Касабланка. Транспорт.
Международный аэропорт Мухаммеда V.
|
Железная дорога.
|
Начну издалека…
Общественный транспорт в Касабланке – это большие бело-зеленые прямоугольники на колесах - «Медина бус». Встречаются редко, состояние – плачевное, как и лица пассажиров в них. Маршрутов много, но разбираться во всей этой системе я не захотел…
Не захотел – и прогуливался пешком (ну, на мой взгляд – это вполне удобно для изучения города). Правда и в этом способе передвижения оказались свои подводные камни (см. раздел «Марокко/Касабланка/Неприятности»)…
И, наконец, главный вид транспорта в Касабланке, да и во всех других городах Марокко – такси. И везде они делятся на большие (гран) и маленькие (пети). Большие – это неизменно белые «Мерседесы» двадцатипяти-тридцатилетней давности выпуска.
Колеса держаться на честном слове, кресла протерты до дыр, руля нет… Зато – большие машины. В отличии от маленьких (пети) «Фиатов», «Пежо» и «Рено». Очень маленьких. В разных городах страны они разного цвета. В Рабате - голубые, в Мекнесе - салатовые, в Марракеше – серо-желтые, в Фесе и Касабланке – красные. С неизменной желтой табличкой на крыше. С неизменным пыльным покрывалом на передней панели. Висюльки на зеркале заднего вида могут меняться в зависимости от характера хозяина. Чаще всего – это четки, бусы с рукой Фатимы и пр. Счетчики – тоже разные, но одинаково ловко жонглирующие цифрами. Посадка в пети такси – 1,40 дирам. Дальше – все согласно написанному на арабском языке и выставленному на приборную панель тарифу.
Впрочем, если приглядеться, то на этой «иконке» можно найти и французские слова. Смысл их заключается в том, что если водитель включил счетчик – оплата по нему. Если не включил – как договоритесь. Не забудьте – после 20.00 – ночной тариф (плюс 50%). Кажется – все просто. Белые гран такси – для богачей (обслуживают отели, аэропорт Мухаммеда V, междугородние поездки, короче - места, куда красным соваться запрещено), красные пети такси – для местных жителей или экономных туристов.
Садись, и наслаждайся показаниями счетчика. Ага, как бы ни так!
Вы знаете Касабланку? У Вас есть карта? Вы хотите в определенное место? Вы хотите туда доехать быстро?
Тогда несколько примеров, призванных помочь Вам в общении с хитроумными и неумными таксистами.
Для начала - простой пример. Вам надо доехать от пляжа на бульваре Корниш до мечети Хасана II. Езды – 10 минут со скоростью 40 км/ч – быстрее в городе не ездят, дабы не сбить пешеходов, осликов, повозки с осликами, повозки с пешеходами, мопеды, повозки с мопедами и прочие подобные комбинации.
Вы сели, сказали «Моск Хасан Ду» и поехали. Дорога – одна. Прямая. Вдоль океана. Приехали. На счетчике 12 дирам. Дали таксисту 15 дирам (45 рублей). Оба счастливы.
Следующий пример, кажущийся простым. Вам надо доехать от пляжа на бульваре Корниш до входа в медину на площади Объединенных наций. Езды – 12 минут, дорога – все та же, вдоль океана, плюс один поворот в сторону площади. Сели. Сказали «Плайс Юнайтед нэйшнс» или «Медина». Поехали. Свернули. «Ну, наверное по другой дороге…» – думаете Вы. Свернули. Свернули-свернули-свернули. Постояли в пробке (счетчик тикает). Приехали. Прошло полчаса. На счетчике – 26 дирам. Дали без сдачи.
Объединим эти два примера и немного усложним. Вам надо доехать от мечети Хасана II до медины. Пешком – минут 10, но жарко. На такси – 3 минуты. Но – в какую сторону ловить? «А, какая разница!» - думаете Вы. Стоп! Это ужасная ошибка! Многие улицы в городе - с односторонним движением и таксисты ловко пользуются этим. Ежели Вы поймали такси в противоположном направлении из-за того, что Вам было лень перейти дорогу, уж будьте уверены, Вы сначала доедете до самого конца улицы (а не до первого светофора, как рассчитывали), повернете на другую улицу с односторонним движением, доедете до ее конца, повернете еще – и так по спирали будете приближаться к цели, на радость таксиста и его счетчика, которые полагают, что отличить одну улицу с белыми домами от другой с такими же домами Вы не в силах. А Вы и не в силах – они, действительно похожи. Время такой поездки ограничено только фантазией и совестью водителя. Стоимость – Вашей совестью.
Запутались в моих примерах? Значит, я хорошо передал ощущение от поездки на такси. Не запутались? Тогда – призовая игра.
Очень сложный пример. Вам надо доехать от пляжа до Некой выбранной Вами площади в Новой медине. Зачем? Опустим это. Смысл в том, что Вам нужна какая-то конкретная точка в Касабланке, не пользующаяся популярностью у туристов. Для начала – разминка. Вы находите эту точку на карте города, фиксируете ее в своей памяти и тормозите такси. Садитесь. «Некая плэйс» - говорите Вы шоферу, тыкая пальцем в карту. Шофер включает счетчик и трогается. «Некая плэйс, ОК?» – проверяете Вы, понял шофер, или нет. «А?» – удивленно смотрит он на Вас – «Медина?». «Нет, какая медина – «НЕКАЯ плейс!» – и тычите в карту. Он притормаживает. Берет в руки карту. Разглядывает непонятный ему рисунок из улиц и площадей. Открывает другой лист. С интересом смотрит на него. Возвращает Вам карту. Трогается. «Медина!» – удовлетворенно восклицает он, продолжая ехать не в ту сторону. «Какая, на хрен, медина! Она в семи километрах от Некой площади! НЕКОЯ ПЛЕЙС! НЕКОЯ! Авеню Хренасра!» - бросаете Вы ему подсказку из названия соседней улицы. «А, аль-синехренаср?!?» – понимающе вопрошает он – «ОК!». ОК. Вы расслабляетесь, будь, что будет. Вы подъезжаете к медине. Площадь Объединенных наций. Вам она на хренаср не сдалась. Таксист тормозит у одного из домов. «Синема аль Хе-Аср» - торжествующе показывает он на кинотеатр. Вы с ненавистью смотрите на кинотеатр, потом на него. Медленно разворачиваете карту. Тыкаете ему в то место, где Вы сели. Тыкаете в нужное Вам место. Проводите между ними линию. Тыкаете в площадь Объединенных наций в другой стороне. Проводите линию. Вопросительно смотрите на него. Он расстроено смотрит на Вас. «Но синема аль Хе-Арс?». «Но. Плайс Некая нир авеню Хренаср.»
Тут он, наконец, сосредотачивается и начинает вглядываться в карту. Вы с наслаждением вспоминаете, что дома, в Москве, у 90% водителей всегда под рукой есть карта города, и что они сами найдут удобный подъезд туда, куда Вам надо. А если не найдут, Вы можете поиграть в штурмана, подсказывая им маршрут. Вспомнив все это, Вы решаете показать и этому арабскому водиле, как надо ехать. Медленно ведете пальцем от медины до Некой площади. Повторяете этот трюк трижды. Водила, словно загипнотизированный то ли Вашими знаниями Касабланки, то ли медленными движениями Вашего пальца, то ли пестротой первый раз увиденной им карты города, впадает в транс и едет куда его глаза глядят, только не по показанному Вами маршруту. И попадает в гигантскую пробку (они далеко не редкость в Касабланке и по размерам вполне приближаются к московским). Выбравшись из пробки, он начинает просто кататься по улицам, ища нужную Вам. Изредка спрашивает у прохожих или коллег, куда ему еще лучше заехать. Жара. Вонючая машина. Вонючий араб. Все. Терпение лопается. «Стоп хир!» - требуете Вы. Он с готовностью останавливается, не понимая, почему Вам сие приключение не надоело раньше. На счетчике – 40 дирам. Прошло пятьдесят минут. Вы – рядом с пляжем, в паре километров от точки посадки. Даете 10 дирам и уходите. Водитель, может быть, и возражает, но помалкивает.
Вы ловите следующее такси…
Проехав однажды подобным образом, в следующий раз я решил контролировать маршрут с помощью спутниковой навигации (благо GPS-прибор был под рукой). Посмотрев, как таксист нарезает петли, словно заяц, я понял – они совершенно не понимают карт. Они их просто не видели в жизни. И названия, которые я им говорю – для них – пустой звук. Тогда я решил говорить им ориентиры. Твин-центр, например. Или - Технопарк. Дело пошло намного лучше. Но – не достаточно. Таксисты все равно регулярно проезжали нужный поворот, поворачивали в другую сторону или залезали в пробки и постоянно удивленно смотрели на меня. И тогда я вновь сменил тактику. Стал ездить на перекладных. Доеду по прямой до нужного перекрестка за пару минут и 3 дирама, выйду. Поймаю такси до следующего перекрестка в нужную сторону. И так за несколько минут доберусь до цели.
И, что самое главное, - не я один! Так используют такси (как гран, так и пети) и все местные жители. Едет, например, в нужную им сторону такси. Они в него садятся и следуют вместе с несколькими другими пассажирами до нужного поворота. Там выходят и смотрят – кто тут в их сторону движется?
Короче – такси в Марокко – это не просто такси. Это – общественный транспорт. Маршрутки такие. Набивается в них по пять-шесть человек в маленькие машины, по семь-восемь – в большие. И те, кто знает этот секрет – передвигаются по городу с завидной быстротой. С завидной иностранцам, пытающимся объяснить своему водителю, какая именно Некая площадь им нужна. Салаги! Мы, настоящие касабланкцы, знаем как и куда быстро и дешево доехать.
P.S. Если Вы слышите гудок за спиной – то в 90% случаев Вам сигналит пустое такси, проносящееся мимо. Вам достаточно подать любой знак водителю – и он притормозит. Иногда такие гудки, особенно в центре, бывают очень надоедливы. Но есть в Касабланке «мертвые зоны», где Вы такси днем с огнем не найдете. Можете пытаться ловить их и полчаса. Иногда – безуспешно. Впрочем, пойманное такси – это еще не есть успех (см. сначала).
Обсудить на форуме
На главную страницу