Мурманск. Транспорт.



  Передвижение по стране.

Аэропорт «Мурмаши».
Первый аэропорт Мурманска, построенный в 1953 году, находился в черте города и, естественно, мешал его нормальному развитию. И вот 21 июля 1976 года торжественно был открыт новый аэропорт – возле поселка Мурмаши, в 23 километрах от центра города. В наше время его эксплуатирует ОАО «Аэропорт Мурманск», тел. (8152) 28-13-31, www.airport-murmansk.ru.
Аэропорт очень маленький, может с количеством рейсов он и справляется, но вот с количеством пассажиров, которое в наше время могут перевозить самолеты – нет. Отсюда и толкучка в зале прилета, в закутке выдачи багажа (в него пускают только когда багаж начинают разгружать) и даже – отсутствие в зале прилета элементарного туалета.
В зале вылета ситуация не лучше – из-за его скромных размеров внутрь пускают пассажиров только одного рейса и если Вы приехали пораньше, то единственное место, где можно скоротать время – это небольшое кафе. Хорошо хоть туалет рядом есть…
В самом зале вылета также явно не хватает как сидячих, так и стоячих мест. Посему некоторые догадливые пассажиры предпочитают сидеть… в коридоре, в котором нынче стоит несколько столиков от небольшого буфета.
Кстати, должен отметить еще и удивительную безалаберность службы безопасности – она проверяет багаж пассажиров только на входе в зал и если у Вас есть большой нож (у меня он был), то Вам ничего не мешает вытащить его из сумки и пронести в салон…
Но самое неприятное в этом аэропорту – это таксисты. Если из города в аэропорт Вас отвезут за вполне адекватную цену (весной 2009 года возили за 250-300 рублей), то из аэропорта в Мурманск – гораздо дороже. Особенно ситуация усугубляется поздним вечером или ночью, когда прекращает курсировать рейсовый автобус №106 (и его дублер-маршрутка) и иначе как на такси никуда не выберешься. Зная это, водители накручивают цену в три-четыре раза. Так что советую поступать так, как это делают мурманчане – не стесняйтесь, заказывайте заранее встречу на машине в любой из таксомоторных компаний города – это обойдется Вам намного дешевле, чем ехать на настырных и наглых таксистах, «прописавшихся» в аэропорту.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Передвижение по стране.
Железнодорожный вокзал Мурманска

Железнодорожный вокзал.
Железная дорога – практически ровесница самого Мурманска – ведь город строили как транспортный узел, в котором прибывшие по незамерзающему Баренцевому морю грузы от стран-союзниц перегружались бы в железнодорожные составы и развозились бы по стране. И этот «конвейер» дважды довольно удачно использовался – и во время Первой, и во время Второй мировых войн.
О том, как на Мурмане строили саму железную дорогу, ходят чуть ли не легенды – пути расползались из-за неустойчивости вечной мерзлоты, строители жили в неприспособленных бараках, умирали от голода (их кормили тухлой солониной и непропеченным хлебом из негодной муки), цинги и простуды. Дело дошло до того, что даже выписали несколько тысяч китайцев, которые выданными кирками да лопатами ускорили и без того стремительный процесс постройки дороги.
4 октября 1916 года Мурманск был основан как конечная станция железной дороги, прокладываемой на Кольском полуострове. К нашему времени ветка продвинулась дальше – в Североморск, а также появились ответвления в сторону Печенги. Но, как ни странно, несмотря на то, что сейчас вся основная часть железных дорог Мурманской области электрифицирована, добраться из одного населенного пункта до другого на электричке невозможно в связи с полным отсутствием данного вида транспорта. Так что моя задумка пропутешествовать из Мурманска до Колы в «голубом вагоне» провалилась и я пришел на железнодорожный вокзал просто на него поглазеть.
Современное здание вокзала с увенчанным красной пятиконечной звездой шпилем и покрашенное в приятный салатовый цвет было построено в 1950-х годах взамен разрушенного во время Великой Отечественной войны здания. Вокзал состоит из трех примыкающих друг другу строений с несколькими залами на трех этажах (причем первый, цокольный этаж (в нем расположился платный туалет), «из города» вообще не виден) – ожидания, буфета и пр. В центре, под куполом – центральный вестибюль с информационными табло о прибывающих и отходящих поездах. Поскольку, как я уже говорил, электричек не ходит, то табло получается небольшим – со списком нескольких поездов дальнего следования. В этом вестибюле «охотятся» милиционеры, причем один из них подкарауливает «преступников» в штатском. При мне сотрудники правопорядка проверили документы у пары не слишком подозрительных личностей и вывели одного пьяного на улицу.
Платформы находятся ниже самого здания – на склоне сопки – и для того, что бы спуститься к ним (или наоборот – с них попасть в город) нужно пройти сквозь центральный вестибюль и воспользоваться типичным для нашей страны железнодорожным мостом-переходом.
Площадь перед зданием вокзала не представляет эстетического интереса и практически постоянно запружена ворохом самых разных машин-такси, а севера к нему примыкает автовокзал, откуда отходят рейсовые автобусы и маршрутные такси, готовые отвезти Вас не только в любое место Мурманска, но и в любой город области.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Передвижение по городу.
Мурманский троллейбус - самый северный в мире

Троллейбус.
Троллейбус – одна из достопримечательностей Мурманска – ведь это единственная в мире городская троллейбусная система за полярным кругом, а на троллейбусах маршрутов №2 и №4 можно вообще доехать до самой северной точки планеты, куда можно добраться на этом виде транспорта – до остановки «Улица Ивченко». Кстати, проектироваться эта система начала в 1954 году, а первый троллейбус вышел в рейс 11 февраля 1962 года…
В остальном же – это обычный вид городского транспорта, на нем работают самые обычные и привычные для жителей бывшего СССР марки троллейбусов – ЗиУ-682, хотя им помогают и другие, включая несколько вполне современных. Оплата поездки производится в салоне у кондуктора (причем Вам могут выдать несколько разноцветных билетиков – разного «номинала»), но можно купить и проездные билеты на определенный срок в специальных киосках возле некоторых остановок. Вход и выход пассажиров осуществляется через любые двери. Расстояние между остановками - обычное для городских условий, сами остановки мало чем отличаются от таковых в других городах страны. Самое приятное, что отмечают как жители Мурманска, так и его гости – это то, что даже в часы-пик никакой давки в салонах не происходит – троллейбусы ходят достаточно часто. Не так часто, как поезда в московском метро, конечно, но и не так редко, как некоторые московские троллейбусы.
Что касается развитости маршрутной сети, то она оставляет желать лучшего и уступает охвату города автобусной маршрутной сетью. Общая протяженность троллейбусных линий составляет около 33 километров – где-то пятидесятое место по этому показателю среди российских городов. Всего троллейбусных маршрутов в Мурманске пять штук (хотя в советское время их было восемь), при этом они носят непоследовательные номера – 2, 3, 4, 6 и 10. Все маршруты, ввиду специфики городской топографии, вытянуты с севера на юг и львиная их доля проходит по одним и тем же улицам, отличаясь лишь короткими «хвостами» на концах, заканчивающихся чуть в стороне. Интересно, что еще пару «хвостов» обслуживают короткие автобусные маршруты, на которых действуют «троллейбусные» тарифы – так сказать получается поездка с пересадкой.
Всего по городу курсирует более 120 троллейбусов, «спят» они в двух парках, а обслуживает сеть ОАО «Электротранспорт», на сайте которого (www.murmansk-trolleybus.ru) можно найти актуальную информацию о цене проезда (она в любом случае дешевле, чем в автобусе и весной 2009 года составляла 11 рублей против 13 рублей на автобусе), графике движения и схемы всех пяти маршрутов по отдельности. Я же привожу общую схему движения по состоянию на 2009 год из сборника-путеводителя «Мурманский гид», которая, на мой взгляд, удобна тем, что на ней даны топографические городские ориентиры, позволяющие приезжему хоть как-то сориентироваться в том, куда же идет конкретный троллейбус.
Приятной поездки!
P.S. «Антипод» мурманской троллейбусной сети находится в новозеландской столице Веллингтоне – там Вы сможете на троллейбусе доехать до самой южной точки Земли, куда это можно сделать на этом виде транспорта.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Передвижение по городу.
В Мурманске до сих пор можно покататься на стареньком ЛиАЗе-677

Автобус.
Если Вы умеете пользоваться автобусами в принципе, то в Мурманске не пропадете. Входите в салон (через любую дверь) и попадаете в лапки к кондуктору. Содрав с Вас положенную денежку, он (вернее – она) вручит Вам билетик и - всё… Дальше главное не пропустить своей остановки, впрочем в большинстве автобусов Мурманска их объявляют.
Короче говоря – ровным счетом ничего интересного – обычный городской автобус, даже не самый северный в мире, в отличии от мурманского троллейбуса.
Что касается истории этого вида общественного транспорта в столице Заполярья, то она такова. В 1920-х годах по городу жители передвигались либо пешком, либо на гужевом транспорте. Была еще узкоколейка с доставшейся от интервентов мотодрезиной, которая служила неким подобием трамвая. Но город рос и вскоре вопрос о том, как добраться на работу и обратно для мурманчан встал очень остро. Идя навстречу пожеланиям трудящихся 1 марта 1934 года создали специальное автотранспортное предприятие, а декабре 1934 года в Мурманске, на четырехкилометровом участке, стал курсировать первый автобус привычной для тех лет марки ГАЗ-АА (говорят, что он больше стоял, чем работал из-за непроходимости улиц и плохой резины). В 1962 году автобаза была преобразована в традиционную для советского времени форму предприятия – автоколонну 1118, которая и занимается обслуживанием населения и поныне.
С 1934 года количество городских маршрутов выросло до 9 (в советское время их было больше, но сейчас именно столько), которые имеют непоследовательную систему номеров с 1 по 29. Вообще, для такого города сеть в принципе достаточная – практически в любую точку Мурманска можно доехать на автобусе, только нужно учитывать, что если по центру проходит большинство маршрутов, то к некоторым окраинам добирается лишь единственный и ждать его порой приходится довольно долго.
Кроме этого по Мурманску можно проехать и на пригородных автобусах, начинающих свой путь от автовокзала и доставляющих пассажиров в ближайшие населенные пункты (типа Колы, куда начали ездить еще в 1936 году, или Мурмашей) – таковых маршрутов 12 и имеют они сотые номера (со 103 по 124). А вот на автобусах, чей маршрут заканчивается в весьма отдаленных городах и поселках, по городу проехать нельзя – междугородние рейсы следуют экспрессом.
Сейчас по Мурманску и соседним населенным пунктам курсирует около двухсот автобусов самых разных марок – от старых советских, до бэушных европейских. Для меня самым главным приключением в передвижении по городу стала поездка на с детства знакомом ЛиАЗе-677, и я не преминул усесться на любимое место – боковое, у кабины водителя, откуда так интересно было смотреть на родные просторы столько лет назад. И несмотря на то, что бедненький автобус-старичок еле пыхтя взбирался по мурманским сопкам со скоростью всего 13 километров в час, все равно я совершил на нем настоящее путешествие в прошлое, как если бы он вдруг мог разогнаться до заветной скорости 88 миль в час…
P.S. Самый длинный маршрут автобуса в Мурманске - № 10 - 18,7 километров, а самый короткий - № 25.
P.P.S. На официальном сайте автоколонны 1118 (www.ak1118.ru) Вы без труда найдете актуальную информацию о стоимости билетов и схему движения на всех городских и пригородных маршрутах, я же привожу их по состоянию на 2009 год.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Передвижение по городу.
Без особого труда в Мурманске такси можно поймать разве что у железнодорожного вокзала

Такси.
Обилие таксомоторных компаний в российском городе говорит об общем уровне безработицы в нем. В этом отношении Мурманск – типичный город нашей страны – безработных в нем много и большинство из них коротает время за баранкой. Впрочем, Север и близость моря вносят свои коррективы – море, точнее развалившаяся система морского хозяйства, дала кучу безработных моряков, которые и составляют «костяк» таксистов (вторыми по численности, как я понял, идут бывшие военные), а Север проявляется в… как бы это объяснить… В неокупаемости извоза в холода – пока стоишь – клиента ждешь – столько горючего на обогрев машины истратишь, что порой лучше и не выезжать на работу. Во всяком случае так мне некоторые водители объясняли…
Теперь перейдем от теоретических знаний к практическим. И окажется, что несмотря на обилие такси на улицах Мурманска, поймать их довольно трудно – большинство предпочитает выезжать на конкретные вызовы и мимо проносятся либо пустые машины, спешащие к клиенту, либо уже машины с клиентом. Так что ловить порой приходится неожиданно долго (по московским меркам). Да и поскольку «патрулировать» город в поисках пассажиров в Мурманске не принято, то в спальных районах или на нецентральных улицах поймать что-либо вообще нереально. Впрочем, горожане об этом знают и даже привыкли – город-то не большой, таксомоторных компаний, как я уже говорил, много, достаточно поднять трубку телефона и минут через десять кто-нибудь обязательно приедет.
Если же Вы не хотите звонить, но хотите покататься на такси – идите на автостоянку у железнодорожного вокзала – это одно из немногих мест в городе, где таксисты кучкуются постоянно (другие два подобных места я нашел у торговых комплексов О’кей).
Стоит отметить, что иногда (но гораздо реже, чем в той же Москве), Вас до нужного места могут подбросить частники на попутке. Да и выйдет это несколько дешевле, чем на «официальном» такси. Впрочем, опять-таки, по московским меркам плата за проезд почти смехотворная – весной 2009 года из конца в конец Мурманска (из района Роста до Колы – примерно 18 километров) можно было проехать за 200-250 рублей, а по району (Мурманск длинный город и поделен на три относительно равных района) проезд стоил 70-90 рублей в зависимости от компании, расстояния и жадности-нахальства водителя…
P.S. Модельный ряд и состояние самих таксомоторов крайне разнообразное.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Передвижение по городу.
Маршрутки в Мурманске - это привычные всем «ГАЗели»

Маршрутки.
В Мурманске маршрутными такси пока еще «работают» «ГАЗели». Впрочем, я полагаю «Мерседесы», а тем паче – китайские или японо-корейские микроавтобусы вытеснят их не скоро – все-таки к Северу наши машины приспособлены лучше…
Так вот, если Вы умеете «пользоваться» маршрутками в принципе и «ГАЗелями» в частности, то для у Вас проезд на них по городу не вызовет затруднений. Главное – разобраться в системе маршрутов. Как я понял, они, по традиции, в большинстве своем дублируют маршруты общественного транспорта – троллейбусов и автобусов. Только проезд на маршрутках чуть дороже (на рубль-два). Впрочем, я проехался на маршрутке лишь один раз (в остальное время пользовался такси, троллейбусами или своими ногами), поэтому в каких-то нюансах мог и не разобраться…

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Передвижение по городу.
Катер «Метель-4» ежедневно курсирует по маршруту Мурманск - Абрам-Мыс

Катер до Абрам-Мыса.
Если Вы вдруг захотели прокатится по Кольскому заливу или подняться на смотровую площадку в районе Абрам-Мыс (см. раздел «Россия/Мурманск/Достопримечательности/Абрам-Мыс»), то нижеследующая информация, вероятно, будет Вам не безынтересна.
Мурманский морской вокзал (Портовый пр., д. 25, тел. (8152) 48-06-16) с районом Абрам-Мыс связывает курсирующий по расписанию (его приведу в конце) довольно вместительный катер (человек на шестьдесят). Чтобы попасть на этот катер, надо примерно за 10 минут до отправления придти… нет, не на Морвокзал, а на набережную перед ним, точнее – к ее северной окраине. Там находятся проходная, ворота и калитка. Именно они ведут к причалу, откуда отходит катер. Вся проблема в том, что причал этот находится на закрытой территории и пассажиров начинают пускать на него буквально за несколько минут до отплытия. Причем за это время Вам надо еще купить билет в деревянной кассе-избушке (слева, напротив КПП), а еще лучше – два билета – туда и обратно, поскольку на противоположному берегу (в Абрам-Мысе) кассы нет и билет по возвращении все равно придется приобретать все в той же избушке – без него в город через КПП не выпустят контролеры. Стоимость билета в примерно полтора раза дороже, чем проезд на городском транспорте Мурманска – весной 2009 года она составляла 17 рублей.
Но вот билет куплен – поспешим на катер под загадочным названием «Мететель-4» (не хочется думать, куда смело предыдущих трех его предшественников). Заходим на палубу и дальше у нас два варианта – либо спуститься в салон (большое помещение с двумя рядами широких скамеек, все увешанное какими-то киноплакатами и инструкциями по собственному спасению в случае кораблекрушения), либо можно остаться на корме, откуда наблюдать за происходящим вокруг (только будьте аккуратны – садится на скамью и прислонятся к чему-либо не желательно – придется долго оттирать гарь, осевшую из выхлопной трубы). Впрочем, из происходящего предлагается немного – виды на угольный порт, на «Алешу», на Морвокзал и на стоящий в доке (если повезет) какой-нибудь огромный атомный ледокол.
На преодоление 1300 метров через залив от пристани до пристани уходит около 7 минут. Маршрут движения в Абрам-Мысу заканчивается у понтонного причала, от которого нужно около 200 метров пройти до дороги, а уже по ней, все время поднимаясь в гору – в сам Абрам-Мыс.
Обратно придется проделать тот же путь, только уже спускаясь вниз, подойти к причалу и зайти на катер – доступ на него открыт сразу, как только прибывшие из Мурманска пассажиры его покинут. Если неохота ждать отплытия на катере – можете постоять на самом причале или спуститься поближе к воде. Главное – не опоздайте на катер, особенно – на последний – выбраться из Абрам-Мыса вечеров другим способом довольно затруднительно…
Ну а теперь – обещанное расписание движения катера Мурманск – Абрам-Мыс. Введено оно с 10 октября 2007 года и пока действует. Во всяком случае весной 2009 года его еще никто не отменял.
Отход от Мурманска: 6:40 (кроме выходных), 7:15 (кроме выходных, но по субботам ходит), 8:00, 14:15 (кроме выходных, но по субботам ходит), 17:15, 17:55 (кроме выходных), 19:05.
Отход от Абрам-Мыса: 6:55 (кроме выходных), 7:35 (кроме выходных, но по субботам ходит), 8:20, 14:30 (кроме выходных, но по субботам ходит), 17:35, 18:15 (кроме выходных), 19:35.
P.S. Насколько мне известно в 2010 году рейсы по выходным отменили вовсе, но временная это мера, или нет – я не знаю.

Обсудить на форуме
На главную страницу






География посетителей