|
Где находится: вход с улицы Январского Восстания, д. 21, тел. 290-30-71, ближайшие станции метро «Арсенальная» и «Печерская», далее – пешком (около 15 минут) или на общественном транспорте. Работает без выходных.
Почему это интересно: потому, что это первый монастырь на Руси.
«Язык до Киева доведет!» – эту поговорку знают практически все. Знал ее и я. Думал, что относится она к столице древней Руси в целом. Ан нет! Язык паломника должен был привести его не просто в Киев, а сюда, в самый главный духовный центр тогдашнего государства – Киево-Печерскую лавру. Вот шел бюогомольник по лесу, выходил к деревеньке. «В какую сторону Киев?» - спрашивал седовласого деда. «Ась? Киев? Туда, милок» – указывал дедушка нужное направление. И шел паломник до следующей деревеньки. Или городка. Или города. И везде ему указывали верное направление. Потому как - «язык до Киева доведет!»
Меня язык привел в лавру только на третий день пребывания в городе. В тот день я гулял по району Печерск. Начал с Крещатого парка, посмотрел на Поцелуев мост, Мариинский дворец, Парламент Украины, заглянул на могилу Аскольда, поглазел на Арсенал и Арсенальную площадь и вышел к лавре.
Вход в лавру охраняют бдительные музейные билетеры и дабы не лишить их работы, я приобрел билет. За 11 гривен, самый дешевый, включающий экскурсию на украинском языке. Экскурсия по многочисленным музеям на территории монастыря, тем более на украинском, мне была не нужна, а была нужна колокольня, точнее – вид с нее. Но она была на реставрации. Не особенно унывая, я прошел под Надвратной Троицкой церковью и оказался в Верхней лавре. Что я там увидел, описывать не буду, потому как еще в одной пословице говориться – «лучше один раз увидеть, чем сто раз… прочитать», поэтому гляньте фотографии, а я пока печеры, то есть – пещеры в Нижней лавре искать пойду. Вот только паломников бы разогнать, а то так и лезут в кадр…
Вход в Ближние пещеры преграждала табличка «Проход только в сопровождении монахов монастыря». Монахов поблизости не оказалось и я пошел их поискать в церковный супермаркет. Монахов не нашел, зато нашел пару симпатичных куполов для церквушек. Пошел по галерее, ведущей в Дальние пещеры. Вообще, пещеры, пожалуй, - единственное место в монастыре, которое не было разрушено за многие века и, в отличии от других построек, дошло до нас в первозданном виде. Чего не скажешь о поземных церквях…
Нашел вход в эти самые печеры, над ним давно уже живописную Аннозачатьевскую церковь построили. Спустился. Уютно. Узко. Прохладно. Паломники саркофагики с мощами целуют. В подземной церкви преподобного Феодосия служба идет. Народу – как только столько под землю помещается?.. Вышел на свет. Погулял еще по лавре, зашел в резиденцию митрополита Киевского и всея Украины и пошел восвояси – музей Великой Отечественной войны осматривать.
Вообще, конечно, лавра, не смотря на «новодельность» большинства ее памятников, запоминается своей полной воздуха и неба красотой и гармонией. Я представляю, что должен был испытывать тот самый древний богомолец, которого язык таки приводил сюда, когда он видел столь внушительные и великолепные постройки. А как красива лавра с Днепра!..
Но все это было бы не так интересно, если бы не история самой лавры…
А началась она в 1051 году при Ярославе Мудром, когда на южную оконечность Киева, на правый, высокий берег Днепра, приходил для молитвы священник близлежащего села Берестова Илларион, который выкопал здесь для этих целей пещеру (вообще, христианские традиции отшельничества и монашества в пещерах имеют давнюю традицию, см. например раздел «Россия/Псков/Достопримечательности/Псково-Печерский Успенский монастырь»). В это время в Киев пришел с Афона монах Антоний, уроженец города Любеча. Житье в киевских монастырях пришлось ему не по нраву, и он поселился в пещере Иллариона. Благочестие Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и Феодосий из города Курска. Когда число их возросло до 12, они устроили для себя церковь и кельи. Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру. Эта пещера послужила началом "ближних" пещер, названных так в противоположность прежним, "дальним". С увеличением числа иноков, когда в пещерах стало тесно, они построили над пещерой церковь Успения Пресвятой Богородицы и кельи. Число приходящих в обитель все увеличивалось, и Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. В 1062 году была построена церковь на месте нынешнего главного собора, возникший монастырь получил название Печерского. Здесь же ввели первый общежительный студийский устав, который был заимствован и другими русскими монастырями. Суровая подвижническая жизнь иноков и их благочестие привлекли к монастырю значительные пожертвования, благодаря которым в 1073 году была заложена великая каменная церковь – Успенский собор, оконченная и освященная в 1089 году (взорван фашистами в 1941 году, вновь отстроен в 1998-2000 годах). Постройка, фресковая живопись и мозаики были исполнены византийскими художниками. С течением времени строились на территории новые церкви. При монастыре находился дом для приюта нищих, слепых, хромых, каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключенных. С переселением братии в большой монастырь, пещеры были обращены в усыпальницу для монахов, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен. Здесь похоронен и летописец Нестор, недалеко от мощей Ильи Муромца.
В 1240 году, во время Батыева нашествия, монастырь был разорен. Монахи Киево-Печерского монастыря частью были перебиты, частью разбежались. Неизвестно, как долго продолжалось запустение монастыря, но в XIV веке он был уже возобновлен, и великая церковь сделалась усыпальницей многих княжеских и знатных родов. В 1598 году этот, уже огромный, монастырь получил от Константинополя титул лавры и стал главной православной обителью. Гетманы для защиты лавры обносили ее валами и частоколами, Петр I построил для ее защиты Печерскую крепость. В 1745 году открыли самую большую в России лаврскую колокольню – 96,5 метров.
В 1929 году монастырь был закрыт, но вновь открыт в 1942 году, практически на руинах. А в 1961 – опять закрыт. И вновь открыт в 1988 году под названием Свято-Успенский Киево-Печерский монастырь.
Музей-заповедник действует на его территории с 1926 года, а с 1990 года лавра включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Обсудить на форуме На главную страницу
|
|