Кола. Самое главное.

Яндекс.Погода
Кола на приколе.

Официальные символы Колы - герб и год основания

Читая эпитет «самый…» по отношению к какому-нибудь городу, чаще всего наталкиваешься на всякого рода оговорки. По отношению к Коле этот эпитет можно применить без сомнения: Кола – самый древний город на Кольском полуострове. В этих местах человек обитал еще две тысячи лет назад, а первое упоминание о поморском поселении «волость Коло» на территории нынешнего города относится к 1264 году. Однако его активное формирование началось на рубеже XV-XVI веков и связано с именем монаха Соловецкого монастыря Феодорита, который по благословению игумена Зосимы стал отшельником, сначала поселившись среди «лешей лопи», которую обратил в православие, основав при этом в 1526 году первую православную церковь в этих краях - в Кандалакше. После этого Феодорит по морю обогнул полуостров и, пройдя Кольский залив, добрался до устья реки Колы (она и дала название поселению - от финно-угорского «Кульйоки» - «рыбная река»), присоединившись к обосновавшемуся здесь старцу Митрофану. Изучив саамский язык, Феодорит стал активно обращать в православие лопарей, живших по течению рек Колы и Туломы. Долгое время Кола номинально подчинялась Новгороду и лишь в 1570-х годах вошла в состав Московского государства. Главными занятиями колян были морская рыбодобыча, пресноводный лов, акулий промысел и зверобойное дело (киты, тюлени, моржи, белухи).
Во второй половине XVI века для защиты поселения от шведских набегов был заложен деревянный Кольский острог, ставший на века оплотом российской государственности в этих суровых краях. В 1582 году, в Колу был отправлен отряд из 30 стрельцов с воеводой Авраамием (Аверкием) Палицыным. Палицын стал для Колы тем же, кем Дюк для Одессы - при нем Кола расцвела, разрослась, и в ней, как в любом крупном торговом городе страны, был устроен Гостиный двор, в котором разместили заморскую диковину - весы с норвежскими гирями.
Грамота Ивана Грозного от 17 декабря 1583 года, выданная воеводе Максаку Федоровичу Судимантову, наказывала ему построить в Малмусе (так еще называли Колу и иностранцы, и русские) «первый острог или бруствер». Центральную часть городка обнесли бревенчатой оградой и окружили рвом, по углам соорудили башни и отдельно укрепили гостиный двор и возвели еще две дозорные башни. Из города к реке Коле прорыли подземный ход – там, на другом берегу, высились стены и купола Петропавловского монастыря, готового в случае нападения врага укрыть жителей Колы и ее окрестностей. В XV-XVII веках Кола была и отправной точкой морских плаваний на промысел к островам Шпицберген и Новая Земля, и торговым центром всего региона.
Соседям-викингам такая экспансия не нравилась - датский король Фредерик II, властитель Норвегии и Исландии, объявил Норвежское море своим и приказал всем иностранным купцам, торгующим с Колой и Мурманом, платить пошлину, но англичане и голландцы отказались, а в ответ норвежцы и шведы в конце XVI – начале XVII веков несколько раз нападали на Колу, но горожане отстояли ее, благо в 1590 году из Москвы для оборонных целей прислали пушки (в начале XVII века их насчитывали уже 21 штуку, которые обслуживали 63 стрельца и 9 пушкарей – крупный по тем временам артиллерийский гарнизон). В знак благодарности за героическую оборону города в том же 1590 году царь Федор Иванович даровал колянам жалованную грамоту, освободив их на три года от всех податей и пошлин с последующим правом при торговле платить в казну лишь половину узаконенных таможенных сборов.
В 1595 году на берега Кольского залива явились уже датчане. Посланники короля Христиана IV привезли с собой «акт и торжественный протест против владычества русских в Лапландии», который зачитали собравшимся горожанам. Кольский воевода отказался слушать «сии ультимативные бумаги» и вступать с датчанами в какие-либо официальные переговоры. Затем, в 1599 году, с целью «обуздать» русских на Севере сюда прибыл сам датский король с флотилией из 8 кораблей, но вновь требования к колянам присягнуть ему на верность разбились об их стойкость и дипломатическое искусство воеводы.
Стратегическую важность Колы понимали цари и в XVII веке - с 1625 года в остроге размещался стрелецкий полк из 500 человек (при этом служивые люди несколько раз подавали челобитные правительству с указанием бесчинств и злоупотреблений кольских воевод в отношении подвластного населения), и в XVIII веке - Петр I часть медных пушек заменил на железные. Он же в 1700 году издал указ о «починке города и острога». В результате Кольский острог пришел в соответствие с присвоенным ему еще в 1701 году статусом крепости. Крепость была прекрасно подготовлена к длительной осаде - в ее арсенале хранилось 750 пудов пороха, около 6 тысяч ядер, более 200 пудов свинца и пуль. Гарнизон и гражданское население имели трехлетний запас продовольствия. На каждой башне располагалось по 7-8 орудий, а всего в крепости насчитывалось 35 больших и 20 малых пушек. Заполярная цитадель выглядела столь внушительно, что за весь XVIII век никто так и не осмелился на нее напасть. Впрочем, после победы в Шведской войне и заключения Ништадтского мирного договора, угроза нападения на Колу снизилась объективно и в 1765 году часть артиллерии увезли на судах в Новодвинскую крепость, а в 1801 году остальные орудия по приказу Павла I были отправлены в Соловецкий монастырь.
В 1774 (по другим данным – в 1784) году Кола получила статус города, а в 1775 году Екатерина II переименовала Кольский округ в уезд, сделав 1780 году при вологодском наместнике Мельгунове Колу его административным центром. Несмотря на такие преобразования, в конце XVIII века число жителей Колы сократилось в два раза – с 806 до 413 человек. Город охраняла небольшая солдатская команда и артиллеристы, а в XIX веке здесь вообще не было регулярных войск - в подчинении городничих имелась лишь инвалидная, плохо вооруженная команда. Привело это к плачевным результатам – в 1809 году коляне едва сдержали нападение английского военного фрегата, а 11-12 августа 1854 года в ходе Крымской войны (да-да – не удивляйтесь – та война была если не мировая, то уж точно – континентальная – битвы между странами-противниками происходили в самых неожиданных местах) Колу обстреливал английский корвет «Миранда» (это событие отражено в романе Бориса Полякова «Кола»). Высадившийся десант из 60 английских матросов поджег мучной магазин и караульный дом, но получил отпор от народного ополчения. Результатом обстрела с корабля стали пожары, стершие с лица земли практически все деревянные постройки (включая крупнейший храм всего российского Севера - девятнадцатиглавый собор Воскресения Христова, построенный в 1681-84 годах неизвестным мастером из Поморья). От этого же обстрела пострадали и две каменные постройки Колы, впрочем, в измененном виде они дошли и до наших дней, являясь основными достопримечательностями города (см. раздел «Россия/Кола/Достопримечательности»).
В 1874 году в Коле по тогдашней моде была создана городская дума. В постоянно работающий орган - городскую управу вошли 5 человек (глава, 2 члена и 2 кандидата). В общем, всё предвещало неплохую будущность…
Но, проанализировав возможности развития края и строительства крупного морского порта в незамерзающем Кольском заливе, в Государственном Совете подняли вопрос о переносе уездного центра из Колы в Екатерининскую гавань, т.к. глубина залива в районе Колы оказалась недостаточной, да и с обороноспособностью, как мы уже знаем, возникали проблемы. В 1899 году в присутствии монарших особ на берегу Мурмана был торжественно открыт новый город – Александровск-на-Мурмане, ставший (впрочем – ненадолго) административным центром Мурмана. Ныне это город Полярный и о нем можно узнать в разделе «Россия/Полярный/Самое главное/Александровск в Екатерининской бухте».
Что касается Колы, то волостная и уездная история первого заполярного русского города закончилась, и после появления в ее окрестностях Мурманска, город стал практически не нужным. Не нужным до такой степени, что в 1926 году Колу лишили статуса города, преобразовав в сельское поселение.
Возрождение началось лишь после Великой Отечественной войны, когда в округе стали строить самые разные промышленные предприятия, продукция которых должна была обеспечивать нужды развивающейся инфраструктуры Кольского полуострова. Дело пошло настолько успешно, что в 1965 году (в год 400-летия) Кола вновь стала полноправным городом...
Однако, что происходило (да и происходит) с нашей промышленностью с конца 1980-х годов, мы хорошо знаем, поэтому не удивительно, что на рубеже XX-XXI веков город уже «переключился» на жизнь за счет придорожной торговли – ведь именно через него проходила трасса, ведущая на запад полуострова – к границе с Норвегией и Финляндией, благо начавшееся в 1992 году строительство нового, современного моста, в Мурманске во время Перестройки фактически остановилось. Но, тем менее, в 2005 году мост таки с помпой открыли и нынче Кола с населением около 11 тысяч человек оказалась совсем уж не у дел… Возможно, решением ее проблем было бы присоединение к вплотную подступившему Мурманску, однако это вряд ли осуществимо – ведь Кола до сих поря является административным центром Кольского района Мурманской области. Посмотрим, однако, как сложится ее дальнейшая судьба, я же перейду к своим впечатлениям от города.
В Колу я решил съездить по нескольким причинам – во-первых, как Вы уже поняли, это исторически интересное и важное для России место, во-вторых, оно довольно близко расположено к Мурманску, в котором я остановился, в-третьих это была возможность посмотреть какой-то другой город Кольского полуострова, поскольку на момент составления маршрута я еще не был уверен, пустят ли меня в Полярный или Североморск.
Готовясь к поездке, я обнаружил, что смотреть-то в Коле особо и нечего – практически все путеводители упоминали лишь две городские достопримечательности – Благовещенский собор и здание бывшего уездного казначейства, причем найти фотографии последнего в интернете на тот момент оказалось делом очень сложным, из чего я сделал вывод, что Кола – совсем не туристический город. В общем, так оно и оказалось…
Благовещенский собор предстал совсем небольшим и похожим на обычную церквушку, уездное казначейство превращено в продуктовый магазин, архитектура города по большей части представляет из себя послевоенные жилые дома, никаких музеев в Коле нет... Впрочем, что это я – об этом Вам будет удобнее прочитать прямо в разделе «Россия/Кола/Достопримечательности», тем более что там же можно увидеть и фотографии…
Что же касается самой атмосферы города, то ее за несколько часов я не раскусил – колян на заснеженных улицах было не много, по большей части это были куда-то спешащие с сумками женщины, а самое большое скопление горожан я увидел как раз в Благовещенском соборе во время церковной службы. Вообще, от Колы у меня сложилось впечатление чего-то брошенного, вернее похожего на спальную окраину большого города, куда жизнь возвращается только по вечерам и выходным, когда работающие в центре жители расходятся по домам. Впрочем, возможно, с Колой как раз так и происходит – многие ее жители вполне могут ежедневно выезжать на заработки в соседний Мурманск, хотя с другой стороны и на окраинах Колы много полуфункционирующих заводов.
Короче говоря, побродя по городу, я понял, что отведенного дня на этот город мне многовато и после обеда сам «иммигрировал» в Мурманск, по дороге размышляя о судьбе некогда крупных городов, из которых ушла жизнь только из-за того, что они остались в стороне от крупных транспортных путей – так сказать, на обочине истории…

Обсудить на форуме
На главную страницу





География посетителей