Вентспилс. Самое главное.

Яндекс.Погода
Город-порт на Венте.

Вентспилский порт в 1988 году

В Вентспилсе я был в июле 1988 года. На однодневной экскурсии. Помню долгую пыльную дорогу на автобусе (по железной дороге от Риги и в наши дни до города добраться нельзя) от турбазы «Кандава», где я обитал. Первым делом нас привезли в порт. Экскурсовод гордо показывала на огромные башенные краны на фоне невысоких старинных складов, на десяток морских судов, на какой-то военные катер и вещала о том, что вентспилский порт – один из самых больших не только в Латвии, но и во всем Советском Союзе. Мне, признаться, все эти подробности были не особо интересны (быть может ввиду еще не зрелого возраста), хотелось просто побродить по городу. Но по городу нас не повели, а сразу отправили в этнографический музей на окраине Вентспилса. Вот там мне понравилось – все зелено, все залито солнцем... Очень хорошо помню большую ветряную мельницу – я подобное сооружение «в живую» видел первый раз в жизни. Ну, и конечно, совершенно неизгладимое впечатление на меня произвел небольшой, словно игрушечный, но совершенно настоящий паровозик. Стоял он по невысоким навесом, почти в полной темноте – грустный и одинокий. Мне очень захотелось его сфотографировать. Фотоаппарат у меня был, экспонометр – тоже. А вот штатива – не было. Поэтому те первые в моей жизни фотографии, снятые с ручной выдержкой, получились смазанные (а выдержку, кстати, я определил правильно). Еще я сфотографировал два вагончика, которые, очевидно, прицепляли к паровозику, а потом себя и маму на фоне мельницы… Смутно помню, как нас водили по каким-то другим постройкам, но что там было внутри – совершенно вылетело из головы.
В общем, к концу поездки, образ Вентспилса у меня сложился как очень светлого, солнечного, практически пустого (как посещенный музей) города, продуваемого приятным морским ветром, что, наверное, соответствует действительности…
Если говорить об истории Вентспилса, то следует упомянуть, что основан он был как замок в XIII веке (называют разные даты) рыцарями Ливонского ордена в месте впадения реки Вента в Балтийское море, что назывался он тогда «Виндава» («Виндау»), что статус города он получил в 1378 году, что в XIV-XVI веках входил в Ганзейский союз.
Во второй половине XIX века на Вентспилс пала манна небесная в виде решения российских властей превратить его порт в самый главный на Балтийском море, так как в отличии от остальных претендентов он не замерзал в зимнее время. В 1904 году с Москвой его связала прямая ветка железной дороги, в 1916 году была построена узкоколейка, связывающая прибрежные рыбацкие поселки (именно ее паровоз и стоит в музее, а время от времени даже бегает на радость туристам). В 1917 году, когда стремление Латвии к независимости уже обретало конкретные черты, город сменил немецкое «Виндава» на латышское «Вентспилс» - «замок на Венте».
В советское время это действительно был один из самых крупных балтийских портов (в наше время через него вывозится значительная часть российской нефти и каменного угля), в городе работали рыбоконсервный комбинат, деревообрабатывающий завод, вентиляторный завод и пр.
Хотя сам Вентспилс большим никогда не был, даже будучи центром Вентспилсского района Латвийской ССР, в 1991 году он насчитывал около 50 тысяч жителей, а сейчас это число упало до 44 тысяч…

Обсудить на форуме
На главную страницу






География посетителей