Касабланка. Транспорт.



  Как попасть в страну.
Аэропорт Мухаммеда V - крупнейший в этой части Африки

Международный аэропорт Мухаммеда V.
Сравнительно небольшой по европейским меркам, этот аэропорт считается самым большим в этой части Африки, и уж конечно – в Марокко.
Впрочем, его эдакая провинциальность, не вызывает раздражения – нет больших толп прилетающих-улетающих, все спокойно, даже – сонно.
Но, все – по порядку. Итак, Вы – прилетаете. Налюбовавшись вдоволь из окна Атлантическим океаном, Вы замечаете на горизонте полоску берега. Красивый подлет, красивый океанский прибой, красивый белый город – все это, очевидно, Вам запомнится. «Коробочка» над серой африканской землей – и Вы на ней. Приятно, что лайнер подруливает прямо к терминалу и не надо выходить на улицу, кучковаться в автобусе.
Заполнив иммиграционные карточки (или любезно розданные стюардессами в самолете, или найденные прямо в аэропорту на специальных стойках), смело вставайте в очередь на паспортный контроль. После оного рекомендую сразу приобрести национальную валюту – дирамы в одном из отделений банков в аэропорту. Курс по всей стране – единый, официальный, и отличается в разных банках в шестом знаке после запятой. Для справки – 1 дирам – это 90 центов или 3 рубля.
Дальше – веселей. «Такси? Такси?» – вопиют зазывалы. Ну, да – что – 30 километров до города пешком шагать что-ли? Дав монетку зазывале, усаживающему Вас в такси (весьма старый разваливающийся белый «Мерседес»), Вы мчитесь в Касабланку.
Примчавшись, с удивлением узнаете, что с Вас требуют 350 дирам. Спрашивая водилу: «А у Вас, случайно, в Шереметьево брат таксистом не работает?» - протягиваете ему 100 дирам. Предельное недоумение, истошные крики, брань и требования обратиться в полицию, продолжающиеся в течении 10 минут, готовят Вас к общению с туземцами. Подойдя на рецепшн отеля и узнав, что официально трансфер до аэропорта стоит 250 дирам, протягиваете их таксисту. Он успокаивается и исчезает с помощью охранников отеля. Ваша поездка из аэропорта закончена.
Теперь – обратная ситуация. Вы улетаете. Доехав за полчаса до аэропорта, смело регистрируйтесь на рейс, меняйте обратно неистраченные дирамы (оставьте – мелочь – на кофе и воду), заполняйте анкету выезжающего, проходите несложный паспортный контроль и – в международную зону. Длинный узкий коридор с несколькими магазанчиками по бокам. Дорогущее кафе в торце. Делать особо нечего. Можно пройти в накопитель и с тем же успехом проводить время там. Прощай, Касабланка!
P.S. Чистая информация – прямых рейсов из России в Касабланку нет. Нет и чартеров. Варианты прилета – или регулярным рейсом Эйр Франс до Парижа (есть еще, кажется, KLM через Амстердам и AlItalia через Рим), а оттуда – в Касабланку (несколько рейсов в день), или – чартером до Агадира, а оттуда местным авиарейсом Роял Эйр Марокко до Касабланки (аэропорт Анфа). Чартеры – фу!
P.P.S. И еще немного подробностей. Круглосуточная справочная аэропорта – тел. 33-99-16. Электрички с вокзалов города ходят несколько раз в день (с 8.00 до 21.35) за 25 дирам и полчаса в пути (тел. 33-92-90). Поездка на гран такси – 150-250 дирам, как договоритесь.
P.P.P.S. В самолете мне запомнился вкладыш в виде визитной карточки в коробочку с обедом: «Компания Эйр Франс гарантирует, что в обед не входит ни коим образом свинина». Да и к отказу пассажиров от приема пищи стюардессы относились с пониманием. Рамадан он и в небе – рамадан.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Передвижение по стране.
Центральный железнодорожный вокзал Касабланки

Железная дорога.
В Касабланке два больших вокзала – Центральный на площади Сиди Мохамеда (Pl. Sidi Mohamed), и – в порту (bd. Houphouёt Boigny), недалеко от площади Объединенных наций, и несколько крупных станций, также называемых вокзалами. Поезда делятся на пригородные электрички - до аэропорта (около 30 минут), до Рабата (около 50 минут) и пр., и на междугородние поезда. Электрички – цвета морской волны, поезда – оранжево-красного цвета. И те, и другие любят опаздывать. Вся информация – на арабском и французском языках, весьма доходчива.
Ориентировочные цены на билеты 2-го класса (на обычный или скорый поезд): до Рабата 19-24 Dh, до Марракеша 53-67 Dh, до Феса 69-87 Dh, до Танжера 82-103 Dh. Расписание – на официальном сайте марокканских железных дорог www.oncf.ma.
Впрочем, ввиду медлительности марокканских поездов, пользоваться ими я не стал, предпочтя такси.
Такси.
Цены на поездку в тот или иной город зависят только от Вашего желания попасть туда и от желания попасть именно за ту цену, которую Вы считаете приемлемой. Ориентируйтесь на 300-500 дирам за 100 км. Так, например, такси до Рабата (90 км) обойдется Вам в 300-500 дирам и займет соответственно от часа до 40 минут, поездка на день в Марракеш (чуть больше 200 км) будет стоить 100-150-200$, в зависимости от программы, причем за 200$ Вы можете рассчитывать не на какую-нибудь колымагу, а на вполне комфортабельный (но все же – поношенный), «Мерседес», перемещающийся со скоростью до 120 км/ч, если на узких дорогах не выстраивается очередь за трактором или тихоходным грузовиком (что бывает). Кстати, официальная стоимость поездки в Марракеш (в одну сторону) на неподержанной европейской машине с кондиционером в транспортных агентствах Касабланки – 2600-2700 динар (около 300$).
Если вспомнить о такси, то добавлю, что поездка в Фес через Мекнес и Волюбилис (300 км) будет стоить 200-250-300$.
Самолет.
Во все крупные города Марокко Вы сможете добраться и с помощью местных авиарейсов компании «Роял Эйр Марокко». Скорее всего из аэропорта «Анфа» (тел. 022 90-39-56) прямо в Касабланке, или из аэропорта Мухаммеда V.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Передвижение по городу.

Начну издалека…
Общественный транспорт в Касабланке – это большие бело-зеленые прямоугольники на колесах - «Медина бус». Встречаются редко, состояние – плачевное, как и лица пассажиров в них. Маршрутов много, но разбираться во всей этой системе я не захотел…
Не захотел – и прогуливался пешком (ну, на мой взгляд – это вполне удобно для изучения города). Правда и в этом способе передвижения оказались свои подводные камни (см. раздел «Марокко/Касабланка/Неприятности»)…
И, наконец, главный вид транспорта в Касабланке, да и во всех других городах Марокко – такси. И везде они делятся на большие (гран) и маленькие (пети). Большие – это неизменно белые «Мерседесы» двадцатипяти-тридцатилетней давности выпуска.
Колеса держаться на честном слове, кресла протерты до дыр, руля нет… Зато – большие машины. В отличии от маленьких (пети) «Фиатов», «Пежо» и «Рено». Очень маленьких. В разных городах страны они разного цвета. В Рабате - голубые, в Мекнесе - салатовые, в Марракеше – серо-желтые, в Фесе и Касабланке – красные. С неизменной желтой табличкой на крыше. С неизменным пыльным покрывалом на передней панели. Висюльки на зеркале заднего вида могут меняться в зависимости от характера хозяина. Чаще всего – это четки, бусы с рукой Фатимы и пр. Счетчики – тоже разные, но одинаково ловко жонглирующие цифрами. Посадка в пети такси – 1,40 дирам. Дальше – все согласно написанному на арабском языке и выставленному на приборную панель тарифу.
Впрочем, если приглядеться, то на этой «иконке» можно найти и французские слова. Смысл их заключается в том, что если водитель включил счетчик – оплата по нему. Если не включил – как договоритесь. Не забудьте – после 20.00 – ночной тариф (плюс 50%). Кажется – все просто. Белые гран такси – для богачей (обслуживают отели, аэропорт Мухаммеда V, междугородние поездки, короче - места, куда красным соваться запрещено), красные пети такси – для местных жителей или экономных туристов.
Садись, и наслаждайся показаниями счетчика. Ага, как бы ни так!
Вы знаете Касабланку? У Вас есть карта? Вы хотите в определенное место? Вы хотите туда доехать быстро?
Тогда несколько примеров, призванных помочь Вам в общении с хитроумными и неумными таксистами.
Для начала - простой пример. Вам надо доехать от пляжа на бульваре Корниш до мечети Хасана II. Езды – 10 минут со скоростью 40 км/ч – быстрее в городе не ездят, дабы не сбить пешеходов, осликов, повозки с осликами, повозки с пешеходами, мопеды, повозки с мопедами и прочие подобные комбинации.
Вы сели, сказали «Моск Хасан Ду» и поехали. Дорога – одна. Прямая. Вдоль океана. Приехали. На счетчике 12 дирам. Дали таксисту 15 дирам (45 рублей). Оба счастливы.
Следующий пример, кажущийся простым. Вам надо доехать от пляжа на бульваре Корниш до входа в медину на площади Объединенных наций. Езды – 12 минут, дорога – все та же, вдоль океана, плюс один поворот в сторону площади. Сели. Сказали «Плайс Юнайтед нэйшнс» или «Медина». Поехали. Свернули. «Ну, наверное по другой дороге…» – думаете Вы. Свернули. Свернули-свернули-свернули. Постояли в пробке (счетчик тикает). Приехали. Прошло полчаса. На счетчике – 26 дирам. Дали без сдачи.
Объединим эти два примера и немного усложним. Вам надо доехать от мечети Хасана II до медины. Пешком – минут 10, но жарко. На такси – 3 минуты. Но – в какую сторону ловить? «А, какая разница!» - думаете Вы. Стоп! Это ужасная ошибка! Многие улицы в городе - с односторонним движением и таксисты ловко пользуются этим. Ежели Вы поймали такси в противоположном направлении из-за того, что Вам было лень перейти дорогу, уж будьте уверены, Вы сначала доедете до самого конца улицы (а не до первого светофора, как рассчитывали), повернете на другую улицу с односторонним движением, доедете до ее конца, повернете еще – и так по спирали будете приближаться к цели, на радость таксиста и его счетчика, которые полагают, что отличить одну улицу с белыми домами от другой с такими же домами Вы не в силах. А Вы и не в силах – они, действительно похожи. Время такой поездки ограничено только фантазией и совестью водителя. Стоимость – Вашей совестью.
Запутались в моих примерах? Значит, я хорошо передал ощущение от поездки на такси. Не запутались? Тогда – призовая игра.
Очень сложный пример. Вам надо доехать от пляжа до Некой выбранной Вами площади в Новой медине. Зачем? Опустим это. Смысл в том, что Вам нужна какая-то конкретная точка в Касабланке, не пользующаяся популярностью у туристов. Для начала – разминка. Вы находите эту точку на карте города, фиксируете ее в своей памяти и тормозите такси. Садитесь. «Некая плэйс» - говорите Вы шоферу, тыкая пальцем в карту. Шофер включает счетчик и трогается. «Некая плэйс, ОК?» – проверяете Вы, понял шофер, или нет. «А?» – удивленно смотрит он на Вас – «Медина?». «Нет, какая медина – «НЕКАЯ плейс!» – и тычите в карту. Он притормаживает. Берет в руки карту. Разглядывает непонятный ему рисунок из улиц и площадей. Открывает другой лист. С интересом смотрит на него. Возвращает Вам карту. Трогается. «Медина!» – удовлетворенно восклицает он, продолжая ехать не в ту сторону. «Какая, на хрен, медина! Она в семи километрах от Некой площади! НЕКОЯ ПЛЕЙС! НЕКОЯ! Авеню Хренасра!» - бросаете Вы ему подсказку из названия соседней улицы. «А, аль-синехренаср?!?» – понимающе вопрошает он – «ОК!». ОК. Вы расслабляетесь, будь, что будет. Вы подъезжаете к медине. Площадь Объединенных наций. Вам она на хренаср не сдалась. Таксист тормозит у одного из домов. «Синема аль Хе-Аср» - торжествующе показывает он на кинотеатр. Вы с ненавистью смотрите на кинотеатр, потом на него. Медленно разворачиваете карту. Тыкаете ему в то место, где Вы сели. Тыкаете в нужное Вам место. Проводите между ними линию. Тыкаете в площадь Объединенных наций в другой стороне. Проводите линию. Вопросительно смотрите на него. Он расстроено смотрит на Вас. «Но синема аль Хе-Арс?». «Но. Плайс Некая нир авеню Хренаср.»
Тут он, наконец, сосредотачивается и начинает вглядываться в карту. Вы с наслаждением вспоминаете, что дома, в Москве, у 90% водителей всегда под рукой есть карта города, и что они сами найдут удобный подъезд туда, куда Вам надо. А если не найдут, Вы можете поиграть в штурмана, подсказывая им маршрут. Вспомнив все это, Вы решаете показать и этому арабскому водиле, как надо ехать. Медленно ведете пальцем от медины до Некой площади. Повторяете этот трюк трижды. Водила, словно загипнотизированный то ли Вашими знаниями Касабланки, то ли медленными движениями Вашего пальца, то ли пестротой первый раз увиденной им карты города, впадает в транс и едет куда его глаза глядят, только не по показанному Вами маршруту. И попадает в гигантскую пробку (они далеко не редкость в Касабланке и по размерам вполне приближаются к московским). Выбравшись из пробки, он начинает просто кататься по улицам, ища нужную Вам. Изредка спрашивает у прохожих или коллег, куда ему еще лучше заехать. Жара. Вонючая машина. Вонючий араб. Все. Терпение лопается. «Стоп хир!» - требуете Вы. Он с готовностью останавливается, не понимая, почему Вам сие приключение не надоело раньше. На счетчике – 40 дирам. Прошло пятьдесят минут. Вы – рядом с пляжем, в паре километров от точки посадки. Даете 10 дирам и уходите. Водитель, может быть, и возражает, но помалкивает.
Вы ловите следующее такси…
Проехав однажды подобным образом, в следующий раз я решил контролировать маршрут с помощью спутниковой навигации (благо GPS-прибор был под рукой). Посмотрев, как таксист нарезает петли, словно заяц, я понял – они совершенно не понимают карт. Они их просто не видели в жизни. И названия, которые я им говорю – для них – пустой звук. Тогда я решил говорить им ориентиры. Твин-центр, например. Или - Технопарк. Дело пошло намного лучше. Но – не достаточно. Таксисты все равно регулярно проезжали нужный поворот, поворачивали в другую сторону или залезали в пробки и постоянно удивленно смотрели на меня. И тогда я вновь сменил тактику. Стал ездить на перекладных. Доеду по прямой до нужного перекрестка за пару минут и 3 дирама, выйду. Поймаю такси до следующего перекрестка в нужную сторону. И так за несколько минут доберусь до цели.
И, что самое главное, - не я один! Так используют такси (как гран, так и пети) и все местные жители. Едет, например, в нужную им сторону такси. Они в него садятся и следуют вместе с несколькими другими пассажирами до нужного поворота. Там выходят и смотрят – кто тут в их сторону движется?
Короче – такси в Марокко – это не просто такси. Это – общественный транспорт. Маршрутки такие. Набивается в них по пять-шесть человек в маленькие машины, по семь-восемь – в большие. И те, кто знает этот секрет – передвигаются по городу с завидной быстротой. С завидной иностранцам, пытающимся объяснить своему водителю, какая именно Некая площадь им нужна. Салаги! Мы, настоящие касабланкцы, знаем как и куда быстро и дешево доехать.
P.S. Если Вы слышите гудок за спиной – то в 90% случаев Вам сигналит пустое такси, проносящееся мимо. Вам достаточно подать любой знак водителю – и он притормозит. Иногда такие гудки, особенно в центре, бывают очень надоедливы. Но есть в Касабланке «мертвые зоны», где Вы такси днем с огнем не найдете. Можете пытаться ловить их и полчаса. Иногда – безуспешно. Впрочем, пойманное такси – это еще не есть успех (см. сначала).

Обсудить на форуме
На главную страницу





География посетителей