Мурманск. Самое главное.

Яндекс.Погода
Ржавеющие Ворота Арктики.

Класический вид на Мурманск - с противоположного берега Кольского залива

Своим появлением Мурманск обязан войне. Началось всё еще в 1854 году - в Крымскую кампанию. То были первые признаки мировых войн. Ну, уж «полумировых» - точно – только представьте себе – где Крым, а где Кольский полуостров! Так нет же – англичане, выступавшие как союзники боровшейся за Крым Турции, прекрасно понимали, что экономическая блокада враждующей стороны – мощный козырь в пользу победы. Ну и решили «перекрыть» кислород тогда еще популярному морскому торговому пути в Россию – через Архангельск. Досталось и Мурману – английский корабль «Миранда» обстрелял главное (и по сути – единственное) на тот момент поселение в Кольском заливе – город Колу. Город сгорел, корабль ушел дальше по своим делам.
Урок из блокады Архангельска правительство России сделало верный – северный путь в Европу надо беречь. Что делать? Укреплять Архангельск? Но ведь навигация в его порту ограничена – значительную часть года Белое море покрыто льдом. Собственно, потому и – Белое. «Что там у нас еще есть?» - подумали в правительстве. Ага – Кола. Удобный залив, не замерзает круглый год. Единственное «но» - «с одной стороны море, с другой - горе, с третьей - мох, а с четвертой - ох!» - гласит одна из известных пословиц о мурманском крае. Действительно – это не богатый лесом и прочими «благами» Архангельск. Тут не жить, тут выживать надо. Впрочем, дело-то ведь государственного уровня! Обороноспособность страны под угрозой. Да и запасной торговый порт стране тоже не помешает, тем более, что промышленная революция на носу, а проигрыш в Крымской войне лишил возможности эксплуатировать в полную силу черноморские порты. В общем – решено. Кола примостилась в не совсем подходящем для устройства портов и военных баз месте – в самом тесном и мелком месте Кольского залива, надо искать другое, более удобное. Пошлем экспедицию. А может и не одну.
Послали. В 1870 году из Кронштадта вышла эскадра под командованием вицеадмирала К. Н. Посьета, в состав которой входили корвет «Варяг», клипер «Жемчуг» и шхуна «Секстан». Вместе с Посьетом на Мурман ехал покровитель российского флота, сын Александра II, великий князь Алексей, а также ученые и даже эксперты в обживании в суровых условиях – поморы. Бродили разведчики вдоль берегов, бродили, да и нашли удобное местечко – Екатерининская бухта. Далековато, конечно, от Колы – 40 километров, но зато удобно – все подступы по воде при надобности хорошо блокируются. Второй возможный вариант – остров Кильдин – отпал почти сразу. Решено. Будем строить. Ой, решено ли? До того ли Амператорам нашим? Не до того. В общем, не один год ушел на «пробивание» проекта освоения Кольского полуострова его главным энтузиастом – Сергеем Витте – не последним человеком в тогдашнем правительстве страны. Тем не менее, в 1896 году город Александровск-на-Мурмане в Екатерининской бухте был заложен, а в 1899 году – торжественно «открыт» (подробности см. в разделе «Россия/Полярный/Самое главное/Александровск в Екатерининской бухте»). Туда же перенесли административный центр края. Может и вышло бы из этой затеи что путное, если бы не очередная война. На этот раз – русско-японская. Сил, а главное – денег, она у России отняла много. Взбудоражила страну. Революционные настроения всколыхнула. Подзатихло развитие Мурмана, да и Витте после поражения в войне остался не у дел.
Наконец, началась та самая война, которая и «родила» Мурманск. Уже самая что ни на есть Мировая. Первая Мировая. О стратегических задумках вспомнили сразу же, как только потеряли господство в Черном и Балтийском морях. И… Ну, такое действительно только империи под силу – строительство нового порта в Кольском заливе началось не то, что ударными, какими-то сверхударными темпами. До Александровска тянуть железную дорогу от Петрозаводска было слишком долго, да и неудобно по сопкам, и для порта выбрали местечко недалеко от обжитой Колы – в том месте залива, куда большие корабли уже могли заходить не боясь зацепиться дном за что-нибудь гранитное – в урочище Семеновское (оно было названо по имени жившего здесь в 1910-х годах старика Семена Коржнева).
О том, как эта стройка велась, написано множество книг. Думаю, что всё происходившее метко характеризует еще одна поговорка – «Кто на Мурмане не бывал, тот и горя не видал, богу не маливался». Тем не менее, железную дорогу протянули (кстати, тут нам, среди прочих, помогли привлеченные гастарбайтеры-китайцы), порт построили. Всё остальное – нет. То есть на карте город, основанный 4 октября 1916 года как конечная станция железной дороги и названный в честь императорской фамилии Романов-на-Мурмане, был, а в реальности вместо жилых домов – бывшие железнодорожные вагоны да хибары не пойми из чего сколоченные – например из деревянных ящиков, в которых всякую всячину привозили. Ну чистый Китай. Плюс небольшой поселок строителей и портовиков Семеновский, который, собственно и провозгласили городом. Даже первое, с помпой заложенное каменное здание в городе – церковь Николая Мирликийского, и то – недостроили.
Война. Потом революции пошли. Город переименовали в Мурманск (не дело ему императоров прославлять). Потом оккупация войсками Антанты. Оккупанты всё больше тюрьмы да казематы из гофрированных железяк строили, так что городу опять-таки мало что перепало. Но вот, в 1919 году оккупантов выставили вон. Советскую власть в городе с двух с половиной тысячном населением провозгласили окончательно. Мурманск сначала сделали губернским центром, переведя в него администрацию из Александровска, а потом «понизили» в статусе, превратив в райцентр Ленинградской области. 1920-е годы прошли относительно спокойно, но в 1930-х началось бурное освоение новых земель в стране. В том числе – и Севера. Герои появились на этом поприще. Папаницев, челюскинцев знают все. Но были и тысячи других, вгрызавшихся в древний гранит кольской тундры, основывающих новые поселки, многие из которых к нашему времени превратились в небольшие города. В общем смело можно сказать – 1930-е годы – годы славы Мурманска. Он стал известен всей стране как Ворота Арктики. И это были не пустые слова – мурманский порт работал весьма напряженно, в нем то и дело открывали новые причалы. Ну, а город вокруг рос. Некоторые улицы уже приобретали сегодняшние черты – уж если не архитектурные (хотя несколько домов на проспекте Ленина, да и в других местах, неплохо сохранились до наших дней), то по крайней мере топографические. Появился общественный транспорт – в 1934 году на линию вышел первый автобус (подробности см. в разделе «Россия/Мурманск/Транспорт/Автобус»).
В 1935 году население города перевалило за 100 тысяч человек. Открывались магазины, школы (в одной из них ныне расположен главный музей Мурманской области), техникумы. Работал Дворец Культуры и кинотеатр «Родина». Они и сейчас работают в тех же помещениях. Про новые заводы, особенно в возникших окрестных городах, и говорить не приходится – 1930-е – это годы индустриализации. Новый статус промышленного и научного гиганта за Мурманском был закреплен в 1938 году, когда город вновь стал административным центром «собственной» области. Слова Максима Горького «В Мурманске особенно хорошо чувствуешь широту размаха государственного строительства», сказанные им в 1929 году, оказались пророческими.
И опять – война. Теперь уже Вторая Мировая. Стратегическое положение Мурманска, изначально заложенного во многом для военных целей, разумеется сделало его одной из главных мишеней для удара фашистов. «Мурманск в годы Великой Отечественной войны» тема настольно серьезная, что я даже не буду ее развивать. Что бы понять, какой кровью и каким потом досталось Мурманску звание «Город-герой», даже и читать-то что-то не обязательно. Достаточно выйти на его улицы и обратить внимание на памятники – подавляющее их большинство посвящено именно военному времени. Для понимания всей роли этого города в приближении Победы хватит и простого чтения пояснительных табличек к этим памятникам, тем паче – их более подробные описания (Вы можете найти мои варианты в разделе «Россия/Мурманск/Достопримечательности/Памятники»).
Итогом войны стало практически полное уничтожение Мурманска. Ну, может, и не полное, но то, что почти весь город был похож на Сталинград – это точно – фактически неразрушенными остались всего три дома. Так что вполне понятно, на что ушли 1940-50-е годы – на приведение городского хозяйства в порядок. Задача была выполнена вполне успешно. Стоит сказать, что в городе, наконец заасфальтировали главную улицу и даже пустили по ней троллейбусы – кстати, самые северные в мире (см. раздел «Россия/Мурманск/Транспорт/Троллейбус»). Были пересмотрены и стратегические задачи, стоящие перед Мурманском – всё больше он становился гражданским – упор делался не на военный флот (он начал рассредоточиваться по всему полуострову), а на рыболовный, торговый и научный. Мурманск стал базой атомных ледоколов – единственного в мире специального флота такого назначения. Открылся пассажирский аэропорт. В общем, образно говоря, «Ворота Арктики» не просто подкрасили, а полностью заменили на более новые и совершенные. В город потянулись люди – кто за романтикой севера, кто за «длинным рублем» - тоже немаловажный фактор, между прочим. 1960-70-е прошли на подъеме. Всё было как и во всей стране – бараки сносили, строили хрущевки. Потом строили многоэтажные панельные «Черемушки» (в Мурманске они «забрались» на окружающие сопки). Города выходили за свои исторические границы, присоединяли окрестные деревушки и поселки. Мурманск вплотную подошел к своему «старшему брату» (ну или «сестре») – Коле, вытянувшись вдоль Кольского залива аж на 20 с лишним километров. В 1970-х годах его население перевалило за 300 тысяч человек, а в 1989 году достигло своего максимума – 472 тысяч.
Ну и всё. Всё закончилось в начале 1990-х годов. Северный морской путь, просуществовавший почти шесть десятков лет приказал долго жить. Торговля переключилась с морских контейнерных перевозок на «баульно-челночные». Рыболовецкий флот умер. Научный – и подавно. В городе появилась масса безработных. В округе искать заработки нереально – даже подсобным хозяйством, спасавшим в Центральной России в те времена людей от голода, в тундре и то не займешься. Логичный выход – уехать. И начался отток. Мурманск, Магадан, Грозный – вот тройка лидеров по падению численности населения в 1990-е – 2000-е годы. Мурманск потерял почти треть – сейчас в нем живет менее 310 тысяч человек.
Опять-таки, если образно, «Ворота Арктики» заржавели. Еле-еле открываются. Скрипят со страшной силой. Да еще и крайне идиотские законы и таможенные правила помогают этой «коррозии» – вместо того, что бы облегчать труженикам в таком суровом регионе жизнь, они буквально заставляют мурманских рыбаков с уловом уходить в норвежские порты, чему жители тех мест и рады. А россияне едят рыбу из Китая, Таиланда и Индонезии. И из той же Норвегии. Совсем недавно я слышал такую фразу – «каждая 10-я тонна пойманной в стране рыбы разгружается в мурманском порту». А сколько бы их было, если бы не идиотские законы? Сколько шляется без толку по Мурманску бывших моряков? Это дело? Не дело. Вот и уезжают по-прежнему из города люди. Отток продолжается.
Конечно, если смотреть в будущее, то легко понять, что необходимость добычи полезных ископаемых на шельфе наших северных морей, глобальное потепление, дающее возможность более интенсивного освоения богатств Севера и способствующее более легкому возрождению Северного морского пути (всё же как ни крути, но из Азии в Европу и обратно гнать суда ближе этим путем, чем вокруг Индии и мимо сомалийских пиратов), не может не привести к использованию громадного потенциала Мурманска. Но вот доживет ли до этого город? Не потребуется ли его восстанавливать с помощью всё тех же «сверхударных», а значит – сверхдорогих, усилий? Пока всё происходящее напоминает лишь банальный косметический ремонт проржавевших ворот, а отнюдь не современный «апгрейд» на достойные поставленным задачам…
Ну да ладно – что-то я разфилософствовался, Вы, наверное, устали. Так что перейду к более полезной информации.
В Мурманск я собирался поехать давно. Меня интересовали три вещи – Полярная ночь, Северное сияние и собственно жизнь людей в Заполярье. Совместить эти вещи я решил в Новый Год, однако что-то не сложилось… Я стал искать информацию о состоянии погоды в Мурманске в течении года и обнаружил, что самый солнечный месяц – март. А раз нет туч, значит больше шансов увидеть Северное сияние, полагал я. А вместо Полярной ночи у меня получалось сплошное «Полярное утро» – солнце в это время высоко не поднимается, поэтому весь день свет, что называется, «режимный».
И вот, в середине марта я сошел с трапа самолета. По прогнозу погоды температура воздуха должна была быть 5-6 градусов ниже нуля, а была – все минус 20 с гаком. Вот они – сюрпризы Мурмана…
Утеплившись, я отправился изучать мурманские достопримечательности. К этому моменту я уже знал, что собственно достопримечательностей как таковых в городе, построенном меньше века назад и разрушенным во время Великой Отечественной войны, просто нет. Ну есть там памятники советские всякие, главная улица, но… Маловато, конечно, для областного центра. Тем не менее я скрупулезно обошел все запланированные места (о них я подробно написал в разделе «Россия/Мурманск/Достопримечательности»), а по дороге пытался понять, каково же это – жить в Заполярье. За несколько дней у меня сложилось впечатление, что жить-то довольно уныло. Вряд ли это впечатление – моя вина – я старательно искал что-то хотя бы мало-мальски интересное или привлекательное в городе. Вряд ли это впечатление и вина самого города – он таков, каков он есть – бывший промышленный центр без ненужных архитектурных изысков. Возможно, жители Мурманска и не согласятся с моими выводами, но я увидел то, что увидел. Город показал мне даже немного больше, чем может показать самостоятельно приехавшему в него туристу…
Конечно, раньше, когда Мурманск был настоящими «Воротами Арктики», и у его жителей было предостаточно всякого рода работы, связанной с морем, было интереснее. А сейчас, когда рыбакам проще из-за глупых законов и непомерных пошлин, выгружать свой улов где-нибудь в Норвегии (да и ремонтироваться там дешевле), когда Арктика уже перестала быть местом постоянной работы большого количества ученых, когда фактически прекратил свое существование Северный морской путь, население Мурманска тает на глазах. Старпомы, боцманы, механики, матросы, уволенные в запас военные, занимаются кто чем может – самые везучие - браконьерством в небольших артелях, но большинство из них пытается как-то свести концы с концами работая таксистами. Такси в Мурманске, как и во многих бедных городах России, с избытком…
Сократилось производство, простаивает порт и судоремонтные заводы – нет доходов и в городской казне. Нет денег на ремонты зданий, на поддержание на должном уровне всей городской инфраструктуры. Нет, конечно, Мурманск еще не превратился в «российский Детройт», но тенденция есть. Сложно винить нынешние власти в сложившейся ситуации – она скорее системный просчет – когда освоение Арктики было нужно государству, государство не жалело денег. В конце XX века государство потеряло интерес к Заполярью, а без денег извне прожить этим регионам практически невозможно – они изначально планировались как дотационные. Такие вот пироги… Не думаю, что бравурные заявления и начинания последних лет типа освоения газовых месторождений на шельфе или лозунги «Россия возвращается в Арктику», как-то изменят текущее положение – проблему надо решать системно, а не точечно-разовыми акциями вроде погружений на океанское дно на Северном полюсе. Я опять отвлекся…
Ну да ладно. Не так уж все плохо. Бродя по неухоженным улицам Мурманска, заходя в самые различные заведения – магазины, музеи, рестораны и т.п., я обнаружил, что за редким исключением, мурманчане вполне добрые и отзывчивые люди. Не слишком многословные, может быть, как и принято отзываться о северянах, но не то чтобы и суровые, как окружающая их природа. В общем вполне обычные россияне. Мало их на таком большом пространстве Кольского полуострова, так что хочешь-не хочешь, но они по-прежнему полагаются на взаимовыручку и дружелюбие – без этого просто не выжить.
А что же сам Мурманск может предложить простым туристам? Сам-то город может и ничего особенного, но вот окружающая его природа, Кольский залив, Баренцево море, сопки и скалы, тундра и озера – вот что действительно интересно. И очень, ну очень, жалко, что какой-то, не буду даже говорить, какого ума, чиновник или коллектив чиновников, решил сделать из практически всех окрестностей Мурманска пограничную зону с пропускным режимом. А что не вошло в эту зону, то отошло к военным. И выходит, что без специальной бумажки из Мурманска выехать-то особо и некуда (см. раздел «Россия/Мурманск/Неприятности/Погранзоны и ЗАТО»).
Короче говоря, Мурманск – совершенно нетуристический город. Об этом даже говорит тот факт, что в путеводителях по Мурманской области ему отведено очень мало места. Вообще, практической информации о городе явно не хватает…
С другой стороны нельзя не отметить, что Мурманск с точки зрения туриста не такой уж и плохой центр для «радиальных» вылазок – в нем неплохо работает общественный транспорт (см. раздел «Россия/Мурманск/Транспорт»), достаточное количество кафе и ресторанов на любой вкус и кошелек, есть пара крупных супермаркетов, несколько торговых центров, где можно легко приобрести все товары первой необходимости - в общем потенциал есть. Опять же - где еще можно полазить по настоящему атомному ледоколу (жаль его превратили в музей и поставили у Морского вокзала уже после моей поездки и я не смог исследовать его сам).
В общем, я совершенно не жалею той недели, что провел в Мурманске – пускай я и не увидел Северного сияния (в городе это зрелище вообще редкость, да и облака несколько дней стояли плотно), пускай меня не пустили в Североморск и на Кольскую сверхглубокую, но зато я все-таки добрался до Баренцева моря и посмотрел на замерзший водопад в Териберке, я несколько раз пересек Кольский залив на чахлом теплоходике, я погулял по Мурманску, съездил в Колу и Полярный, и прекрасно при этом провел время. А что касается внешней непритягательности Мурманска, то, видимо, надо просто принимать ее как данность и не кивать слишком рьяно на соседей – дескать те же норвежцы в своем Заполярье живут намного лучше и домики у них окрашены во все цвета радуги. Да, в Мурманске не окрашены, да мурманчане живут похуже, но разве это главное? Если бы для Вас это было главное, Вы бы и поехали не в Мурманск, а в какой-нибудь Тромсё. Но ведь Мурманск – это часть нашей Родины. Лично я побывав в этом городе, извлек много полезного опыта и информации о России, чего и Вам желаю.

Обсудить на форуме
На главную страницу





География посетителей