Торжок. В стороне от туристических маршрутов.



  Музей вертолетов.
Вертолет Ми-1 в музее вертолетов

В Торжке существует так называемый 344-й центр боевого применения и переучивания летного состава или в/ч 32882 (на ул. Энгельса, тел. 5-58-11 или 8-906-652-84-19 (насчет последнего не увен в актуальности)), где повышают квалификацию пилоты боевых вертолетов, причем не только российские. Здесь и создали единственный в стране музей вертолетов, где собрана богатейшая их коллекция - от первых, самых маленьких, до гигантских строительных и знаменитой «Черной акулы». Все экспонаты расположены на специально отведенном поле на краю территории военной части. Здесь же - несколько ангаров, в которых можно осмотреть части вертолетных двигателей и других механизмов. И конечно - различное оружие. Попасть, однако, в этот музей обычным гражданам не так просто - все-таки военная часть, но Вы можете попробовать, позвонив по предложенному мной телефону дежурного по части. Остальным же могу лишь предложить ознакомиться с некоторыми из экспонатов музея на фотографиях...

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Прямухино.
Троицкая церковь в Прямухино

Прямухино - это небольшой поселок километрах в 40 от Торжка. Здесь находятся руины усадьбы дворянского рода Бакуниных. Здесь родился и вырос Михаил Александрович Бакунин - основоположник анархизма. Вокруг усадьбы расположен большой парк с остатками нескольких прудов. И сам парк, и пруды - очень живописны. В общем - милое местечко.
Я попал в Прямухино достаточно случайно – зайдя в Торжокское художественное училище золотого шитья, я встретил там двух девочек лет 10-11, которые усердно вышивали что-то (не смотря на летние каникулы!) в пустом классе. На мой закономерный вопрос «что вы тут делаете?» они ответили: «Батюшка нас привез сюда, оставил нас здесь. Он хочет, чтобы мы научились вышивать иконы. Батюшка у нас молодой, красивый. Он не очень строгий, но бывает и строгий.» и добавили: «Говорят, что природа в Прямухино очень красивая. Мы там живем не замечаем, а вот приезжают экскурсии, говорят красиво очень...» – ну как тут не посетить сей дивный уголок?..
И вот я в Прямухино, ищу того самого батюшку, который смог бы мне показать внутри Троицкий собор со стоящей рядом высокой колокольней, построенные архитектором Н.А. Львовым для бакунинской усадьбы.
Добрые люди подсказали, где он живет – в соседнем селе. Еду туда. К счастью, в огороде перед указанным домом копается какой-то дядька в старых джинсах.

- Не подскажите, здесь живет отец Андрей Николаев?
- Это я, здравствуйте! – мужчина распрямляется во весь свой богатырский рост.
- Э… Здравствуйте… Вы не покажите мне… (ну и далее я объясняю ему причину своего визита).
- Конечно, только переоденусь – говорит отец Андрей.
Через несколько минут из дома выходит… Ну прямо богатырь какой-то – Добрыня Никитич. Не инфантильный Алеша Попович, не солдафонский Илья Муромец, а именно – Добрыня, только что – в черной рясе до пят. Простой русский мужик с зычным красивым басом, косая сажень в плечах. Да и провожать его выходит матушка, окруженная тремя карапузами – мал мала меньше…
Вернулись мы с батюшкой в Прямухино, он открывает собор и по ходу рассказывает: «Наружное состояние храма было нормальное, внутри полный развал: полов не было, стены были разбитые, то есть о том, чтобы проводить там службы не было и речи. Мы его побелили и покрасили полы, повесили старинные иконы, которые пожертвовали люди во Славу Божию.
Ремонт проводили своими средствами. Например, пол красил человек, вот, инвалид, у которого нету легкого (у батюшки загораются глаза). И сделал это во Славу Божию, и сделал это он большими усилиями для своего здоровья, может быть даже в ущерб... Он же поднял колокол, 200 килограмм, на колокольню, что стоило ему тоже больших трудов. С Божьей помощью нет ничего невозможного.»
В самом соборе – мозолящая глаз белизна пустых стен и пара сиротливых икон. Кто-то трудится у недоделанного алтаря… Типичная российская картина.
Отец Андрей рассказывает, как создал воскресную школу, как борется с местными алкоголиками, все время норовящими что-нибудь умыкнуть из церкви, как те угрожают расправами над его семьей…
Короче – практически проповедь. Яркая и по-деревенски наивная. Но – запоминающаяся.
С тех пор я повторяю его слова, имитируя голос проповедника: «Мы его побелили и покрасили полы, повесили старинные иконы» каждый раз, когда хочу разрядить слишком пафосную обстановку…
К чему это я развожу тут всю эту канитель? Очень просто и грустно – в ночь с 1 на 2 декабря 2006 года алкаши таки спалили дом батюшки. Вместе с ним и всей его семьей…

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Арпачево и Никольское.
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Арпачево

Эти соседние села расположены недалеко от Торжка. Никольское - это родовое имение семьи Львовых. Сейчас здесь можно осмотреть развалины двухэтажного особняка, небольшую каменную пирамиду, служившую холодильником-ледником, остатки кузницы, больше похожие на гроты, и круглую высокую Воскресенскую церковь с мавзолеем знаменитого русского архитектора Н.А. Львова и членов его семьи.
Родился Николай Александрович Львов в селе Черенчицы (ныне – Никольское) в 1753 году, откуда в 1768 году уехал в Петербург. В столице он поселился на 11-й линии Васильевского острова, у братьев Соймоновых, близких своих родственников. Братья Соймоновы, по-родственному опекавшие молодого провинциала, возможно, и определили круг его интересов: вряд ли случайно Львов займется потом именно архитектурой, строительством и горным делом.
Закончив школу Измайловского полка Львов поступает на службу в Коллегию иностранных дел, став при этом еще и известным литератором (он писал стихи, басни, создал поэму в духе русских былин «Добрыня, богатырская песня»), попутно собирал народные песни и опубликовал «Собрание народных русских песен с их голосами». «Не было искусства, к которому он был бы равнодушен, - писал о Львове современник, - не было таланта, к которому он не проложил тропинки; все его занимало, все возбуждало его ум и разгорячало сердце».
Не обошел Николай Александрович и науку - он усовершенствовал доступный способ постройки зданий из земли, дешевого и огнестойкого материала, что было важно для вечно страдавших от пожаров деревень и сел в безлесных районах, а также открыл школу у себя в имении, научив за шесть лет более восьмисот присланных из разных губерний крестьян строить такие дома. Он занялся поиском на Валдайской возвышенности каменного - или, как тогда говорили, земляного угля, желая сократить порубки драгоценного леса и освободить страну от привозного, из Англии, топлива, и обнаружил месторождение в Боровичах, осваивать которое начали лишь в советское время, с той же целью он разведывал залежи торфа под Москвой. Опубликовал труд «О пользе и употреблении русского земляного угля» и в нем впервые указал на возможность получения из боровичского угля кокса. Львов научился добывать из этого угля серу, также целиком ввозимую тогда из-за границы, и особую смолу для корабельных снастей и покрытия днищ судов. Он изобрел новый строительный материал – «каменный картон» - «из сей материи, - писал Львов, - можно делать не только всякие разные украшения и барельефы, столько же вечные, как и бронза, но даже и круглые статуи». Николай Львов обследовал на Кавказе минеральные источники и проектировал водные лечебницы, которые могли бы конкурировать с иностранными.
Кипучая натура и страсть к архитектуре заставила его проектировать различные здания в стиле провинциального ампира по всему Торжку и Новоторжскому уезду – Троицкую церковь с колокольней и усадьбу в Прямухино, Валунный мост в Василево, усадебные дома в имениях Раек (см. следующее описание в этом разделе) и Митино, парки в этих и десятках других имений...
Но не только этим ограничиваются его заслуги – среди наиболее известных его работ – Невские ворота Петропавловской крепости, здание почтамта, Троицкая церковь с колокольней (прозванные в народе «Кулич и Пасха») в Санкт-Петербурге, уникальный земляной Приораторский дворец в Гатчине, Иосифовский собор в Могилеве (этот собор, воздвигнутый в честь дипломатической встречи в Могилеве Екатерины II с австрийским императором Иосифом II, стал первой работой начинающего тогда архитектора), Екатерининская церковь на Валдае, Спасо-Преображенская церковь в Выборге (подробнее о ней можно узнать в разделе «Россия/Выборг/Достопримечательности/Городская архитектура»), надвратная Спасская церковь с колокольней и Борисоглебский собор в Торжке (см. раздел «Торжок/Достопримечательности/Борисоглебский монастырь»). По самым скромным подсчетам, Львов спроектировал и за очень небольшим исключением построил более тридцати зданий разного назначения.
Умер Львов в 1803 году и был похоронен в усыпальнице в нижней части Воскресенской церкви, построенной также по его проекту в 1790-1791 годах в родном имении. В благодарность за его труды в 2004 году новоторы на Тверецкой набережной, возле Крестовоздвиженской часовни (более известной как «Ротонда» и построенной в 1814 году скорее всего также по проекту Н.А. Львова) открыли памятник архитектору, выполненный скульптором Ю.П. Карпенко.
А в селе Арпачево Н.А. Львов в 1782-1791 годах построил кладбищенскую (на этом кладбище были похоронены его предки, включая и отца) церковь Казанской Божьей Матери с оригинальной колокольней, напоминающей маяк. Церковь не так давно внутри отреставрировали, хотя фасад до сих пор находится в строительных лесах. Колокольня находится в том состоянии, в котором она осталась после советского времени, когда ее вместе с церковью использовали под склад зерна. «Заведует» этим хозяйством баба Нина, которая на старости лет решила охранять церковь и колокольню от различных посягательств.
P.S. По новым сведениям Казанская церковь в Арпачево восстановлена и стала действующей, дальнейшей ее судьбой занимается церковный староста Георгий Шапошников.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Усадьба «Раёк».
Усадьба «Знаменское-Раёк»

«На пути от Твери до Валдая осмотра заслуживают два имения: Василево и Раек» - так писал путеводитель столетней давности. О Василево я рассказал в разделе «Россия/Торжок/Достопримечательности», пришло время поговорить о Райке.
Эта усадьба, безусловно, одна из самых интересных не только в Тверской области, но и в России – она вполне может служить примером классической помпезной русской усадебной архитектуры, эдакого местечкового дворца богатого служаки.
Хозяином сих мест был сенатор генерал-аншеф Ф.И. Глебов-Стрешнев, который и задумал отгрохать недалеко от государевой дороги, связывающей две столицы - в Знаменском-Райке, примерно в 20 километрах от Торжка в сторону Москвы - имение на зависть петербургским вельможам. Да что бы дома были – ого-го, да что бы парады во дворе можно было принимать, да и перед гостями было бы не стыдно за выброшенные на все это деньги.
Осваивать смету было поручено Н.А. Львову – архитектору-фавориту екатерининской эпохи, уже выстроившему или спроектировавшему к тому времени множество усадеб-дворцов (подробнее о нем см. в предыдущем описании в этом разделе). По желанию владельца, Ф.И. Глебова-Стрешнева, дом был выполнен в дворцовом стиле, но без излишнего декора. Сам Н.А. Львов писал: «Украшение только то у места, которое вид надобности имеет: кружки, крючки и падинки на пропорциональном строении не более оное украшают, как парчовые заплаты на стройном гладком кафтане».
До наших дней дошли законченные в 1787 году (строительство затянулось на долгие годы) двухэтажный главный дом, четыре флигеля во дворе и сам двор – наиболее запоминающееся и приметное место усадьбы – он весь окружен гигантской дорической колоннадой. Рядом можно поглазеть на церковь Знамения 1771 года постройки и остатки парка с небольшой валунной беседкой-гротом.
По преданию Екатерина II, любившая смотреть на результаты творений своего архитектора, посетила и Раёк, придав ему этим своим визитом статус почти императорского дворца.
После революции здесь был пансионат для государственных служащих, затем - колония для несовершеннолетних и пионерский лагерь. К концу советского времени усадебный комплекс сильно захерел, почти руины застал посетивший его 6 сентября 1996 года А.И. Солженицын. Но в наше время появилась надежда на полное возрождение усадьбы – с недавних пор у нее появился новый хозяин в лице Генерального директора московской компании «Конкор» Владимира Кононова. «Мы провели в течение трех лет очень много работ, это так называемые противоаварийные работы. Мы создали ситуацию, при которой Знаменское-Раёк - уникальная усадьба XIX века, русский Колизей - перестала разрушаться. Это первое главное достижение», - говорит Владимир Кононов. В 2007 году в отреставрированном флигеле усадьбы (одном из четырех) открылась гостиница на 16 постояльцев, постепенно восстанавливается внешний облик колоннады, убраны леса с главного дома, так что, полагаю, Раёк не постигнет участь большинства усадеб Тверской области, гибнущих прямо на глазах…

Обсудить на форуме
На главную страницу






География посетителей