|
Где находится: на западе города, на площади Революции (plaza de la Revolución). Почему это интересно: потому что это самая главная достопримечательность Санта-Клары и самая известная могилка на Кубе.
Несмотря на свою смерть, Эрнесто Че Гевара по-прежнему приносит Кубе постоянный и немалый доход – сотни тысяч сувенирных поделок с его портретом, сделанным Альберто Кордой – от футболок до бюстов, от брелоков до открыток – продаются по всей стране. Иногда даже возникает такое впечатление, что кроме Че у острова Свободы больше и нечего показывать… В общем превращение героя-романтика в «бизнесмена» набивает оскомину уже на второй день визита на Кубу и видеть его взлохмаченную гриву совсем не хочется… Но виноват ли в этом сам Че? Виноваты ли миллионы его поклонников во всем мире? «Не сотвори себе кумира» – так и хочется сказать им всем… Для меня Че Гевара является символом неудачника – человека, с энтузиазмом берущегося за любое правое дело, но не доводящего его до конца. То ли потому, что ему становится скучно, то ли потому, что пыл и азарт быстро угасают или переносятся на что-то другое, более интересное… Так и идет он по жизни, оставляя за собой не широкую дорогу, по которой бы за ним могли пройти все те, для кого он старается, а узкую, быстро зарастающую тропинку, которую через год-два уже и невозможно найти в джунглях истории. Впрочем, именно неуловимость его деяний и рождает самое главное – Легенду. И Че тоже не миновала эта участь – он тоже уже давно почитается не как живой человек, а как символ борьбы и неистовства, как Легенда… Родился Эрнесто Гевара де ла Серна Линч (Ernesto Guevara de la Serna Lynch) 14 июня 1928 года во втором по численности городе Аргентины – Росарио. С 1946 по 1953 годы учился на врача в университете Буэнос-Айреса, но занятиям предпочитал бесшабашные студенческие волнения на почве мировой революции. Получив диплом, он совершил второе «миссионерское» путешествие по Южной Америки – в нем борются желания лечить бедняков или устроить их судьбу с помощью какого-нибудь социального переворота. Попав в нескольких странах в пару-тройку передряг, он, наконец, осаживается в 1954 году в Мексике и начинает работать врачом. В Мексике же он и получает свое знаменитое прозвище «Че», за то, что слишком часто употребляет это словечко. Есть разные версии, что оно означает – «ну», «как», «друг» и т.д. Историческая встреча Гевары и братьев Кастро, высланных Батистой с Кубы в Мексику, происходит в 1955 году. Че нужны приключения, кубинским повстанцам – врач. Всем – революция. В декабре 1956 года на яхте «Гранма» небольшая «армия», переправившись через Карибское море, высаживается на Кубе, причем неудачно – из почти 90 человек в первом же бое погибает больше 70. Среди выживших – оба Кастро и Че, которые и начинают партизанскую войну в горах Сьерра-Маэстра. Че не только врач отряда, но и его голос – радио «Ребелде» («Бунтарей») ежедневно рассказывает кубинцам о подвигах на ниве борьбы за независимость. Собравшись силами, отряды Кастро, Че Гевары и Камило Сьенфуэгоса в 1958 году начинают наступление на широком фронте. Четыре последних дня 1958 года входят в историю кубинской Революции как самая главная битва за нее – битва за Санта-Клару. Раненый накануне в руку Че руководит боями, в числе которых – организация катастрофы бронепоезда Батисты (см. следующее описание), после которой ненавистный диктатор бежит с острова, а революционеры вступают в Гавану. Мирная жизнь на первых порах нравилась Че Геваре – она напоминала военную – штаб революционного правительства расквартировался на 22 этаже гаванского отеля «Хилтон» - почти в полевых условиях, постоянные вылазки контрреволюционеров, азартная игра в социальные реформы – короче, строительство Новой Кубы. Должности посла по особым поручениям, министра экономики, министра промышленности также не позволяют ему скучать. В поисках союзников нового государства он объезжает полмира, в том числе дважды посещает СССР - в конце 1960 года и в ноябре 1964 года. Но рутина и бумажная работа все больше затягивают его, отвлекая от главного – построения светлого будущего. Его идея отправлять все кубинское население на сбор сахарного тростника не оправдывает ожидания, даже несмотря на то, что он сам с увлечением машет мачете и ездит по полям на тракторе. И вот, видя, что его пыл уже особо никому не нужен, 1 апреля 1965 года революционер-романтик пишет прощальные письма и улетает в Конго крушить империалистов. Неудачно. В 1966 году – новая попытка установить социальную справедливость, на этот раз – в Боливии. Опять неудачно. Еще год он пытается быть нужным боливийскому народу, но народ в нем не нуждается, более того – выдает его правительственным войскам. 8 июля 1967 года Че Гевара попадает в плен, а на следующий день без суда и следствия его расстреливают, отрезая при этом руки - для доказательств подлинности трупа. Жизнь тридцатидевятилетнего борца заканчивается, но начинает жить Легенда… Ну да ладно, вернемся в Санта-Клару. Шел 1988 год. Кризис 1990-х уже на пороге, но еще не вошел дома кубинцев. Пока еще можно безмятежно тратить деньги на что-нибудь ненужное, но грандиозное. Например создать огромный памятник в честь тридцатилетия битвы за Санта-Клару. Помпезно и с пафосом. Задачу поручили архитектору Хорхе Чао Кампосе и скульптору Хосе Деларра. Не то, что бы они не справились… Но... Как-то уж слишком у них получилось… Гигантски. Открытый 28 декабря 1988 года комплекс на подступах к городу запоминается не самим мемориалом, а огромной пустой площадью перед ним, на фоне которого все остальное уже теряется… Да и бронзовая скульптура Че Гевары какая-то неродная, несмотря на то, что перевязанная левая рука коменданте (как я уже упоминал - он получил ранение накануне битвы) говорит о том, что скульптор все же хотел очеловечить героя. Не получилось. То ли дежурные советские трибуны мешают, то ли материал не тот, то ли постамент слишком высок, то ли поза слишком вычурна, то ли выражение лица слишком усталое – короче не таким должен быть памятник Легенде. Несколько огромных блоков с барельефами сцен битвы за Санта-Клару, цитатами из последнего письма Че Гевары Фиделю Кастро лишь добавляют кладбищенского уныния. А когда на одном из блоков я увидел барельеф гордо отдающих честь кубинских пионеров, то мне и вовсе вспомнились детские стихи – «идут пионеры – салют Че Геваре» и тут же захотелось их продолжить – «приедут туристы – и фото на память»… Одновременно с мемориалом под ним открылся и музей (тел. (42) 205-878), где выставлены личные вещи Эрнесто Гевары, а также наглядно показана вся его биография, причем упор сделан на постепенном формировании революционных идей – переходу от маоизма к настоящему марксизму-ленинизму. Но, пожалуй, самое главное событие в истории мемориала Эрнесто Че Гевары (Memorial Ernesto Che Guevara), произошло в 1997 году. Именно тогда, спустя тридцать лет после гибели героя, его останки были торжественно доставлены из Боливии (где их накануне нашли недалеко от места расстрела) в Санта-Клару и в июле замурованы в склеп под постаментом. На этих символических похоронах присутствовали дети Че, одна из его вдов, руководство Кубы, боевые соратники и тысячи простых кубинцев. С тех пор доступ мавзолей посетили миллионы людей, в том числе и я. Что сказать… Маленькая тесная полутемная комнатка, скорее похожая на пещеру. Черные ячейки колумбария, в которых нашли успокоение несколько боливийских сподвижников команданте. Его ячейка украшена портретом-барельефом и находится под бдительным присмотром сотрудниц мавзолея и нескольких видеокамер – все это для того, что бы никто не смог сфотографировать склеп. Не помню, нужно ли за вход платить деньги, но если нужно, то в этом нет ничего удивительного – я же говорил, что Че Гевара стал одним из самых успешных брендов Кубы… В завершение позволю себе немного рассказать еще об одном человеке, который внес в легенду о Че Геваре самое главное – его образ. Это фотограф Альберто Корда, который на протяжении многих лет снимал Фиделя, Че Гевару и все постреволюционные события на Кубе. Он даже приезжал в СССР в составе кубинской делегации и именно ему мы обязаны забавными фотографиями Фиделя на лыжах, Че на Красной площади и пр. А свой самый знаменитый снимок Альберто Корда (настоящее имя Alberto Díaz Gutiérrez) сделал 5 марта 1960 года на похоронах матросов со взорванного бельгийского корабля «Кобра», доставлявшего гуманитарную помощь кубинским революционерам. «Я помню это, как будто это было сегодня ... я наблюдал через видоискатель за выражением его лица. Я все еще нахожусь под тем воздействием... оно потрясло меня так сильно» – вспоминал Корда. Редакция газеты, куда автор принес фотографию, ее не опубликовала, посчитав неинтересной. Так она и хранилась дома у фотографа, до тех пор, пока ее не увидел итальянский издатель Джанджакомо Фельтринелли и не выпросил в подарок. После гибели Че Гевары Фельтринелли напечатал огромное количество постеров, которые разошлись по всему планете. Фотография стала настолько знаменитой, что на данный момент является самой тиражируемой фотографией в мире! Автор же не получил за нее ни цента и умер в бедности в 2001 году в Париже... P.S. Апофеозом бессмысленной обработки-аранжировки портрета Че Гевары можно считать его перенос в бронзу – по одной из улиц Санта-Клары Че идет с именно с этим своим знаменитым выражением, причем на руках несет маленькую девочку…
Обсудить на форуме На главную страницу
| |