|
Где находится: в том месте, где река Лиелупе делает петлю. Железнодорожная станция «Майори» («Majori») находится как раз на берегу реки.
Почему это интересно: потому что это и есть Юрмала.
Майори меня привлекало с детства, с моей первой поездки в Юрмалу в шестилетнем возрасте в 1980 году. Привлекало своей «запретностью» и «элитарностью». Из слов родителей я понял, что это – самое интересное место в Юрмале, но очень дорогое и туда попасть без блата нереально. Несколько раз мы ходили туда «на экскурсию», специально заехали туда с мамой спустя восемь лет, когда вновь оказались в Юрмале на отдыхе. Но ничего, совершенно ничего, кроме гипнотического слова «Майори», ставшего для меня синонимом «Юрмалы», я не помню…
Но вот я подрос, слегка разбогател и отправился в Майори, причем поселился именно в этом районе города. Надо же почувствовать себя «элитой»…
Впрочем, на деле оказалось, что это совершенно обычный поселок, просто донельзя набитый отдыхающими. Причем не могу сказать, что такое их количество отрицательно сказывается на самом поселке. Тут четко действует принцип «спрос рождает предложение» – чем больше туристов приезжает, тем больше для них открывается гостиниц и пансионов, а, самое главное, тем больше формируется индустрия отдыха – парки развлечений, рестораны, кафе, музеи, уличные торговцы сувенирами, магазины… И эта «ухоженность», туристические удобства, привлекают все новых и новых отдыхающих. И для них появляются новые… ну Вы поняли – далее по кругу.
Короче, мне в Майори понравилось – не было проблем ни с продуктами, ни с питанием, ни с развлечениями, ни с прогулками…
Так что же я здесь успел посмотреть?
Ну начал я, естественно, со знаменитой пешеходной улицы Йомас (Jomas iela), что начинается почти у самой железнодорожной станции и заканчивается уже в районе Дзинтари. Название ее восходит к латышскому слову «joma», означающему параллельные песчаные дорожки от волн на морском дне.
В самом начале улицы стоит гостиница «Майори» (дом №29), которая считается эталонным образцом юрмальской архитектуры. Она построена в 1925 году по проекту А. Медлингера и переживает очередную реконструкцию, которую планируют закончить в 2009 году. По другой стороне улицы – небольшой сквер со скульптурой «Лачплесис» (ее иногда называют «Лачплесис, сражающийся с драконом), установленной 1953 году по проекту Л. Крестовского и В. Рапикиса и символизирующей героя латышского народного эпоса, да и все стремление латышей к свободе. По соседству с этим сквером порой устраивают конкурсы песчаных скульптур, а с 2006 года там можно еще и поглазеть на забавный фонтан «Горизонт». Двигаясь дальше по этому «Арбату», хотя нынче будет правильнее сказать – «Бродвею», на перекрестке с улицей Омнибуса (Omnibusa iela) можно поглазеть еще на один памятник – Яну Райнису и его жене поэтессе Аспазии, установленный в 1990 году (скульпторы З. Фернава-Тищенко и И. Тищенко). Мне памятник не понравился – какие-то карлики, словно сделанные из песка на подобии песчаных башенок. На этом же перекрестке (он называется «Сад Горна» – в честь некоего Горна, который в 1870 году построил здесь небольшой концертный зал) расположен главный культурный центр поселка – бывший кинотеатр «Юрмала» (кстати, именно на этом месте в конце XIX века открыли первую в Юрмале синематеку), а ныне дом культуры и кинотеатр «Майори». Ничем непримечательное бетонно-коробчатое сооружение 1970 года с выставочными помещениями, кинозалом, библиотекой и пр. (ул. Йомас, д. 35, тел. (+371) 776-24-03). Лучше пройдем дальше – возле гостиницы «Юрмала» раскинулся городок аттракционов «Dienvidu parks» (Pilsoņu iela, д. 14/16, тел. (+371) 7762211, работает с 1 апреля до 31 октября), который охотно посещают и дети, и взрослые. Последние особенно по вечер, когда очередная доза «Рижского бальзама» превращает их в детей...
Что еще примечательного на улице Йомас? Ну, множество продуктовых магазинов, с довольно ухоженными интерьерами и тугодумными продавцами. Много сувенирных лавок, где Вам предложат стандартный набор – текстиль, янтарь, бальзам, открытки… Много симпатичных домиков в курортном стиле, в которых, собственно, эти магазины все и находятся. Ну и безусловно улица Йомас – один сплошной ресторан. Бесконечный. У него много входов, много залов в самых разных стилях, кухня в нем на любой вкус, много и хозяев у этого ресторана, много и названий… Короче, полагаю, любой человек здесь найдет что-нибудь на свой вкус. Есть даже «Планета суши» и «Иль Патио»… Конкуренцию этому «ресторану» составляют лишь кофейни и пивные. Впрочем, они тоже входят в огромную едальню улицы Йомас…
После того, как вы изучили главную юрмальскую достопримечательность (после пляжа, разумеется), можно перейти к деталям. Например изучить окрестности железнодорожной станции «Майори». Обратите внимание на почтовое отделение - дом №7 по улице Линес (Lienas iela) – прямо-таки сказочный замок какой-то с башней-маяком! Чуть дальше Вас ждет Юрмальский городской музей (Jūrmalas pilsētas muzejs, ул. Тиргоню (Tirgoņu iela), д. 29, тел. (+371) 776-47-46). В нем можно посмотреть коллекцию открыток и купальников начала ХХ века, работы местных художников и пр. А можно и не смотреть, а отправится все по той же улице Линес, где на очередном перекрестке прячется весьма забавная католическая церквушка Богоматери (ул. Пилсоню (Pilsoņu iela), д. 32), построенная в 1890 году в неоклассическом стиле. Особенно хороша она ранним утром.
Любителям кино рекомендую заглянуть на пристань «Майори» на реке Лиелупе (недалеко от железнодорожной станции, на другой стороне железной дороги). Здесь, точнее – в небольшом заливчике левее от пристани, стоит дом, в котором жил убийца Пальмгрена из фильма «Неоконченный ужин». А причудливые скульптуры, которые якобы в качестве хобби лепил убийца, частично сохранились до сих пор и если пробраться в чей-то двор, то можно посмотреть на них поближе…
Менее ярым любителям иронических детективов я рекомендую пройти сразу на улицу Юрас - Морскую (Jūras iela), идущую, как и следует из ее названия, параллельно морю. В самом начале этой улицы есть несколько забавных домов, являющихся гордостью юрмальчан (№ 2 (1909 год), №3, №6 (1913 год), №8 (1913 год), их фотографии Вы найдете в разделе «Латвия/Юрмала/Фотографии/Юрмальские дачи»). За ними идет территория громады отеля «Балтик Бич» (см. его описание в разделе «Латвия/Юрмала/Проживание/«Baltic Beach Hotel»), а сразу за отелем, на улице Тиргоню (Tirgoņu iela), ведущей прямо к морю, собственно уже на берегу, красуются еще две юрмальские «знаменитости». Скульптура черепашки (1995 год, скульптор Я. Барда) - какая-то она рахитированная, на мой взгляд, да еще с динозавровым панцирем. «Фотография возле «черепашки» – традиционный сувенир из Юрмалы» – эта фраза присутствует практически в каждом путеводителе и набивает оскомину.
Через дорогу от этого монстра расположился Морской павильон (ул. Тиргоню, д.1), построенный в 1909 году и предназначавшийся для отдыха, танцев и прочих развлечений. Среди его посетителей в 1929 году был король Швеции Густав V…
Если пройтись от павильона по пляжу в сторону Риги, то можно поглядеть на бывшую купальню Э. Рацене (дом №1 на улице Пилсони (Pilsoņu iela)), построенную в 1916 году - красивое голубое двухэтажное строение с кокетливой обзорной башенкой на макушке.
Примерно здесь начинается и улица Конкордиас (Konkordijas iela), которая ведет от шумного туристического центра в совсем другой Майори. Я пошел по этой улице в поисках усадьбы бывших хозяев поселка, а кроме нее нашел еще немного интересного… Перейдя железную дорогу, словно попадаешь в другой мир. Здесь нет туристов, очень мало прохожих, зато очень много частных домиков, дач, домов и домишек в самых разных архитектурных стилях, но непременно охраняемых свирепыми собаками. На мой взгляд это и есть настоящий Майори – тут спокойненько живут все те, кто обслуживает туристов в ресторанах, магазинах, кафе, кто убирает им номера в отелях. Живут, ходят на работу, заглядывают в магазины. В один заглянул и я – «небо и земля» по сравнению с аналогами на улице Йомас. И отношении цен и в отношении ассортимента. Унылое, в общем царство. А за усадьбой вообще начинаются советские коробчатые многоэтажки, от чего становится очень тоскливо и хочется бежать назад, к морю.
Впрочем, я тороплюсь, давайте немного задержимся в усадьбе – ведь не зря же мы к ней полчаса пехали? Еще с XVII века практически все нынешнее Майори находилось во владении семейства фон Фирксов. Их господский дом (Konkordijas iela, д. 66), сохранившийся поныне, был построен в начале ХХ века с элементами стиля модерн по проекту У. Шенберга. Стоящий среди сосен он должен был походить скорее на загородную дачу или охотничий домик, чем на усадьбу в тогдашнем понимании этого слова. Поэтому все второстепенные постройки были низенькими и прятались в кустах. После Первой мировой войны последний из Фирксов – Эрнст - перестал владеть Майори, и с 1924 года здание занял детский дом. Сейчас это место пустует (несмотря на вывеску на воротах «Посторонним вход воспрещен»), территория зарастает, дома ветшают. Хотя говорят, что если позвонить по телефону (+371) 776-19-70, то можно взглянуть на знаменитые роскошные интерьеры главного здания. Мне же этот двухэтажный дом с большим четырехколонным порталом очень напомнил типовой советский дом культуры. Короче, знал бы, что за «дворец» я увижу – еще подумал бы, стоит ли так далеко идти…
Путеводители по Майори рекомендуют также посетить мемориальную дачу Яна Райниса и Аспазии (Raiņa un Aspazijas vasarnīca) на улице Плиекшана (Plieksana iela, д. 5/7, тел. (+371) 776-4495), где они жили до смерти поэта в 1927 году (c 1949 года – музей) , но я так туда и не зашел…
А в конце повествования – немного истории. Прежде чем фон Фирксы купили земли нынешней Майори, здесь была деревня Вильден. Фирксы, впрочем, были людьми предприимчивыми и постепенно продавали и сдавали свои земли под строительство дач. После пуска в 1877 году железной дороги, Майоренгоф (так тогда называлось это местечко) буквально заполонили страждущие принять солнечные и морские ванны. Ну а с начала XX века началось то самое бурное строительство, которое и сделало Майори одним из самых известных районов Юрмалы.
Обсудить на форуме На главную страницу
|
|