Самарканд. Достопримечательности.



  Регистан.
Регистан

Где находится: на Регистанской улице.
Почему это интересно: потому что это отличный образец средневековой среднеазиатской архитектуры.

Вообще, "регистан" по-персидски значит "место, покрытое песком" - так называли парадные площади во многих городах Средней Азии. Первое архитектурное оформление самаркандского Регистана относится в основном к началу XV века, когда квадратное пространство площади было обстроено по периметру группой монументальных зданий. На западной (левой, если стоять лицом к Регистану) стороне в 1417-20-х годах было сооружено медресе Улугбека - прямоугольное здание с 4-айванным двором, двумя этажами келий для мулл и их учеников, обширными аудиториями и мечетью. По углам расположили минареты, а с восточной стороны - громадный портал. Практически все стены покрыты богатым декором - орнаментальными мозаиками. На восточной (правой) стороне площади в 1424 году была воздвигнута ханака Улугбека, на северной в 1420-е годы построен караван-сарай Мирзой, а на южной - в 1430-е годы сооружены мечети Алике Кукельташа и Масджиди-Мукатта. Однако на протяжении XVI века постройки Регистана пришли в упадок, часть зданий снесли и в начале XVII века площадь начала приобретать современный вид - в 1636 году напротив медресе Улугбека, взамен ханаки, было открыто медресе Шир-Дор ("Тигров имеющее"). Над главной аркой на орнаментальном фоне изображены два тигра (отсюда название), нападающих на лани, и лучистого солнца. Сейчас это изображение украшает узбекскую валюту - купюру в 200 сомов. К 1660 году на месте караван-сарая Мирзой было возведено медресе Тилля-Кари ("Покрытое золотом"), снаружи также богато отделанное мозаикой, а в интерьере украшенное росписью с обильным применением золота (отсюда, опять-таки, название). Эти пышно орнаментированные здания, ограничивающие пространство площади с трех сторон, и создают ансамбль благодаря использованию градостроительного приёма "кош" (медресе Улугбека зеркально повторено в медресе Шир-Дор), а также применению системы простых и чётких пропорциональных линий и отношений. Высокие, рационально организованные, насыщенные ярким декором здания Регистана эффектно выделялись на общем фоне низкой, тесной застройки средневекового города.
Выделяются они и сейчас, особенно ночью, когда красиво подсвечиваются. Днем же на самой площади с небольшим фонтаном, точнее - по ее периметру, располагаются торговцы сувенирами, в основном - керамикой. Цены, естественно, в два раза выше, чем в самаркандском ЦУМе. Зато - не отходя от кассы, то есть - памятника. А памятник сейчас напоминает некоего древнего старца - минареты покосились, и вообще, непонятно как еще держатся (их состояние, вернее - нестояние очень комично, они напоминают грибки на детской площадке, или опята на старом пне), мозаика во многих местах пообвалилась, кое-где - пожухла, но это все же не беда. Входя во двор медресе Улугбека, попадаешь в небольшие сувенирные магазинчики, где предлагают купить всякую всячину. В самом дворе достаточно прохладно и уютно - уют поддерживают несколько кривеньких деревьевцев. При желании, заплатив небольшую мзду полицейскому, можно подняться на второй этаж в одну из бывших келий и насладится видом двора. Можно пойти дальше, точнее - выше, и пробраться наверх правого минарета, откуда попытаться запечатлеть "панораму Самарканда". Панорама не важная, а вот вид на противоположное медресе Шир-Дор отменный. Кстати, о Шир-Доре. Как Вы уже поняли - он зеркальная копия медресе Улугбека. Но это только фасад. Справа у него есть небольшая мечеть, внутри меньше магазинов, зато больше скамеек. И иногда сюда заходят мастерицы, что бы сделать на Ваших глазах пару ковров. Если Вы конечно сможете подождать недельку-другую до окончания процесса...
Осталось заглянуть во фронтально расположенное медресе Тилля-Кари с его "золотой" мечетью. "На отделку этой мечети ушло целых 14 килограммов золота" - с гордостью заявит Вам мальчишка, пытающийся продать несуществующие билеты в это здание. Можно дать ему 200 сомов (около 3 рублей) и насладиться действительно красивым интерьером.
Вечером, когда стемнеет, можно увидеть "уникальное светомузыкальное шоу, каких всего два в мире - здесь и у египетских пирамид". На 5-й минуте этого "шоу" вы порадуетесь, что оно идет всего около 20-ти, ибо разнообразием световых, как впрочем и музыкальных, решений оно не отличается. Однако все зрители дожидаются финала, "когда весь Регистан наконец красочно освещается". Хоть бы огнеглаталей, что ли, для разнообразия позвали...
Ну а вообще - Регистан - это очень красиво, это правда. Особенно, когда есть с чем сравнивать.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Ансамбль мавзолеев Шахи-Зинда.
Вход в ансамбль мавзолеев Шахи-Зинда

Где находится: на возвышенности Афрасиаб, вход с улицы Усто Умара Джуракулова.
Почему это интересно: потому что это один из немногих сохранившихся целостных архитектурных комплексов на территории Узбекистана.

Правда "сохранившихся" - громко сказано. Остались лишь каркасы построек, обильно украшенных кое-где сильно обвалившимся национальным орнаментом - превосходного узора мелкими изразцами в красивом сочетании зеленого, голубого, синего, белого, лилового, красного и гранатового цветов, надписями на арабском языке, изображающими имена Бога, изречения, стихи и тексты из Корана и пр. В сами здания вход чаще всего закрыт, но внутри ничего интересного и нет -просто пустые помещения, иногда - надгробия.
Но, тем не менее, пройтись по длиной, петляющей и очень узкой улочке этого города мертвых, и погрузится в атмосферу средневековья, нарушаемую лишь гамом приехавшей на экскурсию детворы, стоит.
Сам комплекс начал складываться еще в XI веке на восточном склоне городища Афрасиаб как место погребения самаркандской знати. Расцвета он достиг в XIV веке, когда Тимур построил здесь поминальную мечеть Шахи-Зинда в честь распространителя ислама в Самарканде Кусама-ибн Аббаса, двоюродного брата Магомета, умершего здесь, по преданию, в 56 году. Хранители Шахи-Зинда обязательно расскажут Вам старинную легенду о том, что живший здесь Куссам ибн-Аббас, закончив однажды проповедь, снял собственную голову с плеч, взял ее под мышку и скрылся через узкую щель в пещере, где продолжает, якобы, жить и поныне. Отсюда и происходит название "Шахи-Зинда", что в переводе с персидского означает "Живой царь". Возможно и другое объяснение данного ему прозвища. На надгробии Куссама написаны следующие стихи из Корана: "Тех, которые убиты на пути аллаха, не считайте мертвыми; нет, они живы...". Можно преджить, что в этой цитате и заключается разгадка данного похороненному здесь лицу прозвища "Шахи-Зинда", так как по одной из версий Куссам погиб в борьбе за веру. Весьма вероятно и то, что здесь еще до ислама находилась чья-нибудь могила, почитавшаяся местным населением, и что культ этой могилы перенесен на мусульманского святого.
В зданиях комплекса были погребены родственники Тимура и его сподвижники. Гробница Кусама находилась в особой мечети, за стеной с деревянной решеткой, отпирающейся раз в 10 лет для приведения в порядок могилы. Уже в XII в. около могилы Куссама хоронили лиц, пользовавшихся особым уважением. Впервые подробное описание мавзолея Куссама дает арабский путешественник Ибн-Баттута, посетивший Самарканд в 30-х годах XIV в. Из его описания мавзолея Куссама, постройку которого он относит к домонгольскому периоду, видно, что здание в то время по своему убранству значительно превосходило современный мавзолей.
Самой последней постройкой на территории комплекса является входной портал, надпись на котором гласит: "Это величественное здание основано Абдулазизханом, сыном Улугбека-Гурагана, сына Шахруха, сына Амира Тимура-Гурагана, в 1434 году."
По сложности, красоте и разнообразно орнаментов, по изящным контурам и линиям построек, свежести и чистоте красок изразцов Шахи-Зинда является, несмотря на повреждения от времени, землетрясений и пр., одним из наиболее замечательных памятников восточного зодчества в Средней Азии.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Мавзолей Гур-Эмир.
Вход в мавзолей Гур-Эмир, где находится могила Тимура. Фото Андрея Моисеенко, ''Комсомольская правда''

Где находится: можно подойти с Регистанской улицы или с улицы Умарова.
Почему это интересно: потому что здесь лежит один из самых знаменитых завоевателей нашего мира. И его внук - один из самых известных покровителей науки.

"...Погребальная камера была размером 1х3 метра... Внутри находился деревянный гроб, по форме идентичный ныне существующим. Сверху лежало парчовое покрывало темно-синего цвета с вытканными серебряной ниткой изречениями из Корана... Кости правой руки действительно срослись в локтевом суставе в согнутом положении. Правая коленная чашечка срослась с эпифизом бедра, причем в таком положении нога не могла быть выпрямленной...
Скелет принадлежит сильному человеку высокого для монгола роста - около 170 см.
...Несмотря на старческий возраст Тимура (71 - 72 года согласно летописям), череп и скелет не имеют ярко выраженных старческих черт. Наоборот, данные свидетельствуют, что это был человек, полный сил и здоровья, чей биологический возраст не превышал 50 лет...
...Остатки усов позволили выявить еще одну особенность. Тимур носил длинные усы, а не подстриженные над губой согласно законам шариата"...
Отрывок из статьи М. Герасимова "Портрет Тамерлана", 1947 год. А вот мои личные воспоминания. Мы пришли к мавзолею Гур-Эмир ("могила повелителя"), когда уже стемнело. "Закрыто, наверное..." - подумали мы. Но вдруг из темноты появился неизменный мальчик-хранитель древностей и предложил свои услуги в качестве гида. За определенную плату. "Четыре тысячи сомов". Мы, естественно, согласились. Большим железным ключом он отпер древнюю гробницу. Мы вошли внутрь, мальчик зажег свет.
Не очень большой зал, стены и потолок которого украшены привычным узбекским орнаментом. Несколько каменных надгробий. Из них выделяется одно - черного цвета. "Это могила Тимура" - шепотом говорит "гид". "Но она - не настоящая! Хотите увидеть настоящую могилу Тимура?" Конечно, мы хотим. Идем в подвал. Точно под черным надгробием - еще одно, попроще. "Это - настоящая могила Тимура, раскопанная русским ученым Герасимовым в 1941 году" - торжественно провозглашает наш маленький хранитель. "Это - настоящая могила Тимура, раскопанная русским ученым Герасимовым в 1941 году" - словно заклинание повторяет он. Вежливо подождав, пока мы насладимся духом древности, он делает новое предложение: "Хотите подняться на минарет и увидеть панораму Самарканда?" Конечно хотим. Мальчик берет еще один увесистый ключ и опирает им засов железной двери. Такому басистому скрипу, с которым она открылась, позавидует любая фонотека любой киностудии. Поднимаемся по крутым стоптанным ступенькам наверх. Выходим на крышу. Панорамы нет - слишком темно. Видно лишь подсвечивающиеся здание гостиницы "Самарканд" и Регистана. Спускаемся вниз.
- С вас двадцать шесть тысяч сомов! - оглашает счет хитрец.
- ???
- Четыре тысячи - могила Тимура, пять тысяч настоящая могила Тимура, четыре тысячи - минарет. 13 тысяч сомов. С каждого.
- !!!
- Да, у нас всегда так - четыре тысячи - могила Тимура, пять тысяч настоящая могила Тимура, четыре тысячи - минарет. 13 тысяч сомов. С каждого. Мы так берем со всех. - мальчик невозмутим. Мы тоже невозмутимы и даем ему восемь тысяч сомов.
- Ты доволен? - спрашиваем мы.
- ...
Но по его лицу видно, что доволен. Мы прощаемся и расстаемся друзьями.
А вот пока мы возвращаемся в гостиницу, я блистаю перед всеми своими знаниями. Блесну и перед Вами.
Некрополь Гур-Эмир был построен в 1404 году в Самарканде по приказу самого Тимура как мавзолей для его любимого внука Мухаммеда Султана, погибшего в военном походе. Однако, кроме могилы Султана, сюда было привезено тело умершего в походе на Китай в январе 1405 года самого Тимура, здесь похоронены два его сына - Шахрух и Мираншах, еще один внук - известный ученый-астроном, убитый исламскими фанатиками, Улугбек, духовный наставник Тимура Мир Сейид Береке и, возможно, еще несколько человек, имена которых история не сохранила.
Четырехугольное здание, увенчанное красивым полуяйцевидным куполом и снабженное минаретом, значительно пострадало от времени, хотя и было отреставрировано в 1967 году, когда восстановили обрушившийся купол, часть минарета и пр. На фронтоне мечети на синем фоне имеется надпись белыми буквами: "это произведение бедного Абдулла, сына Махмуда Испаганского". Внутри мечети несколько надгробных памятников. Собственно могилы, под мраморными плитами, покрытыми надписями, находятся в подвальном помещении. Надгробный камень Тамерлана представляет самый большой известный монолит из темно-зеленого, отполированного нефрита (мне он показался черным в полумраке). На верхней поверхности камня, вдоль краев, имеется надпись. Боковые поверхности украшены узорами, а направление изголовья, обращенного к Мекке, обозначено на верхней поверхности камня изогнутой бороздкой. Почти через середину надгробия проходит трещина, происхождение которой объясняется различно: по одним данным камень разбился при подъеме или перевозе его в ставку Надир-Шаха, который пожелал его видеть; по другим - тот же Надир-Шах приказал разбить камень, надеясь найти внутри его сокровища; по третьим - он разбился при неудачной попытке похищения его разбойниками. Могила Тамерлана пользовалась большим почетом в Средней Азии: народ верил в целебные свойства надгробного камня (люди пили порошок из него от различных болезней), чем и объясняются повреждения его по краям.
Это все конечно интересно, но причем здесь "русский ученый Герасимов"? И слышали ли Вы когда-нибудь легенду об истинной причине начала Великой Отечественной войны?
Все очень просто - в 1941 году в рамках подготовки празднования 500-летия со дня рождения знаменитого узбекского поэта Алишера Навои проводились раскопки мавзолея Гур-Эмир. Как этот мавзолей связан с Навои, правда неизвестно, но виза Сталина "работы по вскрытию гробницы Тимура в Самарканде начать не позднее мая" сделала свое дело. В Самарканд приехала экспедиция, в состав которой вошли товарищи: зам. председателя СНК УзССР Т. Н. Кара-Ниязов, узбекский писатель Садреддин Айни, ученый-востоковед А. А. Семенов и известный скульптор-антрополог М. М. Герасимов, задачей которого было восстановление внешнего облика Тимура по найденному черепу. С ними прибыли: группа студентов, молодых ученых и реставраторов, сотрудники НКВД, съемочная группа Ташкентской киностудии. И раскопки начались. Вот что вспоминает единственный оставшийся в живых из членов той экспедиции кинооператор Малик Каюмов:
"- Пятого июня вскрыли гробницу Шахруха, который умер своей смертью и был похоронен в саване по мусульманским обычаям. 17 июня подняли могилу Улугбека - внука Тимура. Известно, что исламские фанатики и отрубили ему голову. Череп и в самом деле был отделен от скелета. На следующий день начали вскрывать могилу самого Тимура. Пришлось повозиться - сверху лежало 90-пудовое надгробие из нефрита. Поднимали его с помощью домкратов. Под ним оказалась мраморная плита. Под ней - еще одна. Потом еще...
Не очень приятно это говорить, но... снимать кинохронику с учеными очень тяжело. Образно говоря, найдут блоху и два часа в лупу ее разглядывают. В общем, пока они изучали эти плиты, я поднимался наверх попить чаю.
В чайхане ко мне подошли три старика - самые обычные с виду, в халатах и тюбетейках.
- Сынок, - говорят, - Тимура еще не трогали? Не надо его трогать - война начнется. Это в книге написано.
- В какой книге? - спросил я.
Старики протянули рукописную книгу - тяжелую, в кожаном переплете. Открыта она была примерно в середине прямо на фразе: "Нельзя трогать прах великого Тимура". А дальше были начертаны предупреждения о духе войны и о том, что его нельзя выпускать из гробницы.
Я побежал в мавзолей и рассказал о стариках ученым. Айни, Кара-Ниязов и Семенов поднялись, долго пили с ними чай, спорили. Наконец Садреддин Айни бросил фразу типа: "Что за бред вы несете?" И старики, обидевшись, ушли. А мы вернулись в мавзолей.
Мраморных плит на могиле Тамерлана оказалось три. Подняли их только 19 июня. Из-под плит показался массивный деревянный гроб, покрытый немного истлевшей парчой.
Едва приподняли крышку в воздухе запахло чем-то дурманящим.
До начала Великой Отечественной войны оставалось ровно 48 часов..."
Вот такую историю приводит в «Комсомольской правде» Андрей Моисеенко.
Да, с легкой руки обычного кинооператора легенда о "проклятии Тимура" блуждала по территории СССР целых 50 лет. Обрастала новыми баснями - будто бы Сталин приказал, дабы усмирить загадочный дух, погрузить останки Тимура в самолет и облететь весь фронт, будто бы победой в Сталинградской битве мы обязаны официальному перезахоронению черепов Тимуридов 20 декабря 1942 года, будто бы, будто бы, будто бы.
А вот что рассказывает о "творце" этой легенды сын еще одного участника экспедиции писателя Садреддина Айни, Камал, который жил в Самарканде и часто навещал папу на работе (фрагмент из той же статьи Андрея Моисеенко в "Комсомольской правде"):
"- Когда все вышли из склепа, я увидел трех старцев, разговаривавших с отцом, с Семеновым и Кара-Ниязовым. Один из старцев держал в руке какую-то старинную книгу. Он раскрыл ее и сказал: "Вот эта книга старописьменная. В ней сказано, что, кто тронет могилу Тамерлана, всех настигнет несчастье, война". Тут старцы воскликнули: "О, Аллах, сохрани нас от бед!"
Отец взял эту книгу, надел очки, внимательно осмотрел ее и обратился к старцу:
- Уважаемый, вы верите в эту книгу?
- Как же, она ведь начинается именем Аллаха!
- А что за книга, вы знаете?
- Важная мусульманская книга, начинающаяся именем Аллаха и оберегающая народ от бедствий.
На это мой отец ответил: "Эта книга, написанная на фарси, всего-навсего "Джунгнома" - книга о битвах и поединках, сборник рассказов об исторических и полумифических героях. И эта книга составлена в конце XIX в. А те слова, что вы говорите о могиле Тамерлана, написаны на полях книги другой рукой, в главе, где описываются времена Тамерлана. И слова о его могиле - традиционные изречения, которые имеются и в отношении захоронений и других известных людей. Чтобы уберечь захоронения от искателей легкой наживы. Но ради научных целей вскрывать древние могилы можно. Вот ваша книга, изучайте ее и думайте головой".
После книга перешла в руки Кара-Ниязова. Он внимательно просмотрел ее и в знак согласия одобрительно кивнул. А потом книгу взял Каюмов, которого все называли "суратгир" - фотограф [кинооператор, как мы помним], и я увидел, что он перелистывает страницы, как в европейских книгах. А ведь "Джунгнома" была написана на фарси, и читать [и листать, соответственно] ее следовало с противоположной стороны. Из этого я сделал вывод, что он не вполне владеет языком, на котором мой отец беседовал со стариками, и поэтому не мог хорошо понимать, о чем они говорили."
Вот так. Думаю, самое главное "проклятие Тимура" - это невежество его далеких потомков.
P.S. Если Вам интересна краткая биография Тимура, Вы можете ознакомиться с ней в разделе «Узбекистан/Самое главное/Земля Тимура» на этом сайте.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Обсерватория Улугбека.
С помощью этого квадранта внук Тимура Улугбек составил одну из самых точных звездных карт

Где находится: в конце Ташкентской улицы, у подножия возвышенности Чупан-ата.
Почему это интересно: потому что остатки обсерватории, где работал один из виднейших ученых своего времени.

"...К северу от Самарканда, с отклонением к востоку, было назначено подходящее место.
По выбору прославленных астрологов, была определена счастливая звезда, соответствующая этому делу.
Здание было заложено так прочно, как основы могущества и базис величия.
Укрепление фундамента и воздвигание опор было уподоблено основанию гор, которые до обусловленного дня страшного суда обеспечены от падения и предохранены от смещения. Образ девяти небес и изображение семи небесных кругов с градусами, минутами, секундами и десятыми долями секунд, небесный свод с кругами семи подвижных светил, изображения подвижных звёзд, климаты, горы, моря, пустыни и всё, что к этому относится, было изображено в рисунках восхитительных и начертаниях несравненных внутри помещений возвышенного здания высоко воздвигнутого..."
Так написал об этой обсерватории свидетель ее строительства в 1428-29 годах историк Абд-ар Раззак.
Обсерватория была снабжена лучшими и наиболее совершенными в то время инструментами.
Она представляла собой громадное трехэтажное здание цилиндрической формы около 50 метров в диаметре, с плоской кровлей, где располагались некоторые астрономические инструменты. План здания был достаточно сложным: в нем были большие залы, комнаты, коридоры, переходы, соединяющие эти помещения и т. д. Середину обсерватории занимал главный инструмент - грандиозный мраморный секстант (возможно квадрант) с радиусом 40,2 метра, установленный в плоскости меридиана. Сохранилась лишь нижняя часть дуги инструмента, разделённая на градусы. Инструмент установлен в вырубленной в скале траншее шириной около 2 метров и глубиной 11 метров. Часть его возвышалась над поверхностью земли. Он состоял из двух параллельных каменных дуг, облицованных мраморными плитами соответствующей кривизны.
В обсерватории определяли основные постоянные величины астрономии: наклонения эклиптики, точки равноденствий, продолжительность звездного года и другие величины, выводимые из наблюдений Солнца, планет и Луны. Вероятнее всего, Улугбек производил наблюдения звезд при помощи небольших армиллярных сфер, которые не сохранились. Огромные размеры секстанта, удачная конструкция и непревзойденное мастерство самаркандских астрономов обеспечили высокую точность наблюдений.
Например, продолжительность звездного года Улугбеком была определена в 365 дней 6 часов 10 минут 8 секунд. Действительная величина равна 365 дням 6 часам 9 минутам 6 секундам, то есть Улугбек ошибся всего на 62 секунды или на 0,0002%!
Важнейший труд, выполненный на обсерватории, - так называемые "Новые астрономические таблицы" ("Зидж-и джедид-и Гурагони") - содержит изложение теоретических основ астрономии и каталог положений 1018 звёзд (издан в Оксфорде в 1665 году).
Среди многочисленных наблюдений Улугбека, большой интерес представляет таблица географических координат 683 различных населенных пунктов стран мира, в том числе России. Кто же такой, этот Улугбек?
Улугбек Мухаммед Тарагай родился 22 марта 1394 года. Внук Тимура. В 1409 году был объявлен правителем Самарканда, а после смерти своего отца Шахруха стал главой династии Тимуридов. Наукой Улугбек начал увлекаться ещё в молодости, расширению его кругозора способствовала собранная отцом богатая библиотека, в которой юный Улугбек проводил большую часть своего времени. Он любил поэзию, занимался историей, однако основное внимание его было сосредоточено на занятиях астрономией. Став правителем, Улугбек привлек в Самарканд выдающихся учёных своего времени, с помощью которых и построил свою обсерваторию. Улугбек своими научными изысканиями вызывал ненависть у мусульманских фанатиков. И жизнь его закончилась трагически: он был зверски убит 27 октября 1449 года страшным ударом сабли, которым убийца отсек ему голову с такой силой, что, по описанию летописца, она отскочила в другой угол двора.
Сын и наследник Улугбека, практически отдавший своего знаменитого отца на расправу, узнав о его гибели во время хаджа в Мекку, даже не поинтересовался, что сделали с телом обезглавленного великого ученого. А ведь Улугбека в крайней спешке, кое-как, постыдно небрежно закопали на кладбище селения, где его убили.
И лишь по приказу правителя Мавераннахара, пришедшего на смену сыну, беспощадно убравшему со своей дороги отца, прах Улугбека перенесли в фамильный склеп - мавзолей Гур-Эмир, а на надгробии высекли надпись с упоминанием, что ученый погиб от рук отцеубийцы. Улугбек был похоронен, как человек, погибший насильственной смертью, не в саване, а в нижнем белье из шелковой ткани.
После его убийства обсерватория, как олицетворение его правления и просвещенности, была безжалостно уничтожена религиозными фанатиками.
Уже в XVI веке она полностью превратилась в груду развалин. Долгое время точное местонахождение обсерватории оставалось неизвестным. Лишь в 1908 году В. Л. Вяткину удалось обнаружить ее остатки благодаря документу XVII века, дававшему определенные указания на место расположения обсерватории.
При этих раскопках были обнаружены следы круглой стены в один кирпич и часть главного инструмента. Других астрономических инструментов не найдено. В 1915 году для сохранения найденного было устроено сводчатое перекрытие над откопанной траншеей с частью секстанта. Изучение обсерватории получило широкий размах только в советское время. В результате раскопок И. А. Сухарева в 1941 году, и в особенности раскопок В. А. Шишкина в 1948 году, и было открыто для всеобщего обозрения то, что осталось от некогда известной на весь арабский мир обсерватории. Это "то" можете увидеть и Вы, если загляните в столь любимое детище одного из самых удивительных ученых мира - Улугбека, о котором великий узбекский поэт Алишер Навои говорил так:
"...все его сородичи ушли в небытие; кто о них вспоминает в наше время?
Но он, Улугбек, протянул руку к наукам и добился многого".
P.S. Сейчас рядом с остатками обсерватории расположен небольшой музей, где Вы сможете поподробнее узнать и об Улугбеке, и о тех научных методах, которыми он пользовался.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Мечеть Хазрет-Хызр.
Мечеть Хазрет-Хызр

Где находится: на южной оконечности Афрасиаба, на перекрестке улиц Академика Абдуллаева, Ташкентской и Титова.
Почему это интересно: потому что это одна из наиболее сохранившихся мечетей Самарканда.

Что, впрочем, немудрено – она построена лишь в середине XIX века, а в 1915 году была реконструирована самаркандскими купцами. Выглядит мечеть вполне респектабельно, как снаружи, так и внутри. Обаяние ей придает выигрышное расположение на пригорке и большой портик, словно охраняемый с двух сторон тоненькими минаретами.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Мечеть Биби-Ханым.
Вход в мечеть Биби-Ханым

Где находится: на Ташкентской улице.
Почему это интересно: потому что эта огромная мечеть - соборная, главная в столице империи Тимура - Самарканде.

Красавица Биби Ханым, жена Тимура, задумала удивить и порадовать супруга. Когда повелитель отсутствовал, находясь в одном из многочисленных военных походов, она созвала во дворец лучших строителей и мастеров Самарканда и предложила им воздвигнуть здание. К работе приступили немедленно. Быстро вырастали стены. Все чаще посещала строительную площадку Биби Ханым. Она торопила главного зодчего завершить работы. Но очарованный красотой царицы зодчий и не думал торопить строителей. Между тем в Самарканд пришло известие о скором возвращении Тимура. Биби Ханым нервничала. Тогда зодчий поставил условие: "Мечеть будет воздвигнута в срок, но.... ты, царица, подаришь мне поцелуй". Царица негодовала: "Я подарю тебе любую из моих рабынь, по твоему выбору. Почему ты смотришь только на меня? Посмотри на эти крашеные яйца, они разных цветов и нисколько не похожи друг на друга, но если их разбить, то разве они чем-либо различаются? Таковы и мы женщины".
Но зодчий настаивал: "Я отвечу тебе. Вот два одинаковых бокала. Один из них я наполню прозрачной водой, другой белым вином. И теперь они похожи друг на друга, но если я притронусь к ним губами, то один меня обожжет расплавленным огнем, а другого я и не почувствую. Такова любовь".
Тимур уже приближался к Самарканду. Досаде Биби Ханым не было предела. Так долго лелеянный сюрприз повелителю оказался под угрозой. К тому же, как гласит легенда, зодчий был молод и красив. И она соглашается.
Зодчий склонился к прекрасной Биби Ханым. В последнее мгновенье она попыталась заслонится ладонью. Но поцелуй был столь страстен, что жар его проник сквозь руку красавицы и оставил на ее щеке пунцовое пятно. Спустя всего лишь несколько дней Тимур вступил в город. Перед его взором поднялись купола и минареты, удивляя своим великолепием. Но радость его была омрачена. Увидев на лице Биби Ханым след поцелуя, он впал в ярость. Биби Ханым призналась во всем. По велению "Железного хромца" стражники бросились разыскивать зодчего. Спасаясь от преследователей, он со своим учеником поднялся на минарет мечети. А когда стражники взбежали по бесчисленным ступенькам за ним наверх, они нашли лишь одного ученика. "Где твой учитель?" - спросили они. - "Учитель сделал себе крылья и улетел в Мешед", - ответил тот.
Такова красивая легенда. История не знает имени Биби Ханым. Известно, что старшую жену Тимура звали Сарай-Мульк-Ханум.
А вот реальность была не менее красивой. Красивой в своей жестокости.
Тимур в 1399 году, после возвращения из Индии, в честь любимой жены его, Сарай-Мульк-Ханум, носившей прозвище Михрбан, т. е. "благотворительница", решил построить главную мечеть своей империи. По замыслу Тимура мечеть Биби-Ханым должна была затмить все виденное им в других землях.
Мечеть строилась в течение пяти лет. К участию в строительстве были привлечены зодчие, художники, мастера и ремесленники из многих стран Востока. Двести каменотесов из Азербайджана, Фарса , Индостана и других стран работали в самой мечети, а пятьсот рабочих в горах близ Пенджекента трудились над добычей и обтесыванием камня и отправкой его в Самарканд. Стройка не была еще закончена, когда Тимур вновь отправился в один из своих походов. Вернувшись в свою столицу в 1404 году, он тут же поехал посмотреть на новую мечеть. Грандиозные здания занимали прямоугольный двор размером 130 на102 метра. На западной стороне его возвышалась главная мечеть, на северной и южной стояли малые мечети. Обширный внутренний двор был выстлан мраморными плитами и обнесен крытой галереей для богомольцев. Вход во двор был оформлен в виде высокого портала с двумя круглыми минаретами, достигавшими пятидесяти метров высоты. Фасад соборной мечети был также украшен величественным порталом с двумя минаретами. Стены всех помещений снаружи были богато декорированы разноцветными глазурованными кирпичами, образовавшими прихотливый геометрический орнамент и религиозные изречения. Роскошная и богатая отделка внутренних помещений состояла из облицовки майоликовой мозаикой, резным мрамором, позолоченными узорами. Однако Тимур остался недоволен постройкой и в гневе приказал схватить вельмож Ходжу Махмуда Давида и Мухаммеда Джельда, руководивших строительством. Их приговорили к смерти и повесили за каналом Сиаб, у подножья Чупан-ата.
Вот такая история, на этот раз - подлинная.
Здание мечети сильно пострадало от землетрясений и времени и сейчас находится в полуразрушенном виде, но все-таки представляет один из лучших памятников древнего зодчества в Самарканде. На той же площади, где стоит мечеть, находится мавзолей над пятью могилами, между которыми главное место занимает могила Биби-Ханым. Среди двора мечети стоит колоссальный пюпитр, в форме полураскрытой книги, из серого мрамора, украшенный рисунками и надписями. Он служил подставкой для Корана при чтении его и находился прежде в мечети. На территории также сохранились остатки медресе Сарап-Мульк-Ханым (угловой мавзолей с богатым декором).
Мне это место запомнилось своими гигантскими, но очень пропорциональными размерами, каким-то грустным ощущением разрухи (несмотря на проводимые с 1968 года работы по реставрации), и очень приставучими гидами, так и норовящими рассказать тебе что-нибудь интересно-неинтересное, особенно - за отдельную плату.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Мавзолей Ишрат-Хана.
Мавзолей Ишрат-Хана

Где находится: в районе Пенджикентской улицы.
Почему это интересно: потому что на закате это здание приобретает неповторимый золотой оттенок.
Солнце клонилось к закату. Насладившись памятниками архитектуры в центре города мы поймали такси и ткнули в картинку на карте города – хотим сюда. Таксист некоторое время вертел карту в руках, сначала не понимая куда именно мы хотим, потом – зачем именно мы туда хотим. Но мы настаивали и были высажены из машины на окраине города. Поначалу мы тоже не поняли – зачем же мы сюда хотели. Но, полазив по совершенно безлюдным руинам, поднявшись по обвалившимся ступенькам на то, что когда-то, очевидно, было минаретом, поняли – мы здесь, чтобы познакомиться с Духом Самарканда. Сюда он приходит вечером отдыхать, устав от шумной бестолковости туристов у Регистана или в Шахи-Зинде. Тут его ни кто не беспокоит. Не стали беспокоить и мы, лишь попили с ним зеленого чаю и удалились восвояси. А он устроился поудобнее на ночлег в своем обветшалом ложе.
Ну, а если Вам интересна история этого «ложа», - то читайте:
ко времени правления тимурида Абу-Саида (1451-1469 годы) относится архитектурный памятник, развалины которого носят несколько неожиданное название «Ишрат-хана» - «Дом радости», данное, по-видимому, за очень богатое архитектурное оформление.
В народе ходят легенды, связывающие эту постройку с Тимуром, однако, в 1896 году археологом В.Л. Вяткиным был найден документ, в котором говорится, что знатная женщина Хабиба-Султан, жена тимуридского царевича Султан-Ахмед-Мирзы, построила купольное здание над могилой своей золовки, царевны Хавенд-Султан-бики, дочери правившего в то время Абу-Саида. Этот памятник, относящийся к 1464 году, династический мавзолей женщины и детей из дома тимуридов, представлял собой целый комплекс построек. Центральное место занимала усыпальница, оформленная с запада высоким порталом. С юга к зданию примыкала арочно-купольная галерея, через нее был устроен дополнительный вход в усыпальницу. С северной стороны находилась мечеть. В углах здания были расположены сводчатые комнаты для людей, обслуживавших мавзолей.
Сейчас, как Вы уже поняли, от этого памятника сохранились лишь развалины. В начале ХХ века вследствие землетрясения обвалился купол вместе с высоким барабаном, осыпались некогда украшавшие его росписи с позолотой. Кирпичи и изразцы растаскивались жителями и туристами. В настоящее время намечена частичная реставрация и консервация памятника, но пока она выражена лишь в нескольких металлических подпорках, не дающих зданию окончательно обвалиться.идай Абдуллазиххана и пр. и пр. я уж так и быть рассказывать не буду, посмотрите их – расскажите сами…

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Мавзолей Рухабад.
Вид на мавзолей Рухабад от мавзолея Гур-Эмир

Где находится: на улице Умарова, рядом с мавзолеем Гур-Эмир.
Почему это интересно: потому что здесь Ваш глаз сможет отдохнуть от пестроты облицовочной мозаики.

Миленький, очень пропорциональный мавзолейчик мусульманского мыслителя XIV века Бурханаддина Сагараджи. Судя по названию мавзолея «Рухабад» - «Обитель духа», весьма уважаемого.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Городище Афрасиаб.
Так выглядит археологический памятник - городище Афрасиаб

Где находится: между Ташкентской улицей и улицей Академика Абдуллаева.
Почему это интересно: потому что здесь ничего не видно невооруженным глазом. Надо вооружиться лопатой.

Не знаю точно, как это место называется сейчас, раньше оно называлось Афрасиаб - Государственный археологический заповедник. Лопаты, конечно, у меня не было, не было особого желания и копаться в могилах и рыть бесчисленные холмы. А вот насладиться тишиной и покоем в самом центре города мне удалось. Тишину подчеркивали блеющие неподалеку пасущиеся козы, а покой - иногда проходящие по многочисленным тропинкам самаркандцы.
Ну, а если говорить языком энциклопедий, то Афрасиаб - это имя мифического царя Турана и одного из легендарных героев "Шахнаме", поэмы великого таджикского поэта Фирдоуси. Под этим же именем известно место, где был расположен древний Самарканд - его первоначальное ядро - городище Афрасиаб. Это было одно из первых поселений на территории современного города, именовавшийся Мараканда, и сложился он уже к середине I тысячелетия до н. э., когда был обнесен крепостными стенами.
В ходе раскопок, которые ведутся (с перерывами) с 1874 года, установлено, что жизнь на Афрасиабе протекала почти непрерывно с VI в. до н. э. вплоть до разрушения монголами в 1220 году. Городище состоит из цитадели, внутреннего города и предместья. Вскрыты жилые и ремесленные кварталы, мечеть, остатки дворца VII-VIII веков, в котором в 1965 году открыта многоцветная настенная роспись.
На городище найдены прекрасные образцы глиняной орнаментированной посуды, множество терракотовых статуэток, изделия из стекла, различные орудия труда, женские украшения, монеты и прочее.
Ныне Афрасиаб - огромное скопление безжизненных холмов, примыкающих к современному городу с северной стороны.

Обсудить на форуме
На главную страницу






География посетителей