|
Фуникулер.
Прокатиться на одесском фуникулере мне удалось только во время своего третьего визита в город – в первый раз, в конце 1970-х, фуникулера не было, вместо него работал крытый эскалатор (в качестве воспоминаний о нем у меня сохранилась открытка), во второй раз, в 2005 году, фуникулер только готовился к запуску, а вот в третий раз, осенью 2011 года, он уже работал, причем – бесплатно – его открыли всего за несколько дней до моего приезда.
Итак, на Приморском бульваре, справа от Потемкинской лестницы, красовался небольшой стеклянный павильон, всем своим видом показывающий, что он «с иголочки». Возможно именно поэтому никакого ажиотажа вокруг него не наблюдалось – должно быть туристы и горожане еще не прознали про открытие этого вида городского транспорта.
Войдя в павильон, я встал перед выбором куда идти – направо или налево. Никаких признаков указания направления не было, касса была закрыта (впрочем, как я впоследствии узнал, это не касса, а будущий сувенирный киоск (в нижнем же павильоне планируется небольшое кафе)). Я пошел налево и оказался прав – именно к этому перрону уже подходила кабинка фуникулера. Она была почти пустая – всего два-три человека. Они вышли, я попробовал зайти, но был остановлен кондуктором-старичком: «Подождите, там очень жарко, пусть проветрится несколько минут – всё равно народа нет». «Да… - подумал я, - только открыли, а уже проблемы». Впрочем, погода стояла жаркая, железный ящик, который и представляет из себя кабину, нагревался на солнце, окна не открывались (кажется была только маленькая форточка), так что воздух внутри действительно напоминал парилку. Выкурив сигарету, кондуктор жестом пригласил меня внутрь, нажал на большую кнопку, двери закрылись, и кабинка двинулась с места. Надо отметить, что ход у нее оказался достаточно плавный, без рывков и вообще путешествие оказалось приятным. Места в фуникулере только стоячие, дорога занимает несколько минут, за окном показывают деревья, ветки деревьев, и фрагменты Потемкинской лестницы между ними. Если смотреть вперед, через «лобовое стекло», можно увидеть рельсы, нижнюю станцию на Приморской улице у Морвокзала с огромной махиной отеля над ней, и взбирающийся по второму пути вагончик-клон. Впрочем, в ту мою поездку, очевидно в виду отсутствия пассажиров, второй вагон не ходил.
Ну что, интересно? Вот и мне – не очень. Фуникулер, как фуникулер. Бывает и лучше. Вышел я из него, и пошел по своим делам, думая о том, что никакой это не общественный транспорт, а чистый аттракцион для приезжих – ведь особой практической пользы в фуникулере нет – за примерно тоже время можно подняться или спуститься пешком по Потемкинской лестнице. И еще я подумал о том, на что живут кондуктора – в смысле как им платят зарплату, если проезд бесплатный. Впрочем, я очень даже порадовался за Одессу, которая вот так запросто может себе позволить катать гостей города.
Через несколько дней я вновь проехался на фуникулере. На входе уже стояла небольшая очередь, и, когда кабина подошла, все пытались ринуться в нее. Все, кроме меня – я уже знал, что перед посадкой будет «проветривание». И, действительно, кондуктор (на этот раз была бабушка), шуганула нетерпеливых и открыла настежь двери. «Вам надо молоко давать за вредность» – сказал я ей, ощутив как из вагона «дыхнуло» раскаленным воздухом. «Да где его сейчас возьмешь, это молоко! – с укоризной ответила мне старушка. – Везде же не молоко, а сплошной элемент Менделеева!». Она горестно вздохнула и пригласила всех в кабину. Я занял место у окна, насладился видом, и отправился на Морвокзал.
Погуляв там, я решил, что «в город» надо бы тоже подняться на фуникулере. Но, не тут-то было – на нижней станции собралась огромная очередь желающих, и по ее длине было видно, что подняться вверх все смогут только за два-три рейса. Ждать я не хотел, поэтому «в город» попал на своих двоих – привычным путем по Потемкинской лестнице…
Ну ладно, не знаю, насколько было полезно Вам ознакомиться с моим личным опытом, а вот с историей всегда полезно знакомиться…
Впервые планы строительства фуникулера, обеспечивавшего праздной публике легкий доступ от пристани на Приморский бульвар, готовы были воплотиться в жизнь в 1880 году, но потерпели финансовое фиаско. К идее вернулся в 1895 году инженер Пятницкий, подав в городскую Управу прошение о разрешении сооружения и эксплуатации «механического подъемного пути». Городские власти одобрили прошение и объявили конкурс на лучший проект. Но конкурс фактически провалился – лишь из Парижа пришли эскизы, сразу выдавшие факт полного незнания французами реальной местности. Таким образом, конкурентов у Пятницкого не нашлось и он приступил к работе. В 1900-1902 годах на склоне развернулось строительство, результатом которого стали одноколейный рельсовый путь длиной около ста метров с разъездом посередине и переходным мостиком над ним, деревянный ажурный павильон на бульваре, каменное здание с кассой, перроном и конторой на Приморской улице, небольшая электростанция, два доставленных из Парижа вагончика на 35 пассажиров каждый и 300 калильных ламп и дуговых фонарей для освещения дороги. Всё это хозяйство торжественно открыли 21 июня 1902 года и вагончики подъемной машины (так изначально называли одесский фуникулер) уже на следующий день стали перевозить пассажиров, коих оказалось не мало – все они пришли «испытать удобство движения».
В 1919 году фуникулер остановил свою работу – сказались революционные годы и французская оккупация, и вновь открылся лишь 20 сентября 1926 года. Газеты писали в духе того времени: «Город возрождается. Крошечные вагончики подъёмки об этом говорят лучше всего. Она должна служить звеном своеобразной смычки рабочего города с его сердцем - портом».
Ни разу капитально не ремонтировавшись, фуникулер исправно катал желающих в теплое время года вплоть до Великой Отечественной войны. Война и фашистская оккупация не способствовали веселому времяпрепровождению, как и первые послевоенные годы. Вновь фуникулер заработал только в конце 1940-х годов, став настоящей достопримечательностью Южной Пальмиры.
К концу 1960-х ресурс был исчерпан, и в 1969 году фуникулер закрыли, как планировали – навсегда. В апреле 1970 года на его месте открыли более прозаичное средство передвижения – четырехпролетный эскалатор, над которым, для удобства отдыхающих, соорудили крышу. Интересно, что на промежуточных площадках сидели женщины-пенсионерки, единственной обязанностью которых было следить, чтобы никто не вздумал проехать в обоих направлениях. Стоимость проезда увеличилась по сравнению с фуникулером с 2 копеек до 3 копеек. Эскалатор работах до конца 1980-х, в начале 1990-х начались разного рода сложности, для преодоления которых сначала отключили, а потом и вовсе разобрали на запчасти эскалатор, работавший на спуск. Когда ремонтировать оставшийся эскалатор на подъем стало нечем, закрыли и его. Случилось это в 1997 году. В следующем, 1998 году, городские власти решили восстановить фуникулер и на это ушло довольно много лет (из-за перманентных «заморозок») – 2 новеньких вагончика на десять пассажиров каждый резво забегали 2 сентября 2005 года – в День Города. Но – ненадолго. В связи с поломкой и отсутствием денег на ремонт фуникулер был остановлен и вновь заработал лишь 20 августа 2011 года. Надолго или нет – покажет время, но для оплаты работы кондукторов с 1 ноября 2011 года с пассажиров берут плату за проезд в размере 2 гривен и не катают без полного заполнения кабины пассажирами, а предприятие «Одесгорэлектротранс», в ведении которого находится это средство передвижения, ищет спонсоров-инвесторов, готовых взять на себя расходы по эксплуатации и превратить фуникулер из убыточного в доходный. Однако, на мой взгляд, это утопия, ибо с тех пор, как Леонид Утесов в своей книге поставил точный диагноз этому чуду техники начала XX века, ничего не изменилось:
«Фуникулёр. Если в Одессе произнести это слово, никто не поймёт, о чём идёт речь - его называют «подъёмная машина». Так одесситам кажется короче и понятней… Вниз почти никто не ездит. Зачем? Спуститься по лестнице просто удовольствие. Вверх тоже не очень много желающих. Подъёмная машина не «золотое дело».»…
Обсудить на форуме На главную страницу
|
|