Кола. Достопримечательности.



  Благовещенский собор.
Внешне Благовещенский собор в Коле не так уж и интресен…

Где находится: примерно в четырехстах метрах от въезда в Колу со стороны Мурманска, на проспекте Защитников Заполярья, д. 8 (тел. (81553) 3-40-50), вход со двора.
Почему это интересно: ну, это главная достопримечательность Колы, а кроме того – старейшее из всех каменных зданий на Кольском полуострове.

Историю этого храма можно начать еще в XVII веке – тогда в Коле появляется первый собор – Воскресенский – да еще какой – самый крупный храм русского Севера! Девятнадцатиглавый, высотой под 37 метров, деревянный красавец был построен неизвестным архитектором в 1681-1684 годах. Однако нынче на него можно полюбоваться только на макете в Мурманском областном краеведческом музее – в августе 1854 года он стал одной из главных мишеней для обстрела английским корветом «Миранда» и сгорел дотла, как и значительная часть самого города.
Но если Вы подумали, что коляне, пережив горе, решили, что им необходим новый храм и начали строительство Благовещенской церкви уже из «огнеупорного» камня, то Вы ошиблись. На самом деле к моменту злосчастного пожара церковь Благовещения Пресвятой Богородицы уже существовала много лет – она была заложена еще в 1781 году (на месте обветшавшей деревянной предшественницы) в память о присвоении императрицей Екатериной II Коле статуса города. Так что после английского разбоя 1854 года религиозная жизнь региона просто переместилась в нее.
Теперь можно остановится подробнее уже на истории самого здания. Как я уже упомянул, церковь была заложена в 1781 году, однако, судя по всему, богоугодное дело продвигалось медленно и в его ускорение вмешалась всё та же Екатерина II - 27 февраля 1783 года она пожертвовала «самому северному городу Российской империи» 8000 рублей, изъявив желание построить там каменный храм. Впрочем, даже монаршее благоволение не очень помогло – собственно строительство началось только в 1800 году и продолжалось семь лет. Строить подрядилась артель уроженца Архангельска (откуда по морю и доставлялись стройматериалы - кирпич, железо, гвозди) Василия Мышкина, но первая попытка не удалась – сначала во время шторма пропала часть стройматериалов, а 19 мая 1804 года, закончив кладку, строители выбили подпоры, при этом, как гласит летопись (и об этом не упоминает только ленивый), «здание и купол с кружалами, стойками и вымостами провалилось по самые верхние в большом своде окошки и оного Мышкина и брата его кирпичьями и внутренними лесами и вымостами совсем почти засыпало так, что едва могли их достать, а третьего их работника выкинуло в окошко, однако ж они в здоровье поправились».
Наконец, в 7 августа 1807 года, храм был закончен (но на отделку ушло еще два года), хотя освящен лишь десять лет спустя – 25 января 1817 года (однако фактически еще в 1805 году был освящен одни из его пределов – во имя Алексия, человека Божьего). Новая церковь во всем уступала Воскресенскому собору - ее высота составляла всего 9,3 метра, а высота колокольни - 24 метра.
Во время пожара 1854 года и Благовещенская церковь пострадала – за ней укрывались пятнадцать человек, защищавших город от высадки английского десанта, и она сильно обгорела (а колокол на колокольне полностью расплавился от жары), в связи с чем встал вопрос о ее восстановлении. На этот раз деньги нашли быстрее – помог Священный Синод (работы проводились под руководством купца Мартемьяна Базарного) и в 1867 году прихожане вновь обрели свой храм, который, к тому же, стал главным храмом на Кольском полуострове – получил статус собора. В алтарь собора была вернулась главная кольская святыня - икона Иверской Божией Матери. Во время пожара 1854 года образ сильно пострадал, но на следующий день был обнаружен внутри обгоревшего храма, и в 1857 году икону обновили в Санкт-Петербурге и вернули в Колу, но после революции она бесследно исчезла.
В 1930-х годах храм не миновали гонения на церковь (например настоятеля Константина Мелентьева отправили на Соловки) и религиозная жизнь постепенно затихала. С 1947 по 1958 годы церковь восстанавливалась и в ней (если не путаю) проводили службы, но в 1962 году в церкви разместили школьные производственные мастерские и при этом всё, что можно, было сломано, а купол и шатер обезглавлены. Затем место мастерских занял склад, а потом она и вовсе стала бесхозной, пришла в полной упадок и ее даже собирались снести. В 1980-х годах была произведена реконструкция и 25 декабря 1984 года в здании был открыт музей поморского быта, который благополучно просуществовал в ней до 1992 года, когда храм был передан русской православной церкви. Почти всю музейную коллекцию вывезли в Мурманск и так Кола лишилась собственного музея, зато приобрела собственный храм. Даже не знаю, что для города-то и важнее. Думаю – и то, и другое. Ну да ладно. И вообще – хватит истории, давайте уже войдем внутрь!
Хотя, зачем торопиться? Давайте сначала осмотрим церковь снаружи. Если Вы идете со стороны проспекта Защитников Заполярья, то сначала увидите храм «со спины» - с алтарной части. Здесь обращает на себя внимание мозаичный образ в стене – Богоматерь с младенцем Иисусом. Впрочем, практически всё внимание берет на себя здоровенный синий пузатый купол – он кажется совершенно непропорциональным для такого небольшого здания – словно на него одели шапку не по размеру.
Пройдем мимо попрошаек через ворота, украшенные мозаикой с двумя фигурами (один из них архангел Гавриил) и обойдем собор. С южной стороны к нему также ведет дорожка с воротами (их украшает мозаичный Спаситель) и отсюда удобно разглядывать колокольню. Впрочем, ничего особо примечательного Вы в ней не найдете – обычная такая колокольня. Можете обойти вокруг забора в поисках наилучшего вида на собор, но, боюсь, Вы будете разочарованы – снаружи собор малоэффектен и уже его синюю луковку начинаешь воспринимать как некую изюминку…
Войдя внутрь через двери под колокольней, Вы попадете в тесное помещение – тут и туалет, и информационные стенд с различными текстами – от того, как правильно крестится и где можно помолиться в Мурманской области, до истории собора. Я попал сюда во время воскресной службы и поспешил сразу удалиться – храм был настолько забит прихожанами, что протиснуться внутрь было совершенно невозможно. Вернувшись через час я уже спокойно смог осмотреть всё, что меня интересовало. В первую очередь, конечно, памятник Федерального значения – традиционный поморский путевой (путный) крест XVII века.
Ни один путеводитель по этому краю не обойдется без сообщения, что на кресте можно прочитать следующее: «В лето ЗРМГ [в те времена в обиходе был иной календарь – «от сотворения мира», а вместо цифр использовали буквы, так что «ЗРМГ» означает всего на всего число 7143, т. е. - 1655 год по современному летоисчислению] июня в... день поставлен сий крест на поклонение всем христианам». Этот крест был поставлен возле кольской пристани, но спустя некоторое время, после того, как река Кола изменила русло, его перенесли дороге - к часовне Спаса Милостивого и над ним устроили навес в виде легкой беседки. По преданию, крест установлен прославленным кольским воеводой Гурием Ивановичем Волынцевым в честь местного священника и крестителя коренного населения Варлаама Керетского за исцеление от болезни. Русская православная церковь Варлаама не канонизировала, исстари поморы считали его святым и верили, что его покровительство спасает людей на терпящих крушение судах. Кресту поклонялись рыбаки и купцы перед началом промысла, его благодарили за удачный улов и сохраненную жизнь. В 1960-х годах стоящий возле дороги крест демонтировали, но верующие спасли его от уничтожения и теперь всякий может или приложится к нему, или просто поглазеть на реликвию, как это сделал я.
Интересно, что недавно сотрудниками Государственного архива Мурманской области выдвинута и другая гипотеза, смысл которой вкратце таков – хранящийся сейчас в Благовещенском соборе крест «поставили в 1635 году неподалеку от городского семужьего забора, находившегося в нескольких верстах от города вверх по течению Колы. Возможно, его появление действительно связано с Кольско-Печенгским монастырем, переживавшим в ту пору период экономического расцвета. …Крест является памятником промысловой деятельности, типичным для того времени. Во второй половине XVIII столетия его срезало льдом во время половодья и течением принесло в город. Вновь крест установили рядом с местом, куда его вынесла вода. В 1822 году над ним для защиты от непогоды на средства купца Степана Попова соорудили сень [ту самую легкую беседку, о которой я упоминал].
А как же Варлаам Керетский? Вопреки утвердившемуся в сознании колян мнению, напрямую связь с преподобным не прослеживается. Можно предположить, что произошло наложение друг на друга разных исторических фактов. Сгоревшая часовня Варлаама Керетского, на месте которой был поставлен крест [совсем другой, не дошедший до наших дней], постепенно связалась в памяти поколений жителей Колы с принесенным рекой старинным поклонным крестом.»
В этом же исследовании говорится и о том, откуда пошло в народ неверное утверждение о том, что крест его создатели посвятили именно Варлааму Керетскому: «Попытался сделать это один из основоположников кольского краеведения Иван Федорович Ушаков. Он предположил, что крест мог быть поставлен воеводой Гурием Ивановичем Волынцевым в благодарность преподобному Варлааму за помощь в исцелении от болезни. Однако позже сам же Ушаков от этой версии отказался, обратив внимание на явную несуразицу: Волынцев воеводствовал в Коле в 1615 году, а крест был воздвигнут в 1635-м.»
Более подробно этот анализ архивных материалов, а также расшифровку церковнославянских надписей на кресте (в том числе и утраченных к нашему времени), Вы можете найти здесь.
Кроме креста в соборе можно полюбоваться на светло-голубую роспись стен и оконных ниш с растительными орнаментами, ну и на иконы, лампадки, свечи и прочие атрибуты культа, разумеется. У меня от интерьера вообще остались светлые воспоминания – как раз такие, каков сам интерьер – глядя на массивное и неуклюжее здание снаружи, трудно предположить, что внутри довольно просторно и светло. А еще обратите внимание на деревянный пол – он прогибается при ходьбе по нему и придает ощущение пребывания не в храме, а в обычном деревенском домике…
P.S. Остается добавить, что с 1986 года храм по сути утратил соборные функции и перестал быть главным собором Мурмана – его место занял Свято-Никольский собор в Мурманске (см. описание в разделе «Россия/Мурманск/Достопримечательности/Комплекс Свято-Никольского кафедрального собора»).

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Уездное казначейство.
Здание уездного казначейства в Коле утратило все исторические черты

Где находится: Советский проспект, д. 28, в 100 метрах к юго-западу от Благовещенского собора.
Почему это интересно: потому что это старейшее из всех каменных зданий на Кольском полуострове.

Как, опять «старейшее»? Да – опять. Если Благовещенский собор - старейшее культовое недеревянное здание, то уездное казначейство – старейшее гражданское. Откуда такая неразбериха и почему бы раз и навсегда не определиться, что же за здание является вообще самым старым? Всё очень просто. Как тут определишься, если собор начали строить в 1800 году, закончили в 1807, а казначейство начали строить в 1803, закончили - в 1807 (по другим данным – в 1806) году? И Благовещенская церковь, и уездное казначейство, были частью одной «государственной программы» – программы превращения самого северного города России в настоящий административный центр мурманского края. Более того, говорят, что после обрушения первого варианта церкви в 1804 году из-за непрофессионализма строителей, часть предназначенных для нее кирпичей использовали для сооружения здания казначейства – ведь простой одноэтажный дом сложить было легче, чем церковь с куполом и колокольней. Трудно в таких условиях определить «старшинство», не так ли? Вот то-то и оно…
Так почему же столь интересно здание уездного казначейства? Ну, посудите сами, считается, что гражданского каменного строительства в XVIII веке на Севере почти не существовало. Даже в Архангельске – самом богатом северном городе того времени, к тому же - губернском центре, по переписи 1785 года из 1448 домов только два (архиерея и купца Крылова) были каменными! А на всём Кольскому полуострове к концу XVIII века вообще не было ни одной каменной постройки. Всё – дома, церкви, соборы, сараи, мосты – всё-всё было только из дерева. Конечно, поморы ловко умели с ним обращаться, но как ни крути – дерево – материал не долговечный. Во всяком случае каменная постройка намного надежнее и солиднее. Видимо, именно поэтому в качестве первого государственного каменного сооружения на Кольском полуострове и было построено уездное казначейство с кладовой. В те времена казначейства выполняли многие функции – тут тебе и госбанк по типу современных сберкасс, тут и просто хранилище ценностей, в том числе и собранных налогов, в конце концов тут сидели «государевы люди» – чем не олицетворение власти для простых людей. А уж если здание еще и каменное, причем единственное, кроме церкви, во всей округе, то статус императорской власти и ее представителей повышался многократно. Впрочем, это лишь мои соображения, насколько они соответствуют действительности, я судить не берусь.
Итак, здание уездного казначейства в Коле, по мнению большинства историков, закончено в 1807 году. О начальном этапе его «жизни» мне сведений найти не удалось, следующее упоминание датируется лишь роковым для Колы 1854 годом. При обстреле города англичанами, уездной казначейство пострадало не сильно – его как бы прикрыла от снарядов Благовещенская церковь, приняв на себя основной удар. Результатом атаки был пожар, уничтоживший почти все постройки Колы. Из сохранившихся упоминаются лишь три – Благовещенская церковь, уездное казначейство и еще один неподалеку расположенный дом.
Губернская администрация со временем восстановила казенные здания и во второй половине XIX века в городе уже существовали полицейское управление, казначейство, почтовое отделение, благочиние уездных церквей, больница на 6 коек, двухклассное приходское училище.
В 1874 году в Коле (в соответствии с Положением 1870 года) была создана городская дума, которая, однако окончательно была сформирована лишь в 1876 году и разместилась как раз в здании уездного казначейства. После революции, в 1917 году дума была упразднена, а ее место занял исполком волостного совета.
Дальнейшая судьба здания опять теряется из виду (во всяком случае так просто узнать его ее затруднительно) и оно «всплывает» лишь уже в перестроечное и постперестроечное время, за которое успело побывать и молельным домом кольской православной общины (пока та не переехала в Благовещенский собор), и залом с игровыми автоматами. Последнее вызывало особенно бурную реакцию у городских властей. Да и коляне были возмущены. Вот фрагмент одной из статей в местной газете от 30 ноября 2006 года:
«Жители Колы в негодовании: как можно было отдать памятник областного значения в частные руки?
- История эта очень запутанная и сложная, в которой много белых пятен, - рассказывает депутат горсовета Марина Лутикова. - Депутаты как раз недавно занимались этим вопросом и выяснили, что в свое время одно из первых каменных зданий на Севере не вошло в реестр федеральных памятников, а в 2000 году это здание администрацией Колы было передано Римме Куруч под саамский центр. Главе «пенсионеров» удалось продать историческое здание брату депутата Госдумы Валентина Лунцевича. Как ей это удалось, остается только догадываться. Сейчас здание принадлежит жительнице поселка Тулома. Остается только взывать к ее совести, чтобы вернуть здание.
Два года назад по решению администрации Колы первое каменное здание на Кольском полуострове было обшито алюминиевыми панелями, так как его стена дала трещину. Чтобы избежать обрушения, власти просто закрыли от людских глаз следы времени. От внешнего облика старого каменного здания ничего не осталось, лишь памятная доска на доме напоминает о его исторической ценности.
- Меня как коренную жительницу Колы возмущает тот факт, что в историческом здании находится «игральня», - говорит пенсионерка Ольга Петровна Максимова. - Неужели, чтобы разместить игровые автоматы, не нашлось другого подходящего места? В этом здании необходимо открыть музей истории Колы...
Остается только надеяться, что органы прокуратуры обратят внимание на манипуляции с памятником государственного значения и, главное, ответят на вопрос, как здание оказалось в частных руках.»
В общем не знаю, что там дальше произошло, но проект превращения бывшего уездного казначейства в музей (которого, отмечу, действительно не хватает в самом древнем городе Мурманской области) существовал, однако здание переоформили под продуктовый магазин. Хорошо хоть его нынешний владелец Сергей Давыдов, понимает историческую важность вверенного ему имущества и не так давно закончил ремонт. «Фундамент мощный. Здание, рассказывает предприниматель, строили на совесть. Рядом кладбище было, поэтому когда нами велось строительство, то наткнулись на кости. Но, конечно, уже не стали копать, просто обошли этот угол.»
Ну что, прониклись историческим духом? Представляете себе эдакие платы распрекрасные? Ничего подобного. Как уже упоминалось в процитированной статье, все стены облицованы гофрированным алюминием, из-за чего дом производит впечатление обычной и неинтересной типовой постройки советского периода (вряд ли я бы его так просто нашел, если бы не посмотрел заранее фотографию в интернете). Самое, пожалуй, эффектное зрелище представляет из себя памятная табличка (текст на ней гласит: «Дом бывшего уездного казначейства. Первое и единственное гражданское (нецерковное) каменное здание в Заполярье, построенное в 1807 году. Охраняется государством.») на изначальной кирпичной стене слева от входа – ныне она утоплена сантиметров на 10 «внутрь» и издалека смотрится как небольшое окошко. Впрочем, все четыре настоящих окна на фасаде тоже наглухо закрыты синими рольставнями, что еще больше усиливает впечатление «закрытости» заведения. По бокам крыльцо украшают две желтые вывески «Продукты по низким ценам», а западную часть фасада - вывеска побольше - «Продуктовый магазин Эконом +». Войдя во внутрь, попадаешь в единственное доступное для обозрения помещение – торговый зал с прилавками, холодильниками и прочими атрибутами продуктового магазинчика. Насколько я помню, главное отличие от прочих подобных заведений – это низкий потолок. Никаких признаков какой-то старины я не обнаружил, купил мороженное и пошел себе дальше.
Ах да – забыл сказать – позади магазина есть небольшая покосившаяся кирпично-деревянная пристройка, похожая на склад. Но тот ли это склад, который был построен еще в начале XIX века вкупе с самим зданием, или что-то более современное, я не знаю.
Конечно, я понимаю, что просто так, без причины, отобрать здание у его нынешнего владельца и превратить в музей, дело невозможное, да и незаконное, но хочется надеется, что когда-нибудь эту кольскую достопримечательность можно будет увидеть без уродливого сайдинга и в качестве более подходящего статусу памятника назначения…

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Памятники.
Некое подобие мемориального комплекса в Коле

Где находится: по всему городу.
Почему это интересно: потому что собор и казначейство Вы уже посмотрели…

Собственно других причин глазеть на памятники Колы вроде как и нет – это обычные для небольшого города мемориалы, мало интересные с художественной точки зрения. Тем не менее, я все-таки немного расскажу о них – в конце концов, если Вы приехали посмотреть Колу, то почему бы не посмотреть и памятники…
Начну с самого большого памятника – разумеется – Ленину. Стоит он в скверике в двух шагах (точнее – в 70 метрах к северо-западу) от уездного казначейства, на перекрестке Советского проспекта и улицы Андрусенко, так что найти его при желании не составит труда. Из серого гранита Владимир Ильич вытесан по пояс и провидческим взглядом смотрит куда-то в строну Кольского залива и Мурманска. Бетонный постамент памятника, очевидно, в советское время был облицован плитами из красного гранита, но до наших дней дошли не все из них. По обеим сторонам от памятника стоят две клумбы, по форме больше напоминающие урны, а вокруг – несколько скамеек, окрашенных в живенькие цвета, которые хоть как-то скрашивают суровость дедушки Ленина… Кстати, говорят, что на территории одного из кольских заводов также стоит бюст вождя, но, по понятным причинам, для обозрения он доступен не всем.
Теперь перенесемся ко въезду в Колу – здесь, между торцами домов 48 и 50 по Советскому проспекту расположен целый «мемориальный комплекс» – целых три памятных знака. На доме №50 (в нем разместились городская и районная администрации) висит небольшая плита черного мрамора с профилем старца в монашеском одеянии. Это – Авраамий (Аверкий) Палицын – знаменитый русский религиозный деятель, писатель и историк XVI-XVII веков, родившийся под Ростовом в семье известного дворянского рода Палицыных. В 1582 году в качестве воеводы с отрядом из 30 стрельцов он был отправлен обустраивать Кольский острог и фактически стал первым «настоящим» градоначальником самого северного русского города. При нем был устроен Гостиный двор с редкой по тем временам диковиной – городскими весами с гирями, специально привезенными из Норвегии. А потом Палицын попал в царскую немилость и был сослан в Соловецкий монастырь, где его и постригли в монахи. В Смутное время он был не последней фигурой в политической игре и оставил об этом воспоминания, включив их в свой капитальный труд «Сказание об осаде Троицкого монастыря от поляков и литвы, и о бывших потом в России мятежах, сочинённое оного же Троицкого монастыря келарем Авраамием Палицыным». В общем – личность во всех отношениях незаурядная, так что нет ничего удивительного в том, что жители колы захотели напомнить и о такой странице его биографии, о которой обычно вспоминают лишь историки. Итак, надписи на мемориальной табличке гласят: «Первый Кольский воевода Авраамий Палицын. Великий гражданин России. Ко дню 375-летия кончины. 1626 - 2001. Благодарные коляне.», а образ самого Палицына заимствован с рисунка XVII века (только рот ему слегка прикрыли), находящегося в Государственном Историческом музее (строго говоря, атрибутирование его как изображения Авраамия, находится под вопросом)…
На стене дома №48 можно увидеть другую мемориальную табличку – металлическую, с профилями трех человек – мужчины в очках летчика, мужчины в фуражке и женщины в берете. Надпись на табличке такова: «Защитникам неба Заполярья. Воинам 1-го корпуса противовоздушной обороны в Великой Отечественной войне 1941-1945. Благодарные коляне». Полагаю, особые пояснения тут не нужны. Под табличкой есть небольшая металлическая «полочка» для цветов, а стена вокруг окрашена в голубой цвет – очевидно – цвет мирного неба. Только вот форма у этого «неба» какая-то замысловатая…
Ну, а между этими двумя табличками, уже не на стене, а на земле, расположился третий памятный знак в виде грубого отесанного гранитного камня на специальном постаменте, окруженным оградой с чугунными цепями (может – корабельными?). В честь кого установлен камень, можно прочесть на гранитной плите у его основания – «Жителям Кольского района - бойцам и командирам 1 стрелковой Полярной дивизии, сформированной по инициативе Мурманского обкома партии из коммунистов и комсомольцев области. В сентябре 1941 она остановила немецко-фашистских захватчиков на Западной Лице.». Подробнее о подвигах этой дивизии я написал в разделе «Россия/Мурманск/Достопримечательности/Памятники», так что тут повторяться не буду…
Неподалеку, у дома №44 на Советском проспекте, можно посмотреть еще на один памятник. Ну, не памятник, а просто занятную монументальную композицию – между домами 42 и 44 есть арка, левую сторону которой украшает нынешний герб Колы, утвержденный в 1991 году - наверху название города золотыми буквами, ниже, на красном фоне – герб Вологды (выходящая из облака рука, держащая золотую державу с серебряным мечом) – раньше Кола относилась к Вологодской губернии, а еще ниже, на синем фоне – изображение кита, каким его представляли художники древности, никогда не видавшие самого кита – рыбина с человеческим лицом и чешуей. С другой, правой, стороны арки – число «1565» – год официального завершения строительства Кольского острога. Возле этой арки любят фотографироваться заезжие туристы в качестве подтверждения пребывания в сем городе.
Очень странный памятник можно увидеть недалеко от Благовещенского собора – в сквере на проспекте Защитников Заполярья. Представляет он из себя стилизованное изображение православного креста из черного то ли мрамора, то ли гранита – ни дать, ни взять – памятник какому-нибудь «братку» на кладбище. Однако венчают этот монумент золоченые буквы «Во славу земли русской», а по бокам, на серых плитах, выгравированы какие-то пафосные националистическо-милитаристические стихи и цитаты, а также года основных битв возле Колы – 1589, 1591, 1611, 1854, 1941-1945 с краткими пояснениями. Кто, когда и зачем установил эту безвкусицу, я не знаю, тем более что в Коле существует и более интересный памятник на военную тему - это мемориал колянам, павшим в Великой Отечественной войне в самом конце проспекта Защитников Заполярья – на холме за мостом через Тулому. Конечно, и этот памятник не отличается особым изыском – довольно бесформенный бетонный солдат приветствует поднятой рукой всех приходящих поклониться памяти защитников Родины. Но этот, типично советский, мемориал с надписью «Жители города Колы, павшие в борьбе за свободу и независимость нашей Родины. 1941-1945 г.г.» и перечислением почти 240 имен и фамилий, вызывает гораздо большее благоговение, нежели монумент-новодел «Во славу земли русской»…
Есть в Коле еще памятный знак Герою Советского Союза, военному летчику Виктору Петровичу Миронову в сквере на проспекте его имени, но как он выглядит и сохранился ли – не знаю, потому как сам его не видал.
Не видел я и другой памятник – по причине того, что установили его в городском парке уже после моего посещения Колы – 17 сентября 2010 года в рамках торжеств по случаю 445-летия города. Памятник, точнее – скульптура, в честь первых жителей Колы представляет из себя три худосочные фигуры, выполненные позолоченного дерева, которые как бы сливаются в единое целое. Автор этого творения – уроженец Колы скульптор Александр Чернов, так и не придумал ему названия, а потому в администрации города сочли уместным спросить мнение горожан на этот счет (горожане вроде пока не определились). Как пишет местная газета, «Сначала памятник думали установить на территории церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Но потом решили, что это скорее светский, культурный монумент, чем религиозный символ, и поставили в городском парке рядом с Поклонным крестом. Там же власти надеются разбить парк скульптур - как в странах Европы - для отдыха горожан.»
Ах да - на здании центральной районной библиотеки есть еще памятная доска в честь пребывания в 1725-1730 годах в Кольском крае великого ученого Михаила Ломоносова…
В заключении я расскажу о самом, пожалуй, необычном и интересном памятнике Колы, посвященном Святому Феодориту Кольскому – монаху, избравшему в начале XVI века отшельничество в пустынным и необитаемом тогда еще устье реки Кола. Территорией его миссионерской деятельности стали земли юга Кольского полуострова, а предметом – саамы, которых русские называли лопарями. В этом деле Феодорит весьма преуспел, крестив пару тысяч местных жителей. По большому счету именно Феодорита можно считать основателем Колы – где-то в пределах нынешнего города он соорудил себе келью, а позже, к 1530-м годам, возле нее возникли саамское православное кладбище и были заложены две деревянные церкви – Благовещенская и Никольская. Интересно, что в 1548 году Феодорит был изгнан из основанного им же неподалеку Троицкого монастыря за «слишком жесткий» устав. Умер Феодорит Кольский в Соловецком монастыре в 1571 году в 90-летнем возрасте. А спустя 425 лет – в 1996 году (если я не ошибаюсь), в устье реки Туломы, у автомобильного моста через нее, и был поставлен памятник – высоченный православный крест в стиле традиционных путевых (путных) поморских крестов, каковые стоят по всему русскому Северу и при необходимости служат странникам местами, где можно вознести молитву Господу. Кольский крест, кроме положенных ему религиозных символов, украшает надпись «Памяти Блаженного Феодорита Кольского» и даты «1571» и «1996» с непонятными непосвященному буквами церковнославянского алфавита. Кстати, слово «Блаженный», а не «Святой» на кресте указано не по ошибке – канонизировали Феодорита только в 2003 году. С обратной стороны креста есть более прозаическая надпись – «Крещение лопарей и создание саамской азбуки – царственное достоинство Руси», причем первые слова дублируются и на саамском языке.
Хочется отметить, что место для установки этого креста выбрано не самое живописное - вокруг все опутано линиями электропередачи и поддерживающими их конструкциями, и крест просто теряется на их фоне…

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Часовня Варлаама Керетского.
Часовня Варлаама Керетского в Коле

Где находится: Поморская улица, д. 1, возле городского кладбища, за домом №11 по проспекту Защитников Заполярья, в 200-х метрах к северо-востоку от Благовещенского собора.
Почему это интересно: просто так.

Действительно, ни с исторической, ни с архитектурной точек зрения это часовня интереса не представляет – она построена в 2001 году и выглядит довольно обычно. Даже несколько неказисто на фоне ЛЭП и кладбища, особенно учитывая уже начавшую осыпаться штукатурку. При входе висит «гробовая» доска с текстом а-ля полуустав: «Храм Святого преподобного Варлаама Керетского возведен 2001 г. при кольском градоначальнике Анатолии Осипове и епископе Симоне (Гетя)». Как-то всё это попахивает гордыней и псевдораскаянием «братков» 1990-х, хотя официально говорится о том, что часовня была построена на бюджетные средства и на пожертвования жителей города…
Внутри Вы также не найдете ничего интересного – обычные беленые стены, характерные для новых церквей, ну и некоторые необходимые атрибуты религиозного культа, кои в несчетном количестве штампуют на фабриках в Софрино.
Вообще, эта часовня – прямо-таки воплощение каких-то заштатных комплексов и историко-религиозных ошибок – ее иногда именуют церковью, что неправильно, и даже утверждают, что она в честь Святого Варлаама Керетского, хотя к лику святых он не причислен – еще в первой трети XVIII века Святейший Синод не воспретил почитать преподобного Варлаама, но признал, что сказание о чудесах не проверены. До сих пор преподобный Варлаам чтится местно и признается местными жителями Поморского края покровителем мореходов (более подробно с легендой о его деяниях в Кольском заливе Вы можете ознакомиться в разделе «Россия/Мурманск/Достопримечательности/Абрам-Мыс»).
Кроме того с часовней связано несколько исторических фактов и просто местных легенд, которые настолько перемещались и перепутались, что даже ученым тяжело во всем этом разобраться. Например, по нынешней «официальной» версии «часовня памяти преподобного Варлаама Керетского воздвигнута на месте древней Никольской церкви, где в середине ХVI века начинал свой подвижнический путь преподобный Варлаам Керетский» – кто бы сомневался – в том, что именно на этом месте! Впрочем, сомневаются почти все.
Есть упоминания, что при кольском кладбище, на острове между двумя устьями реки Колы – старым и новым (т.е. примерно в этом же месте), находилась деревянная Троицкая церковь, построенная вместо сгоревшей в 1795 году своей предшественницы. Также в городе имелись еще две часовни, причем в 2007 году в Российском государственном архиве древних актов были найдены документы, свидетельствующие, что в Коле часовня была именно во имя Варлаама Керетского (она находилась «в наволоке у пристани», т.е. на мысу в нижнем конце города, где прежде сходились друг с другом реки Кола и Тулома – опять где-то поблизости от нынешней часовни). В 1754 году жители города просили церковное начальство о ее возобновлении, сообщая, что часовня сгорела тому назад «немалое время». Некая часовня, без указания кому именно она посвящена, упоминается и в более ранних документах – между 1698 и 1704 годами. Если дальнейшие розыски подтвердят, что речь об одном и том же сооружении, постройку первой в Коле часовни Варлаама Керетского можно будет отнести даже не к XVIII, а к XVII столетию.
Что же касается просьбы колян середины XVIII века о «возобновлении» сгоревшей часовни, то она не была удовлетворена - на ее месте поставили «один крест», который, вероятно, был посвящен Варлааму Керетскому и, вполне возможно, как раз он позже стал ассоциироваться с более древнем поморским крестом, находившимся в те времена в другой части города, а сейчас хранящемся в Благовещенском соборе.
Ну как, Вы поняли, на месте чего стоит современная часовня, или нет? Я – нет. Я понял одно, что доподлинно что-либо утверждать могут лишь не знакомые с историей люди и что где-то тут, возле кладбища (или не тут?), в разные времена стояли церковь (то ли Троицкая, то ли Никольская), потом – часовня (а то и не одна), потом – крест (то ли тот, что в соборе хранится, то ли другой какой). Сейчас здесь стоит часовня Варлаама Керетского. И освящена она 7 июня 2001 года – вот это известно точно. А осматривать Вам ее, или нет – решайте сами. Как и в какую из связанных с ней историй верить.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Городская архитектура.
Здание Кольского районного суда, пожалуй, самое интересное в городе…

Где находится: по всему городу.
Почему это интересно: ни почему.

Да, Кола – самый древний русский город в этих краях. Да, поселение известно с XVI века. Но. Но город тогда был сплошняком деревянный и сгорел в 1854 году (о тех двух каменных сооружениях XIX века, которые пережили пожар и дошли до нашего времени, я уже рассказал выше). То, что не сгорело в 1854 году, да и то, что было построено после – сгорело в Великую Отечественную. Да даже если и не сгорело, разрушилось за ветхостью. Или было просто разобрано за ненадобностью. Результат: в наше время архитектура Колы полностью утратила самобытность. Город ничем не интересен с архитектурной точки зрения – его улицы застроены хрущевками и более поздними панельными и кирпичными многоэтажками (особенно курьезна девятиэтажка по адресу проспект Защитников Заполярья, д. 1 – эдакий монстр в «чистом поле»). Посему даже мало-мальски необычное здание вполне можно причислить к «памятникам архитектуры», хотя, конечно, это далеко не так.
Что же интересного я обнаружил, гуляя по Коле? Ну, наверное это остатки сталинского ампира (видимо – послевоенного). Первое – это бывший городской Дом культуры (ул. Андрусенко, д.5) – двухэтажный дом с колоннами. Только вот незадача – в 2000-х годах дом этот обшили пластиком и теперь всё его былое величие оценить просто невозможно. Да и внутри уже давно обычная барохолка а-ля провинциальный торговый комплекс (Дом культуры давно переехал в современное безликое здание на проспекте Защитников Заполярья), хотя, конечно, в центральном торговом зале еще можно угадать очертания бывшего зрительного зала, а в ларьках по периметру второго этажа – бывший бельэтаж.
Зато по соседству прекрасно сохранился одноэтажный симпатичный домик с большими окнами (ул. Андрусенко, д.7), который, возможно, когда-то вместе с ДК составлял единый архитектурный ансамбль. Внутри домика также расположен магазин.
А вот здание на улице Андрусенко, д.2, сохранилось прекрасно и несет все классические послевоенные черты – и тебе четыре толстенные колонны при входе, и пафосный декоративный элемент с советской символикой над самыми дверями. Впрочем, современность коснулась и этого здания – содержимое круглой центральной части этого декоративного элемента «срублено» - видимо там было что-то такое, что не устраивает современную власть, все окна первого этажа заделаны неуклюжими решетками, а на крыше развивается российский флаг. Впрочем, последнее не удивительно – в здании находится Кольский районный суд, а таким организациям положено обозначать себя государственной символикой.
Так, ну что еще? Ну можно взглянуть на бывший кинотеатр «Волна» (проспект Защитников Заполярья, д.36), а ныне – городской рынок. Превращение одного в другое, видимо, произошло в 1990-е годы, когда людям было не до кино, да и кино не было – все видео смотрели. А тут, на такой оживленной трассе, ведущей к единственному тогда мосту через Кольский залив, здание пропадает. Ну и решили из него рынок сделать, наверное. Трасса уже несколько лет, после открытия нового моста в Мурманске, практически заброшена, а вот рынок остался. Но ничего «эдакого» на нем прикупить нельзя – тоже типичная барахолка китайско-вьетнамского ширпотреба…
А вот если Вас привлекает разруха и запустение, рекомендую прогуляться по Привокзальной улице до железнодорожной станции Кола – там Вы найдете постапокалептический пейзаж с полуброшенными сталинскими (как я понял) многоквартирными домами и даже найдете чудом сохранившиеся деревянные постройки…
Всё, а что Вы хотели? Ну не будете же Вы, в самом деле, слоняться по городу, осматривая тоскливые многоэтажки?..

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Реки Кола и Тулома.
Река Кола в районе железнодорожного моста

Где находится: ну… «вокруг города» что ли… Кола-то ведь была основана как раз на мысу в месте впадения этих рек в Кольский залив…
Почему это интересно: природа?

Хотя какая там природа – посреди города – одни индустриальные пейзажи… За природой надо вверх по рекам довольно далеко подниматься…
В городе же самое интересное, что можно увидеть на реках Коле и Туломе – это мосты через них. Однопутный железнодорожный через Колу и рядом более современный – автомобильный, и «стратегический» мост через Тулому – до недавнего времени главное место, где можно было перебраться на западный берег Кольского залива. Почему этот мост «стратегический»? Уж не знаю, но охраняет его милиционер, дежурящий в своем «домике Тыковки» и строго следящий за тем, что бы мост этот никто не фотографировал. На вопрос «А почему нельзя снимать?» ответить ничего лучше «Не положено» он не может. Видимо, скучно ему – раньше через мост этот шел большой поток машин, и на туристов-бездельников стражу порядка обращать внимание было недосуг, а сейчас это лишний повод выбраться из своей будки… А может кто-то всерьез считает, что один скучающий милиционер сможет предотвратить теракт на этом мосту, если террористы действительно захотят его взорвать? Впрочем, я отвлекся. Давайте я лучше Вам несколько фактов перескажу. Итак – Кола – это река, давшая название и городу, и заливу, куда она впадает, и полуострову, и автомобильной дороге, ведущей в Мурманск. Версий происхождения названия «Кола» много, но большинство из них сходятся в главном – русские переняли его у местных жителей – саамов (лопарей по-нашему), и у них оно означает «рыба», «рыбное». Кола – не очень большая река по среднерусским меркам – ее длина всего 83 километра (исток – озеро Колозеро), однако для Кольского полуострова – вполне даже ничего – все-таки тут ландшафт другой. Уж не знаю, богата ли она рыбой также, как несколько веков назад, но что-то на городском рынке я никаких подтверждений этому факту не нашел…
Тулома - река покороче – 64 километра (исток - Нотозеро), но полноводнее - бассейн ее почти в два раза больше, чем у Колы. На Туломе (не так, кстати, далеко от города Колы) поэтому построено аж две ГЭС – Верхне- и Нижнетуломская, которые образуют два водохранилища, из-за чего глядя на Тулому с моста в Коле, кажется, что это и не река вовсе, а продолжение Кольского залива – столь широки ее берега…

Обсудить на форуме
На главную страницу






География посетителей