Манаус. Достопримечательности. «Встреча вод». |
Где находится: по реке Риу-Негру к юго-западу от центра города.
|
Где находится: в центре города, на площади Сан-Себастьяно (Largo de São Sebastião), тел. 622-18-80, осмотр с 9.00 до 16.00, позже - только если Вы на спектакль билет купите.
Почему это интересно: потому, что этот театр посреди амазонской сельвы по богатству и роскоши отделки может соперничать с лучшими театрами мира.
Хотя я лично испытал разочарование, увидев само здание знаменитого театра «Амазонас» (Teatro Amazonas) – стоит эдакая махина в несолидно-розовых тонах на огромном цоколе, так, что даже самого здания на нем не видно. Да еще большой сине-желтый купол от планетария к нему присобачили. Центральный фасад и вовсе словно сошел с упаковки шоколадки «Вдохновение» – ну вылитый портик Большого театра. Просто не здание, а торт-пирожное для большой, но дешевой свадьбы. При ближайшем рассмотрении, правда, фасад оказался не от Большого театра, но менее массивным от этого не стал. «Фи, – подумал я, - если все достоинство театра в его размерах и пропорциях, то – фи.» Взять хотя бы Муниципальные театры в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро – они и то поизящнее будут. Хотя и теряются на фоне окружающих небоскребов. «Амазонас» не теряется, он возвышается над городом, но это лишь подчеркивает его нелепую громоздкость.
А пока мы не зашли внутрь, я проясню, что же это за достопримечательность такая знаменитая. Если Вы читали мое описание в разделе «Манаус/Самое главное/Главный город Амазонии», то наверняка помните о каучуковой лихорадке, принесший сюда баснословные деньги. И вот одним из немногих свидетельств тех прекрасных для Манауса времен и является театр «Амазонас». Строительство его началось в 1884 году с подобающим для нуворишей размахом: итальянский мрамор и венецианское стекло, французская мебель и бронза, шотландская металлическая арматура, зрительный зал на 1200 посадочных мест.
Наконец, театр среди джунглей (Манаус был тогда значительно меньше по размерам и в его скверах спокойно чувствовали себя «много-много диких обезьян») в 1896 году распахнул свои двери. Войдем и мы в них, спустя 110 лет.
Купив в вестибюле билет на осмотр – желтенькую бумажку, похожую на кассовый чек (сколько он стоит, я не помню и врать не буду), ждем несколько минут, пока наберется наша группа. Трех человек оказывается достаточно и милая девушка-экскурсовод с черными глазками-бусинками начинает рассказ. Содержание рассказа вкратце повторяет то, что я Вам уже сообщил и после вводной части мы следуем ко входу в зрительный зал. Входим. Вах! Вот она – красота. Темно-красный бархат, деревянные кресла, роспись на потолках, мрамор и все прочее во всем своем великолепии. Ни следа гигантизма, лишь легкий намек на нескромную расточительность. Просто настоящий европейский театр – и все тут.
На сцене репетирует оркестр (по слухам в нем очень много белорусов) – готовится к вечернему спектаклю. Будут давать «Аиду». Ну что ж – «Аида» в джунглях куда уместнее «Ивана Сусанина». Хотя как посмотреть… Ладно, не будем отвлекаться, пошли балконы-ложи смотреть. Вах! Все та же красота, только колонны добавились. Не знаю, как Вам это описать – лучше сами на фотографии гляньте.
Мы же пойдем в другую залу. Зал для балов. Только тапочки музейные нацепить не забудем, чтобы натуральный столетний паркет не попортить. Входим. Большая комната вся в зеркалах. Отделка под стать отделке зрительного зала.
- Этот зал ни разу не использовался по своему прямому назначению, - объясняет нам девушка-экскурсовод. – Слишком не удобное пространство – слишком вытянутое, пары не могли здесь развернуться. Еще раз напоминаю, что фотографировать со вспышкой запрещено – яркий свет вреден росписям. Кстати – на стенах вы можете увидеть сцены из известных опер (я узнал лишь «Отелло»), а на потолке представлена аллегория…
Аллегория чего именно, я уже позабыл, но сюжет помню – в облаках витает девушка с венками в руках, вокруг нее витают разные небесные создания, а снизу – крона дерева гевеи и подпись «Манаус, 1899». Росписи эти, безусловно, наивные, но – жизнерадостные и талантливые. Чувствуется, что буйство природы за окном передалось художнику.
Идем в коридор осматривать старинный комод. Да не комод это вовсе – гримерный столик конца XIX века. Современные от него недалеко ушли – их только электрофицировали, да лишний декор упразднили.
Следующим пунктом нашей экскурсии стала лестница. Чугунная, англицкого литья.
- По этой лестнице никто не ходил, - продолжает наша девушка. – Она слишком узкая – дамы в вечерних платьях на ней просто-напросто не помещались. А кавалеры без дам идти отказывались, тем более, что была большая вероятность подскользнуться на ее отшлифованных ступеньках.
Да – лестница ажурная, красивая. Но крутая и неудобная. Идем дальше, может быть что-нибудь действующее найдем.
- Этот зал посвящен истории театра. Вот на этом стенде можно посмотреть балетную пачку и пуанты начала XX века, в похожих танцевала на нашей сцене знаменитая русская балерина Анна Павлова. А вот парадный фрак манаусского плантатора – в таких фраках жители города ходили в театр. Вот стул – настоящий, того времени, остался после ремонта зрительного зала. На стене вы можете увидеть график, на котором указаны все важнейшие события в жизни театра «Амазонас» и кто в каком году здесь выступал.
Я внимательно изучил диаграмму, но никого знакомого, кроме Анны Павловой, Сары Бернар и Энрико Карузо не нашел. Не страшно.
- Сейчас, уже на протяжении нескольких лет, в театре восстановлена традиция ежегодных оперных фестивалей. Кстати, сегодня у нас дают «Аиду» – приходите. На этом наша экскурсия окончена, большое спасибо за то, что нашли время посетить нас. Буклеты и компакт-диски вы можете приобрести на входе, рядом с буфетом.
В буфете за прилавком сидела девочка лет восьми и строго смотрела на двоих посетителей. Ее старшая сестра (лет одиннадцати) аккуратно раскладывала на стойке-витрине буклетики и календарики. Вошла их мама. Она была беременна. Житейская пастораль провинциального театра, выступать на сцене которого еще сто лет назад мечтали многие артисты – бешенный успех и бешенный гонорар был обеспечен…
Обсудить на форуме
На главную страницу
Эйфелевый рынок.
Где находится: в центре города, прямо у реки Риу-Негру, но парадный вход с улицы Rua dos Barés.
Почему это интересно: а где Вы еще увидите Эйфелевый рынок?
Официально это учреждение называется Муниципальный рынок (Mercado Municipal) и занимается тем, чем и должно заниматься – торговлей. Пройдя через парадный портал здания сразу попадаешь на огромную барахолку. Центральная часть рынка отведена для торговцев сувенирами – они ловко впаривают туристам втридорога индейские изделия, произведенные какой-нибудь артелью на окраине Манауса. Как обычно, большим успехом пользуются сушеные чучела пираний и чешуя пираруку. Простые туристы, прибывшие сюда с экскурсией дальше центрального зала и не заходят – им не особо интересно то, что продают на периферии этого здания. А продают там то, что продают обычно на рынках – есть секция с одеждой, есть – с крупами, есть – со специями. Есть фруктовый и рыбный отделы. Есть даже отдел индейской медицины – корешки и сушенные лягушки. Барахолка, она и есть – барахолка. Только цены здесь повыше, чем на других рынках города – центральный, все-таки.
А при чем же здесь Эйфель, спросите Вы? Ха! Вы забыли, что Манаус когда-то пускал роскошную пыль в глаза Старого Света? Собрались как-то видные городские жители во главе с Адольфо Лисбоа и решили – рынку быть! Подумали-подумали и заказали проект ни кому-нибудь, а самому Гюставу Эйфелю. Тот, правда, такими мелочами заниматься не стал, но и от высокооплачиваемого заказа не отказался – поручил делать проект своим подмастерьям. Ну, а чтобы пафос соответствовал Манаусу, было решено воспроизвести в джунглях знаменитый парижский рынок – Ле Халле (Les Halles). Ажурные железные конструкции были изготовлены в Париже и доставлены на место. Смонтированы. Рынок заработал. Но каучуковым баронам захотелось еще больше шика – и рынок оброс портиками и сложной системой небольших фасадов. А потом – все. Каучуковая лихорадка сменилась сонной болезнью…
Я всеми силами старался запечатлеть это произведение архитектуры, пускай и не самого Эйфеля, но носящее клеймо его мастерской. Повсюду торчали конструкции, очень напоминавшие об Эйфелевой башне – то кусок крыши вылезет, то парапет витиеватый, то стальная клепанная стена веранды местного кафе покажется. Но сфотографировать это НЕВОЗМОЖНО! Отдельные куски, заделанные фасадом, завешанные китайским кофточками и футболками, заваленные коробками из-под бананов и пива – негде приткнуться. Я честно обошел весь комплекса по периметру. И так, и сяк, и с набережной Риу-Негру (Avenida Lourenço da Silva Braga), и с боковых переулков пробовал – все бесполезно. Внутрь опять заглянул. Глаза видят, да зуб (точнее – объектив) – неймет. Стало понятно, почему фотографий этой манаусской достопримечательности нет ни в путеводителях, ни на открытках. Так что – уж не обессудьте.
Обсудить на форуме
На главную страницу
Городская архитектура.
Где находится: в основном – в центре города.
Почему это интересно: потому, что многие постройки в Манаусе весьма колоритны.
Я различил колорит двух типов. Первый – остатки былого процветания города. Про театр «Амазонас» и Эйфелевый рынок мы поговорили, еще могу предложить дворец Риу-Негру (Rio Negro Palace), служивший до 1917 года домом одному из каучуковых баронов. Сейчас в этом помпезном и разаляписто украшенном бело-желтом особняке расположился Культурный центр. Небезынтересно заглянуть и на площадь Сан-Себастьяно (Largo de São Sebastião), дабы увидеть не только возвышающийся над ней театр, но и весело раскрашенные небольшие домики в колониальном стиле, приспособленные сейчас под сувенирные лавки. Тут же можно найти и макет трамвайного вагона образца 1895 года в натуральную величину – памятник первой трамвайной линии в Латинской Америке. Еще одно здание на площади – церковь Святого Себастьяна. Ходят слухи, что у нее только одна башня потому, что вторая утонула вместе с везшим ее из Европы кораблем где-то в Атлантике.
Еще в Манаусе есть построенный англичанами в 1902 году на берегу Риу-Негру порт. Главная его изюминка – он удачно приспособлен к перепадам уровня воды в Амазонке – архитекторы придумали хитроумную систему подвесов и сочленений. Особую атмосферу порту придают грудящиеся у его причалов разноцветные кораблики-баркасы всевозможных видов и конструкций.
Наконец, часовая башня на площади Матриз. Часам, говорят, больше трехсот лет.
Все, ну почти все – остальные архитектурные реликвии либо находятся в полуразрушенном состоянии, либо перестроены до неузнаваемости.
И здесь самое время поговорить о втором типе архитектуры Манауса – современной. Весь центр города буквально наводнен магазинами и магазинчиками, лавками и лавчонками, рынками и просто палатками. И все пестрит рекламой. Пестрит как в детском калейдоскопе – стоит пройти два шага, как казавшееся желто-оранжевым становится сине-зеленым, бывшее белое превращается в розовое, а красное перекрывается фиолетовым в крапинку. Еще через два шага крапинка превращается в горошек, а потом рассыпается звездочками. Придумывание пиктограмм и символов, похоже, является хобби хозяев магазинов – здесь огромная оранжевая ступня зазывает купить обувь, там кусок автомобиля возвышается над автомастерской, ну а уж рынок бананов не найти просто невозможно…
Полицейский на перекрестке стоит в металлической конструкции, которая очень напоминает ракеты на наших детских площадках, маленькие грузовички (преимущественно китайские) снуют по улицам, нагруженные тюками, словно верблюды. А то, что не поместилось в грузовички дотащат грузчики на маленьких тачках-тележках. И все это – среди налепленных друга на друга двух-трехэтажных домиков-коробок, некоторые из которых при ближайшем рассмотрении могут оказаться бывшим особняком конца XIX века. Короче говоря – типичный пестрый и шумный латиноамериканский колорит.
P.S. В городе есть несколько невысоких небоскребов, окраины сплошь заставлены небольшими частными домиками. При желании можно найти и кое-как сколоченные из досок фавелы.
Обсудить на форуме
На главную страницу
Вода.
Где находится: в сезон дождей – везде.
Почему это интересно: потому, что от нее никуда не денешься.
Вода окружает повсюду – течет под ногами, льется с неба и даже просто висит в воздухе. Да-да – влажность такая, что просушить что-либо невозможно. В гостиничном номере все белье влажное, вся одежда на Вас влажная, а то и мокрая насквозь после очередного тропического дождичка размером с наш ливень. Дожди, кстати, идут с завидной пунктуальностью – начинаются где-то часов в 16.00, заканчиваются – около 18.00. Правда, Солнце из-за туч уже почти не показывается. Земля впитывает выпавшую влагу, из земли ее впитывают корни растений и она по стволу доставляется к листьям. Листьям хорошо. Попили на ночь. Утром, с восходом Солнца, вода из листиков начинает испарятся. Все бы ничего, да листиков этих в лесу видимо-невидимо. Прямо на глазах над джунглями поднимается пар. Да и не пар уже это вовсе, а небольшие облачка. К 11.00 облачка растворяются в прогретом воздухе, но мы-то с Вами знаем, что если где-то что-то убудет, то в другом месте – обязательно прибудет. Прибывает - в грозовых облаках, которые с 14.00 начинают закрывать небо. Что случается около 16.00 Вы уже знаете. И так – каждый день, пока сезон дождей не кончится.
Теперь – о реках. Откуда же тогда берется вся та жидкость, что поднимает уровень рек на 10-15 метров? Разгадка – у истоков. В горах. Там летом начинают таять ледники и накопившийся за зиму снег. А его, на влажном экваторе, предостаточно выпадает. И вот ревущие грязные потоки устремляются на равнину Амазонии. Смывают на своем пути все. Даже сам путь – русло рек стремительно меняется – там, где в прошлом году были отмели, теперь клокочущая пучина, а там, где раньше купаться можно было – сейчас в болоте завязнуть немудрено. Мелкие лесные ручейки превращаются в настоящие реки-притоки рек побольше, те – рек еще побольше, а те вливаются уже в саму Амазонку. Ну, и когда все более-менее утихомирится, Амазония становится самым большим в мире утопленником – там, где месяц назад олени и ягуары бродили, теперь рыбки плавают. Только кроны деревьев из воды торчат. Да и про дожди не забывайте… Вода-вода, кругом – вода.
Второе время года в Амазонии – великая сушь. Продолжается, как и сезон дождей, примерно полгода. Все высыхает, с неба – ни капли, реки мелеют. Но я лично пока этого еще не видел. А Вы?
P.S. Сезона дождей сильно бояться не надо. Если Вы не собираетесь устраивать экспедицию в малоизведанные районы в одиночку.
Обсудить на форуме
На главную страницу
Индейцы.
Где находится: настоящие – далеко от Манауса, «окультуренные» – прямо под боком.
Почему это интересно: потому что шоу «посмотри на индейца» включено практически во все турпрограммы.
Но поскольку обычный турист немощен и ленив, то показывают ему индейцев, живущих как можно ближе к Манаусу. Если таковых нет – их добывают путем переселения из родных деревень. Индейцы, в общем-то, не жалуются – у себя в деревне они были обычными охотниками и собирателями, а здесь – звезды настоящего этнографического шоу. Даже живые деньги иногда удается зарабатывать – то попугая или ленивца покажешь, то сам в национальном костюме (голым с фиговым листочком на известном месте) с туристами сфотографируешься. А наиболее предприимчивые даже гостиницы-бунгало для белолицых открывают – что бы слияние с аборигенами лучше проходило (например на большом острове на Амазонке, прямо у места «встречи вод»). Завтрак – включен в стоимость, причем такой, что многие городские отели позавидуют.
За дополнительную плату можно и на пираний с каноэ порыбачить, и в джунгли окрестные сходить. Танцы народные посмотреть, участие в обряде каком-нибудь торжественном (чаще всего только ради туристов и организуемом) посмотреть. Про сувениры производства местных артелей я уж и говорить не буду…
Народу (туристам) нравится. Артистам (индейцам) нравится. Взаимопроникновение культур.
А если серьезно, то немного поубавив снобизма и забыв о том, что тебе показывают уже изрядно «оцивилизованных» индейцев в специально построенных для поражения твоего воображения декорациях, можно вполне представить себе тяжелые будни реальных амазонских племен – и как они от наводнений спасаются, и как на обезьян охотятся, и как маниоку выращивают и еду из нее готовят, и как натуральный каучук из сока гевеи получают, и как пираний из реки вылавливают. Ведь показывают тебе все это люди, еще пару десятилетий назад сами так и жившие. И даже их дети, современные дети XXI века, копаются в лужах и приручают попугаев с тем же удовольствием, с которым это делали дети в этих местах и сто, и тысячу лет назад. Правда, современные ребятишки еще не забывают иногда и в школу заглядывать, одевшись при этом в китайские футболку и сандалики – ничего не поделаешь – глобализация.
А вот если Вы в душе все же настоящий исследователь, да еще любитель этнографии и антропологии, амазонские дебри и по сей день могут ни смотря ни на что подарить Вам настоящие открытия – говорят, и сегодня в сельве живут племена ни разу за всю свою историю не сталкивавшиеся с белым человеком! (Интересно, а что они думают о постоянно проносящихся над Амазонией самолетах?)
Так, кажется с современными индейцами мы разобрались, пора узнать немного об их истории.
Индейцами называют практически всех коренных обитателей обоих Америк, за исключением эскимосов и алеутов. Называют, кстати, ошибочно – Христофор Колумб, на радостях, что наконец доплыл до «Индии», так и назвал всех аборигенов в честь этой страны. Переименовывать их, когда узнали, что Америка далеко не Индия, в каких-нибудь «америкейцев» не стали.
На сегодняшний день по подсчетам на Земле живет около тридцати миллионов индейцев самых разных племен, говорящих на самых разных языках. Причем «дикие» индейцы сохранились лишь в Амазонии, где, кстати, до сих пор процветает матриархат.
Полагают, что предки всех индейцев переселились в Северную Америку 20, а то и 30, тысяч лет назад, из Северо-Восточной Азии через область Берингова пролива. На Аляске они не задержались и спустились до территории современных США, потом – до Мексики, потом перешли Панамский перешеек и в Южной Америке были остановлены джунглями самой большой реки в мире. Недолго думая, они состряпали лодки и переплыли на другую сторону, где их ждала огромная пустынная территория, которой они, разумеется, не побрезговали.
К началу европейской колонизации в Америке после ее открытия Колумбом большинство племен жили все той же первобытной жизнью, за исключением майя, ацтеков и инков, уже строивших большие города и захвативших практически всю Центральную Америку.
Впрочем, это не уберегло всех индейцев от безжалостного истребления конкистадорами, а те, кто выжил, вынуждены были принять христианство и стать слугами новых господ. Господа, порой, не брезговали и смешанными браками – так появилась смесь белых и индейцев – кабоклос (caboclos). Именно кабоклос сейчас, в основном, и населяют берега Амазонии. По внешнему виду эти люди очень похожи на настоящих индейцев, только выше их ростом и светлее кожей. Практически они все говорят на португальском языке, многие живут и работают в городах, в Манаусе, например. Некоторые устроились проводниками и гидами – развлекают туристов. Дальше можете читать все сначала.
Обсудить на форуме
На главную страницу
Пираньи.
Где находится: во всех реках бассейна Амазонки, да и в других пресных водах Южной Америки.
Почему это интересно: легендарные рыбы.
Вот, например, Джеймс Кэмерон, режиссер таких фильмов, как «Титаник», «Терминатор», «Правдивая ложь», тоже приложил руку к кровожадному имиджу этих рыб – его второй самостоятельный фильм назывался «Пираньи-2: нерест» (1981 год). Что уж говорить об обычных обывателях – страшные истории об оглоданных до костей животных до сих пор гуляют по миру. А зря… Легенды все это. Попробую развенчать их.
Начнем с того, что пираний этих самых свыше 50 видов – и больше половины из них обычные вегетарианцы. Точнее – фрукторианцы – питаются упавшими в воду плодами тропических растений. А поскольку плоды эти подчас весьма тверды, тут-то и пригождаются острейшие зубы и мощные бульдожьи челюсти.
Есть пираньи-фермеры – они питаются исключительно плавниками «подопечных» рыб. Те у них все равно за пару недель заново отрастают – вот и новая пища.
Но конечно не они всемирно знамениты. Всемирно знамениты их хищные сородичи. Особенно отличается пиранья обыкновенная, или как зовут ее индейцы – «краснобрюхая». Действительно, стаи этих не самых больших, почти круглых, рыб (до полуметра в длину) могут за считанные минуты разорвать любое попавшее в воду животное. Но такая активность направлена только на раненных – лишь кровь и плеск воды возбуждает пираний до предела. А так они охотятся за небольшими рыбешками, составляющими основу их рациона. На людей же они вообще редко нападают – что они, самоубийцы, что ли? Индейцы совсем не боятся купаться в водах, буквально кишащих этими тварями. Даже дети с удовольствием плескаются у них под носом. Правда, кабоклос очень расстраиваются, когда вынимают сети – вместо рыбы в них зачастую болтаются лишь обглоданные пираньями ошметки. Да и сами сети, в том числе прочные капроновые, словно ножницами пострижены. А вот единственная рыба, которая по-настоящему может испугать аборигена – это маленький скользкий беззубый, да еще полуслепой, сомик - кадиру. Уж очень он любит жить в тепле. В тепле тела – вползает, пардон, в задний проход, и людей, и животных. И тут же окапывается – он словно шишка – туда можно затолкнуть, а обратно – только с помощью хирурга…
Ну да ладно, вернемся к пираньям.
Я-то думал, что в Амазонке их днем с огнем не сыщешь – как у нас медведя в лесу, ан нет! Стоило закинуть удочку с куском мяса в качестве наживки и полчасика побить ее концом по воде (имитация звука упавшего в воду животного – у пираний, в отличии от других рыб – превосходный слух) – как на тебе – настоящая пиранья. Белая. Правда – малек. И правда – не у меня, а у соседа. И потом – у соседа, но уже взрослая. Главное ее поймав, сразу взять правильно – как показано на фотографии, чтобы пальцев не лишиться. А индейцы ее вообще в руки берут только после того, как мачете оглушат. Мы не индейцы, лицензии на ловлю пираний у нас тоже нет – приходится отпускать добычу на волю, иначе – штраф за браконьерство.
Не расстраивайтесь - вместо живой рыбы в качестве сувенира из Амазонии Вы можете увезти сушенную и кое-как покрытую лаком пиранью, в таком виде очень напоминающую воблу. Но более интересно приобрести индейскую маску, рот которой непременно обрамляют маленькие челюсти с очень острыми зубами. Зубами, которые и положили начало кровавым легендам.
P.S. Кстати, о зубах – я попробовал в индейской деревне жаренную пиранью своими собственными. Вкусно, только очень много костей…
P.P.S. А вот еще одна легенда – говорят, что пираньи не различают черный цвет. Поэтому и не нападают на рыб с черной чешуей. На всякий случай советую, если Вы будете заниматься дайвингом в Амазонии – наденьте костюм именно черного цвета. А то вдруг – легенды – вовсе не легенды…
Обсудить на форуме
На главную страницу
Прочая живность.
Где находится: в джунглях.
Почему это интересно: экзотика.
Действительно, где Вы еще увидите попугаев ара, обезьян уакари, муравьев-листорезов, пираний, наконец? В зоопарке? Да – в клетках. В Манаусе? Да – в клетках. А Вы что думали, они тут по улицам города, как у нас в Москве медведи, ходят? Ха! Да и когда Вы последний раз в Москве медведя-то видели? Их и в лесу-то не часто (тьфу-тьфу) встретишь. В Амазонии с этим (не с медведями, конечно, но с другими животными) – проще. Вышел на опушку – тут тебе игуана из лесу глазки строит, закинул удочку – пиранья с удовольствием на крючок примостится…
Впрочем, про пираний этих мы уже поговорили, перейдем к другим обитателям.
Поскольку в тропиках такое огромное богатство растительного и животного мира, что до сих пор и 10% видов не открыто, а то, что открыто по разнообразию превышает все виды живности в Европе, скажем, то я даже и не рискну описывать всю флору и фауну подробно. Остановлюсь только на том, что увидел и пощупал сам (Вы тоже можете все нижеописываемое увидеть на прилагаемых фотографиях). Начну по порядку.
Первым меня в джунглях встретил попугай ара. Красивый. Большой. Красный. Гордый. Сидел, он, правда, не совсем в джунглях – в беседке отельной. Это была его вотчина. Его и его желто-голубой подруги (семьи ара образуют раз и на всю долголетнюю жизнь). Они весьма рьяно защищали свою территорию. Наверное они тут жили еще за много десятилетий до того, как отель этот построили. И считали людей обычными оккупантами. А люди считали их забавными игрушками и подкармливали едой из ресторана. Фотографировать попугаев в отеле я не стал – эка невидаль! А вот когда встретил их уже в диких амазонских джунглях в километре от отеля – стал. Они охотно позировали – к людям уже давно привыкли. Особенно им нравилось открывать свой большой клюв и показывать черный, словно кожаный, язычок. Вообще, дикие ара обитают только в Южной Америке, а вот прирученные – везде. Уж очень они красивы и умны. Легко учатся «говорить» по-человечьи. Короче – чудо, а не птицы!
Следующее чудо - Виктория Амазонская (она же – Виктория Регия). Самая большая кувшинка в мире. Цветок величиной до сорока сантиметров вырастает. Листья диаметром до двух метров. Выдерживают человека весом до 50 кг. Как и ара – эндемик Южной Америки. Как и ара – культивируется по всему миру, только не в зоопарках, а в ботанических садах (в том числе – и в московском). Я как увидел ее – сразу вспомнил ботанику. В пятом классе мы проходили, что есть такое водное растение, что края у его листьев загнуты, чтобы вода не заливала, что если оно где поселиться, то вытеснит все из округи… И вот я стою у маленького болотца, сплошь покрытого исключительно листьями этой кувшинки. И все листья, как и положено, с загнутыми вверх краями. Пробовать пройтись по ним я не решился (я, мягко говоря, вешу не совсем 50 кг), зато понаблюдал за прогуливающейся по ним птичкой, смахивающей на кулика. Только вот пальцы ног у нее были уж совсем непропорционально большие. Маленькая птичка на длинных ногах с длиннющими пальцами. Забавно.
Недалеко от зарослей кувшинок я познакомился с ленивцем. Звали его Тедди и он жил в индейской семье. Это, кстати, уникальная вещь – трехпалые ленивцы, в отличии от своих двупалых родственников в неволе поголовно гибнут. Может быть от лени? Тедди же в качестве трудовой повинности был вынужден фотографироваться с туристами. Было жарко и фотографироваться он явно не хотел. Хотел ленится. Спать хотел – он днем спать привык. Но зато я теперь точно знаю, что название свое этот, довольно, кстати, крупный зверек, получил зря. Более вертлявого существа я не видел (его шея может поворачиваться аж на 270 градусов (!) – чтобы листья вокруг головы ощипывать, самому при этом не двигаясь). Ну просто невозможно навести фокус! Навел, а Тедди уже мордочку свою отвернул. Заходишь с другой стороны, а он уже опять развернулся. Прыгал, я короче, прыгал, да и ушел почти ни с чем. Зато на руках его подержал – очень мягкий и нежный. Не очень тяжелый – килограмма три. Только вот когти на всех пальцах (а их у Тедди было по три на каждую лапу) внушают большое уважение – сантиметров семь, не меньше. Как тут не вспомнить знаменитого гигантского ленивца размером со слона, еще несколько тысяч лет назад обитавшего в Южной Америке.
Что еще? Шерсть у Тедди была не зеленая – водорослей он, в отличии от своих собратьев, не выращивал – не зачем ему в деревне под листики маскироваться. Лазают по деревьям ленивцы просто великолепно. Плавают, кстати, тоже – никуда не денешься во время половодья. Только техника у них довольна забавна… Короче, не ленивые они эти ленивцы, а экономные – не любят попусту энергию тратить – поэтому их в джунглях в десять раз больше, чем шустрых обезьян.
Домик Тедди был по соседству с большим деревом. Гевеей. Гевея Бразильская дает сок. Он тягучий. Словно резина. Это – натуральный каучук. Вся кора дерева была в диагональных засечках - видно тут принято на глазах у туристов сок получать. Получили и на моих глазах. Резина и есть. Только серы немного добавить и нагреть. Чего только Природа не понапридумывает!
Вот, кстати, еще один пример под ногами. Муравьи-листорезы. Муравьи-фермеры. Найдут разведчики какую-нибудь акацию и все давай ее дружно ощипывать. Дровосеки листья подрезают и разрезают на кусочки, носильщики кусочки в муравейник тащат, кладовщики их там принимают и в цех обработки передают. А там тысячи челюстей все это в большой салат перемалывают. Вы думаете муравьи этот салат едят? Не-а. Специалисты-химики его ферментами обрабатывают и на удобрения пускают. Уж очень любят грибы эти удобрения. А муравьи любят грибы. Вот и собирают урожай самые маленькие муравьи – садовницы - круглый год. И с остальными делятся. Во как. По-научному это мирмекофилия называется. И такая высокая организация труда позволяет существовать еще одному чуду природы – царице муравьев-листорезов. В чем чудо? В продолжительности жизни – она до двадцати лет колонией руководить может. Кроме нее ни одно насекомое на Земле так долго не протягивает.
Если мы уж заговорили о насекомых… Два раза я видел проносящиеся мимо меня синие молнии. Бабочки. Стремительные и большие. Для бабочек просто огромные – с хорошее блюдце величиной. Это был кто-то из рода Морфид. Кто конкретно, я, естественно, разглядеть не успел. Зато как они буквально переливались под лучами Солнца (их крылья устроены как катафоты – чешуйки отражают свет во все стороны) - успел. Бразильские индейцы называют этих бабочек более образно: «частица неба, упавшая на землю». Для них сказочные синие бабочки - символ души, как у нас – лебеди и журавли. Если в племени кто-то умирает, на похоронах исполняется ритуальный танец, имитирующий полет морфид – помогают душе усопшего перелететь в лучший мир.
Еще одно животное, которое я тоже увидел мельком – амазонский речной дельфин. Пара их резвилась как раз на месте «встречи вод». В Амазонке водится два вида дельфина. Я видел «первобытного». Этот дельфин, в отличии от своих более эволюционировавших собратьев, умеет вертеть головой. Да и плавники у него еще не такие развитые. И форма тела не такая обтекаемая. А зачем ему обтекаемая? Он ведь в затопленных лесах предпочитает жить. Тут и вертлявая голова среди коряг ох как пригодится! А те, которых видел я, наверное тоже пришли на «встречу вод» поглазеть… Индейцы, кстати, считают их священными животными и даже платят дельфинам оброк в виде части выловленной сетями рыбы. А уж если кто нечаянно убьет дельфина, того соплеменники из деревни выгоняют – чтобы беды не навлечь.
Пока мы плескаемся в реке, самое время вспомнить о пираруку. Второе название этой самой большой в Южной Америке пресноводной рыбы – арапайма. Вырастает до четырех метров в длину, весит до 200 килограммов. Селедка, но – доисторическая, помнит еще динозавров. При этом она умеет дышать воздухом – вследствие низкого содержания кислорода в амазонской воде у рыбы появилось нечто вроде легких вокруг плавательного пузыря. Конечно, не древняя кистеперая рыба все-таки, но почти панцирная – чешуя такая, что ножом не разрежешь. Вот эту чешую-то (между прочим, одна чешуйка – четыре сантиметра) я и видел в индейской деревне. Кабоклос ее вместо для ухода за ногтями используют – и как ножницы, и как пилочку. Я себе тоже такой маникюрный набор прикупил. А саму пираруку я видел лишь в виде деревянных индейских поделок – все же символ Амазонки наравне с пираньями (впрочем, гораздо позже, в аквариуме Берлинского зоопарка, я увидел эту пираруку живьем и даже сделал несколько снимков, один из которых я Вам тут и предлагаю – на котором хоть как-то можно понять размеры этой громадины).
Следующим пунктом в моей исследовательской программе была охота на сидящего в клетке каймана (подробности Вы можете узнать в разделе «Манаус/Самое главное/Завтрак с попугаем»). Правда, то, что кайман сидит в клетке, особо не афишировалось.
Когда стемнело мы поплыли… Почему «когда стемнело»? Потому что днем кайманов увидеть очень тяжело – они просто мастера маскировки. А ночью? А ночью они расслабляются и если направить на воду луч света, то можно успеть разглядеть несколько красных точек - глаза кайманов. Одна точка – один кайман, ибо глаза у них находятся с разных сторон головы и увидеть сразу оба невозможно. Так вот, этих точек я насмотрелся с десяток, только все они быстренько исчезали под водой. Пришла пора развлечь меня не по-детски и гид пошел на «охоту». Побродив минут пять по берегу он вернулся с «трофеем» – молодым кайманом, ждавшим своего часа где-то в клетке. Но, как я уже говорил, не будем снобами, а будем юннатами. Итак. Кайманы принадлежат к семейству аллигаторов и распространены в пресных водоемах Центральной и Южной Америки. В пищу употребляют в основном рыбу (ее ведь только в Амазонке на любой вкус - более 2500 видов, почти половина всех пресноводных рыб в мире), хотя не брезгуют и птицами. А вот наиболее крупный – черный кайман, обитатель самой Амазонки, вырастающий до 5 метров в длину, любит полакомится чем-нибудь побольше, например мелким домашним и недомашним скотом, особенно в сезон дождей – на полузатопленных пастбищах.
«Мой» кайман был явно другого вида – маленький, но симпатичный. Тепленький. С нежной крокодиловой кожей. Именно из-за нее кайманы нещадно истребляются как браконьерами, так и официальными охотниками. Просто официальные охотники, если уж убьют животное, используют все его тело (например чучело для туристов набьют), а браконьеры только кожу с бедолаг сдирают, причем не заморачиваются – берут исключительно самую нежную и ценную – с живота. Так что жизнь у современных кайманов весьма сложная…
С такими грустными мыслями я и лег спать. А наутро был запланирован поход в джунгли. Его подробности Вы можете узнать все в том же разделе «Манаус/Самое главное/Завтрак с попугаем», а я расскажу о том, что делает джунгли джунглями. О лианах. Они свисают сверху, тянуться вдоль и поперек, образуют настоящие стены между стволами деревьев. Их разновидностей очень много – травянистые, одервеневшие, и совсем уже – деревья со стволами толщиной с молодую березку. Лианы – самые длинные наземные растения в мире – могут спокойно вымахивать до трехсот метров, а кое-кому удается и до километра вытянутся. Все дело в том, что они экономят на необходимой всем растениями вертикальной опоре – просто используют для этой цели готовые стволы окружающих деревьев. Недаром слово «лиана» пошло от французского «lier» - «связывать». Они и связывают лес воедино, образуя непролазные джунгли. Непролазные для человека, а вот для остальных животных – наоборот. Лианы им в качестве улиц между деревьями-небоскребами служат. Скоростными магистралями и небольшими переулками. По ним и насекомые шастают, и змеи ползают, и птицы перебегают, и ленивцы на них вверх ногами дремлют, и уж конечно обезьяны их не забывают.
Вот про обезьян я Вам сейчас и расскажу. В Бразилии, как Вы помните, «много-много диких обезьян». Так, во всяком случае, утверждала лже-тетушка Чарли. И не ошибалась – в Амазонии их, например, водится видимо-невидимо. Точнее – невидимо. Только охотящиеся на них аборигены могут различить хвост или туловище обезьяны высоко в кронах деревьев. А для остальных творящееся там – загадка. Лишь книги и документальные фильмы могут ее приоткрыть. И еще – зоопарки. Я в зоопарк не пошел, а пошел в небольшой питомник обезьян недалеко от моего отеля. Питомник расположился прямо в джунглях и, полагаю, был организован исключительно с целью увеселения таких же как и я туристов. Обитателей в нем было немного – десятка два обезьян нескольких видов. Самым знаменитым из них был самец лысого уакари – символ Амазонии. Это небольшая, но очень резвая, шумная и крикливая обезьяна. Свой маленький размер она пытается скрыть от хищников длинной белой шерстью – типа я большая и меня трогать опасно. А вот если ее постричь, то она окажется не больше кошки. Но не шерстью своей знамениты лысые уакари, а пунцово-красной мордочкой. Совершенно безволосой. С забавной мимикой. Из-за этой мордочки аборигены ее даже называли «английской обезьяной» - уж очень она напоминает лицо английского моряка, изрядно поднабравшегося джином (очевидно, с истинно английскими джентльменами аборигены знакомы не были). Ученые полагают, что красный цвет мордочки – признак половозрелости и здоровья самца. Чем он красномордее, тем привлекательнее для самочек (их мордочки, кстати, белые и даже шерстью слегка покрыты). Вероятно, так они отличают больных желтой лихорадкой (при ней самцы становятся оранжевыми или даже желтыми) от здоровых и сильных. Их-то самочки и выбирают для продолжения рода. Да, а символом Амазонии лысые уакари стали не случайно – они почти единственные обезьяны, которые не уходят из затопленного во время сезона дождей леса, а наоборот, получают удовольствие от жизни на верхушках деревьев прямо над водой.
Пока я разглядывал, как самец лысого уакари прыгает по клеткам и пытается доказать свое превосходство всем остальным обитателям питомника, на ветке дерева около меня что-то зашелестело. Я увидел сразу несколько симпатичных симпатичных беличьих обезьянок – совсем маленьких юрких зверьков. Они таращили глазки, подбегали друг к другу, словно шептались – «кто это к нам пришел?». Видно было, как в них боролись любопытство и страх. Любопытство в результате победило и они на радость туристам буквально рассыпались по всем веткам вокруг. Но – неосторожный жест, и обезьянки, как по команде, мгновенно упрыгали в листву.
Отойдя от этого «нападения», я продолжил планомерное изучение представителей приматов, сидящих в клетке, благо самец уакари был занят более важными делами, чем прыгать по решетке – фотографировался за орешки на плечах туристов. В клетке сидело нечто. Нечто черное и мохнатое. Увидев мой интерес, оно встало. Это оказалась знаменитая паукообразная обезьяна – самая крупная в здешних местах. Чтобы продемонстрировать, что такое название ей дали неслучайно, она стала… ну даже не знаю как назвать этот способ передвижения. Для лазанья он слишком стремителен, для прыганья – слишком спокоен. Короче она ловко цеплялась за стеку одной из пяти своих конечностей (пятая – это хвост, который совершенно невозможно отличить от руки или ноги) и преодолевала разом расстояние метра в два. Черная, гибкая, с мелькающими рукми-ногами-хвостом, она была точь-в-точь, как большой паук. Голова у нее небольшая, с вполне смышлеными глазами, но тем не менее на обезьяну в привычном нам понимании она мало похожа – тощее тельце, длиннющий (в два раза длиннее туловища) хвост, четыре пальца на руках (пятый атрофирован), зато сильно развитый большой палец на ногах – для удобства подвешивания и раскачивания. Именно с помощью раскачивания, словно акробаты, эти паукообразные обезьяны и передвигаются большими стаями (до 100 особей) по кронам деревьев. Обезьяны эти, кстати, излюбленное кушанье индейцев.
Но в питомнике их никто не ест, а наоборот – кормят. Удар гонга оповестил о начале обезьянего обеда. С крон спустились давно привлекшие мое внимание шерстистые обезьяны. Какие лапочки! Просто плюшевые! Чистенькие, коричневенькие, забавные, неторопливые – ну настоящие мягкие игрушки. К тому же – самые воспитанные среди всех собравшихся. И глаза у них самые умные. Красавицы, одним словом. От таких обезьян даже не стыдно и произойти…
За сим я заканчиваю свой амазонский дневник, поскольку больше ни с чем занимательным я вплотную не столкнулся. В заключении - один секрет, рассказанный мне местным натуралистом. Если Вы хотите увидеть огромную анаконду или удава боа, большого ягуара, стадо тапиров, самого крупного на земле грызуна – капибару, лесных оленей и вообще что-нибудь большое – Вам надо углубиться в джунгли севернее Амазонки. А вот если Вы любитель более мелкой живности (пекари, морских свинок, оцелотов и пр. «масштабных моделей») – Вам южнее. По Амазонке проходит граница, разделяющая фауну этого региона на больших и маленьких. Так уж исторически сложилось, хотя, естественно, бывают и исключения.
P.S. Красотой своей Амазония вполне заслужила бережное к себе отношение – на ее территории множество охраняемых национальных парков, заповедников и просто красивых ландшафтов. Центрально-Амазонский комплекс заповедников даже внесен в 2000 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
P.P.S. Ну, а про остальных обитателей одного из самых жизнеразнообразных регионов Земли я расскажу в другой раз, когда еще с кем-нибудь познакомлюсь. Может быть Вы меня опередите? С удовольствием почитаю…
Обсудить на форуме
На главную страницу