берег на который можно попасть преодолев пролив Босфор.
Все части города связаны друг с другом обширной сетью теплоходно-паромных маршрутов. Как Вы понимаете, теплоходы следуют по вполне определенному маршруту, останавливаясь только возле определенных причалов (ну не ходят же автобусы по всему городу, останавливаясь где попало!).
Теперь поговорим о пристанях (İskelesi). В каждой из трех частей города есть с десяток обычных пристаней и одна главная, эдакий речной вокзал. Роль такового в старой части города исполняет уже упомянутый комплекс пристаней в Эминёню (Eminönü), центром паромной жизни в новой европейской части служит пристани Каракёй (Karaköy) и Бешикташ (Beşiktaş), а комплекс пристаней Кадыкёй (Kadiköy) занимается обслуживанием главного пассажиропотока на азиатском берегу.
Что касается отдельной пристани, то тут все проще – все теплоходы прибывают и отправляются от нее. А что же такое «комплекс пристаней»? Самые догадливые наверное уже поняли – это длинный ряд отдельных пристаней, вытянувшийся вдоль набережной. Если провести аналогию с обычными автобусными остановками или автовокзалами на окраине Москвы, то все станет уже окончательно понятно. От этой остановки отправляются автобусы этих маршрутов, от той остановки – автобусы тех маршрутов, и т.п. Если заменить слово «автобус» на слово «теплоход», то мы получим полную картину стамбульского «речного вокзала». Так, например, в Энимёню причалы, расположенные справа от Галатского моста занимаются отправкой пассажиров через пролив Босфор или через залив Золотой Рог, а причалы слева от Галатского моста обслуживают «местечковые» рейсы вдоль Золотого Рога.
Ну что ж, вроде бы разобрались…
Теперь выберем нужную пристань на «речном вокзале» (язык до Киева доведет) или подойдем к единственной в каком-нибудь глухом районе.
Первое, что нам интересно, это когда будет следующий теплоход в нужное нам место. На всех причалах есть специальные табло, указывающие куда и когда будут ближайшие рейсы (только на больших причалах это современное электронное табло, а на маленьких – деревянная доска, на которой вся информация начертана обычным школьным мелком). Кроме того можно изучить полное расписание движения всех стамбульских теплоходов (если Вы умеете пользоваться расписанием электричек на вокзале, то все поймете), а если Вам лень запоминать всю представленную информацию, то можно совершенно бесплатно взять небольшой буклетик с расписанием с собой. Можно, наконец, взять его хотя бы в качестве сувенира.
Итак, нужный рейс найден, время определено, теперь пора обзавестись билетом. Пора в кассу. Кассы на больших и маленьких пристанях различаются только размером и количеством окошек и имеют одно не очень приятное свойство – открываются они только минут за десять-пятнадцать до прибытия теплохода. Ну, на маленьких пристанях это объяснимо – там роль кассира выполняет тот же человек, что и роль контролера, роль «справочного бюро», роля начальника, уборщика и еще кучу ролей, известных только администрации стамбульского водного транспорта. А вот почему так себя ведут кассиры на больших пристанях – загадка. Может быть они устраивают перекур, ибо частота пребытия-отбытия паромов на больших пристанях выше, и кассирам приходиться реже отлучаться?
Ладно, будем считать, что наш кассир на месте, пора покупать билет. Билетом служит небольшой (размером примерно с наши пятьдесят копеек) желтоватый жетон (jeton) (в отличии от своих серебристых «сухопутных» собратьев). Кидать его необходимо в турникет на входе в зал ожидания. Существуют еще и многоразовые проездные билеты – акбиль (akbil), которые точь-в-точь - вылитые магнитные ключи от кодовых замков в московских подъездах. Они приобретаются заранее и на счет кладется какая-то денежная сумма, часть которой считывается при каждом прохождении через турникет (при этом «ключ» надо поднести к соответствующему магнитному «замку» на турникете). Удобно, но я предпочитал пользоваться обычными жетонами – так интереснее. Кстати, акбиль действует и в наземном, и в подземном общественном транспорте Стамбула, за исключением маршруток и такси.
Хорошо, жетоном мы обзавелись, в турникет его опустили, прошли в зал ожидания. Посадочных мест в нем нет, поэтому все время до прибытия теплохода придется провести на ногах. Знающие люди спокойно ждут своего часа на скамейках перед причалом, а в зал ожидания проходят лишь когда заметят приближающееся судно. Так что перед самой посадкой зал ожидания становится похож на место, отведенное организаторами рекламной акции «тебе-достанется-все-бесплатно-что-успеешь-положить-в-тележку-за-пять-минут» в каком-нибудь супермаркете. Все на низком старте.
Посадка. Теплоход причаливает. Из него начинают выходить пассажиры. Пора! Не тут-то было. Двери зала ожидания заперты и будут открыты лишь когда с теплохода сойдет последний желающий. Нервы у участников забега на пределе. Двери открываются… Старт дан! Толпа несется к трапу (причем большинство людей делают вид, что это они просто так всегда оооочень быстро ходят). То ли Вы тоже «всегда так быстро ходите», то ли увлечены азартом всеобщего забега, то ли толпа Вас самого несет, как бы то ни было, но процесс преодоления трапа и расстояния до скамейки, на которой Вы в конце забега сидите, Вы вспоминаете с трудом. Теплоход надрывно ревет, из трубы выделяется огромное черное облако, Вы начинаете свое Путешествие.
Самое время осмотреть теплоход. Мы сидим на верхней открытой палубе. Такие палубы есть абсолютно у всех кораблей, курсирующих по акватории Стамбула. В зависимости от конструкции судна палубы эти могут быть под крышей или полностью на открытом воздухе, но наличие их обязательно. Ибо где же еще, как ни них, летним вечером можно окунуться в приятный ветерок, я бы даже сказал – ветрище, беспрестанно продувающий аэродинамическую трубу Босфора. Если Вы вдруг замерзли, то можно спуститься на закрытую нижнюю палубу (а на больших паромах, обслуживающих наиболее загруженные маршруты их и вовсе две), но я рекомендую взять стакан чая и продолжать наслаждаться видами вокруг. Где же взять этот самый стакан чая? Очень просто – или попросить у юнги-официанта, или самому сходить за чаем в корабельный буфет, ибо таковой имеется даже на самом маленьком, но уважающем себя теплоходе. Только уж совсем крохотные «местечковые» суденышки буфетами не оснащены.
Итак, нам тепло, мы пьем чай и любуемся шныряющими мимо нас судами. Суда эти и большие трехпалубные, способные принять на борт пару тысяч человек (они, в основном, перевозят людей с азиатского берега на европейский и наоборот, не затрудняя себя ненужными остановками), и средние двухпалубные (самые распространенные, снуют всюду), и небольшие двухпалубные, похожие на советские речные трамвайчики 1960-х годов (трудятся на не слишком загруженных рейсах), и неуклюжие паромы, перевозящие через Босфор не только людей, но и их машины (ничего удивительного – через Босфорский мост иногда в два раза дольше ехать получается, чем на пароме), а также маленькие, совсем маленькие теплоходики, огромные океанские лайнеры, танкеры и сухогрузы, и даже катера, выполняющие в Стамбуле роль такси.
Все. Надоело их разглядывать и классифицировать, будем лучше на красоты любоваться, ибо горожане о них заранее позаботились – несколько веков подряд обращали самые нарядные фасады своих самых богатых вилл и дворцов именно к воде…
Прибытие. Долго ли, коротко ли, но путешествие по воде закончилось, наш теплоход причаливает в нужном месте. Пора на выход. Еще раз поиграв в игру а-ля «выход-вернее-выбег-всем-стадом-с-судна», по команде «на старт, внимание, марш!» Вы оказываетесь на суше, и бросаете взгляд на толпу, прильнувшую к дверям зала ожидания и готовую моментально броситься на штурм судна, как только Вы соизволите покинуть причал. Вы соизволяете его покинуть через специальные ворота и краем глаза успеваете заметить сквозь решетку, как толпа пассажиров уже бежит к трапу. Вы словно видите сами себя получасовой давности… Все. Путешествие закончено. Надеюсь, теперь Вы поняли, что не так уж все неорганизованно и дико оно было, как смотрелось со стороны. А если еще не поняли – прокатитесь еще разок и тогда уж наверняка почувствуете себя настоящим «стамбульским морским волком».
Теперь о предпочтительных маршрутах. Я рекомендую прошвырнуться от Эминёню до Бешикташа (увидев таким образом и Галатскую башню в разных ракурсах, и дворец Долмабахче и много чего еще интересного), проплыть от заштатного причала Бейлербей (Beylerbeyi) в сторону Ускюдара (так Вы пройдете под Босфорским мостом, что само по себе уже интересно).
Избежать маршрута Эминёню-Кадыкёй Вам вообще вряд ли удастся, могу лишь порекомендовать проделать этот путь вечером в темноте, причем из Кадыкёя в Эминёню (так будет меньше народа).
Интересно пройтись и вдоль Золотого Рога из района Эйюп в Эминёню, отдохнув в пути от увиденных исламских святынь. Ну а к Девичьей башне кроме как по воде и не доберешься (пристань, откуда к ней ходят катера расположена на азиатском берегу почти напротив самой башни).
Короче, кататься Вам – не перекататься – чем не настоящая экскурсия?
Да, чуть не забыл – ежедневно в 10.30 от Эминёню отходит большой теплоход для туристов, идущий через весь Босфор до Черного моря и обратно. Кроме того можно нанять и частную яхту или катер на любое удобное Вам количество часов (владельцы яхт навязчиво предлагают свои недешевые услуги все в том же Эминёню)…
Семь футов Вам под килем!
Обсудить на форуме На главную страницу
|