Одесса. Транспорт.



  Как попасть в страну.
Международный аэропорт Одесса ждет реконструкции

Международный аэропорт Одесса.

Одесский аэропорт (www.airport.od.ua) – типичный небольшой аэропорт провинциального города Советского Союза. Правда, в отличии от многих других – ухоженный. Небольшой зал ожидания, быстрые регистрация и досмотр багажа (ибо рейс Ваш будет, скорее всего, единственным) и скромный фришоп с нескромным по ценам кафе-баром рядом – все аэропортовые развлечения. Хотя нет, мне еще понравились местные автобусы, доставляющие пассажиров к трапам самолетов – почти как городские автобусы в Гаване – на основе старых советских грузовиков.
Приятного полета!
P.S. Аэропорт находится почти в городской черте, я ехал в него на такси, но ходит и маршрутка под номером 129. Телефоны аэропорта: 006 (круглосуточная справочная), 22-23-00 (информация об авиабилетах).
P.P.S. Спустя шесть лет аэропорт сильно изменился. Вернее не он, а впечатления от него. Гостей города по прилету встречает крайне недружелюбная команда таможенников и пограничников. Огромные очереди и полная неразбериха в тесном помещении (если у Вас не загранпаспорт, а обычный российский общегражданский – не забудьте заполнить иммиграционную карту!). Но это еще ничего, по сравнению с тем, что происходит при вылете. Ладно там устаревшие стойки регистрации. Ладно там замученные сотрудники. Но хамство – оно просто зашкаливает. На его фоне особенно садистским кажется плакат об усилении культуры обслуживания, на котором изображена счастливая семья, только что прошедшая пограничный контроль. На деле – те же неорганизованные очереди (из-за крайне медлительной работы пограничников), напряжение в которых доводит людей чуть ли не до драки (на моих глазах одна драка чуть не началась, причем вызванные для наведения порядка офицеры просто сказали: «разбирайтесь сами» и тихо удалились). Зато бдительно следят за тем, что бы все снимали обложки со своих паспортов. Я не очень понял, зачем это нужно, пока не увидел небольшое объявление, в котором граждан призывали быть законопослушными и не предлагать взяток пограничникам и таможенникам - заранее вынимать все денежные купюры из подаваемых паспортов. В общем не знаю, что у них там творится, но от всего этого становится противно. Особенно противно от того, что всех пассажиров тут не признают за людей и позволяют себе… Ну, про хамство я уже говорил.
Кстати, вот частный пример. Я вез в Россию лампочки. Обычные стоваттные, которые в нашей стране какой-то дурак запретил, а на Украине их еще продают свободно. Вез целую упаковку из 20 штук – прямо целиком ее и купил. Положил, естественно, в ручную кладь. И что Вы думаете? Вставшая в тот день не стой ноги сотрудница службы безопасности, просветив мою сумку, сказала, что лампочки я не имею права проносить в самолет. На мой удивленный вопрос «Где это написано?», она стала кричать (именно кричать!) «Что вам тут всё расписывать? Если для каждого расписывать, работать некогда будет! Я сказала – вынимайте!». Я отказался. Она вызвала подмогу в виде какого-то парня. Парень, понимая всю нелепость ситуации, тем не менее попросил меня не проносить лампочки в самолет и сказал, что их надо сдать в багаж. Тут мне стало интересно. Я вступил в диалог:
- Вы понимаете, что они в багаже разобьются?
- А Вы их вещами обмотайте, - нашелся он.
- Ну это же идиотизм…
- Таковы правила, - нагло соврал он.
- Как же я сдам их в багаж, если багаж уже сдан?
- А Вы вернитесь на регистрацию…
Я пошел на регистрацию. Прямо через все контрольные пункты. Что тут началось! Тот же парень подбежал ко мне с криками «Вы куда пошли???», а на мои слова «Вы же сами меня туда послали», выдал «я не послал, а направил». В общем, видя, что дармовых лампочек их смена сегодня не получит, парень вызвал начальника. Это был уже вменяемый мужчина. Понимая всю нелепость ситуации, тем не менее попросил меня не проносить лампочки в самолет, отвел в сторонку и тихо сказал:
- Сдайте их в багаж.
- Почему? Меня месяц назад во Львове с такими же лампочками пропустили.
- Не знаю. У нас авиационная безопасность. Сдайте в багаж. Так положено.
- Почему?
- Ну, они могут разбиться во время полета и поранить Вас или других пассажиров – техника безопасности…
- Скажите, а вот эти бутылки (я кивнул в сторону витрины фри-шопа, у которой мы стояли), не могут разбиться и поранить пассажиров?
- Пойдемте со мной, - только и смог грустно ответить начальник смены.
И мы пошли. Сначала – обратно через паспортный контроль. Потом на стойку регистрации, где грузчик отказался искать мой багаж в куче других сумок. Тогда мы все пошли в багажное отделение. По дороге я слушал препирания на тему, кто и с кем имеет права туда входить по новым нормативам безопасности. В багажном отделении к спорам присоединились и другие чины. Тем временем я нашел свою сумку, запихнул туда ставшие мне уже родными и крайне необходимыми лампочки и мысленно попрощался с ними, ибо поверить, что они долетят целехонькими, даже несмотря на появившуюся на моей сумке наклейку «стекло», я не мог.
Обратно в зал вылета меня также доставили под конвоем, но уже без всяких процедур досмотра. А та женщина, сидя за своим просвечивающим багаж аппаратом, уже ругалась с кем-то еще…
Не знаю, насколько Вам была интересна эта история, но, полагаю, что теперь Вы будете готовы к тому абсурду, который Вас может поджидать в аэропорту Одессы. Хочется надеется, что после вялотекущей реконструкции аэропорта и перевода пассажиропотока в новый терминал, кое-кого из сотрудников туда переводить не будут…
Да, вот еще что – чтобы добраться из аэропорта в город, местные жители, естественно, обходят стороной пристающих на выходе «бомбил», и вызывают себе такси из города по телефону. Вызов бесплатен, до центра в 2011 году довозили примерно за 60-70 гривен. Я тоже собирался вызвать по заранее припасенному телефонному номеру, но увидел справа от выхода из здания аэропорта небольшую желтую будочку с надписью «городское такси» (если не путаю). Подошел, посмотрел тарифы – всё те же 70 гривен. Заказал, тут же сел и поехал. В аэропорт, кстати, на такси доехать немного дешевле, но не существенно.
P.P.P.S. Лампочки долетели не разбившись.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Передвижение по стране.

Железнодорожный вокзал.

Я приехал в Одессу на поезде из Киева. Путь занимает около 12 часов – вечером выезжаешь, утром приезжаешь. На мой вопрос, почему так долго ехать, мне ответили, что железнодорожные пути в плохом состоянии и сильно не разгонишься. Ну ладно – тише едешь – дальше будешь.
Железнодорожный вокзал в Одессе не самый большой – всего несколько путей. Зато – симпатичный. Но не блещет информативностью информационных табло. Так что мой Вам совет – если Вы хотите попасть на поезд дальнего следования – идите на правые (если стоять лицом к платформам) перроны, если на пригородные электрички – на левые.
Если же Вы приехали в город – смело выходите на Привокзальную площадь и не обращайте внимание на таксистов, если Вы конечно не хотите переплатить раз в пять. Лучше поймайте попутную машину.
P.S. Телефон круглосуточной справочной – 005.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Передвижение по городу.

Я передвигался по Одессе на своих двоих, а на дальние расстояния – на такси. Точнее – на частниках (их здесь называют «кастрюльщиками»). 5-6 гривен за все удовольствие в пределах города. Ну, максимум 8 при проездке на совсем уже окраины.
Общественный транспорт мне показался каким-то уж слишком колоритным – эдакий Привоз на колесах – все сплошь забито людьми. Это касается и автобусов, и троллейбусов, и маршруток, которые более популярны из-за своего количества. Свободны только трамваи, как мне показалось из-за того, что ходят раз в час. Правда, вечером я видел и переполненный.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Передвижение по городу.
Одесский фуникулер

Фуникулер.
Прокатиться на одесском фуникулере мне удалось только во время своего третьего визита в город – в первый раз, в конце 1970-х, фуникулера не было, вместо него работал крытый эскалатор (в качестве воспоминаний о нем у меня сохранилась открытка), во второй раз, в 2005 году, фуникулер только готовился к запуску, а вот в третий раз, осенью 2011 года, он уже работал, причем – бесплатно – его открыли всего за несколько дней до моего приезда.
Итак, на Приморском бульваре, справа от Потемкинской лестницы, красовался небольшой стеклянный павильон, всем своим видом показывающий, что он «с иголочки». Возможно именно поэтому никакого ажиотажа вокруг него не наблюдалось – должно быть туристы и горожане еще не прознали про открытие этого вида городского транспорта.
Войдя в павильон, я встал перед выбором куда идти – направо или налево. Никаких признаков указания направления не было, касса была закрыта (впрочем, как я впоследствии узнал, это не касса, а будущий сувенирный киоск (в нижнем же павильоне планируется небольшое кафе)). Я пошел налево и оказался прав – именно к этому перрону уже подходила кабинка фуникулера. Она была почти пустая – всего два-три человека. Они вышли, я попробовал зайти, но был остановлен кондуктором-старичком: «Подождите, там очень жарко, пусть проветрится несколько минут – всё равно народа нет». «Да… - подумал я, - только открыли, а уже проблемы». Впрочем, погода стояла жаркая, железный ящик, который и представляет из себя кабину, нагревался на солнце, окна не открывались (кажется была только маленькая форточка), так что воздух внутри действительно напоминал парилку. Выкурив сигарету, кондуктор жестом пригласил меня внутрь, нажал на большую кнопку, двери закрылись, и кабинка двинулась с места. Надо отметить, что ход у нее оказался достаточно плавный, без рывков и вообще путешествие оказалось приятным. Места в фуникулере только стоячие, дорога занимает несколько минут, за окном показывают деревья, ветки деревьев, и фрагменты Потемкинской лестницы между ними. Если смотреть вперед, через «лобовое стекло», можно увидеть рельсы, нижнюю станцию на Приморской улице у Морвокзала с огромной махиной отеля над ней, и взбирающийся по второму пути вагончик-клон. Впрочем, в ту мою поездку, очевидно в виду отсутствия пассажиров, второй вагон не ходил.
Ну что, интересно? Вот и мне – не очень. Фуникулер, как фуникулер. Бывает и лучше. Вышел я из него, и пошел по своим делам, думая о том, что никакой это не общественный транспорт, а чистый аттракцион для приезжих – ведь особой практической пользы в фуникулере нет – за примерно тоже время можно подняться или спуститься пешком по Потемкинской лестнице. И еще я подумал о том, на что живут кондуктора – в смысле как им платят зарплату, если проезд бесплатный. Впрочем, я очень даже порадовался за Одессу, которая вот так запросто может себе позволить катать гостей города.
Через несколько дней я вновь проехался на фуникулере. На входе уже стояла небольшая очередь, и, когда кабина подошла, все пытались ринуться в нее. Все, кроме меня – я уже знал, что перед посадкой будет «проветривание». И, действительно, кондуктор (на этот раз была бабушка), шуганула нетерпеливых и открыла настежь двери. «Вам надо молоко давать за вредность» – сказал я ей, ощутив как из вагона «дыхнуло» раскаленным воздухом. «Да где его сейчас возьмешь, это молоко! – с укоризной ответила мне старушка. – Везде же не молоко, а сплошной элемент Менделеева!». Она горестно вздохнула и пригласила всех в кабину. Я занял место у окна, насладился видом, и отправился на Морвокзал.
Погуляв там, я решил, что «в город» надо бы тоже подняться на фуникулере. Но, не тут-то было – на нижней станции собралась огромная очередь желающих, и по ее длине было видно, что подняться вверх все смогут только за два-три рейса. Ждать я не хотел, поэтому «в город» попал на своих двоих – привычным путем по Потемкинской лестнице…
Ну ладно, не знаю, насколько было полезно Вам ознакомиться с моим личным опытом, а вот с историей всегда полезно знакомиться…
Впервые планы строительства фуникулера, обеспечивавшего праздной публике легкий доступ от пристани на Приморский бульвар, готовы были воплотиться в жизнь в 1880 году, но потерпели финансовое фиаско. К идее вернулся в 1895 году инженер Пятницкий, подав в городскую Управу прошение о разрешении сооружения и эксплуатации «механического подъемного пути». Городские власти одобрили прошение и объявили конкурс на лучший проект. Но конкурс фактически провалился – лишь из Парижа пришли эскизы, сразу выдавшие факт полного незнания французами реальной местности. Таким образом, конкурентов у Пятницкого не нашлось и он приступил к работе. В 1900-1902 годах на склоне развернулось строительство, результатом которого стали одноколейный рельсовый путь длиной около ста метров с разъездом посередине и переходным мостиком над ним, деревянный ажурный павильон на бульваре, каменное здание с кассой, перроном и конторой на Приморской улице, небольшая электростанция, два доставленных из Парижа вагончика на 35 пассажиров каждый и 300 калильных ламп и дуговых фонарей для освещения дороги. Всё это хозяйство торжественно открыли 21 июня 1902 года и вагончики подъемной машины (так изначально называли одесский фуникулер) уже на следующий день стали перевозить пассажиров, коих оказалось не мало – все они пришли «испытать удобство движения».
В 1919 году фуникулер остановил свою работу – сказались революционные годы и французская оккупация, и вновь открылся лишь 20 сентября 1926 года. Газеты писали в духе того времени: «Город возрождается. Крошечные вагончики подъёмки об этом говорят лучше всего. Она должна служить звеном своеобразной смычки рабочего города с его сердцем - портом».
Ни разу капитально не ремонтировавшись, фуникулер исправно катал желающих в теплое время года вплоть до Великой Отечественной войны. Война и фашистская оккупация не способствовали веселому времяпрепровождению, как и первые послевоенные годы. Вновь фуникулер заработал только в конце 1940-х годов, став настоящей достопримечательностью Южной Пальмиры.
К концу 1960-х ресурс был исчерпан, и в 1969 году фуникулер закрыли, как планировали – навсегда. В апреле 1970 года на его месте открыли более прозаичное средство передвижения – четырехпролетный эскалатор, над которым, для удобства отдыхающих, соорудили крышу. Интересно, что на промежуточных площадках сидели женщины-пенсионерки, единственной обязанностью которых было следить, чтобы никто не вздумал проехать в обоих направлениях. Стоимость проезда увеличилась по сравнению с фуникулером с 2 копеек до 3 копеек. Эскалатор работах до конца 1980-х, в начале 1990-х начались разного рода сложности, для преодоления которых сначала отключили, а потом и вовсе разобрали на запчасти эскалатор, работавший на спуск. Когда ремонтировать оставшийся эскалатор на подъем стало нечем, закрыли и его. Случилось это в 1997 году. В следующем, 1998 году, городские власти решили восстановить фуникулер и на это ушло довольно много лет (из-за перманентных «заморозок») – 2 новеньких вагончика на десять пассажиров каждый резво забегали 2 сентября 2005 года – в День Города. Но – ненадолго. В связи с поломкой и отсутствием денег на ремонт фуникулер был остановлен и вновь заработал лишь 20 августа 2011 года. Надолго или нет – покажет время, но для оплаты работы кондукторов с 1 ноября 2011 года с пассажиров берут плату за проезд в размере 2 гривен и не катают без полного заполнения кабины пассажирами, а предприятие «Одесгорэлектротранс», в ведении которого находится это средство передвижения, ищет спонсоров-инвесторов, готовых взять на себя расходы по эксплуатации и превратить фуникулер из убыточного в доходный. Однако, на мой взгляд, это утопия, ибо с тех пор, как Леонид Утесов в своей книге поставил точный диагноз этому чуду техники начала XX века, ничего не изменилось:
«Фуникулёр. Если в Одессе произнести это слово, никто не поймёт, о чём идёт речь - его называют «подъёмная машина». Так одесситам кажется короче и понятней… Вниз почти никто не ездит. Зачем? Спуститься по лестнице просто удовольствие. Вверх тоже не очень много желающих. Подъёмная машина не «золотое дело».»…

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Передвижение по городу.
«Сказочный тоннель» в санатории «Магнолия» иногда называют «Одесским метро»

Одесское «метро».
В принципе, это «метро» логичнее было бы отнести к достопримечательностям города, а не к его транспорту, но, всё-таки, это же Одесса…
Итак, самое короткое безпоездное «метро» в мире находится в Одессе и называется «Сказочный тоннель». Его длина составляет 200 метров и оно неглубокого заложения – максимум – 20 метров. У этого «метро» всего две «станции» (практически как у тюнеля в Стамбуле (см. описание в разделе «Турция/Стамбул/Транспорт/Тюнель»)) - верхняя - 7-й корпус санатория «Магнолия» с выходом на Французский бульвар, и нижняя - пляж «Дельфин», выход к морю. Между «станциями» курсируют два стареньких советских лифта (на самообслуживании, но перепутать направление движения трудно – на панели управления всего две кнопки).
Режим работы «метро» – только в туристический сезон и только по желанию администрации санатория и билетерши (например в дождь она может всё закрыть и уйти отдыхать).
Стоимость проезда в одну сторону в 2010 году составляла 2 гривны, в 2011 – 5 гривен. Оплата производится у той самой билетерши, сидящий с подружками у входа в тоннель со стороны пляжа. Проживающим в санатории «Магнолия» выдают бесплатный «проездной» – карточку гостя (у меня как раз и был такой). Льготным категориям граждан - скидки по предъявлению удостоверения.
Ну да ладно – хватит общей информации, давайте лучше прокатимся на этом метро. Найти вход на верхнюю станцию не так уж и просто, но вполне можно. Для этого надо войти на территорию санатория «Магнолия», обойти главный корпус слева, пройти по дорожке в сторону моря, и, заметив заброшенный фонтан с дельфином, повернуть направо. Стеклянная стена с обветшалой надписью «Лифт к морю» – это то, что Вы ищите. Входим в дверь и попадаем… Видимо в фильм «Гостья из будущего» – всё вокруг середины 1980-х годов – и серая плитка, и кнопки вызова лифта, и сами лифты-вагоны. Пара десятков секунд – и Вы перемещены. Двери лифта распахнутся, на Вас дыхнет смесью сырости подземелья и морской соли. Преодолев небольшой тамбур, выходим в самое интересное место «метро» – тоннель. «Сказочным» он называется потому, что его стены декорированы мозаиками с сюжетами из различных сказок, и цитатами классиков о море. На смену рыбаку и золотой рыбке приходит Ихтиандр, трубящий в рог, 33 богатыря в количестве пяти штук шествуют из волны, какие-то скоморохи безобразничают на большой лодке, и всё это перемежается целыми секторами с увлекающими Ваш взгляд вдаль замысловатыми узорами, отдаленно напоминающими арабские. А если добавить к этому отчего-то разный цвет освещающих тоннель люминесцентных ламп, довольно ощутимую прохладу даже в сильную жару, то иллюзия перемещения в пространстве-времени гарантирована. К концу своего путешествия я уже мало сомневался, что вот-вот из глубины выйдет Вертер и потребует заполнить какой-нибудь формуляр. Но Вертер не вышел, вместо этого я, пройдя через неработающие турникеты (а какое же метро без них!), оказался на воле. Предъявив недовольной бабушке-билетерше свой «проездной» (от него бабушка стала еще больше недовольной – потеряла бакшиш), я прошел под огромными деревьями и вышел на трассу Здоровья, аккурат над пляжем «Дельфин». Кстати, из-за этих деревьев вход и на «нижнюю станцию» не слишком заметен. Впрочем, в часы работы «метро» у дороги выставляют самодельную рекламу, так что просто будьте внимательны.
Ну что, прокатились? Понравилось? Мне – таки да. Казалось бы – что необычного может быть в этом виде транспорта, а одесситы придумали же что-то свое. Будет жаль, если после реконструкции санатория «Магнолия», о которой стали поговаривать, этот милый аттракцион не будет больше доставлять удовольствия курортникам…
Что же касается настоящего, не сказочного, метро, то, как и положено всем советским городам-миллионикам, оно должно было появиться и в Одессе. К середине 1980-х проект был полностью готов (если не путаю, его создали ленинградские метростроевцы). Предстояло построить две линии с единственной пересадочной станцией в районе железнодорожного вокзала (первая очередь планировалась к запуску в начале 1990-х годов). В соответствии с популярной в те годы тенденцией, под землей пути должны были пройти лишь в центре города, а ближе к окраинам – по поверхности. Было выделено необходимое финансирование, однако из-за технических сложностей (связанных, среди прочего, и с «хлипким» одесским грунтом, изъеденными, к тому же, тоннелями катакомб, из-за которых метро надо было прокладывать очень глубоко) реализация проекта была отложена на неопределенный срок. Ну, а потом, вместо срока наступили неопределенные времена и метро так и не начали строить. В наше время периодически появляются разного рода прожекты на эту тему, но все они остаются на бумаге. А метро Одессе просто необходимо. И «Сказочным тоннелем» дело не должно ограничиваться. Я хоть и не одессит, но вполне прочувствовал это на себе.

Обсудить на форуме
На главную страницу






География посетителей