|
Где находится: по всему городу.
Почему это интересно: потому что это единственное, что можно посмотреть в городе кроме вышеописанного.
Как Вы уже поняли из моих предыдущих описаний, ни архитектурой, ни городским пейзажем, Мурманск похвастаться не может. Пожалуй, только одно может скрасить Вашу прогулку по улицам города – это памятники. Но и их не так много, да и те ввиду отсутствия каких-либо значимых событий или личностей в истории города, в основном, посвящены перипетиям, связанным с войнами. Взять хотя бы главный мурманский монумент - «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной Войны», т.е. – «Алёшу» - ведь и он увековечивает память не основателей Мурманска, а его защитников. Такая уж, видать, судьба у «Столицы Заполярья». Кстати, бродя по улицам и видя самые разные памятники павшим, понимаешь, каких усилий стоило удержать эти скалистые сопки – создается такое впечатление, что защитники прямо вгрызались в них, цеплялись ногтями, но не давали врагу продвинуться хотя бы на метр в сторону порта и железнодорожного вокзала…
Самым эффектным, эмоционально сильным и талантливо придуманным монументом Мурманска мне показался памятник Анатолию Бредову на перекрестке улицы Профсоюзов и проспекта Ленина. Уроженец Новгорода, Бредов еще в детстве переехал с родителями в Мурманск, где по окончании школы стал работать на судоверфи электромонтером. В 19 лет он ушел на фронт – это был 1942 год.
11 октября 1944 года наступление наших войск в направлении Печенги было уже в разгаре. Боевой пулеметный расчет Бредова (он уже был его командиром) выдвинулся в расположение отступающего противника, который отчаянно оборонялся. Пулеметчики заняли удобную позицию, но фашисты ее тут же начали поливать ожесточенным артиллерийским и пулеметным огнем. Но расчет Бредова отступать и не думал. Многие солдаты уже полегли. Кончились патроны. Враги подступали все ближе, надеясь взять нашего солдата живым. И тогда Анатолий поднялся во весь рост и с размаху ударил противотанковой гранатой о камень, взорвав и себя, и окруживших его фашистов.
Вот этот момент и зафиксирован в экспрессивном памятнике герою – то ли прикрываясь левой рукой от пуль, то ли загораживая лицо от солнца и устремляя взгляд в вечность, молодой солдат решительно заносит правой рукой гранату над собой и еще миг – и она ударится об огромный камень, оборвав жизни десятка человек…
Интересна и история создания этого памятника. Увековечить подвиг Анатолия Бредова предложил весной 1956 года первый секретарь Мурманского обкома ВЛКСМ Виктор Копылов. Его поддержали в комитете комсомола Высшего мореходного училища, выпустили листовки, в которых объявили о сборе средств на памятник, главным образом, за счет трудовых дел. На призыв откликнулась молодежь всего города. Особенно много заработали на строительстве стадиона «Труд», куда ежедневно по графику выходили работать студенты и учащиеся, рабочие и служащие. Школьники собирали металлолом и макулатуру. Все заработанные средства перечислялись на специальный счет.
Создание памятника было поручено молодым ленинградским скульпторам Алексею Долиненко, Владимиру Татаровичу и Григорию Ястребенецкому. Обратились к родителям Анатолия Бредова за фотографией, но оказалось, что все семейные фото утрачены во время войны. Осталась только одна, случайно сохранившаяся маленькая карточка, где Анатолий сфотографировался на паспорт. По этой фотографии скульпторы и воссоздали образ солдата-героя.
Когда памятник был готов, по предложению главного архитектора города А. Ф. Антонова, решено было установить его на площадке перед входом на Центральный стадион на главном проспекте города. Долго искали камень нужной конфигурации и нашли на старой ленинградской дороге.
Открытие памятника состоялось в День Победы, в 1958 году. Казалось, что весь город собрался к Дому Советов. На митинге, посвященном этому событию, звучали пламенные речи и клятвы верности стране, за которую воевал и отдал жизнь Анатолий Бредов. Но особенно проникновенным стало выступление отца Героя - Федора Михайловича. Сам фронтовик, он не мог сдержать волнения, когда рассказывал о своем сыне. Под звуки Государственного гимна с трехметрового бронзового памятника сняли шелковое покрывало. И первые цветы к его подножию положила Стефанида Григорьевна, мать Анатолия Бредова.
Круглая форма постамента выполнена из почти необработанного северного камня и напоминает о полярных сопках, в которых герой принял свой смертный бой. На постаменте золотом выбито: «Анатолию Бредову - комсомольцы и молодежь Мурманска»…
Судя по описаниям, еще одним эффектным памятником был мемориал рыбакам и кораблям тралового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Вообще-то мемориал сохранился до наших дней и содержится в неплохом состоянии, однако прежнего эффекта не производит. Вот как описывали его еще пару десятилетий назад:
«На возвышении, огражденном парапетом с якорями, в обрамлении цепей возвышается стела, покрытая плитами из особого стекла. Внутри расположена подсветка. Это стилизованный столб морской воды, взметенный к небу мощным взрывом. На его вершине реют мозаичные флаги СССР и советского Военно-Морского Флота. Ночью они тоже освещаются. В нижней части он опоясан кольцом из нержавеющей стали - на кольце выгравирована надпись: «Вечная слава морякам тралфлота, погибшим при защите Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны». В основании обелиска символическая катушка компаса. Здесь же вмонтированы динамики, воспроизводящие шум моря, крики чаек, бой склянок во время смены вахт и мелодию песни, с военных лет ставшей неофициальным гимном нашего края: «Прощайте скалистые горы».»
А сейчас ни шума чаек, ни песни, ни даже внутренней подсветки нет и в помине (впрочем, я могу ошибаться – говорят, что несколько раз в день действо все-таки увидеть можно). Но памятник остался. И пускай многие не знают ни про «столб воды», ни про то, как этот памятник называется, но не заметить его, прогуливаясь по улице Шмидта, достаточно трудно. Стоит он перед зданием администрации Тралового флота (д. 43) и кроме упомянутой стелы включает еще и два больших постамента, на которых «укреплены 26 гранитных досок силуэтами судов и названиями 32 погибших траулеров. Четырнадцать содержат дополнительную приписку: командир (если речь идет о СКР, военном тральщике) или капитан (рыбацкого траулера) - погиб. В большинстве случаев это означает и гибель всего экипажа.»
Сразу же после начала войны 46 мурманских рыболовных судов вместе с командами были переданы в состав северного ВМФ. На их палубах установили 45-миллиметровые пушки, несколько пулеметов, и мирные суда превратились в сторожевые корабли, военные транспорты. Им было трудно противостоять боевым кораблям и авиации противника, но свой долг они выполняли с честью: снабжали боеприпасами и продовольствием защитников полуостровов Рыбачьего и Среднего, вывозили раненых, не раз высаживали десанты. А если учесть, что команды их состояли преимущественно из тех, кого по той или иной причине не призвали в армию – чаще всего из-за возраста, то подвиг пожилых рыбаков становится еще весомее.
В сложных условиях военного времени часть судов рыбной промышленности продолжала оставаться в составе промыслового флота - стране требовалось продовольствие. Возобновили лов в Баренцевом море старые суда, от которых отказались военные. Практически безоружные, с изношенными паровыми машинами, невзирая на смертельную опасность, они выходили на промысел. Их экипажи состояли из ветеранов флота, подростков и женщин.
Идея увековечить подвиг рыбаков, погибших на боевом и трудовом посту в годы Великой Отечественной войны, родилась в управлении тралового флота. Первоначально собирались поставить памятник легендарному экипажу траулера - РТ-10 «Лебедка», получившему в Военно-Морском Флоте новое имя - СКР-12 «Туман». В августе 1961 года, когда отмечали 20-летие их подвига (это маленький кораблик вступил в бой с тремя фашистскими миноносцами), даже установили закладной камень в основание будущего монумента. Но потом поняли, что неправильно и несправедливо делить погибших за Родину на известных и неизвестных, поэтому было принято решение сделать памятник всем павшим тралфлотовцам, а также всем 20 траулерам, которые потерял флот в суровое военное время. Проект мемориала в честь рыбаков и судов тралового флота разработал московский художник Р. И. Бальжак, сам ветеран - фронтовик. 9 мая 1975 года, под звуки той самой песни «Прощайте скалистые горы», этот необычно задуманный монумент был открыт. Хочется думать, что если не каждый день, то хотя бы по большим праздникам он еще будет удивлять и восхищать горожан и гостей Мурманска…
Продолжает тему мобилизованных тружеников памятник погибшим портовикам, который находится на Набережной у Морвокзала (слева от здания, если стоять лицом к заливу). Представляет он из себя гранитный обелиск, в нижней части которого имеются барельефы работников порта и цифры «1941-1945». Вообще, первый памятник портовикам, заплатившим жизнью за разгрузку важнейших грузов с союзных конвоев под вражеским огнем, на площади перед управлением порта был открыт практически сразу после окончания Великой Отечественной войны – 2 июля 1945 года – в день 30-летия со дня основания Мурманского торгового порта. То был шестиметровый, четырехгранный обелиск с надписью «Портовикам, погибшим от вражеских бомбардировок порта в период Великой Отечественной войны» и мемориальной доской с именами 83 погибших.
Но в канун 50-летия революции, 6 ноября 1967 года на площади у Морского вокзала в честь подвига портовиков открыли новый монумент. Устремленная к небу одиннадцатиметровая стела выполнена по проекту скульптора Г.А. Глухих и архитектора А.Ф. Антонова.
Должен сказать, что этот, довольно простой монумент, все производит сильное впечатление, особенно вкупе с другими военными памятниками Мурманска, когда представляешь себе как старики, раненные, дети, под непрекращающимися бомбардировками практически вручную разгружают транспортный корабль. Всего за 1941-1945 годы портовики разгрузили свыше 300 транспортов, переработали более 2 миллионов тонн важнейших военно-хозяйственных грузов, внеся тем самым весомый вклад в общую победу…
Кстати, относительно недавно, в сквере у кинотеатра «Родина» (улица Ленинградская, д. 26), был открыт небольшой мемориал участникам конвойных операций (заложен 9 мая 1990 года) – скромная, похожая на кладбищенский памятник, гранитная стела, на которой на двух языках (английском и русском) золотыми буквами написано:
«Этот мемориал установлен в августе 1991 г. Он создан в честь памяти тех, кто отдал свои жизни в борьбе за свободу в ходе Арктической компании во время Второй мировой войны.
Мужчины и женщины из Великобритании и союзных государств совершали рейсы в Мурманск на торговых судах под охраной военных кораблей ВМС союзников.
Английский мемориальный трест Арктической компании обеспечил планы и проект этого мемориала. Установление стелы осуществил международный фонд «Вечная память солдатам».»
Эмблемы этих двух организаций также украшают монумент.
Стоит отметить, что первые корабли с помощью стран антигитлеровской коалиции пришли в порт Архангельска уже 31 августа 1941 года. До октября все конвои шли в Архангельск, но в конце ноября Белое море замерзло и навигация в нем прекратилась. Конвои были перенацелены на Кольский залив, хотя Мурманский порт в то время мог принять одновременно не более шести транспортов, да и кроме этого чрезвычайно высок был и риск ударов немецкой авиации. Но несмотря на это 11 января 1942 года первый караван судов стал на разгрузку в Мурманске. В период 1941-1942 годов «северный коридор» был главным маршрутом поставок иностранной помощи в европейскую часть СССР. По нему с начала войны до августа 1942 года проследовало 18 конвоев в СССР (их именовали PQ) и 13 в обратном направлении (их называли PQ).
США доставили в СССР 60% всех союзных грузов, 3/4 из них составляло оружие и боеприпасы – до середины 1942 года было завезено примерно столько же танков и самолетов, сколько находилось в составе всех советских фронтов на начало 1942 г.
Значение северного маршрута хорошо понимал и противник. В 1941 году немцы, рассчитывая на молниеносную войну, не предпринимали против конвоев активных действий, но война на Восточном фронте затягивалась, что заставило Гитлера пересмотреть отношение к Арктическому театру военных действий. С начала 1942 года Германия перевела свои основные военно-морские силы в Арктику, что сделало арктические переходы и самыми опасными. Еще в 1940 году, с оккупацией Норвегии, Германия получила стратегически важную позицию: почти на всем протяжении маршрута конвои союзников оказывались в зоне действий подводных лодок и самолетов противника. Негативную роль играли и особенности высоких широт - непрерывный полярный день летом, а зимой частые шторма, низкие температуры, на которые не были рассчитаны корабельные механизмы. Риск, однако, был оправдан скоростью прохождения конвоев. Переходы совершались в среднем за 10-12 суток.
С конца 1942 года усиленно заработал так называемый «персидский коридор» (или «Трансиранский маршрут», началась перегонка самолетов по трассам Африки и Сибири, был отлажен тихоокеанский маршрут. В общем объеме поставок доля грузов, перевезенных северными конвоями, с середины 1942 года до конца 1943 года стала меньше, но вплоть до конца войны конвои союзников (они формировались на базе Лох-Ю (Великобритания), в Рейкьявике и в заливе Хваль-фьорд (Исландия)) приходили в Мурманск, Архангельск и Молотовск (ныне Северодвинск). Последний же конвой из мурманского порта вышел в обратный путь уже после Победы - 23 мая 1945 года.
Нет ничего удивительного и в том, что в честь 30-летия Победы в 1975 году в Мурманске был открыт памятник в честь боевого сотрудничества стран антигитлеровской коалиции. Установлен он в небольшом скверике у Дома культуры моряков (ул. Челюскинцев, д. 3/1, ныне – торговый центр).
В марте 1941 года в США был принят закон, предоставивший президенту полномочия передавать, обменивать, сдавать в аренду, давать взаймы или поставлять иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны, если ее «оборона против агрессии жизненно важна для обороны Соединенных Штатов». Эта система получила название ленд-лиз. По ленд-лизу в США по заказу СССР строились тральщики, готовилась другая военная техника. В конце декабря 1941 года на аэродромы в Ваенге и Грязной Губе приземлились две эскадрильи «харрикейнов». Про то, какими тяжелыми были поставки по морю в Мурманск, я уже написал, так что повторяться не буду…
7 мая 1975 года перед зданием ДК моряков были подняты государственные флаги СССР и РСФСР, Австралии, Великобритании, Канады, США и Норвегии. У микрофона сменяли друг друга посол Австралии, адмирал американского флота, военно-морские атташе посольств Великобритании и Канады. Все они говорили о героических делах, которые совершили в годы Второй мировой войны народы, победившие фашизм. Совместно с представителями нашей страны иностранные гости открыли монумент (архитекторы А. Ганин и В. Андреев).
Сам памятник довольно прост, но вместе с тем очень понятен, по своей символике - на мощном бетонном основании покоится стилизованная рука, бережно удерживающая на раскрытой ладони гранитный шар - нашу планету. Это символ объединения стран и наций в борьбе с «коричневой чумой». Обелиск изготовлен из красного карельского гранита. На плите из черного камня, установленной на подиуме, высечено посвящение на русском и английском языках: «В память о совместной борьбе стран антигитлеровской коалиции против фашизма во Второй мировой войне».
Годы идут, памятники обрастают легендами. Одна из них, популярная у мурманских студентов, гласит, что если перед экзаменом перебросить зачетку через шар, то сдача пройдет легко и успешно…
Чем-то предыдущий памятник мне напомнил другой, «В честь строителей, погибших в 1941-1945 годах», что расположился между домами 20 и 24 на улице Профсоюзов. Не могу сказать, чем именно напомнил, думаю – объемом. Если в памятники антигитлеровскому содружеству доминирует здоровенный шар, то в памятнике строителям – эдакий скошенный «куб». Он символизирует долговременную огневую точку, облицованную тёмно-красным гранитом. Изображение ДОТа символично, ведь именно эти сооружения, зачастую под вражеским обстрелом, возводили военные строители. На одной «стене» ДОТа барельеф с лицами двух солдат в касках, на другой – три штыка (символизируют несгибаемую стойкость и волю к победе) и дата «1941-1945», на третьей – текст «Памяти воинов-строителей Мурманска посвящается», а за сооружением – небольшая памятная плита, объясняющая смысл памятника и установленная, судя по всему, уже гораздо позднее.
Сам же памятник (архитектор Ф. С. Таксис и скульптор Г. А. Глухих) был торжественно открыт во время празднования 30-летия разгрома фашистских войск в Заполярье - в октябре 1974 года. Местом для памятника стало место, где, по воспоминаниям ветеранов, в 1941 году формировались отряды добровольцев - работников треста «Мурманрыбстрой» и других строительных организаций, на которых легла вся ответственность за восстановление города из руин, причем, зачастую, работы велись под вражеским огнем.
Наиболее важным для мурманчан долгие годы оставался памятник воинам 6-й Героической комсомольской батареи (в южной части проспекта Ленина, напротив перекрестка с улицей Полярной Дивизии, на вершине обрывистого холма недалеко от дома №31). До тех пор, пока на Зеленом Мысу в 1974 году не открыли мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной Войны» («Алёшу»), именно памятник воинам 6-й Героической комсомольской батареи был главным военным мемориалом города. Именно здесь горел Вечный огонь Памяти. История его зажжение такова - в дни празднования двадцатилетия Победы в мае 1965 года в Мурманск съехались ветераны-фронтовики и на месте, где в сентябре 1941 года насмерть стояли воины 6-й батареи 143-го артиллерийского полка, ветераны и молодые мурманчане развели символический костер. Частицу этого пламени на бронетранспортере доставили к памятнику, и от него зажгли Вечный огонь. В течение почти двух десятков лет день и ночь горел он в чаше, установленной на высоком тонком основании рядом с монументом Героям-артиллеристам. Здесь проходили торжественные церемонии, связанные с отданием почестей защитникам Заполярья. Но в мае 1975 года, после открытия мемориала на Зеленом мысу, как я уже упоминал, Вечный огонь перенесли к подножию мурманского «Алёши».
Что касается самого памятника воинам 6-й Героической комсомольской батареи, открытого 6 ноября 1959 года, то по замыслу архитектора Д. К. Водолажского он довольно прост – на высоком постаменте выложенным серо-зеленой плиткой и «рваным» северным камнем, к которому ведет крутая лестница, установлена 76-миллиметровая дивизионная пушка ЗИС-3 образца 1942 года. На постаменте также имеется бронзовый венок и памятная доска с кратким описанием подвига артиллеристов 6-й батареи, которые в сентябре 1941 года в течение недели, не имея ни флангов, ни тыла, отражали натиск противника. К тому же поддерживавшая их пехота была переброшена на другой участок, где складывалась еще более угрожающая ситуация. Батарейцы остались одни, но продолжали вести огонь по противнику. Выходили из строя орудия, гибли бойцы. 14 сентября оставшиеся в живых оказались в окружении и приняли свой последний бой. Позже наши подоспевшие части отбросили немцев за реку Западная Лица. Погибших воинов (тогда считалось, что погибли 37 человек) и их командира Григория Лысенко похоронили с воинскими почестями в братской могиле прямо на поле боя. Командование Карельского фронта присвоило подразделению почетное наименование - «6-я Героическая комсомольская батарея». Позже она стала гвардейской, участвовала в освобождении Норвегии и Польши. К сожалению, погребение батарейцев на месте их последнего сражения было осквернено вандалами, но благодаря усилиям поисковиков сохранившиеся останки воинов были перезахоронены у подножия монумента в Мурманске в 1991 году. Спустя три года здесь установили плиту из черного мрамора, на которой высечены фамилии всех погибших героев. Их оказалось 71.
Если пройти по проспекту Ленина чуть дальше, то у входа в гарнизонный Дом офицеров (д. №27) можно увидеть небольшой памятник воинам Мурманской дивизии народного ополчения - Полярной дивизии. Открытый 29 сентября 1974 года в канун 30-летия разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье, он представляет из себя скромный обелиск (скульптор Г. А. Глухих, архитектор Ф. С. Таксис) с плитой на верху, на которой выбит текст, повествующий о том, что на этом месте в сентябре 1941 года и было сформировано народное ополчение, а будущие бойцы принимали присягу. Рядом с текстом – барельеф солдата в каске и рабочего с ружьем.
План захвата Мурманска, выхода к Белому морю и захвата Архангельска у немцев носил имя «Голубой песец». 29 июня 1941 года немецко-фашистские войска, дислоцированные в Заполярье, согласно нему начали свое наступление. Отступавшие с боями советские части 14-й стрелковой дивизии вместе с 52-й стрелковой дивизией закрепились на рубеже реки Западная Лица. В июле здесь развернулись ожесточенные бои - захватчики, не считаясь с большими потерями, стремились форсировать водный рубеж, прорвать нашу оборону и, выйдя на побережье Кольского залива, овладеть Мурманском и Полярным. В сентябре 1941 года над городом нависла смертельная угроза.
Кадровых военных не хватало, по всей стране шла спешная мобилизация. С первых дней войны началось формирование добровольческих отрядов и дружин. В начале сентября из мурманских добровольцев была сформирована дивизия, которая получила название Полярная. В ее состав вошли работники городских предприятий и организаций, призывники старшего возраста, выписывающиеся из госпиталей фронтовики. Были и бывшие заключенные, которые получили свободу, выказав готовность в борьбе с врагом кровью искупить свою вину перед Родиной. Ядро Полярной Дивизии составили коммунисты и комсомольцы. Офицеры были назначены из состава 14-й армии.
Наскоро сформированные подразделения переправляли на противоположную сторону Кольского залива, а оттуда - форсированным маршем на передовую. В результате упорных и кровопролитных боев немецкие горные егеря потеряли более тысячи солдат и офицеров, утратили инициативу и были отброшены назад за реку Западная Лица.
В результате 22 сентября была подписана директива верховного командования вермахта о прекращении наступления на Мурманск и переходе к обороне. Фронт в Заполярье стабилизировался и оставался практически неизменным до октября 1944 года, когда наши войска изгнали немецко-фашистских захватчиков с Севера.
Кроме вышеперечисленных военных памятников в Мурманске есть и два памятных знака - воинам 12-й Краснознаменной Печенгской бригады морской пехоты КСФ в виде черного куба с небольшой белой стелой с нарисованным якорем перед зданием драматического театра Северного флота (Кольский проспект, д. 186) и «Героям североморцам погибшим в годы Великой Отечественной войны» в виде наклоненной вперед металлической стелы со свисающем якорем, расположенной на гранитном склоне сопки недалеко от здания администрации Ленинского округа (проспект Героев Североморцев, д. 33).
Есть еще мемориальный комплекс в районе Абрам-Мыс, но о нем я расскажу аккурат в следующем описании. А вот некую композицию с самолетом – палубным истребителем Як-38 - у школы №57 (ул. Сафонова, д. 11) в районе Роста я лично не увидел (ибо далеко всё это расположено от центра города), хотя знаю, что она посвящена летчикам морской авиации. Впрочем этот монумент уже относится к послевоенному времени…
Ну что же, теперь перейдем к «гражданским» памятникам Мурманска. На мой взгляд самые интересные из них те, что посвящены статусу города как «Столицы Заполярья». Ну и, разумеется, главным из них можно считать памятник ледоколу «Ермак», что украшает одну из стен Мурманского областного краеведческого музея (проспект Ленина, д. 90).
Лично для меня словосочетание «ледокол «Ермак»» знакомо с детства – по книжкам, по почтовым маркам в моем альбоме. Красивый, несколько неуклюжий, корабль с большой трубой, из которой валит черный дым, старательно и отважно ломает лед безбрежной белой пустыни. В общем – романтика…
Ледокол вообще – чисто российское изобретение. В 1864 году кронштадтский купец Бритнев срезал у небольшого парохода носовую часть, чтобы она могла набегать на лед и обламывать его. Это позволило на несколько недель продлить время навигации от Петербурга до Кронштадта. Идея стала известна в Европе; ею воспользовались немцы, купившие чертежи и построившие несколько ледоколов для поддержания зимней навигации в гамбургском порту. По этому примеру обзавелись ледоколами все порты Балтийского моря. В России были построены портовые ледоколы для Николаева, Владивостока и озера Байкал (его и сейчас можно увидеть в Иркутске – музеем стал (см. раздел «Россия/Иркутск/Самое главное/Паровозный гудок в сонном царстве»)).
Идея использовать ледоколы в морях Северного Ледовитого океана принадлежит нашему прославленному адмиралу С.О. Макарову – он задумал организовать Северный морской путь. Его начинание поддерживал и человек, утверждавший, что «богатство России будет прирастать Сибирью» – Д.И. Менделеев. Он писал, что «помимо большого экономического значения, военно-морская оборона страны должна много выиграть, когда можно будет - без Суэцкого или иных каналов теплых стран — около собственных своих берегов проводить военные суда из Атлантического океана в Великий (Тихий) и обратно».
Настойчивость Макарова в «пробивании» этого проекта возымела действие, дошла до «верхов» в виде уделявшего большое внимание Северу Сергею Юльевич Витте и в 1899 году со стапелей верфи фирмы «Армстронг, Витворд и К» в английском Ньюкасле сошел построенный за два года довольно крупный по тем временам ледокол длиной почти 96 метров, шириной 21,5 метра, водоизмещением 8730 тонн, способный преодолеть льды толщиной до 80 сантиметров и развивающий скорость в чистой воде до 15 узлов. Это и был «Ермак» (строго говоря спуск ледокола на воду состоялся в октябре 1898 года, а 19 февраля 1899 года над кораблем подняли российский флаг коммерческого судоходства - корабль приписан к возглавляемому Витте Министерству финансов и в состав военно-морского флота не входил). Витте писал: «...по моей инициативе заказан ледокол «Ермак»; ближайшей целью сооружения этого громадного ледокола была у меня та мысль, чтобы, с одной стороны, сделать судоходство Петербурге и других важных портах Балтийского моря в течение всей зимы, но главным образом попытаться, нельзя и пройти на Дальний Восток через северные моря, по северному побережью Сибири».
1 марта 1899 года «Ермак» вышел в свое первое плавание. Его трудовая жизнь началась с освобождения из тисков льда кораблей, стоявших на Кронштадтском рейде, в Ревеле (Таллинне) и в Петербургском порту. В том же 1899 году «Ермак» совершил пробный «круиз» к Шпицбергену, но не дошел до него из-за слабости носовой части и был отправлен на завод для достройки новой носовой части.
С «Ермаком» связано и еще одно интересное событие в российской истории – в ноябре 1899 года он принимал участие в спасении севшего на мель броненосца береговой обороны «Генерал-Адмирал Апраксин». Но главное, что в это же время на одной из оторвавшихся льдин оказались несколько рыбаков, которых стало уносить в море. На «Ермаке» об этом ничего не знали, но вскоре узнали. Узнали с помощью новейшего изобретения А.С. Попова – радио. И, естественно, рыбаки были доставлены на сушу целыми и невредимыми. Таким образом радиограмма впервые в мире спасла кому-то жизнь…
В 1901 году состоялась первая большая экспедиция «Ермака» в Арктику – к Новой Земле. Однако не все льды оказались по зубам «Ермаку» и он изменил маршрут, первым из русских кораблей посетив Землю Франца-Иосифа, а заодно и собрав много научных данных в Баренцевом море.
Последнее свое дореволюционное плавание в полярных водах «Ермак» совершил в 1905 году, уже после гибели адмирала Макарова во время Русско-японской войны. Ледокол должен был конвоировать через Карское море до устья Енисея караван торговых судов, однако еще не дойдя до Карского моря он сел на мель и чтобы снять «Ермак» с нее пришлось разгрузить судно, причем за борт была выброшена значительная часть угля. Без топлива продолжать поход не имело смысла и «Ермак» вернулся в Кронштадт. Этими неудачными плаваниями идея применения ледоколов в Арктике надолго была надолго скомпрометирована. Кстати, бытует мнение, что если бы Северный морской путь все же был бы освоен в самом начале XX века, то исход Русско-японской войны, как и всей истории нашей страны мог бы быть другим. В частности, Д.И. Менделеев сетовал, что если бы хоть десятая часть того, что потеряно при Цусиме была потрачена на исследования в Арктике, наша эскадра пришла бы во Владивосток! Она прошла бы туда, минуя Цусиму, Северным морским путем.
Что касается «Ермака», то в 1918 году ледокол навеки прославил себя спасением русских кораблей во время знаменитого ледового похода балтийской эскадры из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. «Ермак» тогда был единственным сильным ледоколом у Советской власти. Не будь его - судьба русской эскадры сложилась бы трагически. Моряки ледокола семь суток без сна и отдых обеспечивали проводку кораблей, и в том, что флот не пропал, а сохранился у молодой советской страны, их заслуга бесспорна. За участие в ледовом походе «Ермак» был награжден почетным революционным Красным знаменем ВЦИК.
Лишь в 1934 году, через два года после открытия Северного морского пути, «Ермак» вновь оказался в полярных морях. Но звездный час его пробил в 1938 году, когда он участвовал в эвакуации четверки папанинцев со станции «Северньй полюс-1». Да и в 1939 году «Ермак» триумфально вывел из ледового плена ледокольные пароходы «Малыгин» и «Садко» и впервые прошел весь Северный морской путь целиком. С тех пор он регулярно, вплоть до 1963 года (с «перерывом» на Великую Отечественную войну, когда он обеспечивал военные перевозки в Финнском заливе), ходил в Северный ледовитый океан по разным важным и не очень делам.
В день своего пятидесятилетия в 1949 году ледокол был награжден высшей советской наградой - орденом Ленина. Но все же этот «дедушка ледокольного флота» к тому времени уже сильно уступал и более поздним дизельным, и тем более – атомным советским ледоколам, ни шагу не делающим без изучения ледовой обстановки с помощью авиаразведки (хотя как раз первый вертолет этой службы поднялся в воздух именно с «Ермака»).
В начале 60-х встал вопрос о дальнейшей судьбе ветшавшего с течением времени «Ермака». Учитывая огромные заслуги ледокола в годы становления Советской власти и в деле освоения Арктики, помня о том, что с его именем связаны такие выдающиеся люди, как великий государственный деятель России С. Ю. Витте, адмирал С. О. Макаров, знаменитый ученый Д. И. Менделеев, изобретатель радио А.С. Попов и другие, принимая во внимание, наконец, его уникальность как лучшего образца отечественного и мирового кораблестроения того времени, следовало бы сохранить «Ермак» как корабль-памятник, устроив в нем музей истории освоения Северного морского пути.
Мурманчане активно высказывались за превращение легенды арктического флота в плавучий музей истории освоения Арктики. Молодежь города организовала акцию по сбору металлолома, который по весу должен был заменить собой обреченный на слом корабль. Но несмотря на все усилия горожан в 1963 году легендарный «Ермак» списали и пустили под нож. Через два года, 3 ноября 1965 года, в память о нем было открыто выполненное в ленинградских мастерских мозаистом А. С. Николаевым и художником И. Д. Дьяченко по проекту мурманского архитектора Н. П. Быстрякова мозаичное панно из смальты на музейной стене. На нем легендарный корабль бодро пробирается через арктические льды, освещаемы нежным лучами полярного утра. Особая гордость композиции – большой трехтонный якорь на гранитном постаменте, снятый с «Ерамка» перед сломом. К якорю прикреплена цепь длинной около пяти метров. На бронзовой плите, вмонтированной в постамент, надпись: «Дедушке» ледокольного флота ордена Ленина ледоколу «Ермак».» Мозаичная картина в честь славного «Ермака» стала украшением Мурманска. До 1997 года она официально охранялась государством. Кроме этого многие предметы с «Ермака» находятся в музеях, в том числе и в мурманском областном краеведческом – посмотрите на них, покажите их детям, особенно мальчишкам – ведь если даже мне было интересно поглазеть на них, что уж говорить о ребятах...
27 сентября 2003 года на пересечении улиц Карла Маркса и Папанина торжественно открыли бюст дважды Героя Советского Союза, почетного гражданина города Мурманска Ивана Дмитриевича Папанина. Папанин родился 26 ноября 1894 года в Севастополе в семье моряка. Во время Первой мировой войны служил моряком на Черноморском флоте, в Гражданской войне воевал на территории Украины на стороне красных, затем работал следователем в ЧК.
Его знаменитая экспедиция 1937-38 годов в район Северного полюса, по неудачному стечению обстоятельств превратилась в незаурядную спасательную операцию, в которой участвовал уже упомянутый «Ермак». С тех пор слово «папанинцы», которым стали называть членов этой экспедиции, стало чуть ли не нарицательным и означало мужественных бородатых людей, готовых ради науки и процветания социалистической Родины нести тяжелые лишения в самых труднодоступных уголках страны.
В годы Великой Отечественной войны Папанин занимал должности начальника Главсевморпути и уполномоченного Государственного комитета обороны по перевозкам на Севере, он организовывал прием и переправку на фронт грузов из Англии и Америки, получил звание контрадмирала. С 1951 года и до самой смерти И. Д. Папанин возглавлял отдел морских экспедиционных работ Академии наук, был создателем и первым директором Института биологии внутренних вод. Умер Иван Дмитриевич 30 января 1986 года и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Он был доктором географических наук, контр-адмиралом, дважды Героем Советского Союза, кавалером девяти орденов Ленина.
Мурманский памятник – бюст добродушного веселого героя (каким запомнился Папанин практически всем его знавшим людям) был отлит из металла почти полвека назад на одном из заводов Ленинграда и до недавнего времени стоял на территории 35-го завода Мурманска. Пьедестал, на котором он установлен, сделан из природного камня хибинита, иначе называемого «Полярная звезда». В мире всего два месторождения этого камня и одно из них на Кольском полуострове. Этот камень твердый, морозостойкий, чтобы его обработать потребовались особые станки, на которых работали специалисты камнеобрабатывающего завода Мончегорска и ковдорского предприятия «Лавда-К».
В общем, конечно, памятник этот не ахти какой с художественной точки зрения, но если учесть огромный вклад Папанина в освоение Севера, то интересующимся историей своей страны поглазеть на него надо…
Есть в Мурманске и мемориальная композиция, посвященная собирательному образу покорителей Арктики – на пересечении улиц Челюскинцев и Володарского. Она состоит из барельефа (на стене дома №9 по улице Челюскинцев) с изображением двух бородатых мужчин (один из которых очень похож на О.Ю. Шмидта) и мужчины в шлеме полярного летчика, небольшого сквера и четырех не очень выразительных мемориальных плит с чеканными барельефами знаменитых арктических судов – «Св. Фока» (старая парусно-паровая шхуна, на которой в 1912 году пытался добраться до Северного полюса Г.Я. Седов) с пояснительным текстом «1912 - 1914. Сделаны первые попытки систематических научных наблюдений в Арктике», «Ермак» (ледокол, о котором я уже предостаточно рассказал) с текстом «1898-1963. Вписал славные страницы в освоение арктических просторов», «Красин» (второй вслед за «Ермаком» российский ледокол, долгое время остававшийся самым мощным в мире, прославившийся спасением в 1928 году экспедиции Умберто Нобиле и являющийся ныне санкт-петербургским филиалом Музея Мирового океана (см. раздел «Россия/Калининград/Достопримечательности/Музей Мирового океана»)) с текстом «Участвовал во многих экспедициях в период планомерного освоения Арктики», «Ленин» (первый в мире атомный ледокол, в 1977 году достигший Северного полюса) с текстом «1959. Вступил в строй первый в мире атомоход «Ленин»».
Идея о возведении подобного мемориала появилась еще в тридцатые годы – годы романтического покорения Арктики. Но по разным причинам она осуществилась только через сорок лет и его открыли 7 мая 1975 года, а авторами стали архитектор Н. А. Неруш, скульптор Б. Н. Бродский и художник А. К. Свищев.
Теперь перейдем к историческим, вернее – революционным, личностям, ибо какой город бывшего Советского Союза обходился без них. Начнем с самого первого скульптурного портрета и, кстати, первого памятника в Мурманске, отлитого из бронзы.
21 февраля 1940 года в центре города, на пересечении улиц Воровского и Пушкинской, в уютном скверике был открыт памятник Сергею Мироновичу Кирову. Это событие приурочили к двадцатой годовщине освобождения Кольского полуострова от интервентов и белогвардейцев. Ранним утром скульптуру подняли на подготовленную площадку, за два часа смонтировали и скрыли от зевак брезентовым покрывалом. Во второй половине дня на митинг, посвященный открытию памятника, организованными колоннами подошли рыбаки, портовики и учителя. Несколько тысяч человек ждали торжественной минуты. Звуки оркестра, флаги, портреты партийных вождей, транспаранты создавали праздничное настроение. Митинг завершился открытием памятника, который стал одной из достопримечательностей столицы Кольского полуострова.
Сергей Миронович Киров - известный советский партийный и государственный деятель. Киров - это псевдоним, а настоящая его фамилия – Костриков. Родился он в 1886 году и еще в молодости, в 1904 году примкнул к революционному движению. Активный участник гражданской войны. С 1926 года - первый секретарь Ленинградского губкома (обкома) и горкома ВКП(б). Поскольку Кольский полуостров тогда являлся округом Ленинградской области, Сергей Миронович неоднократно приезжал сюда и много сделал для его развития. С деятельностью Кирова связано освоение апатитовых месторождений в Хибинах, развитие рыбного промысла, начало истории Северного флота. Он курировал строительство областного Дворца культуры, который и теперь носит его имя (см. описание «Городская архитектура» выше в этом разделе).
1 декабря 1934 года в Ленинграде, прямо в коридорах Смольного, Киров пал жертвой террористического акта. Убийство Сергея Мироновича было использовано И. В. Сталиным (говорят, что оно было сделано по его наущению) и его окружением для организации массовых репрессий.
Впоследствии именем Кирова был назван ряд городов в СССР, в том числе и на Кольском полуострове – Кировск (до 1934 года – Хибиногорск). Идея увековечить Мироныча, как нередко по-простому величали Кирова, к юбилею Советской власти на Мурмане появилась внезапно. Поэтому работы по установке монумента на месте, где С. М. Киров летом 1932 года проводил «летучку» по поводу быстрейшего завершения строительства Дворца культуры, велись в спешном порядке с начала февраля 1940 года. Основание почти в пять метров соорудили из бетона и оштукатурили. Саму скульптуру высотой 3,2 метра отлили в Москве по проекту известного скульптора 3. М. Виленского, ставшего позже народным художником и лауреатом Государственной премии СССР. Зиновий Михайлович изобразил своего героя в движении с поднятой уверенным жестом вверх правой рукой, в обычной для того времени полувоенной одежде: гимнастерке, перепоясанной армейским ремнем, и в брюках заправленных в сапоги. Бывавший на самых отдаленных, самых трудных участках хозяйственного строительства, Киров часто таким представал перед народом. Динамизм фигуры подчеркивает расстегнутая, как бы обдуваемая свежим ветром шинель. Уверенностью, достоинством проникнута поза Кирова.
Забавно, что точно такой же памятник я видел в столице Татарстана, возле Казанского государственного технологического университета, только там у него чуть другой воротник гимнастерки, постамент попроще и пониже, а сам Киров выкрашен в золотистый цвет. А еще один «клон» можно увидеть в Новой Ладоге, но – покрашенный в радикально черный цвет…
Кстати, во время Великой Отечественной войны, сквер у памятника Кирову, как и соседняя площадь «Пяти Углов», были полностью засеяны картошкой – так мурманчане боролись с голодом…
Есть в Мурманске, разумеется, и памятник В.И. Ленину, хотя открыли его довольно поздно – в 1957 году (а именно 3 ноября в рамках празднования 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции). Одновременно с открытием памятника был переименован проспект, на котором он стоял – из проспекта Сталина в проспект Ленина (его описание см. выше).
Кстати, Ленин достаточно много сделал для развития Мурмана. Возглавляемое им Советское правительство сразу после освобождения Кольского полуострова от интервентов и белогвардейцев оказывает Мурманску всяческую помощь - и людьми, способными возродить город, и продуктами питания, поскольку в крае нет своей сельскохозяйственной базы. Летом 1920 года В. И. Ленин подписывает постановление Совета Народных Комиссаров об улучшении продовольственного снабжения Мурманска. В нем говорилось: «Установить, начиная с 16 сентября с. г., снабжение красноармейским пайком служащих и рабочих города Мурманска с повышением означенного пайка до 50% для всех рабочих, занятых особенно тяжелым физическим трудом».
Часто Мурманский исполком получал телеграммы из различных регионов страны: для снабжения рыбаков отправлено столько-то вагонов муки, крупы, мануфактуры. И мурманчане отвечали на это с огромным революционным энтузиазмом - в марте 1920 года первая конференция трудящихся заверила Советское правительство и Коммунистическую партию, что Мурманск будет возрожден в кратчайшие сроки. В приветственной телеграмме Владимиру Ильичу Ленину говорилось: «Конференция революционных рабочих, собравшихся в Мурманске, представляющая 12 тысяч рабочих, приветствует вождя мирового пролетариата товарища Ленина. Мы постановляем работать два часа сверхурочно и выдвинуть этот вопрос на всех наших собраниях на местах. Мурманские рабочие уже производят сверхурочно работу»…
Мне лично не совсем понятно, почему столь важный государственный памятник был установлен не на главной площади города или хотя бы не на площади перед каким-нибудь горкомом, а во внутреннем дворе большого П-образного дома 1930-х годов постройки (№63 по проспекту Ленина). Хотя, конечно, двор благоустроили - спуск к проспекту облицевали плитами красно-коричневого карельского гранита, разбили газоны. Тем же полированным камнем оформлен цоколь памятника, к которому ведут пять ступеней.
Монумент выполнен по проекту известного советского архитектора Н. В. Томского совместно с архитектором Л. В. Сизиковым. Томский - народный художник, многократный лауреат высоких премий, Герой Социалистического труда, президент Академии художеств, в те годы был одним из немногих скульпторов, которому власти доверяли воссоздавать образ Ленина. В 1950-е годы Томский создает памятники Ильичу в нескольких городах: Вильнюсе, Волгограде, Орле. В общем, они являлись копией друг друга. Мурманский памятник не стал исключением – его по «типовому проекту» (как и упоминавшийся памятник Кирову) отлили из бронзы на Мытищенском заводе художественного литья. Высота скульптуры 6 метров, постамента - более 11.
Авторам проекта удалось достичь цели по созданию величественно-монументального образа великого вождя. Долгое время возле памятника Ленину проходили всевозможные официальные церемонии, принимали в пионеры и в комсомол, сюда обязательно приезжали молодожены, оставляя на гранитном парапете цветы, фотографировались на память. С трибуны, установленной перед памятником, местные руководители приветствовали участников праздничных парадов и демонстраций. После 1991 года памятник перестал быть местом проведения обязательных мероприятий, но, как и в большинстве других населенных пунктах России сносить его никто не собирается...
Образ Ленина можно встретить и в других районах города – его бюст на фоне развевающегося флага красуется почти под крышей дома 52 на проспекте Ленина (в нем расположен суд Октябрьского района Мурманска), профиль Ленина можно увидеть на мемориальной доске на здании ПИНРО (Полярного научно-исследовательский института морского рыбного хозяйства и океанографии имени Н. М. Книповича, ул. Книповича, д. 6) в честь подписанного 10 марта 1921 года декрета об основании этого учреждения, на бывшей городской доске Почета (ныне доске с именами почетных граждан Мурманска) у торца домов №8 по Пушкинской улице и №71 по проспекту Ленина…
Следующий памятник – первый в нашей стране. Первый памятник всем известным Кириллу и Мефодию. Да-да, как ни странно, это был именно открытый 22 мая 1990 года во время проведения Дней славянской письменности на улице Софьи Перовской, в сквере перед областной научной библиотекой (д. 21 а) памятник. Во всяком случае так утверждают жители Мурманска. Спорить не буду – досконально не выяснял, хотя виденные памятники этим двум святым братьям на просторах бывшего СССР действительно «моложе».
Ну да ладно – о памятнике в Мурманске. Он стал результатом активной деятельности местных литераторов. 24 мая 1986 года по инициативе заполярных писателей, в первую очередь Виталия Маслова, в Мурманске впервые в СССР торжественно отмечали День славянской письменности и культуры, вскоре объявленный государственным праздником (может поэтому родилось мнение о первенстве самого памятника?). А в 1988 году, когда В. С. Маслов находился в Болгарии, возникла идея подарить нашему городу памятник Кириллу и Мефодию. Мурманский монумент - авторская копия знаменитой работы известного болгарского скульптора Владимира Гиновски. Оригинал установили в 1975 году перед зданием Народной библиотеки в Софии по случаю 1100-летия создания славянской письменности. Несколько позже две другие отливки скульптурной композиции поставили в болгарском городе Благоевграде и Риме. А четвертая, и последняя, шестиметровая копия отправилась на российский Север, хотя Москва, Киев и Минск неожиданно предъявили на нее свои претензии. Но напрасно. В День независимости Болгарии, 3 марта 1990 года, Святейший Патриарх Болгарский Максим в присутствии советских и болгарских официальных лиц освятил монумент, и был подписан акт о его передаче представителям Мурманска, также прибывшим на церемонию. В документе сказано: «Государственно-общественная организация «13 веков Болгарии» от имени всего болгарского народа дарит копию памятника святым Мефодию и Кириллу городу Мурманску, где в 1986 году впервые в Советском Союзе был отмечен День славянской письменности». В качестве ответного дара для музея камня в Софии наши земляки доставили многотонную глыбу апатита.
Владимир Гиновски «создал ярко индивидуализированные образы, хотя реальных изображений первоучителей до нас не дошло. Тонкое одухотворенное лицо более молодого святого Кирилла полно задумчивости, в своей руке создатель славянской письменности держит перо, как бы готовясь начертать открытые им письмена. Святой Мефодий, напротив, умудрен годами, трудами и благочестивыми размышлениями, но полон сил и энергии. Как свидетельство его неустанной пастырской деятельности - Священное Писание, бережно прижимаемое к груди. Братья, облаченные в широкие монашеские одеяния, поддерживают свиток, на котором выведены первые буквы славянского алфавита: «Аз» и «Буки». Бронзовые статуи, по замыслу автора символизирующие собой неугасимые свечи, установлены на невысоком бетонном постаменте, который, в свою очередь, поставлен на мощное основание из 12 гранитных плит. Пространство перед памятником замощено фрагментами пиленого камня. В комплекс входит и обрамление сквера, выполненное из блоков серого гранита.»
На мой взгляд вполне достойное изваяние просветителей – с одной стороны простота линий и одеяний, с другой – величественные позы и взгляды. Однако все это изрядно скрадывается окружающим пространством. В общем не вписываются они в него. Не говоря уже о том, что за два десятка лет никто так и не удосужился заменить временный отвратительный бетонный постамент на запланированный - из цельного шлифованного каменного монолита, на котором должны были выбить два ряда - из букв глаголицы - первого варианта славянской азбуки, и из букв кириллицы, лежащей в основе современного русского алфавита. «В едином художественном стиле намечалось решить оформление пространства перед скульптурной группой. Но бурные события начала 1990-х, помноженные на вечное безденежье городской казны, так и не дали этим планам осуществиться.»
Я специально нашел снимки оригинала памятника в Софии (в Благоевграде и Риме найти не удалось) и его тамошнее восприятие, без сомнения, превосходит восприятие от мурманской копии во много раз, не смотря на идентичность самих скульптур. Впрочем, это не значит, что мурманский памятник так уж плох…
Среди «личностных» памятников Мурманска упоминается еще установленный 12 октября 1974 года бюст революционеру Владимиру Федоровичу Полухину (скульптор Г. А. Глухих и архитектор Ф. С. Таксис) на улице, названной в его честь, неподалеку от кинотеатра «Утес». Но до туда я не дошел и сохранился ли бюст до наших дней – не знаю, хотя слышал, что в 1999 году его похитили и сдали на металлолом, но вскоре заменили бетонной копией.
Не дошел я и до установленного в 2006 году бюста советскому лирику Николаю Рубцову, учившемуся в Кировске и служившему матросом на Северном флоте (тогда он и опубликовал свои первые стихи). Памятник стоит у здания мурманской областной детско-юношеской библиотеки (ул. К. Буркова, д. 30), в залах которой приютился музей «Мурманск литературный», в чьей экспозиции и рассказывается о творчестве Николая Рубцова. Автор изготовленного из специального цемента бюста А. Арсентьев, деньги на памятник собирали учащиеся мурманских школ, педагоги, библиотекари, гости города.
Сам Рубцов так писал об этих краях:
«Я полюбил чужой полярный город
И вновь к нему из странствия вернусь
За то, что он испытывает холод,
За то, что он испытывает грусть...»
Еще я читал, что на перекрестке Театрального бульвара и проспекта Ленина есть то ли памятник, то ли памятный знак, русскому и советскому биологу и исследователю Белого и Баренцева морей Н.М. Книповичу, но как ни искал его в том месте – не нашел. Память о Книповиче увековечена лишь в названии одной из городских улиц, а его имя носит ПИНРО – тот самый, на стене которого висит мемориальная доска с профилем Ленина.
Есть в Мурманске еще небольшая стела со скульпуркой летящей чайки (на набережной Семеновского озера со стороны проспекта Героев Североморцев). Официально она называется «Памятный знак «Об увековечивании памяти первого мэра города-героя Мурманска»» - речь идет о городском главе 1991-2002 годов О.П. Найденове, хотя надпись на самой стеле говорит всего-навсего о том, что окружающий культурно-парковый комплекс носит имя этого градоначальника. В общем сей монумент я видел, но фотографировать не стал ввиду его «неисторичности».
Так. Что у нас осталось, кроме «военных» и «личностных» памятников. Не так уж и много, зато – интересного. Для начала возьмем самый первый памятник Мурманска. «Памятник жертвам интервенции 1918-1920 годов», что был открыт в 1927 году.
Этим монументом горожане увековечили память тех, кто был замучен англичанами и французами во время их пребывания в Мурманске после Великой Октябрьской социалистической революции. Оккупация севера России была ответом стран Антанты на «Декрет о мире» большевиков, который предписывал России выйти из Первой мировой войны, что, естественно, бывших союзников по антигерманской коалиции не устраивало. Ну и пошло-поехало - 22 декабря конференция представителей стран Антанты в Париже признала необходимым поддерживать связь с антибольшевистскими правительствами Украины, казачьих областей, Сибири, Кавказа и Финляндии и открыть им кредиты. На следующий день было заключено англо-французское соглашение о разделе сфер ответственности в России: в зону Великобритании вошли Кавказ и казачьи области, в зону Франции - Бессарабия, Украина и Крым; Сибирь и Дальний Восток рассматривались как зона ответственности США и Японии. «Порядок» на Севере было решено поддерживать совместно, для чего в район Мурманска и Архангельска выдвинулись военные корабли. Интересно, что в этом регионе они начали действовать исподтишка – британский контр-адмирал Кемп предложил Мурманскому совету высадить в городе войска для защиты города и железной дороги от возможных атак немцев и белофиннов. В ответ на это Лев Троцкий, занимавший пост наркома иностранных дел, отправил телеграмму: «Вы обязаны незамедлительно принять всякое содействие союзных миссий.»
6 марта 1918 года с линейного корабля «Глори» в Мурманске высадилось более 150 английских морских пехотинцев с двумя орудиями. Эта дата считается началом интервенции. На следующий день на Мурманском рейде появился английский крейсер «Кокрен», 18 марта — французский крейсер «Адмирал Об», а 27 мая — американский крейсер «Олимпия». Интересно, что 30 июня Мурманский совет, пользуясь поддержкой интервентов, принял решение о разрыве отношений с Москвой, таким образом выступив на стороне Антанты и узаконив действия «союзников». После такого успеха англичане и американцы высадились во Владивостоке и Архангельске и повсеместно установили практически колониальный режим, объявили военное положение, ввели военно-полевые суды, начали вывозить ценности и сырье. Добычей интервентов стал весь военный, торговый и промысловый флот Севера. Американские войска выполняли функции карателей. Боровшихся с оккупацией незамедлительно бросали в тюрьмы, причем это приобрело значительные масштабы – за решетку был отправлен каждый десятый житель порабощенных территорий. А уж какие ужасы творились в тюремных бараках, описывать страшно. Нет, конечно это были не фашистские лагеря смерти, но заключенные содержались по хорошо отработанной этими странами системе содержания рабов. В общем, если желаете подробностей – загляните в областной краеведческий музей – там все показано достаточно подробно.
Мы же вернемся к памятнику, точнее – к истории его возникновения. Сразу же после успешного восстания против белогвардейцев и их изгнания вместе с интервентами в 1920 году из Мурманска, в городской ревком поступила телеграмма. В ней говорилось о том, что в Иоканге срочной помощи ждут сотни освобожденных политкаторжан, при этом ежедневно от дизентерии и цинги умирает несколько человек. Мурманский ревком немедленно отправил в пароходы, всех бывших заключенных приняли на борт и доставили в Мурманск. Истощенные, изможденные до крайней степени, 24 человека скончались в пути. Их-то и похоронили на площади Свободы (ныне сквер между улицами Коминтерна и Ленинградской), захоронение обнесли оградой из бетонных столбов с цепями. На могильной плите установили белую каменную глыбу высотой около двух метров, вокруг разбили сквер и, собственно, и устроили площадь Свободы, долгое время бывшей главной в городе. Эта братская могила и стала первым памятником Мурманска. Вернее – не совсем так. Она была просто братской могилой, пока 7 ноября 1927 года над ней и не возвели памятник. Проект создал инженер, а не скульптор. Инженером был А. Савченко. Он придумал (или ему подсказали?), что это должна быть белоснежная конструкция в виде стилизованного капитанского мостика, напоминающая о светлых мечтах людей, которые боролись за лучшее будущее. Вместо этого получилась неуклюжая штуковина, напоминающая то ли абсурдную советскую трибуну (ее действительно использовали как трибуну во время митингов), то ли горку на детской площадке (кстати, за этим сейчас как раз сюда и приходят мамаши с детьми, что бы те смогли если уж не скатиться с горки, так полазить в свое удовольствие). Крайне нехудожественно. Если бы не надпись на еле виднеющемся под «капитанским мостиком» камне над братской могилой «Жертвам интервенции 1918-1920 гг. Мурманские рабочие и рыбаки в день 10-летия Великого Октября», вообще было бы непонятно, что это за штуковина.
А вот что за штуковина лежит «на обочине» южнее «трибуны», понятно сразу. На небольшом куске серого гранита есть табличка с надписью «Здесь 14 октября 1967 года заложена капсула с письмом к жителям Мурманска 2017 года». В принципе, ждать вскрытия осталось не так уж и долго, хотя вряд ли там что-то написано, кроме поздравлений по поводу наступления всемирного коммунизма и заветов помнить дело Ленина. Кстати, мурманчане традицию решили продолжить и 28 декабря 2000 года в одну из витрин областного краеведческого музея поместили капсулу с посланием жителям XXII века. Вот интересно, доживет ли этот мой сайт до вскрытия сей капсулы? Вряд ли…
В 1979 году напротив областного краеведческого музея в тихом скверике на проспекте Ленина, между улицами Володарского и Карла Маркса, открыли памятный знак в честь городов-побратимов Мурманска. Автор монумента В. А. Дегтярев, чей проект стал лучшим в открытом художественном конкурсе. Не знаю, что там еще были за проекты, но победившему явно не хватает художественного стиля и вкуса – результат больше похож на какой-нибудь знак у проходной большого завода. При всем при этом монумент сооружали почти два года. Основание его - железобетонная трехметровая башенка, облицованная природным камнем. На ней укреплена пара бетонных «крыльев» размахом почти в пять метров, а в центре они образуют круг, в который вписана эмблема Всемирной федерации породненных городов - два соединенных кольца, означающие союз, и расположенный между ними ключ, символизирующий в геральдике город. С другой стороны, не зная истинного назначения памятника, можно подумать, что он посвящен молодоженам – два кольца и ключ от будущей совместной жизни. В общем, на постаменте хватает четкой надписи, раскрывающей смысл сооружения.
На обоих «крыльях» прикреплены по метровой мемориальной мраморной доске с названиями городов-побратимов Мурманска. Поначалу их было пять, в наше время – уже восемь (в силу специфики приграничного положения город обзаводился побратимами в основном в странах Скандинавии и Северной Европы): Гронинген (Нидерланды, 1989), Джексонвилл (США, 1975), Лулео (Швеция, 1972), Щецин (Польша, 1992), Тромсё (Норвегия, 1972), Рованиеми (Финляндия, 1962), Вадсе (Норвегия, 1973), Акуреири (Исландия, 1994). Кстати, интересно, что до 2000 года буквы на памятники были латунные и однажды их отковыряли любители вторсырья. С тех пор и появились мраморные доски с выбитыми, а не металлическими буквами.
Остается добавить, что «памятный знак установлен на квадратной клумбе, где летом высаживают цветы. Часть сквера вокруг него выложена плитами из бетона с использованием фрагментов цветного камня.».
А вот следующий памятник весьма оригинален. Называется «Мурманчанам, погибшим при исполнении интернационального долга», хотя более известен он как «Разорванное сердце».
Собственно броское название и заставило меня искать мемориал, причем поиски были нелегкими. Ориентиров у меня было два - «перекресток проспекта Кирова с проспектом Кольским» и «напротив магазина «Молодежный»». Прибыв на означенный перекресток, я без труда нашел магазин, но напротив ничего не было. Я прошелся туда-обратно по проспекту Кирова, потом – по Кольскому проспекту. Ничего. Расстроился, ибо я себе действительно напредставлял эдакое эффектное разорванное сердце, тем паче, что тогда в интернете почему-то фото этого памятника найти было не легко. В общем, я решил, что не суждено мне его увидеть, но все-таки решил обойти перекресток по большому кругу, несмотря на сильный ветер и мороз. И что Вы думаете? Напротив магазина «Молодежный», но оооочень далеко от него, в яме, точнее – на уходящем вниз склоне сопки, действительно притаилось «Разорванное сердце». Я тут же нашел и более точный ориентир – оно расположилось всего в паре десятков метров от главного входа в здание суда Первомайского округа Мурманска (проспект Ленина, д.2).
Итак, памятник. Открыт он 10 августа 2001 года в канун годовщины гибели атомной подводной лодки «Курск», авторы - Н. Железняк и Е. Хасанова.
Памятник достаточно оригинален как по замыслу, так и по воплощению. По замыслу это символическое сердце, которое изнутри разрывает дерево, причем одна его половина покрыта листьями и олицетворяет жизнь, другая, лишена их и означает смерть. Отсюда и неофициальное название мемориала. Но на самом деле на сердце он непохож – внешне он представляет из себя трехметровую дугу из темно-красного полированного гранита, которая действительно имеет разрыв в середине. Дерево, однако, есть – чугунное. Вписано в дугу. В нижней части мемориала расположена траурная «лента» из черного гранита, на которой золотистыми буквами написано «Мурманчанам, погибшим при исполнении воинского долга и защите интересов Отечества». Вся композиция установлена на две круглые ступени. В общем, конечно, не так эффектно, как я себе и представлял, но посмотреть стоит, если есть время и желание, особенно учитывая дефицит в Мурманске художественных объектов.
Еще есть неплохой памятник Рыбакам у входа в старейшее в рыбной отрасли страны учебное заведение - Мурманский морской рыбопромышленный колледж имени И.И. Месяцева (работает с 1932 года, ул. Шмидта, д. 19/1). Когда и по какому поводу он установлен, покрыто мраком, а вот сам памятник густо покрыт черной краской. Центр композиции – скульптура рыбака, так сказать, в натуральную величину, стоящая на невысоком постаменте. В общем скульптор не халтурил и результат вышел не плохой – это ощущается и во взгляде героя, и в его позе – он словно готовится бросить в самую гущу рыбного косяка сеть, которую держит в руках. Ну, а по краям постамента прилажены к стене здания два якоря – уж этого добра в портовом городе навалом…
Что там у нас осталось до полного комплекта? Не так много и ничего интересного – казенного вида «Памятник сотрудникам УВД Мурманской области, погибшим при исполнении служебных обязанностей в военное и мирное время», открытый 10 ноября 2005 года у здания областного ГУВД (проспект Ленина, д. 64). Единственное, что как-то рассеивает кладбищенское настроение от этого мемориала, это Вечный огонь, который был зажжен от Вечного огня у «Алёши».
В районе Роста есть еще одна «кладбищенская плита» - Памятный знак первостроителям судоремонтного завода «Севморпуть» и поселка Роста, открытый 3 октября 1998 года (в день 60-летия завода) в скверике перед Домом офицеров флота (ул. Торцева, д.15). Ранее на этом же месте стоял прославленный в годы Великой Отечественной войны торпедный катер ТК-12, пока в 1983 году его не перевезли в Североморск, где ныне он и находится. Новый же памятник - плита из полированного темного камня с надписью «Первостроителям судоремонтного завода «Севморпуть» и поселка Роста» и высеченными контурами городских кварталов и заводских корпусов, на фоне которых по заливу идет тяжелый атомный ракетный крейсер, символизирующий собой ударную мощь Северного флота. До Росты, собственно, я не дошел и видел памятник лишь на фотографиях, а по ним он напоминает обелиск на братской могиле – словно все строители завода и поселка прямо под тут и похоронены…
Еще есть небольшой памятник «Воинам – интернационалистам» в сквере на пересечении Кольского проспекта и ул. Шевченко (в окрестностях кинотеатра «Атлантика» и драматического театра Северного флота).
Кроме этого по домам всего города разбросаны различные мемориальные доски от «На этом месте стоял дом, в котором… проходил…съезд… На этом съезде было решено перенести уездный центр из г. Александровска (ныне г. Полярный) в МУРМАНСК» или «В этом доме жил…» до «Улица названа в честь… (вернее, по мурманской традиции, этих слов нет, а просто изображен портрет давшего название улицы человека и кратко изложены его заслуги)»…
В завершении этого, практически академического эссе, расскажу о садово-парковой скульптуре. Точнее – о садово-городской. Еще точнее – о городско-прифасадной. Как Вы думаете, чем должны заменять в Мурманске львов, которыми во всем мире так любят украшать парадные лестницы? Правильно – белыми медведями. Я нашел их в двух местах.
Первая пара добродушных мишек на льдине (один лежит и явно о чем-то грустит, другой стоя обнюхивает прохожих) ждет Вас у входа в бывший Дом культуры моряков (ул. Челюскинцев, д. 3/1), о котором я уже упоминал в этом описании. Причем обоим медведям кто-то заботливо раскрасил черной краской нос и глазки.
Вторая композиция – у входа в тоже известное нам здание - администрации Тралфлота (ул. Шмидта, д.43). Тут мамаша-медведица удивленно смотрит на входящих, а раскорячившийся у ее ног толстозадый Умка вроде бы увидел в небе вертолет со своим другом. Кстати, с другой стороны лестницы есть более изящная композиция – гордый олень с огромными рогами (он вроде тоже видит вертолет с другом Умки) и рядом трепетная самочка с отбитым хвостиком.
Сюда же я позволю себе отнести и единственное мозаичное панно (не считая герба города на железнодорожном вокзале и тех, что я быть может пропустил) в единственном на весь город подземном пешеходном переходе (во всяком случае других я не встречал или не помню) – возле дома №47 на улице Шмидта. Посмотрев на панно, можно понять, как должна выглядеть настоящая советская русалка. Да-да – именно русалка. Более того – русалка-мадонна. Не знаю, какому художнику пришел в голову этот образ. А уж как интересно, что за худсовет его утвердил! Видимо, русалка действительно не смотря на свое мифическое (то бишь, по тем временам – религиозное, прошлое) является советской гражданкой. Что же в ней такого советского? Очень просто – ее тело формируют многоэтажные дома, корабли, мосты и заводы. Опоясывает ее радуга, а на голове нечто вроде кокошника. Русалка запускает какое-то огненное НЛО в сторону океанского лайнера. В общем – крайне необычное творение монументального искусства. Кстати, совершенно непонятно, почему в целях борьбы с тяготами полярной ночи в Мурманске не «мобилизовали» мозаичные композиции поднимать людям настроение. По-моему это как раз очень хороший способ борьбы с «цветовым голоданием». Может быть мозаики не выдерживают местный климат? Но я сомневаюсь, что нет таких современных материалов, которые его выдержали бы. Скорее всего городским властям не до этого. Жаль. Побольше бы таких русалок, водяных, и вообще всяких цветастых тварей разбросать по всему Мурманску и детишкам явно было бы веселее. Да и родителям…
Совсем в конце своей «диссертацию» напишу о том, с чего вообще-то можно было бы и начать. Во всяком случае именно этот монумент видят первым гости Мурманска, прибывающие в него на машине или на самолете (а потом – из аэропорта – все равно на машине или автобусе), а вот от железной дороги его не видно. Он установлен на южном въезде – со стороны Колы, на месте схождения Кольского проспекта, Прибрежной дороги и Станционной улицы.
Традиция возводить на въезде в город разного рода памятники характерна для немногих стран, среди которых и бывший СССР. Мурманский официально называется «Памятный знак на въезде в город» и представляет из себя двадцатиметровую металлическую стелу, на вершине которой пришпилен почему-то парусник. Понятное дело, что он лишний раз напоминает, что Мурманск – портовый город, но основали-то его уже в другую эпоху и парусников на своем рейде он не видел, разве что «Крузенштерна» или «Седова»…
Окружает стелу большой ребристый металлический обод, на котором со стороны Колы имеется надпись белыми буквами «Мурманск», а со стороны самого города – координаты «68° 58' N 33° 03' E». С координатами этими тоже не всё понятно, ибо они соответствуют… воде у ничем не примечательного причала в Мурманском морском рыбном порту.
Мне стало интересно, почему из почти 100 точек с координатами (заданными с такой же точностью), приходящимися на Мурманск (по меридиану от 68° 53' N и до 69° 01' N, по параллели от 33° 01' E и до 33° 10' E), выбрана именно эта. По «красивости», кстати, она тоже не подходит, ибо в одном из городских пригородов есть точка с куда более красивым числовым значением - 69° 00' N 33° 00' E (я даже в ней побывал). На то, что эти координаты принадлежат чему-нибудь вроде географического центра города, тоже не похоже, да и к месту закладки города они отношения не имеют (оно точно известно и находится гораздо ближе к другой точке).
Если исходить из того, что авторы сего монумента (которые мне не известны), не просто тупо забили в какой-нибудь поисковик «координаты Мурманска» и первый попавшийся результат пришпандорили к пилону, а делали это с каким-то смыслом (только им известный смысл о том, что если сложить все цифры и поделить их на сумму правого ряда, а потом вычесть логарифм чего-нибудь и получится дата чьего-то дня рождения, я во внимание не принимал), то у меня остается две версии - либо они выбрали «самое дорогое», что есть в Мурманске, а это, без сомнения как раз порт, который кормит горожан (хотя в огромном порту есть и другие подобные географические точки, но они на «задворках»), либо координаты именного это причала значатся во всех мореходных справочниках, как координаты Мурманска и именно на них ориентируются штурманы всех судов, определяя курс домой после длительного похода, посему они так и дороги мурманчанам. К сожалению, какая из моих версий более точная, и нет ли другого разумного объяснения, мне выяснить не удалось. Кстати, на всякий случай – координаты самого пилона: 68°53'46.56" N, 33° 4'25.70" O.
А вот с датой установки памятного знака более-менее понятно, ибо в 2007 году еще обсуждали, как за год до этого предыдущий пилон скинули бульдозером, значит можно предположить, что нынешний – не такой уж и старый.
Но в общем – на троечку получился у Мурманска парадный въезд…
Всё. Я закончил. Ну может и что-то упустил, или что-то новое открыли… Надеюсь, что кто-нибудь хотя бы «по диагонали» просмотрел это гигантское описание или нашел здесь для себя полезную информацию по конкретному объекту. Я так подробно уделил памятникам столько внимания лишь потому, что практически все их посмотрел сам, ибо простому туристу на что-то другое, гуляя по Мурманску, поглазеть вряд ли удастся…
P.S. При прогулке по «памятникам Мурманска» во время своего пребывания в нем и последующем составлении этого монументального отчета я использовал информацию и цитаты из книги Т. Владимировой «Памятники города-героя Мурманска», без ссылок на которую нынче не обходится ни одно их описание…
Обсудить на форуме На главную страницу
|
|