|
Где находится: можно подойти с Регистанской улицы или с улицы Умарова.
Почему это интересно: потому что здесь лежит один из самых знаменитых завоевателей нашего мира. И его внук - один из самых известных покровителей науки.
"...Погребальная камера была размером 1х3 метра... Внутри находился деревянный гроб, по форме идентичный ныне существующим. Сверху лежало парчовое покрывало темно-синего цвета с вытканными серебряной ниткой изречениями из Корана... Кости правой руки действительно срослись в локтевом суставе в согнутом положении. Правая коленная чашечка срослась с эпифизом бедра, причем в таком положении нога не могла быть выпрямленной...
Скелет принадлежит сильному человеку высокого для монгола роста - около 170 см.
...Несмотря на старческий возраст Тимура (71 - 72 года согласно летописям), череп и скелет не имеют ярко выраженных старческих черт. Наоборот, данные свидетельствуют, что это был человек, полный сил и здоровья, чей биологический возраст не превышал 50 лет...
...Остатки усов позволили выявить еще одну особенность. Тимур носил длинные усы, а не подстриженные над губой согласно законам шариата"...
Отрывок из статьи М. Герасимова "Портрет Тамерлана", 1947 год.
А вот мои личные воспоминания. Мы пришли к мавзолею Гур-Эмир ("могила повелителя"), когда уже стемнело. "Закрыто, наверное..." - подумали мы. Но вдруг из темноты появился неизменный мальчик-хранитель древностей и предложил свои услуги в качестве гида. За определенную плату. "Четыре тысячи сомов". Мы, естественно, согласились. Большим железным ключом он отпер древнюю гробницу. Мы вошли внутрь, мальчик зажег свет.
Не очень большой зал, стены и потолок которого украшены привычным узбекским орнаментом. Несколько каменных надгробий. Из них выделяется одно - черного цвета. "Это могила Тимура" - шепотом говорит "гид". "Но она - не настоящая! Хотите увидеть настоящую могилу Тимура?" Конечно, мы хотим. Идем в подвал. Точно под черным надгробием - еще одно, попроще. "Это - настоящая могила Тимура, раскопанная русским ученым Герасимовым в 1941 году" - торжественно провозглашает наш маленький хранитель. "Это - настоящая могила Тимура, раскопанная русским ученым Герасимовым в 1941 году" - словно заклинание повторяет он. Вежливо подождав, пока мы насладимся духом древности, он делает новое предложение: "Хотите подняться на минарет и увидеть панораму Самарканда?" Конечно хотим. Мальчик берет еще один увесистый ключ и опирает им засов железной двери. Такому басистому скрипу, с которым она открылась, позавидует любая фонотека любой киностудии. Поднимаемся по крутым стоптанным ступенькам наверх. Выходим на крышу. Панорамы нет - слишком темно. Видно лишь подсвечивающиеся здание гостиницы "Самарканд" и Регистана. Спускаемся вниз.
- С вас двадцать шесть тысяч сомов! - оглашает счет хитрец.
- ???
- Четыре тысячи - могила Тимура, пять тысяч настоящая могила Тимура, четыре тысячи - минарет. 13 тысяч сомов. С каждого.
- !!!
- Да, у нас всегда так - четыре тысячи - могила Тимура, пять тысяч настоящая могила Тимура, четыре тысячи - минарет. 13 тысяч сомов. С каждого. Мы так берем со всех. - мальчик невозмутим.
Мы тоже невозмутимы и даем ему восемь тысяч сомов.
- Ты доволен? - спрашиваем мы.
- ...
Но по его лицу видно, что доволен. Мы прощаемся и расстаемся друзьями.
А вот пока мы возвращаемся в гостиницу, я блистаю перед всеми своими знаниями. Блесну и перед Вами.
Некрополь Гур-Эмир был построен в 1404 году в Самарканде по приказу самого Тимура как мавзолей для его любимого внука Мухаммеда Султана, погибшего в военном походе. Однако, кроме могилы Султана, сюда было привезено тело умершего в походе на Китай в январе 1405 года самого Тимура, здесь похоронены два его сына - Шахрух и Мираншах, еще один внук - известный ученый-астроном, убитый исламскими фанатиками, Улугбек, духовный наставник Тимура Мир Сейид Береке и, возможно, еще несколько человек, имена которых история не сохранила.
Четырехугольное здание, увенчанное красивым полуяйцевидным куполом и снабженное минаретом, значительно пострадало от времени, хотя и было отреставрировано в 1967 году, когда восстановили обрушившийся купол, часть минарета и пр. На фронтоне мечети на синем фоне имеется надпись белыми буквами: "это произведение бедного Абдулла, сына Махмуда Испаганского". Внутри мечети несколько надгробных памятников. Собственно могилы, под мраморными плитами, покрытыми надписями, находятся в подвальном помещении. Надгробный камень Тамерлана представляет самый большой известный монолит из темно-зеленого, отполированного нефрита (мне он показался черным в полумраке). На верхней поверхности камня, вдоль краев, имеется надпись. Боковые поверхности украшены узорами, а направление изголовья, обращенного к Мекке, обозначено на верхней поверхности камня изогнутой бороздкой. Почти через середину надгробия проходит трещина, происхождение которой объясняется различно: по одним данным камень разбился при подъеме или перевозе его в ставку Надир-Шаха, который пожелал его видеть; по другим - тот же Надир-Шах приказал разбить камень, надеясь найти внутри его сокровища; по третьим - он разбился при неудачной попытке похищения его разбойниками. Могила Тамерлана пользовалась большим почетом в Средней Азии: народ верил в целебные свойства надгробного камня (люди пили порошок из него от различных болезней), чем и объясняются повреждения его по краям.
Это все конечно интересно, но причем здесь "русский ученый Герасимов"? И слышали ли Вы когда-нибудь легенду об истинной причине начала Великой Отечественной войны?
Все очень просто - в 1941 году в рамках подготовки празднования 500-летия со дня рождения знаменитого узбекского поэта Алишера Навои проводились раскопки мавзолея Гур-Эмир. Как этот мавзолей связан с Навои, правда неизвестно, но виза Сталина "работы по вскрытию гробницы Тимура в Самарканде начать не позднее мая" сделала свое дело. В Самарканд приехала экспедиция, в состав которой вошли товарищи: зам. председателя СНК УзССР Т. Н. Кара-Ниязов, узбекский писатель Садреддин Айни, ученый-востоковед А. А. Семенов и известный скульптор-антрополог М. М. Герасимов, задачей которого было восстановление внешнего облика Тимура по найденному черепу. С ними прибыли: группа студентов, молодых ученых и реставраторов, сотрудники НКВД, съемочная группа Ташкентской киностудии. И раскопки начались. Вот что вспоминает единственный оставшийся в живых из членов той экспедиции кинооператор Малик Каюмов:
"- Пятого июня вскрыли гробницу Шахруха, который умер своей смертью и был похоронен в саване по мусульманским обычаям. 17 июня подняли могилу Улугбека - внука Тимура. Известно, что исламские фанатики и отрубили ему голову. Череп и в самом деле был отделен от скелета. На следующий день начали вскрывать могилу самого Тимура. Пришлось повозиться - сверху лежало 90-пудовое надгробие из нефрита. Поднимали его с помощью домкратов. Под ним оказалась мраморная плита. Под ней - еще одна. Потом еще...
Не очень приятно это говорить, но... снимать кинохронику с учеными очень тяжело. Образно говоря, найдут блоху и два часа в лупу ее разглядывают. В общем, пока они изучали эти плиты, я поднимался наверх попить чаю.
В чайхане ко мне подошли три старика - самые обычные с виду, в халатах и тюбетейках.
- Сынок, - говорят, - Тимура еще не трогали? Не надо его трогать - война начнется. Это в книге написано.
- В какой книге? - спросил я.
Старики протянули рукописную книгу - тяжелую, в кожаном переплете. Открыта она была примерно в середине прямо на фразе: "Нельзя трогать прах великого Тимура". А дальше были начертаны предупреждения о духе войны и о том, что его нельзя выпускать из гробницы.
Я побежал в мавзолей и рассказал о стариках ученым. Айни, Кара-Ниязов и Семенов поднялись, долго пили с ними чай, спорили. Наконец Садреддин Айни бросил фразу типа: "Что за бред вы несете?" И старики, обидевшись, ушли. А мы вернулись в мавзолей.
Мраморных плит на могиле Тамерлана оказалось три. Подняли их только 19 июня. Из-под плит показался массивный деревянный гроб, покрытый немного истлевшей парчой.
Едва приподняли крышку в воздухе запахло чем-то дурманящим.
До начала Великой Отечественной войны оставалось ровно 48 часов..."
Вот такую историю приводит в «Комсомольской правде» Андрей Моисеенко.
Да, с легкой руки обычного кинооператора легенда о "проклятии Тимура" блуждала по территории СССР целых 50 лет. Обрастала новыми баснями - будто бы Сталин приказал, дабы усмирить загадочный дух, погрузить останки Тимура в самолет и облететь весь фронт, будто бы победой в Сталинградской битве мы обязаны официальному перезахоронению черепов Тимуридов 20 декабря 1942 года, будто бы, будто бы, будто бы.
А вот что рассказывает о "творце" этой легенды сын еще одного участника экспедиции писателя Садреддина Айни, Камал, который жил в Самарканде и часто навещал папу на работе (фрагмент из той же статьи Андрея Моисеенко в "Комсомольской правде"):
"- Когда все вышли из склепа, я увидел трех старцев, разговаривавших с отцом, с Семеновым и Кара-Ниязовым. Один из старцев держал в руке какую-то старинную книгу. Он раскрыл ее и сказал: "Вот эта книга старописьменная. В ней сказано, что, кто тронет могилу Тамерлана, всех настигнет несчастье, война". Тут старцы воскликнули: "О, Аллах, сохрани нас от бед!"
Отец взял эту книгу, надел очки, внимательно осмотрел ее и обратился к старцу:
- Уважаемый, вы верите в эту книгу?
- Как же, она ведь начинается именем Аллаха!
- А что за книга, вы знаете?
- Важная мусульманская книга, начинающаяся именем Аллаха и оберегающая народ от бедствий.
На это мой отец ответил: "Эта книга, написанная на фарси, всего-навсего "Джунгнома" - книга о битвах и поединках, сборник рассказов об исторических и полумифических героях. И эта книга составлена в конце XIX в. А те слова, что вы говорите о могиле Тамерлана, написаны на полях книги другой рукой, в главе, где описываются времена Тамерлана. И слова о его могиле - традиционные изречения, которые имеются и в отношении захоронений и других известных людей. Чтобы уберечь захоронения от искателей легкой наживы. Но ради научных целей вскрывать древние могилы можно. Вот ваша книга, изучайте ее и думайте головой".
После книга перешла в руки Кара-Ниязова. Он внимательно просмотрел ее и в знак согласия одобрительно кивнул. А потом книгу взял Каюмов, которого все называли "суратгир" - фотограф [кинооператор, как мы помним], и я увидел, что он перелистывает страницы, как в европейских книгах. А ведь "Джунгнома" была написана на фарси, и читать [и листать, соответственно] ее следовало с противоположной стороны. Из этого я сделал вывод, что он не вполне владеет языком, на котором мой отец беседовал со стариками, и поэтому не мог хорошо понимать, о чем они говорили."
Вот так. Думаю, самое главное "проклятие Тимура" - это невежество его далеких потомков.
P.S. Если Вам интересна краткая биография Тимура, Вы можете ознакомиться с ней в разделе «Узбекистан/Самое главное/Земля Тимура» на этом сайте.
Обсудить на форуме На главную страницу
|
|