Одесса. Самое главное.

Яндекс.Погода
Южная Пальмира или Жемчужина у моря.

Памятник градоначальнику Одессы герцогу Эммануилу Осиповичу де Ришелье

Вечер. Мы идем с мамой по пляжу. Я знаю – зачем. За лакомством. Наконец, останавливаемся. Мама входит в море, я – за ней. Она зачерпывает в эмалированную железную кружку соленую воду и дает мне. Я жадно пью. В кружке плавают две черные грязинки, напоминающие чаинки. Вкусно! Я первый раз на море. Мне пять лет.
Утро после шторма. Мы идем с папой вдоль воды. Рассматриваем, что выбросило на берег. Среди перекрученных водорослей и грязной пены притаилась чья-то туфля. Кусок резинового мячика. Большая деревянная коробка. Это – настольный портсигар. Он немного покарябан, но вполне ничего. Мы несем этот трофей домой. Он и сейчас украшает квартиру моего отца.
Вот такие у меня детские воспоминания о первой поездке на море. На Черное море. В Одессу. Потом было много других городов, морей, но я всегда помнил свое первое. И всегда пробовал на вкус воду других морей. Наверное – как дань уважения моему детству.
И вот я снова стою на одесской земле. Стою у Дюка и смотрю на море. Рядом – сумка. Я приехал на Приморский прямо с вокзала. Здорово, что я снова в Одессе!
Впрочем, долой сантименты, пора к делу.
Итак, Одесса. Очень симпатичный и гармоничный город, во многом благодаря тому, что застраивался во время расцвета стиля барокко и изначально имел продуманный план. Так что прогулки по ее улицам доставят Вам настоящее удовольствие.
Если говорить об одесских жителях, то я испытывал перед ними некоторое смущение и стеснение – весьма наслышан об их острых языках. Короче, я предпочел наблюдать их со стороны. А со стороны они довольно забавны. Взять, хотя бы, разборки на дорогах во время пробок. Разве что самый ленивый водитель или прохожий не устроит какой-нибудь скандальчик. Да еще и родственников пригласит. Впрочем, надо отдать одесситам должное, все это происходит без злобы, а больше походит на игру молодых лисят или волчат – пощипают друг друга и получат обоюдное удовольствие.
Что касается обычного туристического быта, то в Одессе он развит как-то неравномерно. Например кафе, ресторанчиков, магазинов в городе предостаточно. Но зато – полное отсутствие информационного поля – ни номеров домов, ни названий улиц (за исключением центральных), ни схем общественного транспорта Вы в Одессе не найдете. Впрочем, зачем это одесситам? У них ведь язык есть, а он и до Куяльника доведет.
Ехать в Одессу, что бы отдыхать на ее пляжах, дело тоже неблагодарное – ну представьте себе, какие могут быть пляжи в промышленном городе. А те оазисы песка и моря, что специально оставили для купания, сплошь окружены санаториями и домами отдыха, принимающими курортников как на конвейер.
Нет, ехать в Одессу надо за Одессой. За ее улицами и парками, оврагами и лиманами, домами и горожанами. А в качестве отдыха от всего вышеперечисленного и купнуться можно. Только – рано утром. Пока конвейер не доставил на пляж отдыхающих.
Если Вам интересно, что же такого мне встретилось в Одессе, что я так полюбил ее, Вы можете прочитать описания ее достопримечательностей и посмотреть фотографии в разделе «Украина/Одесса/Достопримечательности», а если Вы ищите более полезную в путешествии информацию, то можете порыться и в других разделах, куда я тоже кое-что накидал, но не судите меня строго, ибо «вся Одесса очень велика…»
P.S. Спустя еще шесть лет, в сентябре 2011 года, я опять оказался в Одессе. Довольно случайно – спонтанная такая поездка получилась. Я пошатался по Дерибасовской и Приморскому, пару раз заглянул на Привоз, прогулялся по Молдованке, посетил катакомбы в Нерубайском и дельфинарий на Ланжероне, покатался на колесе обозрения в парке Шевченко, совершил поездку на одесском «метро» (см. раздел «Украина/Одесса/Транспорт/Одесское «метро»»), прогулялся по Французскому и Трассе здоровья до Аркадии, побывал в Белгороде-Днестровском. Но не это главное. Я увидел новую Одессу. С ее недостроенными из-за кризиса или простого воровства псевдоэлитными небоскребами, с ее поделенными между разными фирмочками пляжами, с заполонившими ее улицы гастарбайтерами и маловоспитанными туристами, с ее плакатами «обещали – сделали», прославляющими очередного мэра, с ее дорожными пробками и машинами, не дающими прохода не только на проезжей части, но и на тротуарах (см. раздел «Украина/Одесса/Неприятности/Машины»), а главное – с ее озлобившимися от постоянного обнищания жителями. Простой пример – чего стоит сценка на Соборной площади, очень напоминающая финал эпизода про «Межпланетный шахматный турнир» из «Двенадцати стульев», когда двое шахматистов остервенело кричат чуть ли не матом на всю площадь и уже готовы побить друг друга только из-за того, что кто-то из них неправильно коснулся фигуры на доске. И это вроде воспитанные люди – шахматисты. Что уж говорить о других…
В прошлой раз я всего это не наблюдал. Говорят, этого и не было. А в этот раз я даже уезжал из Одессы с удовольствием – так мне надоело повсеместное хамство и жлобство. Но уезжал без каких-либо претензий к городу. Уезжал, думая, что и эти времена город благополучно переживет, что останется то хорошее, что и сейчас видно (отреставрированные здания, восстановленные церкви, новые интересные памятники), что вся эта отвратительная мутная пена будет смыта с него, как это бывало уже не раз. Главное, что бы шторм был не очень сильным…
Ну, а напоследок, как обычно, немного истории…
На месте нынешней Одессы, вблизи Хаджибейского и Куяльницкого лиманов, существовали с V-III веков до нашей эры греческие поселения - две гавани, Истриянская и Исиакская, а к северо-востоку, у Тилигульского лимана, было селение Одесос. Греки поддерживали дружественные отношения с полудикими местными племенами скотоводов, обосновавшимися здесь еще в незапамятные времена и главными хозяевами - скифами. В начале нашей эры греков сменили римляне, но не надолго - в III-IV веках поселения эти были уничтожены прибывшими из Азии сарматами, позже – готами, а затем и гуннами, полностью уничтожившими следы античной культуры, и долгое время местность была практически необитаема. Но в конце VII века сюда пришли изгнанные с Северного Кавказа тюрки и их хан Аспарух в низовье Дуная основал новую Великую Болгарию. Им на смену пришли славянские племена, завоеванные в 1237-1239 годах татаро-монголами Батыя. После утраты Золотой Ордой своей силы, земли эти отходят к Великому княжеству Литовскому и здесь, наконец, вновь возникает постоянное поселение - Качибей, первое упоминание о котором относится к 1415 году. Позже оно было разрушено турками, но вскоре было ими восстановлено под названием Хаджибей и концу XV века стало уже значительным торговым городом, входившим в Крымское ханство. С конца XVII века в Хаджибее турки стали держать небольшую флотилию и в 1764 году построили здесь небольшую крепость Ени-Дунья («Новый Свет»).
В 1769 году на Хаджибей напали запорожцы, но кроме разграбления окружающих местностей ничего не достигли, равно как и в последующие годы. После 1772 года турки еще более укрепили Хаджибей, и взять его нашим войскам в 1789 г. было довольно трудно. Когда война закончилась Хаджибей по Ясскому мирному договору 1791 года вошел в состав Российской империи.
Первоначально предполагали из Хаджибея сделать поселение для моряков, но в 1793 году здесь была устроена крепость, а в августе 1794 года в Хаджибее под руководством А. В. Суворова и Дерибаса начала создаваться морская гавань. Ну, а в 1795 году Хаджибей был переименован в Одессу.
Личности столь любимого в Одессе Дерибаса я позволю себе посвятить несколько отдельных строк.
Родился Рибас (Ribas) Хосе де, Дерибас (De Ribas) Осип (Иосиф) Михайлович 6 июня 1749 года в солнечном Неаполе, хотя по национальности был испанец – его отец родом из Барселоны. Выбрав карьеру военного, он с 1765 по 1769 годы служил в неаполитанской армии, а в 1772 году произошли исторические для Одессы переговоры между ним и графом Орловым, в результате которых русская армия приобрела нового офицера, а Одесса – своего будущего благодетеля.
Незаурядный талант способствовал быстрому продвижению Дерибаса по служебной лестнице. Впрочем, войны этому тоже способствовали. Дерибас участвовал в русско-турецких войнах 1768-74 и 1787-91 годов. А в 1789 пошел на военную хитрость - предложил поднять затопленные турецкие корабли и усилить ими русскую Черноморскую флотилию. Но для нас более интересен тот факт, что Хосе де Рибас командовал авангардом при взятии Хаджибея и Аккермана в том же 1789 году. Именно с этого момента можно отсчитывать историю русской Одессы. Но тогда еще никто не помышлял о создании самого красивого южнорусского города – был разгар войны. А ее исход намного зависел от штурма турецкой крепости Измаил. И тут наш герой не был в стороне от событий – он предложил одобренный А. В. Суворовым план штурма Измаила и сам командовал гребной флотилией и десантными отрядами при его штурме.
После войны Хосе, вернее уже Осип, решил построить так тепло принявшим его русским порт на Черном море. И в качестве основы выбрал знакомый им Хаджибей и его залив. В 1793 году он составил и утвердил план строительства, и, будучи главным начальником порта, руководил его постройкой. Ну а какой порт без города? Вот и стал Дерибас активно участвовать в строительстве Одессы с 1794 по 1797 годы. Теперь понятно, почему главная улица города носит имя Дерибасовской.
Сам же Осип Дерибас стал в 1799 году адмиралом, но вскоре (12 декабря 1800 года) скончался в Петербурге.
А тем временем (с 1805 по 1825 годы) Одесса уже являлась административным центром всего Новороссийского края, здесь располагалась резиденция генерал-губернаторов - А. Э. Ришелье, М. С. Воронцова и других.
О них и поговорим. Герцог Ришелье (Richelieu) Арман Эмманюэль дю Плесси (du Plessis) был французом. Родился 14 сентября 1766 года в самом Париже. Поступил добровольцем в русскую армию и участвовал в том самом известном штурме Измаила, за храбрость в ходе которого получил золотую шпагу. Затем вернулся в родную Францию, но там уже было все по другому… Ярый приверженец монархии, Ришелье бежал из залитой кровью революции Родины в 1791 году. А в 1795 году добрался и до России, ставшей ему второй Родиной. И вот, наконец, в 1803 году его судьба навсегда переплелась с судьбой Одессы – он стал ее градоначальником, а в 1805-1814 годах совмещал эту должность с генерал-губернаторством Новороссийского края. Именно он сделал из Одессы столицу Новороссии, прославил ее как Южную Пальмиру.
Он был настоящий «мэр-строитель» – вовсю содействовал превращению Одессы в крупный торговый город, быстрому заселению и хозяйственному освоению всего Северного Причерноморья, не забывая при этом обращать внимание на развитие русско-французских торговых связей.
Но вот в 1814 году во Франции была реставрирована монархия и Ришелье поспешил на помощь Бурбонам, при которых стал весьма значительной политической фигурой – премьер министром в правительстве Людовика XVIII. Умер он в родном Париже 17 мая 1822 года. Не знаю, помнят ли имя Ришелье во Франции, но для одесситов он является настоящим кумиром – памятник ему был установлен в 1828 году на главной площади города и одна из центральных улиц носит его имя. А еще говорят, что когда он покидал Одессу, то благодарные горожане выпрягли из его кареты лошадей и сами тянули ее до городской заставы… А еще, а еще… А еще именно он привез в город белые акации…
Имя другого генерал-губернатора носит построенный им дворец на Приморском бульваре – Воронцовский. Дворец этот был свидетелем пышных балов и важных заседаний в уже набравшей светскую силу Одессе. Хозяин же его, Воронцов Михаил Семенович, родился 30 мая 1782 года в семье князей Воронцовых. Судьба его в начале XIX века зеркальна по отношению к судьбе Ришелье – пока первый обустраивал Одессу, второй в это время командовал русским оккупационным корпусом во Франции, занявшим Париж после победы над Наполеоном. Возможно, Ришелье и Воронцов даже встречались в Париже после возвращения туда Ришелье.
Должность новороссийского генерал-губернатора Воронцов получил в 1823 году и пробыл на этом посту, блестяще, кстати, выполняя свои обязанности, до 1844 года, когда был направлен на Кавказ усмирять горцев и обустраивать кавказские города (о некоторых достижения на этом поприще Вы можете прочитать в разделе «Россия/Кисловодск/Самое главное/Кислые воды» на этом сайте).
Одесса же жила дальше. Во время Крымской войны 1853-56 русские войска и жители города отразили попытки англо-французов высадить десант и захватить город.
Быстрому росту города способствовало расширение внешней торговли, объявление Одессы порто-франко (офшорной зоны) при приемнике Ришелье – Ланжероне (статус этот Одесса удерживала с 1819 по 1859 годы), строительство в 60-70-х годах XIX века железной дороги, связывшей Одессу с крупнейшими городами Европы и России. Ну а одесский порт по товарообороту уступал только петербургскому. Сама же Одесса в конце XIX века была четвертым по численности населения городом Российской Империи (после Санкт-Петербурга, Москвы и Варшавы).
В 1905 году Одесса являлась одним из центров революционной борьбы - в июне и октябре 1905 происходили стачки, вооружённые столкновения с полицией и войсками, а в ночь на 15 июня на одесский рейд прибыл восставший броненосец «Потёмкин».
Советская власть была установлена 30 января 1918 года, но не надолго - с марта по ноябрь город был уже оккупирован австро-германскими войсками, а с ноября 1918 года по апрель 1919 года - англо-французскими. Но и на этом чехарда властей не закончилась - в августе 1919 года Одесса захвачена деникинскими войсками, а в феврале 1920 года сюда вновь пришла советская власть. Это было время Бени Крика…
Прославился город и во время Великой Отечественной войны - героической обороной, когда был дан известный приказ не оставлять город до последней возможности. Было начато создание оборонительных рубежей: передового в 20-25 км от Одессы, главного в 10-14 км, прикрытия города в 6-10 км и уличных баррикад. Для защиты Одессы с моря и артиллерийской поддержки войск был сформирован отряд кораблей во главе с крейсером «Коминтерн». До 10 августа 1941 года войска Приморской армии вели бои на дальних подступах к Одессе, а затем отошли на передовой рубеж. 13 августа врагу удалось полностью блокировать Одессу с суши, отрезав её от войск Южного фронта. Защитники Одессы, проявляя невиданный героизм и самопожертвование, стойко отражали наступление противника. «Изрытые лиманы, поникшие каштаны, красавица Одесса под вражеским огнем…»
Но не смотря на все усилия кольцо сужалось. 30 сентября вышел приказ «храбро и честно выполнившим свою задачу бойцам и командирам Одесского оборонительного района в кратчайший срок эвакуировать войска Одесского района на Крымский полуостров» и советские войска покинули Одессу. «Изрытые лиманы, поникшие каштаны, и тихий скорбный шепот приспущенных знамен – в глубокой тишине, без трубы с барабаном, Одессу оставляет последний батальон. Хотелось лечь, прикрыть бы телом, родные камни мостовой, впервые плакать захотел он, но комиссар обнял его рукой – «Брось, Мишка, брось! Ты – одессит Мишка, а это значит, что не страшны тебе не горе не беда. Ведь ты моряк, Мишка, моряк не плачет и не теряет бодрость духа никогда…»
С 16 октября 1941 года по 9 апреля 1944 года она была оккупирована немецко-румыно-фашистскими войсками, нанёсшими городу огромный ущерб и погубившими тысячи ее жителей, особенно - евреев. В период оккупации базой для действий партизан служили известные в истории города катакомбы, образовавшиеся на месте добычи известняка для строительства.
Освобождали Одессу не менее героическими усилиями и 10 апреля 1944 года «спокойные лиманы, зеленые каштаны еще услышат шелест развернутых знамен, когда войдет обратно, походкою чеканной, в красавицу Одессу усталый батальон. И уронив на землю розы в знак возвращенья своего, парнишка наш не сдержит слезы, но тут никто не скажет ничего…»
После войны Одесса быстро восстановилась и стала одним из самых наиболее живописно расположенных и благоустроенных городов СССР и любимых мест отдыха всех советских граждан.
Сегодня Одесса - центр Одесской области независимой Украины, главные ее морские ворота, в городе насчитывается 1 миллион 96 тысяч жителей.
Остается добавить, что в городе в разное время жили и работали выдающиеся учёные И. И. Мечников, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, Н. И. Пирогов, В. П. Филатов, писатели А. С. Пушкин, А. Мицкевич, Н. В. Гоголь, А. И. Куприн, М. Эминеску...
Уф… Все.

Обсудить на форуме
На главную страницу






География посетителей