|
Где находится: на бульваре Гагарина, точнее - бульвар - это серпантин, взбирающийся на гору.
Почему это интересно: потому, что здесь сосредоточено много достопримечательностей.
Гора Машук имеет высоту 993 метра. Силуэт ее представляет собой почти правильный равнобедренный треугольник, вершину которого «украшает» телевышка. Изначально, Машук был абсолютно голый, каменистый, как и все другие горы округи, но постепенно жители Пятигорска засадили его весь деревьями, поэтому сейчас он больше напоминает сибирскую таежную сопку, нежели кавказскую гору.
У его западного подножия, недалеко от проспекта Калинина, находится мемориал на месте дуэли М. Лермонтова и Н. Мартынова. В 1878 году это место было обозначено скромным камнем, в начале ХХ века был сооружен монумент из дерева и гипса, который быстро обветшал, а в год столетия со дня рождения поэта (1914) началось сооружение монумента скульптора Б. Микешина, который закончили его последователи В. Козлов и Л. Дитрих. Открыт памятник был 15 июля 1915 года. Остается добавить, что это место - лишь символ дуэли, тогда как подлинное место ее проведения вряд ли когда-нибудь станет известно.
На противоположном склоне Машука можно посетить грот Лермонтова - естественную пещеру, обустроенную в 1830-31 годах уже знакомыми Вам братьями Бернардацци, и облицованную тесанным камнем в 1858 году. Напротив можно осмотреть и использовать по назначению Академическую галерею, построенную по проекту архитектора С. Уптона и открытую в 1849 году под названием «Елизаветинская». В эпоху расцвета стиля «Сталинский ампир» к ней в 1935 году была пристроена двухмаршевая лестница, архитектором которой был П. Еськов. От этой галереи открывается вид на пожалуй самую известную достопримечательность Машука, построенную в первой половине XIX века - беседку «Эолова арфа». Место для ее постройки братья Бернардацци выбрали не случайно - отсюда открывается один из красивейший видов на Пятигорск. Название свое беседка получила от имени древнегреческого бога ветра Эола, поскольку в любое время года и суток здесь ветрено. А «арфой» она называется потому, что внутри нее был установлен музыкальный инструмент, приводимый в действие силой ветра. По свидетельству очевидцев, Эол извлекал из этой арфы весьма приятные звуки. А Лермонтов в «Княжне Мэри» писал, что здесь «торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус».
Полюбоваться видами на Эльбрус и соседнюю Бештау можно и поднявшись на вершину Машука - пешком, на машине или на фуникулере, отправляющимся с площадки в районе пересечения бульвара Гагарина с улицей Академика Павлова по так и непознанному мной расписанию (такое впечатление, что - по прихоти владельца).
Из других достопримечательностей Машука могу отметить некую смотровую площадку под названием «Ворота Солнца», красота обозреваемых видов с которой значительно уступает красоте ее названия, и интересное здание Пироговских ванн в неоклассическом стиле с майоликовыми панно а-ля древнегреческие. Название их (с 1960 года) связано с именем Н.И. Пирогова, впервые в мире применившего эфирный наркоз именно в Пятигорске в 1847 году. До этого ванны назывались Тиличеевские, в честь тогдашнего директора КМВ, позже (с 1920 года) - Провальские, так как расположены они по дороге к самой известной достопримечательности Машука - Провалу.
Эта подземная карстовая пещера образовалась под действием минеральных вод. Когда свод пещеры рухнул, то и возникла эта самая воронка с гротом и сернокислым озером – «малахитовой лужей», как назвал его Остап Бендер. Здесь же бывали и «Герои нашего времени» Михаила Лермонтова: «Вечером многочисленное общество отправилось пешком к Провалу. По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер, он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал...» Провальской изумрудной воде приписывали чудодейственные свойства и в пещеру на веревках опускали корзины с желающими принять ванны. А в середине XIX века решили устроить более цивилизованный доступ в пещеру и пробили горизонтальный тоннель длиною несколько десятков метров. После этого местность стала стремительно приобретать благоустроенный вид и неподалеку стали возникать великолепные дачи и особняки, а позже - советские санатории.
Не могу отказать себе в удовольствии еще раз процитировать «Двенадцать стульев»:
«Остап сбегал в писчебумажную лавчонку, купил там на последний гривенник квитанционную книжку и около часа сидел на каменной тумбе, перенумеровывая квитанции и расписываясь на каждой из них.
- Прежде всего система, - бормотал он, - каждая общественная копейка должная быть учтена.
Великий комбинатор двинулся стрелковым шагом по горной дороге, ведущей вокруг Машука к месту дуэли Лермонтова с Мартыновым, мимо санаториев и домов отдыха.
Обгоняемый автобусами и пароконными экипажами, Остап вышел к Провалу.
Небольшая, высеченная в скале галерея вела в конусообразный провал. Галерея кончалась балкончиком, стоя на котором можно было увидеть на дне Провала лужицу малахитовой зловонной жидкости. Этот Провал считается достопримечательностью Пятигорска, и поэтому за день его посещает немалое число экскурсий и туристов-одиночек.
Остап сразу же выяснил, что Провал для человека, лишенного предрассудков, может явиться доходной статьей.
«Удивительное дело, - размышлял Остап, - как город не догадался до сих пор брать гривенники за вход в Провал. Это, кажется единственное место, куда пятигорцы пускают туристов без денег. Я уничтожу это позорное пятно на репутации города, я исправлю досадное упущение».
И Остап поступил так, как подсказывали ему разум, здоровый инстинкт и создавшаяся ситуация.
Он остановился у входа в Провал и, трепля в руках квитанционную книжку, время от времени вскрикивал:
- Приобретайте билеты, граждане! Десять копеек! Дети и красноармейцы бесплатно! Студентам - пять копеек! Не членам профсоюза - тридцать копеек!
Остап бил наверняка. Пятигорцы в Провал не ходили, а с советского туриста содрать десять копеек за вход «куда-то» не представляло ни малейшего труда. Часам к пяти набралось уже рублей шесть. Помогли не члены союза, которых в Пятигорске было множество. Все доверчиво отдавали свои гривенники, и один румяный турист, завидя Остапа, сказал жене торжествующе:
- Видишь, Танюша, что я тебе вчера говорил? А ты говорила, что за вход в Провал платить не нужно. Не может быть. Правда, товарищ?
- Совершеннейшая правда, - подтвердил Остап, - этого быть не может, чтобы не брать за вход. Членам профсоюза - десять копеек и не членам профсоюза - тридцать копеек.
Перед вечером к Провалу подъехала на двух линейках экскурсия харьковских милиционеров. Остап испугался и хотел было притвориться невинным туристом, но милиционеры так робко столпились вокруг великого комбинатора, что пути к отступлению не было. Поэтому Остап закричал довольно твердым голосом:
- Членам профсоюза - десять копеек, но так как представители милиции могут быть приравнены к студентам и детям, то с них по пять копеек.
Милиционеры заплатили, деликатно осведомившись, с какой целью взимаются пятаки.
- С целью капитального ремонта Провала, - дерзко ответил Остап, - чтоб не слишком провалился.»
Сейчас у входа в Провал можно за символическую плату примерить на себя костюм Великого Комбинатора и сделать фотографию на память. Вход в Провал пока бесплатный, а серный тухлояйцовый запах, витающий в нем вообще не за какие деньги не хочется нюхать. Озерцо сейчас, после многочисленных надругательств, обнесено решеткой, так что принять в нем ванны Вам не удастся. А удастся Вам их принять рядом с Провалом - в «бесстыжих» ваннах на склоне горы течет вода из той самой «малахитовой лужи», чем и пользуются многочисленные бесстыжие отдыхающие.
Обсудить на форуме На главную страницу
|
|