|
Автобусы.
Автобусы – это единственный вид общественного транспорта на Маэ. Ни троллейбусов, ни трамваев, ни метро, ни маршруток, ни фуникулеров, ничего другого, кроме автобусов на острове нет.
Но автобусы вполне справляются со своими обязанностями – развозить тех, кто не хочет тратиться на такси или передвигаться на собственной машине. Как и во всех остальных странах это – дети, студенты, бедняки и туристы. Поскольку Вы относитесь к последней категории, то нижеследующая информация будет Вам небезынтересна.
Все «общественные» автобусы на Сейшельских островах (они бывают разной вместительности и, соответственно, размера) произвела индийская компания «Tata» и принадлежат они организованной в 1977 году государственной корпорации Seychelles Public Transport Corporation, чья аббревиатура «SPTC» красуется на борту практически каждого автобуса. Именно это, а также указатель номера маршрута и конечной остановки под потолком над ветровым стеклом – признак, по которому легко отличить рейсовые автобусы от частных, принадлежащих турагентствам. Впрочем, автобусы турагентств еще, как правило, чище и аккуратнее. Если же SPTC сдала свой автобус в аренду (что бывает часто), то лобовое стекло украсит табличка «Private», что в вольном переводе означает «Заказной».
Ладно, отличать нужные нам автобусы от ненужных мы научились, теперь попробуем войти внутрь. Для начала надо понять, где это сделать. Ну, где-где – на остановке, разумеется – это же Вам не маршрутное такси! Остановки на Сейшельских островах «маркируются» тремя основными способами. Надписью «BUS STOP» и окантовкой по краям прямоугольника размером с автобус, выполненной белой краской прямо на асфальте. Это – самый распространенный способ (см. фото в разделе «Сейшельские острова/о. Праслен/Транспорт/Автобусы»). Второй – это желто-розовые бетонные автобусные остановки на обочине, что-то вроде открытого киоска – как и во всем мире. Третий способ (наиболее распространен на юге Маэ) – круглый синий круг с надписью «Bus», выполненный в виде дорожного знака, но ориентированный параллельно проезжей части. На конечных остановках может присутствовать стенд с расписанием движения автобусов. Осталось только добавить – не перепутайте сторону дороги во время выбора остановки – здесь же левостороннее движение!
Так. Остановку нашли, автобус опознали, надо прокатиться. Эй-эй – что он мимо нас проехал-то? А голосовать поднятой рукой надо было – ВСЕ остановки на маршруте (кроме одной, но о ней позже) совершаются по требованию. Ладно, ждем другого. Ждем долго, особенно если Вам нужен автобус какого-то конкретного маршрута – интервалы движения могут доходить до получаса, а то и больше. Дождались. Проголосовали. Добежали до автобуса (он, обычно, проскакивает остановку), входим в открытую переднюю дверь (она открыта даже во время движения – жарко). Протягиваем водителю три рупии (именно столько стоит проезд на автобусе на Сейшельских островах, исключение – школьники в форме (2 рупии) и сейшельские пенсионеры (бесплатно)), ведь проездного магнитного билета, как у многих жителей острова, у Вас скорее всего нет. Водитель пробивает билет. Пробивает с помощью кассы, стоящей рядом с ним. Касса скрежещет и выдает длинную полоску чековой ленты, вдоль которой написаны номер билета, дата и время посадки, название остановки посадки и конечной остановки маршрута, стоимость билета и еще куча каких-то цифр и букв – явный перерасход бумаги.
Дальше Вы проходите в салон и садитесь на любое удобное Вам место. Если оно есть – ведь в часы-пик автобусы забиты не хуже чем в России. А вообще, могу поведать личное наблюдение – сейшельцы очень редко подсаживаются друг другу при наличии свободных мест.
Все – поехали. Точнее – поскакали. По горкам и серпантинам. С чаханьем и визгом тормозов. С шумом ветра через открытые окна. О, кстати, что это за кнопочки возле каждого окна? А – это звонок водителю – ведь все остановки – тоже – по требованию. Так что общий шумовой фон поездки дополняется мелодичными дзиньками (причем аборигены любят нажимать на кнопку по два-три раза, а то и просто кричать водителю).
Как бы то ни было, мы приехали. На свою остановку, или на конечную – на автовокзал в Виктории. Выходим. Через переднюю или заднюю дверь – как удобнее. Ну, если Вы приехали на свою остановку, то куда дальше идти – Вы знаете. А вот если – на автовокзал, то осмотритесь. А я расскажу Вам как им правильно пользоваться.
На Маэ более 40 автобусных маршрутов (обозначаются как цифрами, так и цифрами с буквой – 1E или 20А, например) и все они начинаются или заканчиваются на автовокзале в Виктории (Victoria Bus Station, тел. (248) 28-02-80 и (248) 22-59-36), именно эта остановка имеется ввиду на указателе рядом с номером маршрута на автобусе, если написано «Victoria» или «Vict».
Автовокзал – это большое пространство с крытыми платформами. Высадка пассажиров – в начале платформы, посадка – у конкретного места платформы, обозначенного вывеской с номером (от 1 до 22), причем номера платформ (Platform) никакого отношения к номерам маршрутов (RT№) останавливающихся у них автобусов отношения не имеют. Что бы во всем это разобраться, существуют два больших стенда («Platform layout services & route №s») с картой острова, на которой отмечены пути и номера курсирующих по ним маршрутов, с перечнем всех маршрутов с указанием конечных остановок (Index of Routes), и с рядами прямоугольничков, на которых сверху на красном фоне написаны номера платформ, а ниже – на грязно-желтом – номера отправляющихся с этих платформ маршрутов.
Сложно? Давайте повторим. Сначала смотрим на карту и находим нужное место – конец путешествия. Запоминаем, какие автобусы туда ходят (чаще всего, если место далеко от Виктории, то лишь один маршрут). Смотрим на стенд рядом с картой и находим в прямоугольнике номер запомненного автобуса на желтом фоне. Смотрим чуть выше и на красном фоне видим номер требуемой платформы. Озираемся по сторонам, ищем на столбах, поддерживающих крыши, вывеску с номером искомой платформы. Подходим к ней. Дальше – некий хаос из металлических ограждений, понять, куда приткнуться с первого раза тяжело. А все просто – идите вдоль скамеек по «серпантину» до крайнего ожидающего пассажира – так на автовокзале устроена очередь на посадку – она вьется, как змея.
Дождались нужного автобуса, подошла Ваша очередь садиться – добро пожаловать внутрь. Как платить и как выходить на нужной остановке Вы уже знаете, приятной поездки!
Остается добавить, что сей удобный вид транспорта существует еще на острове Праслен (четыре маршрута) и правила пользования там аналогичны вышеописанным.
P.S. Часы работы автобусов на Маэ - с 5.30 до 19.30, плюс с понедельника по субботу с 20.30 север и юг острова с Викторией связывают ночные автобусы с оплатой проезда в размере 5 рупий. Скачать расписание можно попытаться с официального сайта SPTC (не всегда ссылка работает и насколько оно актуально я не знаю).
P.P.S. C 2004 года работают несколько автобусов с кондиционерами на 5 маршрутах, стоимость проезда в них – от 5 до 8 рупий в зависимости от расстояния. Но мне такие не попадались.
Обсудить на форуме На главную страницу
|