Мальдивы. Транспорт.



  Как попасть в страну.
Международный аэропорт имени Ибрагима Насира занимает отдельный остров

Международный аэропорт имени Ибрагима Насира.
Описание здесь скоро появится.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Передвижение по стране.
Вид на гидропорт Мале с гидроплана

Гидропланы.
Гидропланы De Havilland Canada DHC-6 Twin Otter канадского производства являются основным способом передвижения туристов на Мальдивах (за исключением нескольких соседних с Мале островов, куда добираются на скоростных катерах или паромах). Альтернативы, конечно, есть, но, как правило, редкий турист захочет пуститься в многочасовое плавание на обычном рейсовом пароме, да еще с пересадкой (ибо паромы ходят только на обитаемые, а не «отельные» острова, причем даже если «отельный» остров расположен в нескольких сотнях метров от жилого, чтобы добраться до него самостоятельно, еще надо потрудиться). Поэтому туристы летают. Так быстрее, интереснее и красивее. Да и, возможно, дешевле, если учесть соотношение стоимости времени хождения на пароме к стоимости оплаченного отеля, которая в это время просто прогорает впустую. Хотя, конечно, стоит и оговориться – не всегда быстрее – если Вам требуется перелететь из одного отеля в другой, то делать это придется через Мале, как ни крути. А на это может уйти и пять, и шесть часов в общей сложности. Да есть и другие нюансы, о которых поведаю чуть ниже. Про интересность тоже аргумент сомнительный, если Вы летите далеко не в первый раз – раз на четвертый Вы начинаете относиться к подобному приключению, как к обычной поездке на маршрутке (ну или на чем Вы там обычно передвигаетесь). Да и про красоту можно сказать тоже самое – Мальдивы – страна большая, погода там переменчивая, и Вы запросто можете провести весь полет среди серых туч, взирая с высоты на безрадостный океан. И даже цветастый Мале покажется Вам в этом случае потускневшим набором грязных детских кубиков. Ну да ладно, хватит лирики, приступаю к более практическим вещам, которые, надеюсь, помогут Вам получить максимум удовольствия от этого дорогого развлечения (подчас даже дороже самого перелета на Мальдивы), а главное – подготовиться морально к возможным неприятностям.
Итак, по порядку. Вы прилетели в Мале. Прошли все необходимые пограничные формальности. Получили багаж, вышли из зала прилета международного аэропорта в его вестибюль. Дальше возможны два варианта – если Вы летите организованно, по путевке, скорее всего Вас будут встречать с соответствующей табличкой представители отеля или турфирмы, которые берут на себя дальнейшие хлопоты по оформлению Вашего рейса на гидроплане. Если Вы летите как самостоятельный путешественник, то Вам среди десятков стоек различных отелей, предстоит найти свою, пройти идентификацию у сонного сотрудника, и далее… Далее, пути самостоятельных и организованных туристов вновь сходятся – им предстоит поход под патронажам представителя отеля (а иногда и самостоятельно) в соседний зал – к одной из нескольких стоек (кажется их три) регистрации компании Trans Maldivian Airways (TMA) (www.transmaldivian.com). Отмечу, что никаких билетов при этом у Вас быть не должно – они все электронные и для регистрации Вам нужен лишь паспорт. Регистрация на рейс проста донельзя – даете паспорт, взвешиваете багаж (в том числе и всю ручную кладь), багаж сдаете, получаете посадочный талон и идете к выходу, причем к выходу в зале прилета, то есть через весь небольшое аэропорт. Вам предстоит трансфер в один из трех терминалов гидропорта – A, B или C, расположенных по другую сторону взлетного поля. Если Вы организованный турист, Вас скорее всего за руку проводят в чартерный автобус, курсирующий между международным терминалом аэропорта и указанными терминалами аэропорта, если Вы сами по себе, то этот путь до автобуса, скорее всего, проделаете сами. Если возникнут трудности – обращайтесь к сотруднику, стоящему у выхода – он проверит Ваш посадочный талон (чтобы уточнить нужный терминал) и ткнет в место у входа, где следует ожидать автобус. Всё. На этом все Ваши предвкушения райского отдыха и ощущения себя эдаким избранным должны закончиться. Потому как подъедет обычный небольшой корейский автобусик, причем, если не повезет, состояние у него будет ровно таким же, какое у его собратьев, курсирующих по МКАД до «Ашанов», а если повезет, то салон будет чуток поновее. Кондиционер будет в любом случае. Полного заполнения водитель ждать не будет, напротив, поспешить уехать, так что не зевайте. Впрочем, через несколько минут всё равно приедет следующий автобусик…
Вас повезут вокруг взлетно-посадочной полосы, так что из окна (садитесь с левой стороны) Вы сможете увидеть кусочек Мале. Если на взлет или на посадку в это время будет заходить самолет, то Вам придется постоять у закрытого шлагбаума, так как часть дороги проходит на линии взлета-посадки. Затем Вы увидите мрачные стены базы мальдивских ВВС, а вскоре и первая остановка – терминал А. Подъехав к его входу, водитель показывает пассажирам самодельную табличку «TERMINAL A», кому надо – выходят, кому надо – едут до следующих терминалов (игра с табличкой там повторяется).
В чем разница между терминалами? В первую очередь – в размерах – «C» – самый большой, «B» – самый маленький. А вот в терминале «А» больше всего места занимает не общий зал ожидания, а отдельные, а-ля VIP – принадлежащие конкретному отелю или сети отелей. Там есть кондиционер, диванчики, туалет, буфет, бесплатный WiFi, если повезет – выход на балкон, откуда открывается вид на гавань со снующими гидропланами, образующими настоящие пробки при выходе из оной. В общем, если у Вас приличный отель, то Вы ненадолго вновь вернетесь в мир роскоши и элитарности…
Ах да – чуть не забыл – сразу при входе в терминал Вас встретит его сотрудник, отведет на стойку регистрации, где Ваш посадочный талон проверят, и, если повезет, скажут примерное время вылета. Точное не скажет никто, потому что… Ну, об этом еще чуть ниже.
Итак, в каком бы терминале Вы не ожидали вылета, к Вашим услугам небольшой магазинчик всяких туристических безделушек (какими бы высокими Вам не показались цены, на Вашем острове они будут еще выше), кафетерий с невнятным набором закусок и напитков, не совсем чистые туалеты, ну и собственно общий зал ожидания (если Вы не попали в отдельный). Время начинает медленно тянуться. До посадки может пройти и час, может и два, может и больше. Топать ногами, ходить уточнять время вылета у персонала, ругаться, портить настроение себе и окружающим, всё это бесполезно. Полетите тогда, когда прилетит Ваш гидроплан. Когда он это сделает – неизвестно, ведь он летает где-то между островами, подбирая туристов, которым надо в ближайшее время попасть в аэропорт. А даже если и прилетит, это еще ничего не значит – ведь не один же Вы собрались на свой остров, если и другие желающие. А они может еще только подлетают к Мальдивам на своем «Боинге» или «Аэробусе». Ах, только Вам одному надо сегодня попасть в Ваш отель? Ну, не беда – мы же не будем для Вас одного гонять самолет в такую даль, мы других пассажиров по соседним островам развезем. Сейчас только план полетов составим… Ну, впрочем, это я уже загнул – весь план полетов на день составляется с 18:00 до 19:00 предыдущего дня по заявкам, поступающим в TMA от всех отелей страны. Диспетчера составляют оптимальные логистические маршруты – кого, куда и в какое время нужно доставить. Вернее – кого, куда и ДО какого времени нужно доставить. Да и оптимальны эти маршруты только с точки зрения TMA, а вовсе не туристов. Так что не удивляйтесь, что Вас поднимут в пять утра и посадят на гидроплан в полседьмого, даже если Вы покидаете страну только ближе к вечеру – просто Ваш гидроплан должен забрать по пути с соседнего острова какого-нибудь более счастливого туриста, которому улетать в полдень. В общем, при составлении графика полетов предпочтение отдается тому, кому надо улетать из Мале, т.е. кого надо забрать из отеля, а только потом смотрят, есть ли кто-то, кого можно прихватить в этот отель из Мале, чтобы не гонять самолет порожняком. Ладно бы всё так и было, с этим еще можно было бы смириться, если бы спланированное накануне расписание соблюдалось. Так ведь нет – непосредственно перелет – это не самое слабое место расписания, тут есть и другие причины, почему самолеты могут опоздать и на час, и больше, но и об этом ниже, если Вы еще не устали читать.
В общем, надеюсь, Вы поняли – что для Вас впервые, для сотрудников аэропорта – повседневная работа, поэтому к нервным туристам они уже привыкли, отвечают на все их выпады дежурными улыбками, да, впрочем, больше ничем помочь и не могут – они сами знают только примерное расписание, ну и точный маршрут самолета. По крайней мере можете узнать, повезут ли Вас напрямую, или по дороге Вы будете залетать в разные отели, оставляя там более счастливых (или менее – как посмотреть) случайных попутчиков.
Но не будем забегать вперед. Сначала надо еще в самолет сесть, тем более, что Вас уже зовут. В гостиничном зале это сделает его администратор и проводит Вас до выхода на посадку, в общем зале его сотрудник периодически выкрикивает следующий рейс. Выход на посадку – это либо небольшой зал (в терминале «А»), либо отдельная клетушка, очень напоминающая «отстойник» в старых советских аэропортах (терминал «С»). Как бы то ни было, куковать Вам там еще минут двадцать, пока не пригласят собственно на посадку. Вас с попутчиками проведут (в случае дождя дадут зонтик, в случае палящего солнца Вы должны позаботится о себе сами) до нужного причала (да-да – именно так называют место стоянки гидропланов, которые во всем мире принято считать летающими кораблями, а не плавающими самолетами) по большому деревянному помосту, изъеденному соленой водой и вообще выглядещему не слишком презентабельно, и остановят возле нужного гидроплана. К этому времени в его хвостовую часть уже будет закидан багаж всех пассажиров. Дальше между сотрудниками аэропорта и капитаном водно-воздушного судна пройдет обмен формальностями, и всех пассажиров по очереди попросят в самолет. При входе один из членов экипажа (а их трое – пилот, его помощник и стюард) отберет у Вас всю громоздкую ручную кладь и покидает в хвост. Вы же займете понравившееся (если будете порасторопнее) или оставшееся (если зайдете последним) место в неудобном раздолбанном кресле в грязном обшарпанном салоне (кстати, эта грязь и обшарпанность присуща даже гидропланам с персональным ВИП-салоном, если Вы вдруг захотите им воспользоваться). Сразу хочу обратить Ваше внимание на то, что в гидроплане De Havilland Canada DHC-6 Twin Otter (в который Вы скорее всего и попадете), наилучшими являются места во втором ряду – их окна в наименьшей степени закрываются всякими деталями самолета – крыльями, винтами, моторами, стойками, поплавками и пр. Так же рекомендую обратить внимание на положение Солнца на Вашем маршруте – если Вы сядете так, что оно всю дорогу будет светить Вам в окно, фотографии получатся гораздо хуже, нежели если Вы займете место у окна не против Солнца. Как узнать, какую сторону салона занимать? Это не так сложно – в большинстве случаев действует правило: если Вы летите из Мале на запад или на север – занимайте правый ряд – тот, что с двумя креслами. Если Вы летите из Мале в южном направлении (на восток лететь некуда) до полудня, то так же садитесь в правом ряду, если после полудня – то в левом (где одиночных кресла). На обратном пути – в Мале, соответственно занимайте места наоборот, за исключением полета с островов, расположенных намного севернее Мале – в этом случае выигрышное место в салоне определяется временем перелета и точным расположением острова.
Ладно, сели, пристегнулись, послушали про спасательные жилеты под сиденьем, проверили, действительно ли пилоты этой авиакомпании управляют гидропланами босиком, пора на взлет. Но сначала – несколько минут рулежки по гавани и выход на ВПП – а что Вы хотели – на воде она тоже есть, и тоже, как и положено, обозначена всеми необходимыми спецсигналами. Набираем скорость, при 250 км/ч – взлетаем. Если повезет, облетаем Мале, взирая на кажущиеся сверху такими милыми разноцветные домишки столицы Мальдив, потом умиленно рассматриваем ближайшие к Мале острова и лагуны, потом втыкаем, глядя на океан (точнее – Лаккадивское море, в котором расположена страна), потом… А потом уже и прилетели. Так, кто выходит на первой остановке? Вы или кто-то из попутчиков? Если Вы – не повезло – лишились еще одного короткого перелета со всеми этими прекрасностями под килем. Если не Вы – готовьтесь к следующему взлету – двигатели зажужжат, винты закружат, гидроплан разбежится по воде и доставит Вам еще несколько минут удовольствия и добавит несколько фотографий в Ваш архив. Опять сели. Опять не Ваша остановка. Ну что же – пожужжим, покружим, полетаем. Опять не Ваш выход? Опять лететь? Ну, сколько можно? Да, ничего не поделаешь - если Ваш отель далеко от Мале, к тому же небольшой, то за один рейс Вы можете совершить и пять промежуточных остановок, так что под конец полета будете считать себя воздушным ассом…
Как бы то ни было, рано или поздно, Вы окажетесь на небольшом плотике возле своего гидроплана. Этот плотик, расположенный в «чистом море» (а на деле чаще всего в лагуне ближайшего «отельного» острова), неизменно вызывает шутки у неопытных туристов, и есть местный терминал – посадочная платформа-причал. У крупных отелей их число может доходить до полудюжины – такое количество рейсов одновременно может принимать подобный «аэропорт». Порой и этого оказывается мало, особенно по утрам, когда отель покидают большие группы постояльцев. Из гидропланов даже может выстроиться очередь. Понимаете, откуда неточность соблюдения расписания перелетов? Прибавьте к этому еще и процедуру доставки пассажиров на посадочную платформу – пока гидроплан не приводнится и не пришвартуется, пока из него не выйдут все пассажиры и не вынесут их багаж, до этого к плотику не пришвартуется отельный катер или лодка-дони. Потом из нее выгрузят весь багаж пассажиров, которые должны улететь на этом гидроплане в Мале, и загрузят его в самолет, потом разрешат зайти в лодку вновьприбывшим, то есть – Вам (хотя это могут сделать и одновременно с загрузкой багажа), потом загрузят Ваш багаж на лодку, потом выпустят на платформу улетающих, потом лодка отшвартуется и отойдет от платформы, потом запустят пассажиров в салон, потом подождут, пока лодка отойдет на безопасное расстояние, и только после всего этого самолет начнет выруливать на взлет. Теперь ситуация с несоблюдением расписания, надеюсь, окончательно прояснилась. Впрочем, Вас это уже не касается – Вы утопаете в новых впечатлениях, потому как, наконец, достигаете того райского уголка, каким напредставляли себе свой отель по картинкам из интернета…
Ну что же, спустя какое-то время отдых позади, пора и честь знать. Добавлю несколько слов о том, как происходит вылет из отеля. Обычно – из рук вон плохо. Как я уже говорил, просить сотрудников устроить Вам перелет на рейсе, который удобен Вам, а не TMA, бесполезно. О времени вылета Вы узнаете накануне вечером: где-то после 19:00 в своем номере Вы обнаружите конверт с инструкциями, когда Вам надо будет сдать багаж носильщикам, когда подойти на рецепшн для окончательной расплаты за Ваш отдых, и когда следует подходить на тот же рецепшн для вылета. Как правило, сотрудники отеля подстраховываются, и приглашают к вылету на полчаса раньше. Как правило, гидропланы опаздывают, и прибывают на полчаса позже. Посему, как правило, куковать Вам на этом рецепшине примерно час. И то – в лучшем случае. Возмущаться, вопрошать у сотрудников отеля, когда же, наконец, Вы полетите, кричать и скандалить бесполезно – во-первых – Вы уже расплатились и мало интересуете отель, во-вторых, сотрудники каждый день сталкиваются с такими же проблемами у других постояльцев и привыкли дежурно оправдываться в ответ, а то и вовсе наобум говорить «через полчаса», «подождите еще 15 минут» и пр., а в-третьих – они и сами понятия не имеют, когда же прилетит Ваш гидроплан. Впрочем, если Вы еще этого не поняли, то я не понимаю, зачем Вы всё это читали, а я – писал…
P.S. Напоследок несколько фактов. Некоторые старые путеводители утверждают, что на Мальдивах две авиакомпании, обслуживающие туристов. Так вот с 2013 года это не так - Maldivian Air Taxi объединилась с TMA и их бело-красно-зеленые гидропланы теперь украшает символика последней. А гидропланы TMA по-прежнему имеют бело-желто-голубую окраску.
Кроме упомянутых канадских 19-местных De Havilland Canada DHC-6 Twin Otter в авиапарке TMA есть и более вместительные Viking DHC-6 Twin Otter, по сути являющиеся современной модификацией первой модели, но на них я не летал и подробностей поведать не могу.
По началу (с 1989 года) TMA (тогда она называлась Hummingbird Island Helicopters) использовала для перевозок туристов вертолеты, но с 1997 года начала использование гидропланов, и к 1999 году они стали единственным средством передвижения, поскольку оказались более практичны, удобны и дешевы, по сравнению с нуждающимися в специальных посадочных площадках на драгоценной мальдивской земле вертолетами. В настоящее время TMA принадлежат более 40 гидропланов – это самый большой коммерческий флот гидросамолетов в мире. За год они перевозят около 400 тысяч пассажиров на 100 тысячах рейсов на более чем 60 островов-курортов, а количество сотрудников авиакомпании приближается к тысячи.
Все рассказы о том, что гидропланы TMA выполняют рейсы только с 6.00-6.30 утра до 16:30-17.00 вечера – неправда, так как я сам видел посадку и взлет гидропланов и в пять вечера, и в семь, и в восемь, и даже позже. Впрочем, не знаю, кого возили этими рейсами, ибо официально всё так, как и декларируется – после 16:30 гидропланы не летают. Парадокс.
Кроме туристических гидропланов существует еще и небольшая сеть местных авиаперевозок, обслуживаемых авиакомпанией Maldivian (www.maldivian.aero), чей терминал находится по соседству с залом прилета Международного аэропорта имени Ибрагима Насира. Самолеты выполняют регулярные рейсы на примерно десяток удаленных от Мале островов, на которые паромом добираться очень долго (к примеру на остров Ган).
Да, что касается багажа – при полете на гидросамолете максимальный его вес составляет 20 кг на человека плюс 5 кг ручной клади. За перевес багажа будет взиматься в размере 4 доллара США плюс налоги за килограмм. Однако и при этом вес багажа не может превышать 31 кг плюс 5 кг ручной клади на человека. Сотрудники TMA снисходительны к небольшому перевесу, и как правило, прощают его, но при очевидно тяжелом багаже платить придется.
P.P.S. Беруши очень помогут Вам во время полета на гидроплане – в салоне очень шумно. На худой конец – наушники от плеера.
P.P.P.S. Приятного полета и отдыха!

Обсудить на форуме
На главную страницу






География посетителей