Пятигорск. Достопримечательности.



  Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова.
«Домик Лермонтова» в Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова

Где находится: «Музейный квартал» на ул. Лермонтова, д. 4, вход с улицы Карла Маркса, д. 13, тел. (87933) 5-27-10, 5-26-55, место дуэли Лермонтова - у западного склона горы Машук, другие объекты - во многих местах КМВ.
Почему это интересно: ну, Вы же - культурный человек...

В мае 1841 года в небольшой, типично казачий - беленый глинобитный с камышовой крышей, домик у подножия Машука зашли М.Ю. Лермонтов и А.А. Столыпин, чтобы осмотреть предложенную им для постоя хозяином В.И. Чилаевым квартиру. В домике было четыре комнаты и небольшие сени, но не это сыграло решающую роль - небольшая терраска и палисадник очень понравились поэту. А с другой стороны дома открывался вид на Машук.
Комнаты поделили поровну - с видом на Машук достались Столыпину, с видом в сад - Лермонтову. Хозяйство вели крепостные тарханские крестьяне.
За два месяца, что Лермонтов провел здесь, он написал несколько стихотворений, ставших поистине вершиной его литературного творчества. Отсюда 15 июля 1841 года он ушел на свою последнюю дуэль...
Сейчас в доме воссоздана обстановка, максимально приближающаяся к той, в которой жил Лермонтов со своим другом и одновременно - дядей, который, кстати, был моложе его.
Недалеко от этого домика расположен дом семьи Верзилиных. Очевидно, это также сыграло свою роль в выборе жилища Лермонтовым, поскольку он ухаживал за падчерицей тогдашнего хозяина дома - Эмилией. За ней же ухаживал и Николай Мартынов...
Вызов на ту злосчастную дуэль произошел ступеньках этого самого дома. Ссора Мартынова и Лермонтова была, безусловно, большой глупостью с обеих сторон. Лермонтов, известный своим дерзким характером, часто своими злыми шутками задевал мало знакомых ему людей. Ну а со своим одноклассником Николаем Мартыновым он и вовсе не церемонился. Причем, поначалу, дуэли никто не придал особого значения. В день, когда она состоялась, в доме уже ждало шампанское, был накрыт роскошный стол - все было готово укрепить радость примерившихся противников. Развязка этой забавы, как мы знаем, была трагична...
Сейчас в доме расположена экспозиция «М.Ю. Лермонтов на Кавказе», рассказывающая о его многократных посещениях этого, столь любимого им, края. Здесь же - литературная экспозиция. А вот обстановка в самой большой комнате - гостиной - восстановлена такой, какой она была 13 июня 1841 года, в день ссоры.
Еще один красивый двухэтажный дом принадлежал тому самому В.И. Чилаеву, который сдавал домик Лермонтову и Столыпину. В настоящее время здесь располагается дирекция музея-заповедника.
Соседний с домом Чилаева дом принадлежал Уманову, который также сдавал комнаты приезжим офицерам, в том числе - приятелям Лермонтова. Сейчас здесь расположена экспозиция, посвященная образу поэта и его героев в живописи и скульптуре - работы И. Репина, В. Серова, М. Врубеля, Б. Кустодиева и многих других художников, в том числе и современных.
Кроме этого, в так называемом «музейном квартале», стоят еще несколько домов, в которых располагаются различные музейные службы - фондохранилища, мастерские и пр.
Сам домик Лермонтова был превращен в музей только в 1912 году, когда находился уже в довольно плачевном состоянии. Дом Верзилиных передали в музею в 1946 году, а в 1973 году был образован Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова, в который вошли уже существующие экспозиции, все дома этого, старейшего в Пятигорске, квартала, а также лермонтовские места в других частях города и в Кисловодске и Железноводске.
Другое, известное лермонтовское место в Пятигорске, за пределами «музейного квартала» - это место его гибели.
Настоящее место дуэли Лермонтова с Мартыновым до сих пор не известно, да и вряд ли когда-нибудь будет известно. Мне показывали то место, где наиболее вероятно она произошла - это небольшой лесная прогалина у подножия Машука, где тело Лермонтова несколько часов пролежало под проливным дождем...
Что же касается того «места предполагаемой дуэли Лермонтова», где сейчас установлен высокий обелиск из кисловодского песчаника с бронзовым бюстом поэта в небольшой круглой нише, открытый 15 июля 1915 года, то это скорее дань памяти поэту. И именно он известен всем поклонникам поэта как символ его трагической гибели.
В конце хочется отметить, что этот музей-заповедник был и остается самым посещаемым Лермонтовским музеем в стране. И это не случайно. Здесь он написал свое первое серьезное стихотворение, здесь написал и последнее...
P.S. Будет в музее - попросите рассказать историю его спасения во время фашистской оккупации Пятигорска. История - интересная, почти детективная.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Пятигорский краеведческий музей.
Макет Константиногорской крепости в Пятигорскомкраеведческом музее

Где находится: на улице Братьев Бернардацци, дом 2, тел. (87933) 5-18-58, 5-45-25.
Почему это интересно: потому, что это старейший музей на Северном Кавказе.

Первая его экспозиция открылась в 1905 году и была более геологической, чем краеведческой. Однако, в 1906 году на Северном Кавказе начались многочисленные археологические раскопки, которые стали пополнять музейную коллекцию. Тогда же в собрание музея были включены памятники Музея древностей Северного Кавказа, созданного в 1850 году в Пятигорске прямо под открытым небом - каменные изваяния начиная с VII века до н.э. После революции пополнилась и коллекция живописи, гордостью которой стали полотна И. Шишкина и А. Саврасова.
Кроме этого в экспозиции представлена история создания и развития всего курорта Кавказских Минеральных Вод.
Мне больше всего запомнилось несколько экспонатов - огромный череп южного слона, обитавшего здесь около миллиона лет назад. Как уверяют музейные работники, таким экспонатом могут похвастаться еще лишь три музея в мире. Кроме черепа мне понравились большие рельефные карты-макеты Кавказа и срез обычной водопроводной трубы минерального источника, на котором отложился большой слой минералов за сто лет работы этой самой трубы. Вдохновленные этим зрелищем, сотрудники музея поставили под струю минеральной воды вазу с виноградом. Что из этого получилось, также можно увидеть на этом стенде.
В заключении, должен сказать, что посещение этого музея я Вам рекомендую лишь в случае большого количества появившегося у Вас свободного времени, которое Вы не знаете куда девать.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Городская архитектура XIX-ХХ веков.
ГНИИ курортологии (бывшая ресторация)

Где находится: максимальная концентрация - в районе парка «Цветник».
Почему это интересно: потому, что красиво.

Архитектура Пятигорска была значительно подпорчена зданиями советского периода. Действительно интересных и выразительных домов в городе осталось немного. Мне особенно запомнились следующие:
- изящная двухэтажная, с двумя башенками, кофейня Гукасова 1903 года постройки на улице Кирова, дом 23 (у входа в парк «Цветник»). Сейчас здесь находится Пятигорская «Курортная выставка» (тел. (87933) 5-04-28), а на втором этаже - небольшое кафе «Тет-а-тет».
- Здание первой в Пятигорске ресторации с ионическим портиком о шести колоннах, законченное в 1828 году - яркий представитель русского классицизма. В настоящее время этот дом на улице Кирова, д. 30, принадлежит Государственному НИИ курортологии Министерства здравоохранения РФ (тел. (8793) 97-38-57, (87933) 5-18-12). Внутри здания все также фундаментально-монументально, как и снаружи, правда с сильным налетом научной замшелости.
- Музыкальный театр 1914 года постройки на улице Кирова в доме 17 и сейчас используемый по прямому назначению - в нем находится Ставропольский Государственный краевой театр оперетты.
Еще из архитектурных достопримечательностей могу упомянуть различные питьевые галереи, о которых расскажу ниже, и «музейный квартал», о котором рассказал выше. Остальные сохранившиеся здания этого периода разбросаны по городу и не слишком выразительны, за исключением разве что бывшей гостиницы «Эрмитаж» на ул. Гоголя, д. 1, ныне - БФО «Пятигорсккурорт» и дома архитектора С.И. Уптона из дикого тесанного камня в стиле поздней английской готики на ул. Бернардацци, д. 1, принадлежащего сейчас санаторию «Горячий ключ».

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Питьевые галереи.
Павильон бювета источника «Теплый нарзан» на горе Машук

Где находится: на склонах гор Горячая и Машук.
Почему это интересно: просто так.

После открытия многочисленных источников минеральный воды вокруг них стали возникать «бесстыжие» ванны, в которых отдыхающие принимали процедуры прямо на открытом воздухе, у всех на виду. Сами источники представляли из себя ямы, обнесенные деревянными заборами или плетнями. Со временем благоустройство курорта коснулось и их. Стали строится питьевые галереи и ванные здания - разных стилей, с многочисленными бюветами или ваннами. Часть из них строилась прямо над источниками, часть - в более подходящих для этого местах, а воду в них подавали по трубопроводам.
Сейчас в Пятигорске можно полюбоваться и попить воду или принять ванну в следующих галереях и ванных зданиях: Академической галерее на улице Кирова, д. 1, Пушкинских ваннах на той же улице, в д. 3, Лермонтовской галерее (то же на улице Кирова, в д. 21 а) в парке «Цветник» (когда я был в городе, она была закрыта на ремонт). По соседству, в доме 21 находятся Ермоловские ванны, а в доме 23 - Лермонтовские. На горе Машук располагаются Пироговские ванны (Бульвар Гагарина, д. 3).
Кроме больших зданий испить целебной водицы можно и в так называемых «бюветах минеральных источников» - небольших павильончиках с несколькими кранчиками. Мне больше всего понравились павильоны нарзанных источников - №4 – «Холодный нарзан» и, особенно, № 7 – «Теплый нарзан». Расположены они в небольшом парке в районе пересечения улицы Академика Павлова и бульвара Гагарина.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Памятник М.Ю. Лермонтову.
Памятник М.Ю. Лермонтову

Где находится: на пересечении улицы Соборная с улицами Анисимова и Красноармейская.
Почему это интересно: потому, что этот памятник считается одним из лучших памятников поэту.

Кроме того - это первый в России памятник Михаилу Лермонтову. В 1883 году был объявлен конкурс на лучший проект монумента. Выиграл замысел Александра Опекушина, закончившего за несколько лет до этого свое самое знаменитое произведение - памятник А.С. Пушкину в Москве. Деньги на сооружение памятника Лермонтову собирали жители города всех сословий. Скульптуру поэта отлили из бронзы, а гранитные плиты для постамента доставили из Крыма. Открыт памятник был 16 августа 1889 года.
Лермонтов словно присел на скалу и смотрит задумавшись на горы вдалеке.
«Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих как алмаз,
Седой, незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.»
Пафос соответствует пафосу памятника, хотя лицо у Лермонтова имеет очень детское выражение.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Парк «Цветник».
Курортная выставка у входа в парк «Цветник»

Где находится: вход - на пересечении проспекта Кирова с улицей Карла Маркса.
Почему это интересно: потому, что здесь сосредоточены основные достопримечательности центра города.

Парк «Цветник» был заложен 1823 году в самом центре тогдашнего Пятигорска у подножия горы Горячей (ее высота - 557 метров). Он сразу стал излюбленным местом прогулок и времяпрепровождения романтически настроенных отдыхающих. Благоустройство и придание ему аристократического вида продолжалось более ста лет - вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.
В 1830 году в честь первого покорения Эльбруса в одном из уголков парка братьями Бернардацци был устроен «Грот Эльбрус» - искусственная пещера, свод которой опирается на две каменные колонны. Название, однако, не прижилось и гроту вскоре дали имя древнеримской богини охоты Дианы, под которым он известен и теперь. Здесь нередко устраивались шумные праздники, в том числе и Михаил Лермонтов, за неделю до своей смерти, с друзьями устроили в гроте бал, после которого он признался одному из своих товарищей: «Чувствую - мне мало осталось жить».
В 1831 году в парке открываются Николаевские ванны, построенные все теми же братьями Бернардацци - Иосифом и Джованни в стиле классической курортной архитектуры. В июне 1837 года здесь проходил курс лечения Михаил Лермонтов, и этому мы обязаны современному названию ванн - Лермонтовские.
В 1870-80-х годах на вершине горы Горячей появляется Китайская беседка с восемью колоннами, поддерживающими крышу в стиле крыш китайских пагод, откуда отрываются панорамы Пятигорска и Главного Кавказского хребта. Последний, правда, виден лишь в очень ясную погоду.
В 1880 году неподалеку от Лермонтовских открываются Ермоловские ванны в эклектичном стиле. Названы они так в честь наместника на Кавказе с 1816 по 1827 годы генерала А.П. Ермолова, сделавшего очень много для становления курортов Кавказских Минеральных Вод.
Новый виток развития получил парк «Цветник» в начале ХХ века, после решения о его расширении - в 1901 году на одном из уступов на горе Горячей появилась скульптура Орла, символа Кавказских Минеральных Вод. С этого времени такой символ украшает все курортные города этого региона. Правда, первая скульптура не сохранилась до наших дней, сегодня можно посмотреть на Орла, установленного здесь 15 октября 1973 года.
Летом того же 1901 года, в 60-ю годовщину гибели М.Ю. Лермонтова, открывается Лермонтовская галерея - ажурный павильон из металлических конструкций странной смеси стилей модерн и готики. Использовалась эта галерея и как летний театр, и как место для лечения больных.
В 1909 году у входа в парк появляется кофейня Гукасова, о которой Вы можете прочитать (или уже прочитали) выше, в описании «Городская архитектура XIX-ХХ веков», а в 1914 году на краю парка открывает свои двери Музыкальный театр (ныне - Ставропольский Государственный краевой театр оперетты) - одна из самых больших дореволюционных построек Пятигорска.
Революция и гражданская война мало затронули этот уголок города, а известность в конце 20-х годов ему вернули Илья Ильф и Евгений Петров.
«...прочитав свеженаклеенную афишу о гастролях в Пятигорске театра Колумба и выпив два пятикопеечных стакана нарзана, путешественники проникли в город на трамвае линии Вокзал – «Цветник». За вход в «Цветник» взяли десять копеек.
В «Цветнике» было много музыки, много веселых людей и очень мало цветов. Симфонический оркестр исполнял в белой раковине «Пляску комаров». В Лермонтовской галерее продавали нарзан. Нарзаном торговали в киосках и вразнос.
Никому не было дела до двух грязных искателей бриллиантов.
- Эх, Киса, - сказал Остап, - мы чужие на этом празднике жизни.»
После этого, как Вы помните, Остап превратил бедного Кису в грязного оборванца и заставил вспоминать гимназические курсы ин. языков.
«- Зачем мне это все? - воскликнул Ипполит Матвеевич.
- Затем, - сказал Остап веско, - что вы сейчас пойдете к «Цветнику», станете в тени и будете на французском, немецком и русском языках просить подаяние, упирая на то, что вы бывший член Государственной думы от кадетской фракции...
... Ипполит Матвеевич, сгорбясь и погрязая в стыде, стоял под акацией и, не глядя на гуляющих, жевал три врученных ему фразы:
- Мсье, же не манж па... Гебен зи мир битте... Подайте что-нибудь депутату Государственной думы...
Подавали не то чтобы мало, но как-то невесело. Однако, играя на чистом парижском произношении слова «манж» и волнуя уши бедственным положением бывшего члена Госдумы, удалось нахватать медяков рубля на три...
... Ипполит Матвеевич побрел к источнику только тогда, когда музыканты складывали свои пюпитры, праздничная публика расходилась и только влюбленные парочки усиленно дышали в тощих аллеях «Цветника».»
Вот такой экскурс в литературу, навеянный этим романтическим названием – «Парк «Цветник»» и фильмами Марка Захарова и Леонида Гайдая (последний режиссер, кстати, снимал свой фильм непосредственно на вышеописанной натуре)...

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Гора Машук.
Беседка «Эолова арфа» на горе Машук

Где находится: на бульваре Гагарина, точнее - бульвар - это серпантин, взбирающийся на гору.
Почему это интересно: потому, что здесь сосредоточено много достопримечательностей.

Гора Машук имеет высоту 993 метра. Силуэт ее представляет собой почти правильный равнобедренный треугольник, вершину которого «украшает» телевышка. Изначально, Машук был абсолютно голый, каменистый, как и все другие горы округи, но постепенно жители Пятигорска засадили его весь деревьями, поэтому сейчас он больше напоминает сибирскую таежную сопку, нежели кавказскую гору.
У его западного подножия, недалеко от проспекта Калинина, находится мемориал на месте дуэли М. Лермонтова и Н. Мартынова. В 1878 году это место было обозначено скромным камнем, в начале ХХ века был сооружен монумент из дерева и гипса, который быстро обветшал, а в год столетия со дня рождения поэта (1914) началось сооружение монумента скульптора Б. Микешина, который закончили его последователи В. Козлов и Л. Дитрих. Открыт памятник был 15 июля 1915 года. Остается добавить, что это место - лишь символ дуэли, тогда как подлинное место ее проведения вряд ли когда-нибудь станет известно.
На противоположном склоне Машука можно посетить грот Лермонтова - естественную пещеру, обустроенную в 1830-31 годах уже знакомыми Вам братьями Бернардацци, и облицованную тесанным камнем в 1858 году. Напротив можно осмотреть и использовать по назначению Академическую галерею, построенную по проекту архитектора С. Уптона и открытую в 1849 году под названием «Елизаветинская». В эпоху расцвета стиля «Сталинский ампир» к ней в 1935 году была пристроена двухмаршевая лестница, архитектором которой был П. Еськов. От этой галереи открывается вид на пожалуй самую известную достопримечательность Машука, построенную в первой половине XIX века - беседку «Эолова арфа». Место для ее постройки братья Бернардацци выбрали не случайно - отсюда открывается один из красивейший видов на Пятигорск. Название свое беседка получила от имени древнегреческого бога ветра Эола, поскольку в любое время года и суток здесь ветрено. А «арфой» она называется потому, что внутри нее был установлен музыкальный инструмент, приводимый в действие силой ветра. По свидетельству очевидцев, Эол извлекал из этой арфы весьма приятные звуки. А Лермонтов в «Княжне Мэри» писал, что здесь «торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус».
Полюбоваться видами на Эльбрус и соседнюю Бештау можно и поднявшись на вершину Машука - пешком, на машине или на фуникулере, отправляющимся с площадки в районе пересечения бульвара Гагарина с улицей Академика Павлова по так и непознанному мной расписанию (такое впечатление, что - по прихоти владельца).
Из других достопримечательностей Машука могу отметить некую смотровую площадку под названием «Ворота Солнца», красота обозреваемых видов с которой значительно уступает красоте ее названия, и интересное здание Пироговских ванн в неоклассическом стиле с майоликовыми панно а-ля древнегреческие. Название их (с 1960 года) связано с именем Н.И. Пирогова, впервые в мире применившего эфирный наркоз именно в Пятигорске в 1847 году. До этого ванны назывались Тиличеевские, в честь тогдашнего директора КМВ, позже (с 1920 года) - Провальские, так как расположены они по дороге к самой известной достопримечательности Машука - Провалу.
Эта подземная карстовая пещера образовалась под действием минеральных вод. Когда свод пещеры рухнул, то и возникла эта самая воронка с гротом и сернокислым озером – «малахитовой лужей», как назвал его Остап Бендер. Здесь же бывали и «Герои нашего времени» Михаила Лермонтова: «Вечером многочисленное общество отправилось пешком к Провалу. По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер, он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал...» Провальской изумрудной воде приписывали чудодейственные свойства и в пещеру на веревках опускали корзины с желающими принять ванны. А в середине XIX века решили устроить более цивилизованный доступ в пещеру и пробили горизонтальный тоннель длиною несколько десятков метров. После этого местность стала стремительно приобретать благоустроенный вид и неподалеку стали возникать великолепные дачи и особняки, а позже - советские санатории.
Не могу отказать себе в удовольствии еще раз процитировать «Двенадцать стульев»:
«Остап сбегал в писчебумажную лавчонку, купил там на последний гривенник квитанционную книжку и около часа сидел на каменной тумбе, перенумеровывая квитанции и расписываясь на каждой из них.
- Прежде всего система, - бормотал он, - каждая общественная копейка должная быть учтена.
Великий комбинатор двинулся стрелковым шагом по горной дороге, ведущей вокруг Машука к месту дуэли Лермонтова с Мартыновым, мимо санаториев и домов отдыха.
Обгоняемый автобусами и пароконными экипажами, Остап вышел к Провалу.
Небольшая, высеченная в скале галерея вела в конусообразный провал. Галерея кончалась балкончиком, стоя на котором можно было увидеть на дне Провала лужицу малахитовой зловонной жидкости. Этот Провал считается достопримечательностью Пятигорска, и поэтому за день его посещает немалое число экскурсий и туристов-одиночек.
Остап сразу же выяснил, что Провал для человека, лишенного предрассудков, может явиться доходной статьей.
«Удивительное дело, - размышлял Остап, - как город не догадался до сих пор брать гривенники за вход в Провал. Это, кажется единственное место, куда пятигорцы пускают туристов без денег. Я уничтожу это позорное пятно на репутации города, я исправлю досадное упущение».
И Остап поступил так, как подсказывали ему разум, здоровый инстинкт и создавшаяся ситуация.
Он остановился у входа в Провал и, трепля в руках квитанционную книжку, время от времени вскрикивал:
- Приобретайте билеты, граждане! Десять копеек! Дети и красноармейцы бесплатно! Студентам - пять копеек! Не членам профсоюза - тридцать копеек!
Остап бил наверняка. Пятигорцы в Провал не ходили, а с советского туриста содрать десять копеек за вход «куда-то» не представляло ни малейшего труда. Часам к пяти набралось уже рублей шесть. Помогли не члены союза, которых в Пятигорске было множество. Все доверчиво отдавали свои гривенники, и один румяный турист, завидя Остапа, сказал жене торжествующе:
- Видишь, Танюша, что я тебе вчера говорил? А ты говорила, что за вход в Провал платить не нужно. Не может быть. Правда, товарищ?
- Совершеннейшая правда, - подтвердил Остап, - этого быть не может, чтобы не брать за вход. Членам профсоюза - десять копеек и не членам профсоюза - тридцать копеек.
Перед вечером к Провалу подъехала на двух линейках экскурсия харьковских милиционеров. Остап испугался и хотел было притвориться невинным туристом, но милиционеры так робко столпились вокруг великого комбинатора, что пути к отступлению не было. Поэтому Остап закричал довольно твердым голосом:
- Членам профсоюза - десять копеек, но так как представители милиции могут быть приравнены к студентам и детям, то с них по пять копеек.
Милиционеры заплатили, деликатно осведомившись, с какой целью взимаются пятаки.
- С целью капитального ремонта Провала, - дерзко ответил Остап, - чтоб не слишком провалился.»
Сейчас у входа в Провал можно за символическую плату примерить на себя костюм Великого Комбинатора и сделать фотографию на память. Вход в Провал пока бесплатный, а серный тухлояйцовый запах, витающий в нем вообще не за какие деньги не хочется нюхать. Озерцо сейчас, после многочисленных надругательств, обнесено решеткой, так что принять в нем ванны Вам не удастся. А удастся Вам их принять рядом с Провалом - в «бесстыжих» ваннах на склоне горы течет вода из той самой «малахитовой лужи», чем и пользуются многочисленные бесстыжие отдыхающие.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Гора Бештау.
Гора Бештау со стороны Пятигорска

Где находится: к северу от Пятигорска, практически на самой его окраине.
Почему это интересно: потому, что это - самая высокая и большая гора в окрестностях Пятигорска. Происхождение ее - вулканическое, высота - 1400 метров, а название, означающее в переводе с тюркского «Пять Гор» дало название самому Пятигорску. И действительно, если смотреть на Бештау из города, можно различить все пять основных ее вершин.

Я забирался на Бештау со стороны Пятигорска, доехав до конца проселочной дороги. Поднялся метров на 500-600 по каменистым уступам, дальше нужды подниматься не было, ибо поставленной цели восхождения я достиг. В другой раз, руководствуясь топографической картой, я попытался объехать вокруг горы на машине в поисках красивых видов. Заехал я на эту дорогу со стороны города Лермонтова и продвигаясь по ней снял довольно много кадров. Быть может, я бы и совершил это кругобештаушное путешествие, если бы дорогу не преградил большой разлом в земной коре - метра три шириной и около метра глубиной, разорвавший также и дорогу. Пришлось возвращаться в Пятигорск другим путем. Погода во время этой прогулки стояла весьма туманная, в чем Вы сможете убедиться, взглянув на фотографии...

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Проспект Кирова.

Где находится: на проспекте Кирова, разумеется.
Почему это интересно: потому, что это местный Арбат или Бродвей - кому как больше нравится.

До революции эта улица по праву называлась Царская. По московским меркам это не улица, а бульвар - с пешеходными аллеями в центре и проезжей частью по бокам. Правда, проезжая часть здесь напоминает трассу для повышения квалификации водителей-экстремалов - вся сплошь покрыта «лежачими полицейскими» в шахматном порядке. С другой стороны аллеи проходят трамвайные пути, по которым ходят трамваи уже целых сто лет. Начинается эта «бульварная» часть проспекта в районе вокзала, а заканчивается - у входа в парк «Цветник». Сам проспект продолжается дальше, превращаясь в небольшой переулок, до самого подножия Машука и заканчивается у Академической галереи.
Меня на этом проспекте-бульваре поразил истинный разгул курортной жизни. Начинается она после захода солнца, когда аллея заливается светом многочисленных кафе и ресторанчиков, в которых, правда, быстро подают только пиво, прохладительные напитки и мороженное, а для полноценного ужина они мало пригодны ввиду скупости меню и нерасторопности официантов. Вдоль всей аллеи стоят многочисленные игровые автоматы типа «достань, если сможешь». Особенно потрясает один, где доставать надо живых раков. Прозрачный «аквариум», который обычно наполнен китайскими мягкими игрушками, здесь представляет собой настоящий аквариум с водой, на дне которого уныло копошатся усталые раки, тоскливо поглядывая на оторванные в ходе боев с металлической «хваталкой» у их менее удачливых друзей конечности. К чести отдыхающих, я не видел ни одного желающего поиграть в этот варварский аттракцион, не смотря на обещание хозяев тут же приготовить выловленного рака и подать к нему бесплатную кружку пива. Кроме этого игрового автомата мне на этом проспекте запомнилось еще несколько вещей: скульптура Кисы Воробьянинова, просящего милостыню возле одного из ресторанчиков, обилие местных ребятишек, занимающихся «альпийским нищенством» - «Деньги давай! Деньги давай!», общественные туалеты, обустроенные в виде скалы с фонтаном (!), истекающем из нее. Ну, и конечно, - бесчисленными парочками весьма юного возраста, неустанно фланирующими туда-сюда.
Для более солидных людей предназначаются несколько ресторанов, расположенных не на самой аллее, а воль улицы - за трамвайными путями. Правда, курортный пафос в них намного опережает уровень обслуживания и качество блюд. Единственное место, где пафос и цены поддерживаются должным уровнем величины и вкуса подаваемых блюд - это ресторан «Печорин» (если я не путаю его названия) недалеко от входа в парк «Цветник», прямо напротив НИИ курортологии.
Короче говоря, если праздно шатающаяся молодежь Вам не по вкусу, загляните на проспект Кирова вечером, как на экскурсию в музей. Музей бесшабашности и юности.

Обсудить на форуме
На главную страницу






География посетителей