|
Где находится: по всему городу.
Почему это интересно: потому что Вы любите кино.
А если – не любите, то смело можете пропустить это описание…
Сколько фильмов было снято в Риге не скажет никто. Точное число просто невозможно определить – в советское время на натурные съемки в латвийскую столицу приезжали группы чуть ли не из всех республик СССР, не говоря уже о «родной» Рижской киностудии (организованной в 1948 году). Вспоминать все города, роль которых Рига играла – и то устанешь – Петроград, Ленинград, Москва, Архангельск, Иркутск, Одесса, ну, и разумеется – Рига, Берлин, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Вашингтон и т.п…
Советские кинематографисты впервые появились в Риге еще до Великой Отечественной войны, почти сразу после присоединения Латвии к Советскому Союзу. Говорят, 22 июня 1941 года Григорий Александров с женой Любовью Орловой встретили именно в Риге, где работали над новым сценарием. Впрочем, снять тогда ничего не успели - уже 23 июня их срочно отозвали в Москву… Хотя, свой второй послевоенный фильм Александров снимал все же в Риге – ее руины служили естественной декорацией для фильма «Встреча на Эльбе» (1949), изображая немецкий город Альтенштадт.
С Вашего позволения, упомяну еще пару-тройку фильмов известных «нерижских» режиссеров…
В том же 1949 году в Ригу (для съемок берлинских сцен) приехал самый известный российский кинопедагог – Михаил Ромм. Он работал в городе над фильмом «Секретная миссия» (1950) про советскую разведчицу. Повторно навестил Ромм Ригу на съемках знаменитого фильма «Убийство на улице Данте» (1956). Как известно из фильма «Покровские ворота», поставленным спустя много лет режиссером, дебютировавшим в «Убийстве…» в качестве актера – Михаилом Казаковым – «наши играли французскую жизнь», а Рига – Париж…
Владимир Басов же снимал Ригу в роли самой Риги в «Щите и мече» (1968) - в первой серии герой Станислава Любшина много катался на машине по улицам города, особенно эффектен проезд мимо портала церкви Святого Петра. Этот фильм, кроме всего прочего, мне запомнился и тем, что я впервые узнал из него о прибалтийских немцах и услышал фразу «репатриант из Риги»…
В интернете вообще полно информации о «кинозвезде по имени Рига», часто перечисляются хоть сколько-нибудь значимые и известные фильмы, но не они принесли городу славу «советской заграницы». Лишь места съемок двух фильмов, точнее – киносериалов, вызывают интерес и трепет у всех любителей советского кинематографа – «Семнадцати мгновений весны» и «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Пройтись по знаменитой Бейкер-стрит или Цветочной улице считает своим долгом каждый уважающий себя киноман.
Совершим небольшую экскурсию и мы. Я не буду слишком донимать Вас историческими подробностями о запечатленных домах, площадях, улицах и прочих местах Риги, они описаны мною и в этом разделе, да и в большинстве путеводителей, а скорее займусь банальным перечислением натурных объектов, что бы Вы не заблудились во время прогулки. Начну с «Семнадцати мгновений весны».
Первый адрес – Blümenstraβe – Цветочная улица в Берне, где находилась явка советского разведчика, проваленная гестаповцами. По ней шел на смерть профессор Плейшнер, на нее приезжал и сам Штирлиц. Эту улицу снимали в двух местах – в ГДРовском Майсене и на улице Яуниела (Jauniela) в Риге. О самой улице я уже рассказал выше, а здесь отмечу пару киношных курьезов. К примеру, профессор Плейшнер заходит в один из подъездов дома № 25/29, а явочная квартира находится в соседнем, во всяком случае, если судить по знаменитому окну. С окном тоже не так все просто – в сцене, когда профессор слушает пение птиц в лавке на другой стороне улицы, за его головой четко видно то самое окно на втором этаже, возле скульптуры, украшающей фасад здания. И цветка – условного сигнала о провале, в нем нет. А в следующий раз цветок уже стоит на месте и в окне видны заманивающие профессора в ловушку гестаповцы. Но это не совсем киноляп – в первый раз окно играет «само себя» – просто окно на втором этаже дома, а в другой раз – уже условное окно на четвертом этаже. Хотя, быть может это хоть немного и оправдывает невнимательность рассеянного профессора Плейшнера…
Спустя пару серий на место трагедии приезжает Штирлиц и его такси останавливается у дома №22 на улице Яуниела, сам же он идет по четной стороне улицы и заходит в зоомагазин (в наши дни в этом доме (под номером 26) расположилась «Киногалерея»), откуда мельком бросает взгляд на злополучное окно.
Второй адрес – окрестности Большой и Малой Гильдий на улице Мейстару (Meistaru iela) - в одной из первых серий тут проходит Штирлиц по пути к музею Природоведения, ближе к концу киноэпопеи здесь мечется Кэт (по улице Зиргу (Zirgu iela)) – сначала выберясь из канализационного люка, потом ночью, идя в бомбоубежище, и наутро, после того, как забрала своих детей из бомбоубежища и спешит к машине Штирлица.
Третий адрес – вновь на улице Мейстару, где расположен и знаменитый рижский «Кошкин дом» (№10, его описание см. ниже), мимо которого Штирлиц идет к музею Природоведения, а его роль играет Минфин Латвии, построенный в конце 1930-х годов. В этом кадре мы видим панораму по витринам задекорированного «Кошкиного дома» (на нем написано «Bar») и начальный отрезок улицы Мейстару с возвышающейся над ней Пороховой башней. «Кошкин дом» играет роль отеля «Am Neuen Tor» – «У Новых Ворот», возле которого Штирлиц назначает встречу Борману и в конце концов таки садится в припарковавшуюся там машину партайгеноссе. А Министерство финансов еще несколько раз мелькнет в фильме – на этот раз с другой стороны, и как здание, в котором работал Штирлиц – пару раз он будет входить-выходить из него и один раз привезет в него арестованную Кэт.
Теперь четвертый адрес - прогуляемся к Домскому собору. Та часть его монастырского комплекса, в которой расположен музей истории Риги и мореходства, попала в кадр, когда торопящиеся покинуть город Штирлиц и Кэт были остановлены преградившими им дорогу санитарными машинами (они ехали со стороны улицы Паласта (Palasta iela)), раненных из которых и заносили куда-то внутрь. Эта сцена снималась на площади Гердера и памятник самому Иоганну Гердеру – немецкому философу-просветителю, заботливо завалили мешками с песком – так во время войны спасали народное достояние и в СССР, и в Германии (интересно, что рижский бюст - слепок верхней части памятника Гердеру в Веймаре работы скульптора Л. Шаллера).
Пятый адрес - неподалеку, на Замковой площади (Pils laukums) – по ней, мимо церкви Скорбящей Богоматери (Sāpju Dievmātes katoļu baznīca) дважды проходил профессор Плейшнер, спеша на уже упомянутую Цветочную улицу.
Вообще, рижских церквей в «Семнадцати мгновениях весны» снималось несколько – экстерьером кирхи пастора Шлага, мимо которой прогоняли колонну заключенных с агентом Клаусом, «работала» церковь в районе Тейка (Teika) – лютеранская церковь Креста (Krusta luterāņu baznīca) на улице Ропажу (Ropažu iela), д. 120 (шестой адрес).
Интерьер же снимали в более богатой лютеранской церкви Святого Павла (Sv. Pāvila evaņģēliski luteriskā draudze), что на улице А. Деглава (A. Deglava iela), д. 1 (седьмой адрес).
Отпевание Карла Плейшнера, которое почтил своим присутствием сам Кальтенбруннер, проходило в готической Старой лютеранской церкви Святой Гертруды (Vecā Sv. Ģertrūdes luterāņu baznīca) на улице Гертрудес (Ģertrūdes iela), д. 8, которую рижане называют попросту «Старая Гертруда» (восьмой адрес).
Девятый адрес мне не удалось установить точно, но то, что знаменитый «лингвистический» проход Штирлица к вокзалу в Берне снят на рижской улице, это точно. Почему «лингвистический»? Ну как же – Штирлиц-полиглот попал в Швейцарию, реклама в которой на латышском языке говорит об обувных новинках, а в витринах отражается не много – ни мало – вывеска аж на русском языке – «Гардинное полотно», хотя и в «зеркальном» виде…
Ну вот, пожалуй, и все, хотя был еще эпизод у реки, где на стоянке спал Штирлиц на фоне проезжающего мимо «ЗИЛа», но его снимали не в Риге, а близ Сигулды, у моста через Гаую. Кстати, в последней серии Штирлиц опять проезжает это место, но судя по дорожным знакам, оно несколько «удалилось», по сравнению с прошлым разом, от Берлина…
Ну что же, перейдем к другому фильму – «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Как отмечает один из авторов исследования рижской натуры киноэпопеи, «…надо сразу отметить, что с точки зрения выбора мест для съемки создатели сериала подошли достаточно грамотно. Действие романов Артура Конан Дойля происходит на рубеже XIX и XX веков. В Риге «фоном» для фильма были выбраны здания 1898-1905 годов постройки. Учитывая то, что архитектурные веяния из Европы в Прибалтику доходили немного позднее, можно считать выбор этих зданий хронологически достоверным.»
Начнем прогулку со знаменитой Бейкер-стрит.
Первый адрес - все та же улица Яуниела. Если Цветочную улицу «играла», в основном, нечетная сторона, то Бейкер-стрит – это больше четная. В самом первом фильме («Шерлок Холмс и доктор Ватсон») приятель Ватсона ведет его к «дому №221b», они проходят мимо домов под номерами 16 и 18 и камера останавливается на табличке «Baker street» на доме № 18 (тогда он был выкрашен в оранжевый цвет, в момент моего посещения – в розовый).
Дальше герои подходят к знаменитой двери, ведущей в дом великого сыщика и над притолокой четко читается номер дома – «221b». Сегодня, разумеется, этого номера на доме нет, там присобачена какая-то совершенно недекоративная решетка. Да и саму дверь отыскать тяжеловато – для этого надо обойти приятный одноэтажный домик №22, войти в небольшой дворик, протиснуться между нагромождением из столов и стульев ближайшей кафешки, и только затем увидеть холмсовско-ватсоновские хоромы, точнее – их наружную дверь. Нужный дом имеет адрес «улица Яуниела, дом №22, вход со двора» и относится к комплексу Домского собора (если войти в закрытую дверь и пройти здание насквозь, окажешься аккурат во дворе Домского монастыря).
Видимо, этот узкий и неказистый проход к нужному подъезду не слишком впечатлил кинематографистов, во всяком случае, в первых фильмах его не разу не показали, а запечатлели лишь в последнем фильме («…XX век начинается») - Ватсон въезжает в него на своем драндулете и потом бежит к заветной двери, которую, мы встречаем почти в каждой серии…
Много в фильме и общих планов улицы Яуниела – по ней проезжает кэб, ведомый героем Николая Караченцова, не раз проходят Холмс и Ватсон, а в «…XX веке…» даже проезжают по нему на мотоцикле и автомобиле. Кстати, в «…XX веке…» табличка с названием улицы уже перекочевала с дома №18 на дом №22…
Теперь выйдем на открытый воздух – на Эспланаду – второй наш адрес (об этом парке я подробнее написал в разделе «Городская архитектура»). Здесь снимались две сцены из первого фильма. Сначала приятель Ватсона вел его на Бейкер-стрит (и привел, на улицу Яуниела, как мы уже знаем), а затем здесь произошла беседа Ватсона и Стемфорда, когда они обсуждали загадочные действия соседа Ватсона по коммуналке. Тут на заднем плане явственно мелькает здание из красного кирпича - Латвийская государственная Академия художеств (Latvijas Mākslas akadēmija, бульвар Калпака (Kalpaka bulvāris), д. 13) – наш третий адрес. Во внутреннем дворе этого здания ночью припарковал кэб герой Караченцова - Хоуп, который страстно ожидал момента расправы над врагом.
А забрал Хоуп свою будущую жертву от главного входа соседнего с Академией художеств здания – от Национального Художественного музея (Nacionālais mākslas muzejs) на улице К. Валдемара (K. Valdemāra iela), д. 10 а (о нем я немого рассказал выше - в описании «Рижский модерн») – четвертого адреса рижской Шерлокианы.
Пятый адрес заставит нас вернуться в центр города, к Домскому собору. На этот раз обойдем его с западной стороны и окажемся на площади Гердера. Помните, в свое время там притормаживала машина Штирлица и Кэт? Теперь здесь проносится кэб с Холмсом, спешащим на помощь Ватсону (видна часть Домской площади, фрагмент здания Рижской биржи и часть стены Домского собора), до этого убийца Хоуп проезжает на своем кэбе (в этот раз видна та часть Домского комплекса, которая стала нынче музеем истории Риги и мореходства – почти вся короткая улица Маза Сколас (Mazā Skolās iela)). Ну и, в конце концов, здесь наступает развязка всей серии «Кровавая надпись» – прямо в центре площади Гердера Холмс талантливо разыгрывает сердечный приступ и таким образом обхитряет Хоупа, арестовывая его на глазах у своих друзей (в этом кадре отчетливо виден вход в Домский собор, а оператор, похоже, забрался чуть ли не на голову памятнику Гердеру).
Перед арестом же Холмс он собирает последние улики в Яна-сета (Jāņa sēta) (см. соответствующее описание выше) – нашем шестом адресе. В этом дворе мы видим знаменитую средневековую арку - в нее въезжает кэб с детективами, и затем их вход в один из подъездов, украшенный вывеской «Hotel «Belvedere»».
Фильмы «…Собака Баскервилей», «…Сокровища Агры», авторы, по большей части, снимали не в Риге, предпочтя ей Ленинград и Таллин, а вот в последнем фильме – «…XX век начинается», вернулись в латвийскую столицу и вновь прошлись (да и проехались) по Бейкер-стрит, о чем, я уже упоминал.
Кроме этого они посетили и Домскую площадь (Doma laukums) - седьмой адрес К ней со стороны улицы Пилс (Pils iela) на автомобиле подъехали Холмс и Ватсон и зашли в дом №23, который исполнял роль «дома полковника Валентайна Уолтера». Сейчас в этом доме с занятным фасадом разместился банк SEB, а напротив очень хорошо видно в кадре другое здание – Рижскую биржу (см. описание «Городская архитектура»).
Если от Домской площади немного пройтись по улице Смилшу (Smilšu iela), то мы увидим еще одно, уже восьмое по счету, «холмсовское» место в Риге – знаменитый дом №8, о котором я довольно подробно написал в разделе «Рижский модерн» выше. В фильме это здание играло роль места убиения Эдуардо Лукаша и были сняты оба фасада – и со стороны улицы Смилшу, и со стороны улицы Алдару…
Последний, девятый адрес, довольно условен – Бривибас гатве (Brīvības gatve), ä. 440 – это адрес Латвийского этнографического музея, строений в котором пруд пруди. И вот одно из них - жилой дом конца XIX века из Руцавской волости, с хутора «Лурти» ("Lurķi"), привезенный в музей в 1983 году и недавно восстановленный после пожара, снимался в «…XX веке…» как поместье Холмса-пчеловода в Суссексе. А вообще в фильме показана довольно значительная часть экспозиции под открытым небом – Ватсон несколько раз проезжает на мотоцикле туда-сюда по территории музея.
Ну вот, пожалуй, и все, что касается конкретных мест съемок, теперь развенчаем несколько мифов:
фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» в Риге не снимался, он снимался во Львове;
Штирлиц никогда не ездил по Вантовому мосту;
Рижские больницы не играли роль клиники «Шарите», в которой родила Кэт, эту роль играла сама клиника «Шарите» в Берлине;
Бернский зоопарк в «Семнадцати мгновениях весны» полностью снимали в Тбилисском зоопарке;
ни одно из рижских кафе не снималось в «Семнадцати мгновениях весны» ни как кафе «Элефант», ни как другое германское заведение общепита;
Плейшнер не курил рижских папирос, а Штирлиц не разбивал бутылку «Рижского бальзама» о голову бедняги Холтоффа;
а вот мифов о съемках «Приключений Шерлока Холмса…» я в интернете не нашел – либо создателям удалось выдержать выбранный стиль, либо этот киносериал менее культовый, нежели «Семнадцать мгновений…» и не породил еще достаточно легенд…
В заключении – несколько слов о более-менее современной киноРиге. Наши реалии отразились и на характере снимаемой в городе продукции – российские режиссеры приезжают в столицу Латвии снимать в первую очередь сериалы (к примеру, «Красная капелла») и клипы – для «Мумий Троллля» и Ильи Лагутенко (он вообще любит Ригу и даже, по слухам, купил дом на улице Яуниела), «Сплина» и др.
Ну, и совсем недавно, в ноябре 2006 года, свет увидел первый латвийский блокбастер (декларируемый бюджет – 4 миллиона долларов) режиссера Айгарса Грауба под названием «Стражи Риги» («Rīgas sargi»). В каком городе проходили съемки, понятно…
P.S. Если Вам все вышесказанное показалось интересным, то остальные же подробности Вы можете узнать из двух интернет-источников, составивших основу этого моего описания - «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и «Семнадцать мгновений весны».
Обсудить на форуме На главную страницу
|
|