Рио-де-Жанейро. Транспорт.



  Передвижение по городу.

Такси.
В Рио-де-Жанейро представлены почти все виды городского общественного транспорта, за исключением троллейбусов – есть и метро, и автобусы, и маршрутные такси, и обычные такси, и трамваи, и фуникулер, и даже гибрид трамвая и фуникулера. О метро, трамвае, фуникулере я расскажу подробнее чуть ниже, о гибриде двух последних – в разделе «Бразилия/Рио-де-Жанейро/Достопримечательности/Гора Корковаду», а здесь начну с такси.
Довольно много их шныряет по туристически обжитым районам – пляжам, центру города, около достопримечательностей, в аэропортах…
Машины приличные, практически все оборудованы кондиционером и счетчиком. Окрас – грязно-желтый с мутно-зеленой полосой, что делает их похожими на наши инкассаторские машины, только амбразур не видать. Денег они, правда, не перевозят, а наоборот – перевозят Вас за деньги. Причем, если договорится с шофером сразу, то можно сэкономить время – он довезет Вас быстро и по кратчайшей дороге – ему не надо будет петлять по улицам, накручивая счетчик. Впрочем, в незнакомые места удобнее ехать по счетчику, если точно не известна стоимость такого проезда. Цены, кстати, довольно сносные – чуть ниже московских. В целом передвижение в пределах пары соседних районов города обойдется около 10 реалов (120 рублей). А вот поймать, как в Москве, частника довольно трудно – не привыкли кариокцы подрабатывать извозом. А в отдаленных районах тяжело поймать и такси – сюда они обычно добираются уже занятыми другими пассажирами…
Вообще – самый удобный способ попасть в такси – это подойти к специальной стоянке. В каждом районе города их несколько (как правило – у станций метро, у каждой гостиницы, просто на людных площадях), причем право подбирать пассажиров имеют только такси, приписанные именно к этому району (он написан на заднем крыле машины). Ну, а везти им, разумеется, клиента можно в любое место города. Кстати, садится в любую машину не принято – Вас вежливо попросят пройти в первую из стоящих в очереди. И уж совсем советская привычка – на каждой стоянке есть контролер-распорядитель, который следит за порядком и отмечает кто и куда кого повез, за сколько и во сколько. Борьба с «леваками», надо полагать… А может у них тоже есть статистическое бюро и их Новосельцевым делать нечего?

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Передвижение по городу.
Типичный автобус Рио-де-Жанейро

Автобусы.
О, это самое опасное, что есть на дорогах Рио! Их скорости передвижения и скорости маневров позавидует даже пилот Формулы-1. Секрет прост – водители получают сдельную зарплату – за количество пройденных в день километров – вот и стараются пройти их как можно больше – отсюда и бешенная скорость. В остальном же – обычные автобусы, довольно комфортабельные, новые модели – все с кондиционерами. Вход либо через задние, либо через передние двери (в зависимости от модели автобуса). Количество маршрутов очень велико и интервал движения вполне адекватен этому мегаполису. Остановки по требованию как на посадку (поднимите руку на остановке или даже не на таковой), так и на высадку (предупредите водителя).

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Передвижение по городу.

Маршрутные такси.
Старенькие модели «Фольксвагена»-микроавтобуса белого цвета, очевидно местного производства. Проезд немного дороже, чем в обычном автобусе. Бегают также по всему городу.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Передвижение по городу.

Пешком.
Отличный способ передвижения! Единственное неудобство – город довольно сильно вытянут вдоль прибрежной полосы и к тому же разделен на части высокими горами. Зато пешие прогулки в пределах одного-двух районов – истинное удовольствие.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Передвижение по городу.
Типичный поезд метро Рио-де-Жанейро

Метро.
Сначала – общие сведения. Строительство началось в 1970 году. Метро – чистое, просторное. Пустое. Дорогое, наверное, для подавляющего числа горожан. Станции – непритязательные, чисто функциональные. Есть открытые участки. Линий – две: оранжевая (первая) и синяя (вторая). Оранжевая линия идет из района Копакабана вдоль берега, далее через центр и уходит на запад города в район Тижука. На момент моего пребывания в Рио (январь 2006 года) она насчитывала 17 станций. Синяя линия (ее можно назвать «легким метро» - большинство участков – открытые) идет от улицы Президента Варгаса далеко на север города (16 станций). Станция пересадки – одна («Estácio»). Более актуальную информацию Вы можете найти на схеме на официальном сайте.
Большинство туристов пользуется лишь оранжевой веткой – она позволяет им добраться из Копакабаны в центральные районы города. В Копакабане открыто две станции – «Siqueira Campos» на одноименной улице в центральной части этого района и «Praça Cardeal Arcoverde» (отделана словно подземелье гномов) – в начале Копакабаны. Далее идет остановка «Botafogo» в одноименном районе (прекрасный вид на гору Сахарная Голова), затем – «Flamengo» в районе Фламенгу, «Largo de Machado», «Catete» (дворец Катет и несколько церквей), «Glória» на подступах к центру, и три остановки в самом центре – «Cinêlandia», «Carioca», «Uruguaiana». Дальше – несколько остановок на улице Президента Варгаса, станция пересадки на линию 2, и три станции в районе Тижука. На второй линии из достопримечательностей – стадион Маракана («Maracanã») и парк Боа Виста («São Cristóvão»). Если посмотреть на схему метрополитена, то видны грандиозные планы его развития – открытие минимум дюжины новых станций.
Теперь перейдем к более практическим сведениям. Входов на станцию, как и у нас, может быть несколько, но все они приводят в единственный вестибюль. Здесь в кассах (большое количество небольших будочек) продают билеты. Билет на одну поездку стоит 2,20 реала, на 10 – 22 реала. Никакой скидки постоянным клиентам. Купив билет, пройдя через турникет (вставлять билет в щелочку можно любым концом и любой стороной), начинаем поход к платформе. На некоторых станциях он может занимать довольно долгое время. Но вот мы у развилки – на какую платформу нам идти? Никаких очевидных указателей с перечнем станций. Хотя, нет – вот табличка «Zone Norte», вот – «Zone Sul». Ага. Северная и южная зоны. Ежели я еду из Копакабаны, то мне – на север, ежели обратно – то на юг. Айда на соответствующую платформу. Ой, а тут платформа-то одна – центральная. Но ничего – и здесь они свои зоны написали – направо – одна, налево - другая. (Замечу, что на второй линии вместо северной и южной зон пишут название конечных станций – «Рavuna» и «Estácio»).
Все, сажусь в поезд. Поезд, как поезд. Двери открываются автоматически – то справа, то слева, а на некоторых станциях и вовсе – в обе стороны: сначала – с одной – на выход, чуть погодя – с другой – на вход. Но можно и выйти, и войти с любой. Интервал между станциями разный – от 3-4 минут на окраине, до 2 минут в центре. Интервал же движения поездов – 7-9 минут, так что ждать их приходится довольно долго. Остановки объявляют сначала на португальском, затем – на английском языке. Да и основные информативные надписи дублируются на английском языке. Заполненность вагонов – в зависимости от времени суток – от совсем свободных до почти набитых. Парные сиденья по ходу (или против) движения – для простых смертных, сиденья вдоль боковой стены – для престарелых, инвалидов и т.п. Прямого перехода из одного вагона в другой нет.
Осталось только сказать, что в выходные дни на станциях работает только один вход и нередко - только одна касса, так что очередь за билетами может оказаться довольно большой.
Да, и еще – в Рио существует единая сеть метро-автобусы, проезд 3,50 реала. Автобусы небольшие, возят пассажиров от станций метро в отдаленные и не очень кварталы, куда метро еще не провели. Называются «метромнибусы».
P.S. В метро прекрасно работает сотовая связь, даже – в тоннелях. И в интернет можно выйти, например, чтобы почитать эти строки.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Передвижение по городу.
По традиции, пассажиры трамвая в Рио-де-Жанейро на подножке едут бесплатно

Трамвай.
Трамвай в Рио называют «бондиньо». Ходит он каждые 10-15 минут из центра города (конечная остановка аккурат между станциями метро «Cinêlandia» и «Carioca» на улице Rua Prof. Lélio da Gama, заход между небоскребами с улицы Rua Senador Dantas) на холм Санта-Тереза до площади Largo des Neves (линия Paula Mattos). Другой маршрут (линия Dois Irmões) в два раза длиннее и заканчивается в районе Косме Вельо в конце улицы Rua Almirante Alexandrino, у самого подножия горы Корковаду. Тут можно пересесть на трамвай-фуникулер, доставляющий туристов к вершине оной горы или прогуляться туда пешком по парку Тижука.
Все это было бы вполне банальной информацией о банальном виде общественного транспорта, если бы не вагоны. О, это просто шик! Ни дверей, ни окон, жесткие деревянные скамейки и огромные подножки для безбилетников. Прибавьте к этому ярко-канареечный цвет самих вагонов, негра-вагоновожатого в фуражке, колоритно свисающих с подножек аборигенов, нескольких жмущихся друг к дружке в темной глубине вагона туристов-экстремалов, и постоянный звук всей этой дребезжащей конструкции с солирующим звоночком во главе, и Вы получите отличный аттракцион. Не хуже фуникулера на Сахарную Голову или Корковаду.
А по возрасту он даже и превосходит их – трамвайная линия была открыта в Рио в 1896 году и по слухам с тех пор не ремонтировалась. Впрочем, Вы можете быть спокойны – последний недостаток был исправлен буквально у меня на глазах – десятки рабочих в оранжевых спецовках весело выкорчевывали из земли давно прогнившие шпалы и проржавевшие рельсы (полагаю, сразу после этого их направили в музей истории города ввиду их явной древности). Надеюсь, эта операция проводилась с целью заменить рухлядь на новенькие пути, а не для того чтобы окончательно ликвидировать «бондиньо», как явно не выдерживающего конкуренции с современными автобусами, давно уже дублирующими его маршрут. Как же иначе туристы будут получать такие чудесные фотографии проезда позапрошловекового трамвая по акведуку Аркос-да-Лапа?
Вот и получается, что трамвай в Рио-де-Жанейро это не просто средство передвижения, а настоящая достопримечательность города (см. разделы «Бразилия/Рио-де-Жанейро/Достопримечательности/Акведук Аркос-да-Лапа» и «…/Холм Санта-Тереза»).

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Передвижение по городу.
Подняться на гору Сахарная Голова можно на фуникулере

Фуникулер.
Имеет монопольное право доставлять людей на гору Сахарная Голова. Делает это с одной пересадкой – сначала от площади Praça General Tibúrcio (Avenida Pasteur, 520) до вершины горы Морро-да-Урка (Morro da Urca, высота 218 метров), потом – до вершины Сахарной Головы (Pão de Açúcar, высота 394 метра). Время работы – с 8.00 до 22.00, отправление вагончиков – по мере заполнения, причем если на нижней станции мест в вагончике уже нет, то ждать пока заполнится вагончик на верхней станции не приходится – они оба тут же синхронно отправляются. Так что есть большой шанс проехаться в гордом и нестесненном попутчиками одиночестве, что мне и удалось.
Теперь более конкретнее о деталях проезда. Войдя в небольшой павильон на нижней станции необходимо сразу же приобрести билет (до Сахарной Головы и обратно он стоит 36 реалов (450 рублей), действителен только в течении одного дня). Билет – это длинная ленточка с отрывающимися купонами – числом четыре - по одному на каждую остановку. Первый купон у Вас оторвут сразу при входе на посадочную площадку (здесь есть небольшой музейчик с макетами, фотографиями, интернет-кафе и туалетом). Дальше – зал ожидания. Набившись в вагончик (тоже называется «бондиньо»), поднимаетесь на «второй этаж» – гору Морро-да-Урка. Что Вы здесь найдете, Вы можете узнать в разделе «Рио-де-Жанейро/Достопримечательности/Гора Сахарная Голова», а пока быстренько пробежим вокруг вершины на следующую станцию – и опять в вагончик (при входе лишившись второго купона). Следует заметить, что скорость подъема довольна высока – даже уши закладывает. Хотя это мало кто замечает – все глазеют на открывающиеся за окном виды – по ходу движения на Сахарную Голову и мчащийся навстречу второй вагончик, вниз – на бухту Ботафогу и одноименный район, гору Корковаду, и по бокам – на океан, центр города и Копакабану.
Впрочем, полюбоваться вдоволь всем этим в движении вряд ли удастся – на вершине Вы окажетесь буквально за несколько минут. Что Вас там ждет, Вы можете узнать в уже упомянутом мною разделе, а я в завершение расскажу, как спускаться.
А все так же – зал ожидания-купон-вагончик фуникулера-пробежка до второй станции-купон-вагончик фуникулера-пешком вниз по лестнице-вот Вы и на земле. А в руках у Вас остатки ленточки-билетика. На память. На нем – двугорбый символ Сахарной Головы, сама гора, надпись – «Сия бразильская служба основана в 1912 году» и фуникулер. Вполне общественный вид транспорта.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Передвижение по стране.
Вид на аэропорт Сантус Думонт с горы Урка

Аэропорт Сантус Думонт.
Если Вы читали мое описание в разделе «Бразилия/Транспорт», то знаете, что главный вид такового здесь – самолет. Аэропорты существуют практически всех значимых городах Бразилии, а в некоторых – по два. Местный и международный. В Рио-де-Жанейро их как раз два.

Местный аэропорт Сантус Думонт (Santos Dumont). Назван так в честь одного из пионеров воздухоплавания. Находится… Вот представьте себе, что в Москве аэропорт находился бы в районе, ну скажем, Красной Пресни. Удобно? Не то слово. Пара остановок на метро – и ты в зале ожидания. Но кто ж разрешит делать взлет-посадку над домами в центре… А вот в Рио это не проблема – аэропорт построили прямо в центре. Только самолеты взлетают не над домами, а над океаном. Удобно и красиво. Заодно и панорамой города можно насладиться. Из неудобств – только сговор таксистов. Меньше чем за 40 реалов (500 рублей) Вас оттуда никто не вывезет. Ну, почти никто. Хотя до ближайшей улицы – рукой подать…

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Как попасть в страну.
Международный аэропорт Галеао (фото с сайта rio-de-janeiro.com.ru)

Международный аэропорт Галеао.
Международный аэропорт Галеао (Galeão), сокращение в авиабилетах – «GIG». Находится примерно в пятнадцати километрах от центра города на острове Гувернадор в самом центре залива Гуанабара. Время в пути от Копакабаны до него – от 20 минут до часа, в зависимости от времени суток, а, стало быть, от загруженности дороги. Стоимость – около 40 реалов по счетчику, 50-70 – без счетчика.
Аэропорт относительно большой, две основных зоны вылета – для местных и международных рейсов. Как и во всех аэропортах Бразилии стойки для регистрации поделены между авиакомпаниями. Ряд стоек – одной компании, ряд –другой, ряд – третей. Регистрация возможна на любой из стоек Вашей. Только надо помнить, что для пассажиров первого класса их немного и они обособлены, а остальные поделены – несколько рядов обслуживают местные рейсы, остальные международные. Запутались? Я то же поначалу. Но потом привык и понял, что это удобнее, чем регистрация у стоек с определенными номерами на определенный рейс – очереди меньше – пассажиры распределяются более-менее равномерно.
Ладно, не буду занудничать – прилетите, увидите все сами.

Обсудить на форуме
На главную страницу






География посетителей