Венeция. Транспорт.



  Передвижение по городу.
Речные трамвайчики «вапоретто» с успехом заменяют в Венеции обычные автобусы

Вапоретто.

Редкий турист в Венеции не прокатится на вапоретто. Особенно по Большому Каналу. Дело даже не в том, что вапоретто заменяют в городе на воде привычные автобусы – не так уж и часто туристы в других городах ездят на автобусах. Нет, просто вапоррето (дословно – «паром»), это не менее романтичный вид транспорта, чем гондолы. Ну, во всяком случае – не менее экзотичный. Конечно, во многих городах мира курсируют разного рода «речные трамвайчики», паромы и прочие виды водного транспорта. Но, пожалуй, Венеция единственный в мире город, где водный транспорт – это монополия. Эксклюзив. Эдакий аттракцион. А, как известно, туристы падки до аттракционов, так что неудивительно, что именно туристы и являются основным пассажирами вапаретто. А городские власти зарабатывают на этом, как и на всем другом – билет на одну поездку на вапаретто стоит дорого. Так как же пользоваться венецианским вапаретто, что бы и до нужного места добраться, и удовольствие получить, и не разориться?
Начнем с последнего. Билет на одну поездку стоит 6,5 евро (привожу цены весны 2012 года). Впрочем, «на одну поездку» – не совсем верно – билет действителен в течении одного часа на любое количество поездок. Два таких билета – 13 евро соответственно. Три билета – 19,5 евро. А проездной билет на сутки – 18 евро. Улавливаете смысл этой арифметики? Есть еще проездные билеты на 12 часов (16 евро), 36 часов (23 евро), 2 суток (28 евро), 3 суток (33 евро) и недельные (50 евро). Так что вариантов много и у вас есть реальная возможность сэкономить, если вы знаете количество поездок, которое планируете совершить за определенное время. Есть еще одноразовый билет на переезд с одного берега Большого канала на другой и только на вапоретто маршрута №1 (стоит 3 евро). Для льготных категорий граждан существуют разного рода скидки. Подробности по тарифам Вы можете найти здесь.
Все билеты одинаковые – пластиковые карточки, которые надо подносить к специальному компостеру при входе на остановку (пардон – на причал). Покупают билеты, обычно, в специальных кассах (есть не на всех остановках, продавщицы в них очень любезны, подсказка с основными тарифами на виду, так что в крайнем случае можно просто показать пальцем, какой билет Вам нужен)) и автоматах (есть практически на каждой остановке). Если Вы не успели купить билет на берегу – ничего страшного – обратитесь к матросу на самом вапаретто и он продаст Вам билет на один час (стоит не дороже, чем в кассе). Хочу сразу сказать – за всё время моего пребывания в городе, я ни разу не встретил контролера, однако предупреждаю – штраф за безбилетный проезд не мал (50 евро).
Теперь давайте разберемся, зачем Вы собрались ехать на вапаретто. Если просто для удовольствия прокатится по Большому Каналу, то нет ничего проще – самый популярный маршрут – от площади Рима или вокзала до площади Сан-Марко. Единственный нюанс – садитесь обязательно на вапаретто маршрута №2, т.к. вапаретто 1-го маршрута ходят по Большому каналу со всеми остановками и это путешествие, скорее всего, утомит Вас не на шутку (40 минут против 30 плюс толпы народа). К сожалению, в обратную сторону маршрут №2 не ходит (вернее он идет другим путем), так что от Сан-Марко в сторону площади Рима можно добраться только на вапаретто №1. Так же обратите внимание, что некоторые рейсы вапаретто №2 заканчивает не у Сан-Марко, а у Риальто.
Что же касается более сложных перемещений по городу, то тут, как и в обычных городах, маршруты нужно подбирать в каждом конкретном случае, а для этого лучше ознакомиться со схемой маршрутов здесь (там же можно найти и актуальное расписание движения). Всего по Венеции проложено 25 дневных (и три ночных) маршрутов вапаретто компании ACTV - Azienda Consorzio Trasporti Venezia (включая три «подмаршрута» у линий 4, 5 и 14), некоторые из которых работают только в туристический сезон, и четыре маршрута компании AliLaguna (три из них соединяют Венецию и острова лагуны с аэропортом).
Теперь несколько нюансов. В больших городах автобусные остановки где-то на окраине, где автобусов немного, обычно одни на все проходящие маршруты, а на больших транспортных узлах, где автобусов много, остановочных павильонов может быть несколько, так что нужный еще требуется поискать. В Венеции всё тоже самое – есть и одиночные причалы, а есть целых причальные комплексы (самый большой – у Сан-Марко). Иной раз для каждого маршрута вапаретто существует отдельный причал, иногда от одного отходят по два-три маршрута, часто вапаретто, идущие в разные стороны, используют и разные причалы. Помочь разобраться во всем этом броуновском движении призваны две вещи – маркировка причалов (заглавными буквами A, B, C, D и т.п.) и информационные табло при входе на остановку, на которых высвечиваются все ближайшие рейсы и от какого именно причала они отходят. Посмотрели на схеме (она висит практически на каждой остановке), какой маршрут Вам нужен и до какой конечной остановки он идет, взглянули на табло, что ближайший рейс отходит с причала B, и пошли к нему. Разумеется, не забудьте купить билет и «прокомпостировать» его поднесением к электронному компостеру (валидатору), на котором должна загореться небольшая зеленая лампочка. Дальше тоже ничего сложного – проходите в остановочный павильон, ждите своего вапаретто (их номера и направление рейса указывается бегущей строкой на борту). Вапаретто подошел, люди из него вышли, можно заходить. Стоит отметить, что из-за большого количества желающих прокатится порой особого удовольствия от прогулки не получаешь. По этой же причине правилами проезда предписано снимать рюкзаки с плеч и держать их в руках. Пропустить нужную остановку Вам не дадут объявления по громкоговорителю и названия остановок, написанные на их павильонах.
Под конец немного истории. Свое начало общественный транспорт Венеции ведет с 1881 года, когда началось регулярное движение. Первоначально проектом владели французы, 8 пароходов были построены во Франции. В 1903 году венецианский муниципалитет создал свою компанию с 23 судами. К началу Второй Мировой войны количество вапаретто, снующих по венецианским каналам, перевалило за полсотни и их даже начали обвинять в разрушении города – волны, расходящиеся от идущих теплоходов, подмывали фундаменты зданий. Чтобы этого не происходило, в Германии заказали целое научное исследование, результатом которого стали новые, гасящие волны, корпуса теплоходов и особой формы лопасти их винтов, создающие гораздо меньшую волну. Во время войны, как и во многих странах, городской транспорт Венеции был реквизирован и приспособлен для военных нужд. После войны вапоретто находили в самых неожиданных местах, один из них обнаружили даже в далеком Марселе.
Во второй половине 1940-х годов началось восстановление городского транспорта, которое коснулось как самих вапаретто, так и их причалов. В 1978 году вновь произошла реорганизация и общественным транспортом Венеции стала управлять компания ACTV, делающая это до сих пор (с 1991 года как акционерное общество).
В наше время вапаретто компании ACTV (всего их 160) существуют трех видов, различающихся размерами и компоновкой палубы плюс небольшие вапаретто компании AliLaguna. Все они перевозят в год более 200 миллионов пассажиров. Перевезут и Вас, если Вы того захотите. Приятного путешествия (если Вы не страдаете от качки)!

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Передвижение по городу.
Гондолы в Венеции - транспорт только для туристов

Гондолы.

Вообще, конечно, про гондолы было бы уместнее писать в разделе «Достопримечательности», поскольку они – самый узнаваемый символ Венеции и никаким средством передвижения (за одним исключением) в наши дни уже не являются. Это чисто туристический аттракцион со всеми вытекающими последствиями. Ну да ладно, раз уж я начал тут…
Итак, Вы желаете прокатится на гондоле. Вопрос – где. Конечно, привлекательнее всего сделать это в центре – в районе площади Сан-Марко. Но так ли это? В принципе – так. За исключением того, что Вас всё время будут снимать. На фото и на видео. Везде, где Вы будете проплывать, Вас будут расценивать как движущуюся достопримечательность, не запечатлеть которую просто не возможно. Если Вы к этому относитесь спокойно и не тушуетесь под вспышками фотокамер, не чувствуете себя в подобной ситуации как находящиеся под пристальным вниманием зверюшки в зоопарке, то от прогулки получите некоторое удовольствие. Если же Вы хотите чего-то более романтического, уединенного, что, в принципе, и подразумевает прогулка на гондоле, то ищите эти лодки ближе к окраинам и насладитесь прогулкой по узким и недоступным туристам ущельям-каналам. А еще лучше совместите оба варианта – начните на окраине, а закончите вояж – в центре. Впрочем, это лишь мой совет…
Теперь о практической стороне дела. Где найти гондолу? О, с этим у Вас проблем не будет – гондольеры вездесущи (в местах наибольшего скопления у них есть даже отдельные причалы с вывеской «Gondola service») и их настойчивое приставание скороговоркой «гондола-гондола-гондола-гондола-гондола» (с непривычным для нашего уха ударением на первом слоге) - ни дать, ни взять напоминают приставания таксистов в московском аэропорту или на вокзале. Признаться, надоедают эти гондольеры, хорошо хоть за рукава не хватают, как зазывалы на арабских рынках. Итак, Вы выбрали подходящего гондольера. В большинстве случаев он катает туристов по двум отработанным маршрутам – получасовому и часовому. Но никто не мешает Вам показать на карте, куда Вы хотите прокатится. Если гондольер порядочный, то он не будет требовать за это дополнительную плату. А вот за то, что бы он спел что-нибудь романтическое – будет. И немало. Может быть поэтому в наши дни почти все гондольеры «немые». Ну что? Вроде всё. Приятного вояжа!
А я, тем временем, расскажу про гондолы как настоящее средство передвижения по городу. Вполне привычный для венецианцев вид общественного транспорта. Это «трагетто» - «паром». Гондолы-паромы, доставляющие желающих на противоположный берег Большого Канала. Подобная поездка обойдется Вам всего в полевро (цены весны 2012 года), но продлиться максимум пару минут. Зато, если повезет, и попутчиков будет немного, Вы сможете даже получить некоторое удовольствие, сидя на скамьях. В противном случае (а днем так чаще всего и бывает), Вы вынуждены будете стоять в гондоле (впрочем, и тут есть свои плюсы – можно ощутить себя немного гондольером). Несведущим зевакам, со стороны глядящим на такую картину, порой кажется, что это скупердяи скинулись, и решили поплавать на гондоле вдесятером…
Не знаю точно, сколько гондол на Большом канале работает как трагетто, но их явно немало и они пользуются спросом. Причалы этих паромов, как правило, расположены в закоулках, но найти их можно по желтым указателям «Traghetto».
В заключении – немного фактов:
- в былые времена в Венеции насчитывалось более десяти тысяч гондол, но в наше время их количество ограничено четырьмя с небольшим сотнями. Подобными мерами создается искусственная монополия, позволяющая удерживать цены на услуги гондольеров на высоком уровне;
- гондольеры имеют специальную форму – полосатую рубашку (сине-белую или красно-белую), шляпу-канотье с ленточкой (по легенде ее цвет зависит от утреннего настроения жены гондольера). Современность также внесла свои коррективы – за нарушение форменной одежды лицензию уже не отбирают, и нынешний гондольер без дорогих солнцезащитных очков и дорогого мобильного телефона, в котором всё время что-то тыкает (говорят так принято общаться с администрацией профсоюза) - не гондольер;
- большую часть рабочего времени гондольеры проводят сидя на стуле или скамье возле своей гондолы и ждут клиента. Прокатившись пару-тройку раз за день они, в результате, вполне неплохо зарабатывают. Хотя, глядя на текущую ситуацию в Италии, я не удивлюсь, если через несколько лет гондольеры даже не будут выходить из дома – вместо них по каналам будут возить клиентов эмигранты из Индии или Пакистана… Это я, конечно, утрирую – гондольер – профессия наследственная (хотя в 2010 году появилась первая женщина-гондольер), но, может быть вместе с ней по наследству передается и лень с вальяжность?
- все гондолы имеют черную окраску (вернее ее покрывают несколькими слоями черного лака) – иное запретили еще в 1609 году, что бы не очень пестрило в глазах – тогдашние богачи разукрашивали свои гондолы кто во что горазд – только бы утереть нос оригинальным «тюнингом» своему соседу;
- гондола управляется одним веслом с одного борта, что противоречит принципам судоходства. Но это только внешне – на самом деле правый борт гондолы короче левого на 24 сантиметра, что компенсирует приложение движущей силы только с одной стороны. Кроме этого маневренности гондоле придает и ее плоскодонность и приподнятость над водой значительной ее части;
- длина гондолы 11,05 метров, ширина – 1,4 метра, вес – около 400 килограмм (вес пассажиров не влияет на управляемость), стоимость – 25000 евро;
- нос гондолы украшен металлическим наконечником-гребнем «ферро», который служит противовесом гондольеру, стоящему на корме, показывает ему максимальную высоту гондолы (необходимо при проходе под мостами) и защищает нос лодки от ударов;
- обычная гондола рассчитана на 6 пассажиров, трагетто – на 15 (их конструкция немного отличается от классических гондол);
- «Gondola» по-итальянски означает… неизвестно что – версий очень много, но ни одна из них не подтверждена достоверно;
- песни гондольеров называется «баркарола» или «гондольера»;
- в наше время в Венеции осталась всего одна мастерская по изготовлению гондол
- одну гондолу строят больше года;
- кроме Венеции покататься на настоящей гондоле (или хотя бы посмотреть на нее) можно в Санкт-Петербурге (подарена к 300-летию города), Москве (у кафе на Чистых Прудах), Лас-Вегасе (у отеля Venetian Resort Hotel Casino), Киеве (местная самоделка), и, наверное, где-то еще;
- официальный сайт венецианской гондолы - www.gondolavenezia.it

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Как попасть в страну.
Зал вылета международного аэропорта имени Марко Поло

Международный аэропорт имени Марко Поло.

Несмотря на то, что венецианский аэропорт занимает четвертое место среди крупных аэропортов Италии, он не так уж и велик. Находящийся в 7 километрах от города (по прямой) терминал всего один (построен в 2002 году), в нем один зал прилета и один зал вылета. Хотя пассажиропоток близок к максимальному расчетному, ощущения толкучки не возникает. Напротив, всё очень мило и быстро: прилетев, Вы практически сразу же попадаете на паспортный контроль, очередь движется бойко, таможенные формальности вообще не заметны глазу, на выходе – зал прилета, где можно купить билеты на любой вид транспорта до города, взять в аренду машину, поменять валюту и т.п.
Вылет тоже не обременителен – стоек регистрации хватает на всех, таможенный контроль опять-таки невидим. Зал вылета… Ну, небольшой – несколько бестолковых фри-шопов с совсем не фри-шоповскими ценами, кафе, пункт возврата денег такс-фри. Если Вы улетаете из ЕС, то надо пройти еще паспортный контроль (в правой стороне зала вылета). Тут тоже всё быстро. За ним – зал ожидания с одним маленьким фри-шопом и кафетерием. Зато много кресел.
Теперь самое интересное – как попасть из аэропорта в Венецию и обратно. В принципе, схема проста – на такси или на общественном транспорте. Единственное отличие – в специфике города на воде – и то, и другое может быть сухопутным и водным. По земле можно доехать до площади Рима, от нее уже в нужное место города. По воде – в любое место Венеции сразу. Проблема только в том, что до пристани, откуда ходят водные такси и «трамвайчики», нужно отпешедралить около полукилометра (7-10 минут), да еще с багажом (идти надо по указателям в южном направлении, огибая огромную многоярусную парковку). Да и цены на водные виды транспорта выше примерно в три раза. Маршрутов «водных трамвайчиков» три – самый короткий – А (оранжевый) - с 6-ю остановками, проходит по Большому каналу и заканчивается за площадью Сан-Марко, R (бордовый) – три остановки, идет вдоль острова Лидо, и B (синий) – обходит несколько островов, заканчивается в порту. Корме высокой стоимости такого способа попасть в город, есть и другая проблема – время – «прогулка» до Сан-Марко займет больше часа, да и отправление лишь раз в полчаса (утром и вечером еще реже). Единственный плюс – это виды на приближающуюся Венецию, открывающиеся с воды.
По суше добраться намного проще – вышел из терминала – сразу оказался на автобусной остановке и парковке такси. На такси я не ездил, а вот на автобусе прокатился. Отходят они с завидной регулярностью, можно воспользоваться экспрессом (время в пути около 20 минут), или рейсовым маршрутом №5 – со всеми остановками. В любом случае Ваш сухопутный вояж закончится на площади Рима (Piazzale Roma), откуда Вы сможете уже на вапоретто добраться до нужного места в городе (комплексный билет на оба вида транспорта можно купить в аэропорту и он обойдется чуть дешевле).
Я было задумался, почему бы не провести к аэропорту еще и электричку до вокзала Санта-Лючия, но потом увидел, что такой необходимости нет – автобусы вполне справляются с задачей перевозки пассажиров, а пункты прибытия – площадь Рима и железнодорожный вокзал, всё равно находятся по соседству…
Путь в аэропорт ничем не отличается от вышеописанного, только всё в обратном порядке. Актуальное расписание и цены на билеты Вы можете найти на официальных сайтах компаний ATVO (автобус-экспресс), ACTV (рейсовый автобус №5), AliLaguna («водный трамвайчик»), официальный сайт самого аэропорта имени Марко Поло - www.veniceairport.com.

Обсудить на форуме
На главную страницу






География посетителей