Сан-Паулу. Самое главное.

Яндекс.Погода


Город небоскребов.

Сан-Паулу - город с самым большим количеством небоскребов

Визит в Сан-Паулу входил в мою программу пребывания в Бразилии. Но лишь теоретически. Я собирался съездить в него на автомобиле из Рио-де-Жанейро. Только не знал - как и не знал - за сколько. Почему я сюда хотел? Ну как же – самый большой город в Южной Америке, второй по величине – в Латинской (после Мехико), входит в дюжину крупнейших городов мира (ненамного опережая родную Москву). Город с самым большим количеством небоскребов в мире (так, во всяком случае, утверждают путеводители). Ну как ту не побывать?
Вот я и узнал, что от Рио он находится километрах в четырехстах, то есть часах в четырех езды по горным дорогам. Можно и на поезде – но это на пару часов дольше. Так что собирался-то я, собирался, но – вяло. А тут авиакомпания «Вариг» дала мне этот шанс, причем - бесплатно (см. раздел «Бразилия/Транспорт/Передвижение по стране»).
И вот Сан-Паулу – мой первый бразильский город. Какой он огромный! Минут десять я лечу над ним на самолете и мои планы его осмотра в течении одного дня улетучиваются. Тут и трех месяцев не хватит - просто настоящий урбанистический монстр – от края до края уходит за горизонт, а за горизонтом еще – столько же. Все это – Большой Сан-Паулу – сам город и его полтора десятка городов-спутников. Ну типа Парижа и Иль Дефранса. Москвы и Подмосковья. Жителей – восемнадцать миллионов. А в самом Сан-Паулу – больше десяти миллионов. Вон он какой – экономический центр страны, столица штата Сан-Паулу.
Наконец я здесь. Выхожу из международного аэропорта Гуарульос. Сажусь в такси. Еду. Медленно. Пробки жуткие, скорее стоим, чем едем (неудивительно – четверть всех машин Бразилии – в Сан-Паулу). Через час въезжаю в центр. Только голову и задирай - такие высокие дома в таком количестве я вижу первый раз в жизни. Расплатившись с таксистом (около 70 реалов по счетчику, между прочим (800 рублей)), выхожу на площади Республики. На ней – сквер. Фонтан с живыми черепахами. А вокруг – небоскребы. А я маленький такой (не удержался от цитаты – знаю Вилли Иванович меня простит). Между небоскребами – мосты. Вообще такое впечатление, что мостов и эстакад в Сан-Паулу – пруд пруди. Чуть позже я понял в чем тут дело. А пока иду по понравившейся мне улице в поисках упомянутого в путеводителе небоскреба Эдифисиу Италиа. На его крыше (42 и 43 этажи) расположен итальянский ресторан, в качестве основного блюда предлагающий вид на город. Небоскреб я нахожу без особого труда (Avenida Ipiranga, 344). Труднее найти среди бесчисленных входов в мелкие магазины на первом этаже вход непосредственно в небоскреб. Но и эта задача решена. Следующий этап – лифты. Их много, ходят они на разные этажи и понять что-либо в этой системе человеку, находящемуся в Бразилии всего второй час, да еще не знающему португальского языка, тяжело. Но, после минутного раздумья, я выбираю нужный. В лифте сидит лифтер. Девушка в форменной бордовой одежде. Нажимает на последний этаж, куда ходит этот лифт – 37-й. Стремительный подъем (я дома на 7-й этаж дольше еду) – и я в холле. Негритенок в бордовом драит полы. Полы дорогие. Рядом – еще лифты. Станция пересадки такая. Пересаживаюсь. Не дают – очередная бордовая девушка объясняет, что в такую рань ресторан еще закрыт. Ладно, приду позже. Пока посмотрю, что из окон холла видно. Ого. Видно много – стройные ряды разноцветных и разномастных небоскребов, один выше другого, уходят за горизонт. Ну, естественно, фотографирую.
Спускаюсь, иду гулять дальше. Вокруг – странные по форме высотки. То ли гостиница «Космос», то ли «Лист Мебиуса». Наверное, знаменитый архитектор Оскар Нимейер руку приложил, который из них тут Эдифисиу КОПАН…
Иду по улице Паулиста. «В начале XX века, когда Бразилия диктовала мировые цены на кофе, к юго-западу от центра символом процветания возникла улица Паулиста. Здесь, на первой в городе асфальтированной и строго спроектированной улице кофейные магнаты строили свои дворцы и виллы. Впрочем, сейчас от былого великолепия мало что сохранилось, по большей части его потеснили, а то и подмяли под себя громады банковских небоскребов.» Так гласит путеводитель. На деле – все так и есть. Несколько двух-трехэтажных особняков в колониально-барочном стиле жмутся к железобетонным махинам. Вообще, такая тесная связь старого и нового характерна для большинства городов в Бразилии. Иной раз диву даешься – ну как при строительстве этого гиганта смог уцелеть такой одноэтажный крохотулечка. Или как его вообще не снесли – он же место занимает! Ан нет, есть, очевидно, какие-то правила в бразильском градостроительстве, которые не позволяют выкорчевывать старину в угоду современности. И рождаются от этого самые настоящие архитектурные химеры – вроде тех, которые можно найти на улице Паулиста.
А я уже вообще непонятно куда зашел – вокруг одни небоскребы – сверху, сбоку, и даже – снизу. Да-да – снизу. Город Сан-Паулу расположен на большом количестве холмов и горок. Многие из них срыли, но многие – остались. Вот только улицы здесь все прямые, ровные, а не горбатые, как можно было бы подумать. Все просто – если на пути улицы встречается яма, ложбина или овраг, улица не спускается в него, она перекидывает через него мост. И через следующий. И – через следующий. Иной раз улица пару километров может «парить» над землей. А что же ниже? А ниже – другая улица, чаще всего - перпендикулярная. Другой ярус. У ней – свои проблемы. Свои ямы, свои колдобины, свои мосты. А под ними и над ними – другие ярусы. Многоуровневый город. Трехмерный. Стоишь, к примеру, на одном мосту – по бокам небоскребы. Улица, как улица. Посмотришь вниз – там тоже улица. Тоже – дома. Пусть и не небоскребы, но этажей семь точно имеют. Посмотришь вверх, а над тобой – еще один мост-улица, и даже сваи фундаментов его небоскребов видны. Одно такое «чудо» я запомнил очень хорошо. Стоит себе дом такой широкий, граффити весь разрисован. Рядом – автобусная остановка, детишки играют в футбол. Только крыши у дома нет – вместо него… синагога (Rua da Graça, 160). Она на другом уровне стоит и тот дом ей как фундамент служит. Симбиоз домов. Очень эффектно (лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать – фото в уже упомянутом мной разделе).
Или вот еще чудесный архитектурный экземпляр – домик с внутренним двориком. Домик узкий, но тянется вверх. Двор-колодец. Зажат был домик между двумя другими, но один из них – снесли. Теперь «колодец» выставлен всем на обозрение. Получился такой дистрофик с раздвоением личности. А рядом – пара настоящих небоскребов, этажей в 40-50. Стеклом окон блестят. Колориту Сан-Паулу добавляют…
Ладно, хватит по непонятно каким улицам гулять, айда настоящие достопримечательности осматривать. Из них в Сан-Паулу предлагается следующее.
Площадь да-Се (станция метрополитена (да, в Сан-Паулу есть метро, только я в него так и не спустился – на земле было что посмотреть) «Praça da Sé»). На площади – большой собор. Костел среди стройных рядов пальм. Очень эффектное зрелище. Внутренне убранство же у меня особого восхищения не вызвало.
Лощина Аньягабау (станция метро «Anhangabaú»). Большая такая яма, по периметру вся заставленная небоскребами. В самой лощине – парк, фонтаны, скамейки. Над лощиной – Виадут-ду-Ша – «Чайный мост», чайного же цвета. Ажурные конструкции навевают ассоциации с Эйфелевой башней.
Муниципальный театр примостился между небоскребами над лощиной Аньягабау. Когда-то одно из самых красивых зданий города, теперь совсем не смотрится. Кажется маленьким и неуклюжим на фоне стремящегося ввысь железобетона со стеклопакетами. «Главная архитектурная особенность – богатая позолота внутреннего убранства» не была мной увидена, так как эта строчка из путеводителя не слишком меня заинтересовала.
Я пошел искать «первый в Латинской Америке небоскреб Эдифисиу Мартинелли». Нашел его по указанному адресу – улица Сан-Жуану (Avenida São João), дом 35 (второй адрес – Rua Libero Badaró, 504). Красивый дом, ничего не скажешь. Цвета варенной сгущенки, с некоторым неоклассическим декором. Очень похож на дома на Тверской улице стиля сталинского ампира. На Центральный телеграф, например. Только повыше. И тоже, как и Муниципальный театр, теряется на фоне более поздних построек.
Иду по улице Сан-Жуану. Очаровательная улица. Небоскреб-маленький дворец. Небоскреб-маленькая вилла. Небоскреб-небоскреб. Небо в этом искусственном каньоне видно, только если голову совсем запрокинуть. А на небе, кстати, тучи ходят хмуро. Дождь явно собирается. Но мы-то дождя не боимся и идем дальше. А напрасно у нас такая самоуверенность. Это не дождь начался, это водопад какой-то. Да здравствует тропический ливень! Первый в моей жизни! Ура! Вот еще и тропический град пошел. Величиной с горох. Судя по недоуменным лицам аборигенов такое явление природы видеть им приходится не часто. А мы и града не боимся! Ой! Ой! По темечку… По плечу… Нет, я все же по козырек этого гостеприимного банка забьюсь.
Минут двадцать – и ливень закончился. Опять - двадцать пять. Точнее – тридцать семь выше нуля. Но это – на солнце. В тени прохладнее – плюс тридцать два (январь – лето все-таки). Бреду дальше. Уже глаза слипаются (а что Вы хотели, я четырнадцать часов летел скрюченный – поспать нормально не мог, да еще разница во времени…). Че у нас там еще в путеводителе посетить рекомендуют? Музеи. Опять музеи. И снова – музеи. Не, все. Пойду кофе пить, пока не заснул. На крышу отеля «Хилтон». Оттуда путеводитель тоже сногсшибательный вид обещает. Пришел. Отель «Хилтон» закрыт на ремонт. Ну ничего - Эдифисиу Италиа рядом. Знакомый лифт, незнакомая лифтерша в бордовом (смена видно другая). Заветный 42-й этаж. Переговоры с метрдотелем о цели визита. Столик на террасе на крыше. Официант приносит меню. Вид вокруг явно включен в стоимость блюд. Ладно, я же кофе пришел попить. Официант, кофе. Официант! Офици-и-иант… Ушел. Ничего, подожду. Пофотографирую.
Не пришел официант. Ну тогда я пойду – нужен мне их кофе! Такси! В аэропорт Конгоньяс, пожалуйста. Полечу домой, в Рио.
Самолет взлетел сделал прощальный круг над Сан-Паулу. До свидания, Цитадель Бизнеса! До свидания, небоскребы! Вы мне понравились! Хорошее начало для хорошей поездки по Бразилии. Солнечное и яркое. Я еще вернусь (у меня будет два перелета над Сан-Паулу – один с посадкой, другой – нет).
А пока – самое время про историю города почитать. Чтобы не заснуть.
Вскоре после открытия Бразилии португальцами в нее хлынули миссионеры. Хлынули не только чтобы обращать язычников в христианство, но и чтобы поближе познакомиться с их сокровищами. А по пути они основывали города. Ну, не города – поселения. Причем точную дату основания этих поселений легко установить. По названию – оно давалось в честь святого, который был «закреплен» за этим днем. Сан-Паулу. Святой Павел. Именины 25 января. Значит, день основания Сан-Паулу – 25 января. Ну, а год уж, монахи-иезуиты записали – 1554. Город в 70 километрах от океана почти сразу стал крупным центром кофейных плантаций. А центром города являлась миссия иезуитов (на современной площади ду-Се), где сейчас находится музей с макетом города того времени.
Именно в Сан-Паулу в 1822 торжественно была провозглашена независимость Бразилии от прежней метрополии – Португалии. Провозгласил ее первый бразильский король – дон Педру I. А самую большую известность Сан-Паулу приобрел в начале XX века, когда здесь стали организовываться первые промышленные предприятия и сюда хлынул бесконечный поток безработных со всей страны. И не только страны – иммигранты хлынули из Европы, Ближнего Востока, и даже – из Японии. По сей день в Сан-Паулу самая большая колония японцев за пределами Родины – двести тысяч человек.
Первенство по части индустриализации город удерживает до сих пор – две трети промышленной продукции Бразилии выпускается в Большом Сан-Паулу. Одним из факторов процветания города, кстати, считается его удаленность от океана – паулистам (так называют местных жителей) просто негде нежится на песке (в отличии от кариокцев – жителей Рио-де-Жанейро) и они все время посвящают работе. И – строительству небоскребов, судя по всему…
P.S. Схему центра Сан-Паулу я разместил здесь.

Обсудить на форуме
На главную страницу






География посетителей