Калининград. Достопримечательности.



  Остатки немецкой архитектурной роскоши и практицизма.

Где находится: большинство - в западной части города, в основном в районе между проспектом Мира и улицей Карла Маркса и на прилегающих к ним территориях, а также в северной части в районе улицы Тельмана. В центре можно увидеть только два железнодорожных вокзала, да Кафедральный собор, но о нем подробнее в разделе «Россия/Калининград/Достопримечательности/Кафедральный собор».
Почему это интересно: ну а где вы еще увидите типичную немецкую пригородную застройку на территории России?

Итак, как я уже говорил в разделе «Самое главное», после двух налетов авиации союзников в 1944 году центр города полностью превратился в руины. Как Дрезден. Ну а потом и советские войска, в ходе взятия города весной 1945 года, завершили дело. Посему в настоящее время центр Калининграда представляет некий синтез районов а-ля «Черемушки2 и районов а-ля «административный центр обычного советского города», то есть - с минимальными признаками архитектурной фантазии.
Впрочем, оба из уцелевших немецких зданий - Северный железнодорожный вокзал (пл. Победы) и Южный железнодорожный вокзал (пл. Калинина), также выстроены без особой фантазии. Зато - с чисто немецким практицизмом (в 1930 по проекту архитектора Штальмана - первый, и в 1895 году - второй).
В упомянутой мной западной части города, напротив, Вы сможете найти немецкие виллу или дом на любой вкус. Во многих из них сейчас жилые квартиры, школы, ясли, магазины (особенно уморительно видеть вывески типа «Мини-маркет» на эдаких бюргерских домиках). В этом же районе находится кирха памяти королевы Луизы (пр-т Победы, д. 1, ныне здесь располагается областной театр кукол, тел. 21-38-89) и зоопарк, многие здания в котором также сохранились еще с довоенных времен, в частности - зимний павильон для слонов (для меня здесь стало открытием, что слоны едят рыбу, впрочем, в калининградском зоопарке рыбу едят все, даже хищные кошки и крокодилы, - на мясо нет денег). Основан зоопарк был в 1899 году и долгое время наряду с берлинским занимал ведущее место в Европе. В апреле 1945 года в нем уцелело всего четверо животных - барсук, лань, осел и бегемот, которого нашли солдаты раненым в одном из водоемов на окраине города. Сегодня практически все бегемоты, живущие в российских зоопарках, ведут свою родословную именно от него. Направляясь сюда из центра города по вымощенным брусчаткой улицам Вы заметите многочисленные военные укрепления - от фортов и бастионов до различных городских ворот. Кроме того по городу разбросаны гигантские «общинные» дома начала ХХ века - эдакие немецкие бараки для рабочих. Они и сейчас используются по прямому назначению.
Следы практичной немецкой архитектуры Вы найдете и по берегам Старой Преголи - это остатки мостов и хозяйственных построек у реки. Ну а апофеоз промышленных и хозяйственных зданий ждет Вас в морском порту.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Клотц.
Клотц по-немецки значит «чурбан». Так называют здание Дворца Советов коренные жители Кенигсберга.

Где находится: в районе Центральной площади.
Почему это интересно: просто так.

«Клотц» по-немецки «чурбан». Так называют это здание старожилы Кенигсберга, оставшиеся в родном городе. Калининградцы же называют это здание «Дворец Советов». Расскажу его историю.
До войны здесь находилось самое значительное сооружение города - Королевский замок с гигантской башней. Во время войны замок был разрушен, однако его стены и каркас башни стояли еще десятилетия. Никита Сергеевич, посещая Калининград, со свойственной ему экспрессивной манерой, выразил свое отношение к этому «памятнику». И «памятник» стали ломать. Но немцы-то строили на века. Даже авиабомбы замок не взяли. Вот и ровняли эти руины с землей еще долго с помощью огромного количества взрывчатки. Сравняли. Начали строить Дворец Советов. Построили. Даже отделку практически закончили, в лучших традициях советской помпезности. А дом взял - и покачнулся. Трещину дал. Еще одну. Еще. Фундамент-то на полностью перепаханной земле стоит. Вот и вся история. Теперь - комментарии.
Ну, видя такой квадратный гигантский небоскреб, у нас возникло естественное желание осмотреть его изнутри.
- Да что вы - там одни бомжи живут - сказал нам водитель, - это все в городе знают.
Ну, бомжами нас не испугаешь, да и потом мы не к ним, а к архитектурным достопримечательностям собираемся. Поехали. Остановились. По периметру - забор. А в заборе - дыра. Проникли. Идем к зданию. Из будки вылезает охранник. Мы ему объяснили, что хотим. Он говорит - там опасно, все время что-то обваливается. Мы говорим, что будем осторожны. Ему видать скучно - он соглашается. Мы ему рассказываем историю про бомжей. Он смеется - бомжей уже несколько лет как выгнали, а вместо них посадили его - охранять все это. Входим внутрь.
Ну, не знаю... Много я руин видел в своей жизни, но эти мне запомнились. Дом уже был готов к сдаче - видны остатки мраморной облицовки, электропроводки, в шахтах стоят лифты и т.д. Но все это в такой строительной вакханалии! То есть, во время любой обычной стройки постепенно дом приобретает жилой вид - появляются коммуникации, окна, двери, обои и пр., а теперь представьте себе обратный процесс. Исчезают окна, двери, перила, зеркала, навесные потолки... Короче, странное ощущение - клотц, да и только!
P.S. С не меньшим успехом это описание можно было бы отправить в раздел «В стороне от туристических маршрутов», если бы этот дом не был виден из любой части города, как Останкинская башня в Москве, то есть не был бы «примечателен».

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Немецкие форты и оборонительные бастионы.
Форт №1

Где находится: так называемые «новые» форты - по периметру города, а в самом городе - несколько старых.
Почему это интересно: потому, что такой оборонительной системы Вы не увидите больше нигде.

Эти военные сооружения являются яркими примерами развития фортификационной науки. Они-то и позволяли Кенигсбергу на протяжении нескольких веков считаться одним из самых укрепленных городов мира.
По периметру старой части города находятся сооружения середины XIX века - оборонительная казарма «Кронпринц» (ул. Литовский Вал, д. 38), бастион «Грольман» (ул. Литовский Вал, д. 21), Башня Дона (пл. Маршала Василевского, подробнее о ней см. ниже) и многие другие. Каждый из этих бастионов по своему уникален и строился по индивидуальному проекту.
По периметру современного города находятся пятнадцать так называемых «новых» фортов, сооружение которых началось в конце XIX века и продолжалось вплоть до начала второй мировой войны. В их строительстве уже соблюдались общие принципы - это некие пятиугольные здания из бетона и кирпича, окруженные рвами с водой, в которых находились специально обученные гарнизоны, большое количество боеприпасов и провианта. Все это позволяло отражать вражеские атаки в автономном режиме довольно длительное время. (Дополнительную информацию о некоторых из этих фортов см. ниже).
В настоящее время доступ во многие из этих сооружений простым гражданам закрыт, однако снаружи Вы всегда можете ими полюбоваться.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Башня Дона.
Башня Дона. Сейчас здесь находится музей янтаря.

Где находится: пл. Маршала Василевского, д.1.
Почему это интересно: потому что здесь находится музей янтаря.

Строительство этой башни, названной в честь немецкого генерала-фельдмаршала Фридриха Карла Дона, воевавшего с Наполеоном, началось в 1626 году (основной этап пришелся на середину XIX века), а завершилось фактически в 1945 году. Может быть, если бы результаты войны оказались другими, ее модернизация продолжалась бы до сих пор. Но все закончилось утром 10 апреля 1945 года, когда красное знамя на ее вершине возвестило о долгожданном взятии Кенигсберга советскими войсками. В память об этом событии на стене весит мемориальная доска.
После 1945 года башня Дона не имела постоянных хозяев – в ней то хранили тару, то всякие сыпучие продукты, затем ее передали под склад военторгу. Работы по созданию Музея янтаря (тел. 46-06-13), начатые в 1972 году, предотвратили интенсивный процесс разрушения здания. 29 декабря 1979 года музей распахнул свои двери для всех желающих.
Вся его экспозиция размещается в колоритных помещениях и подвалах некогда мощного военного бастиона. Здесь Вы сможете увидеть некоторые уцелевшие фрагменты Янтарной комнаты, различные украшения из этого материала, узнать о истории его появления в природе. Мне больше всего запомнились огромные, полностью выполненные из янтаря, панно и макеты советского времени с изображением ледоколов, строек, ГЭС и пр. И еще янтарные инклюзы - попавшие в смолу древних деревьев различные насекомые, которые надо рассматривать в специальные лупы.
Да и сама башня снаружи выглядит довольно эффектно.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Форт №1.
Вход в форт №1 «Штайн»

Где находится: Большая Окружная Дорога, но попасть к нему можно и с улицы Суворова, нарушив немного правила дорожного движения. Не забудьте заранее договориться о посещении с хозяином Станиславом по телефону тел. 8-905-241-48-95.
Почему это интересно: потому, что здесь живут люди.

Этот форт начали строить в конце XIX века.
Существует такая легенда, что когда командир его последнего гарнизона, получил приказ о капитуляции в апреле 1945 года, то он предпочел застрелиться. И дух его по прежнему блуждает по темным коридорам. В духов я не верю, поэтому расскажу Вам другую историю - историю моего посещения этого форта.
О том, что здесь живут люди, мне сказала моя знакомая, узнавшая об этом, кажется из Интернета. Или от сотрудников местного телевидения. С тех пор желание посмотреть на быт обитателей форта прочно вошло в программу нашего пребывания в Калининграде. Нас, правда, предупредили, что если мы не понравимся хозяевам - нас не пустят. Но для начала надо найти этот самый форт. А попробуйте его найти по тому описанию, которое я Вам привел выше. С картой города в руках все оказалось намного проще - и вот, проехав несколько сотен метров от Большой Окружной Дороги, мы остановились у металлических ворот с надписями «Объект охраняется» и «Осторожно, злая собака» и многочисленным пулевыми отверстиями. Мы постучали. Никто не отозвался. Постучали громче. Тишина. Прильнув к пулевым отверстиям, убедились, что форт явно обитаем - все довольно ухожено. Может хозяева куда-то вышли, хотя куда здесь можно выйти? Стали ждать и периодически стучать. Ничего. Сели в машину. А ворота-то возьми и откройся! А оттуда как возьми да и выпрыгни большая черная собака с острыми зубами (один из нас в этом убедился). И хозяин тоже показался - довольно щупленький интеллигентного вида очкарик.
Мы объяснили, что люди мы добрые, приехали поболтать с ним о его жизни в его казематах. Поскольку вид у нас был действительно добрый, он пригласил нас внутрь, сказав этому лохматому баскервильскому псу «Свои!». Тот моментально перестал рычать и поплелся куда-то внутрь форта. Мы поплелись вслед за ним. С одной стороны дороги стоял настоящий бетонный ДОТ, с другой - старенький желтый автомобиль с литовскими номерами. Итак, мы, по широкому мосту через ров с водой, входим внутрь форта.
Теперь я опишу, что же я в нем увидел. Форт представляет из себя двухэтажное кирпичное строение почти овальной формы. На каждом этаже есть центральный коридор, а по бокам - многочисленные помещения, бывшие когда-то командными пунктами, казармами, пороховыми складами, хранилищами боеприпасов, провианта и пр. На нижнем этаже есть и общественные туалеты с унитазами для офицеров и «дырками» для солдат. Очевидно, существуют и многочисленные подвальные помещения. Из самого здания по нескольким проходам можно попасть во внутренний двор, являющийся одновременно и крышей всего комплекса, и подняться на внешний периметр. Именно здесь раньше и стояли пушки, сидели в специальных укрытиях снайперы и дозорные. Снаряды же наверх к пушкам подавали по специальным шахтам с помощью системы лебедок прямо снизу, из арсенала (механизмы, кстати, работают до сих пор). Сейчас пушек, естественно, уже нет, на крыше растут уже довольно большие деревья, постепенно разрушая бетонную подушку. Обитатели форта ведут с деревьями борьбу, постепенно выкорчевывая их, да и вообще - поддерживают форт в чистоте и порядке, насколько это возможно.
А теперь - поподробнее о самих обитателях. Вот несколько историй, которые они рассказали (а одну, про последнего немецкого командира, Вы уже читали).
История первая. История.
Попала в этот форт семья Лаурушонисов очень просто - в перестройку они организовали небольшую торговую фирму и взяли этот форт в аренду под складские помещения. Потом, правда, фирма разорилась, да еще и за долги пришлось продать квартиру и пр. - и поселились они тогда в этой своей недвижимости. Электричества нет. Воды нет. То есть во рву за окном - сколько угодно. От этого сырость, комары. Тепла тоже нет - попробуй протопить эту громадину. А у них маленькие дети. «Дети подземелья», как их называет мать - Светлана. Однако, постепенно обжились. Расчистили почти все помещения от мусора, провели везде электричество (только лампочки от сырости быстро перегорают), устроили себе хоромы буржуйские, с печкой-буржуйкой, то есть. Начали двор расчищать, уже около трети готово - как во времена Рейха. Кое-как перебиваются с помощью мини-заводика по производству кирпича. Но все равно основное время уходит на приведение в порядок своих владений.
История вторая. Спонсоры.
Не только мы, а теперь и Вы, узнали про этот форт. Узнали про него и богачи всякие местные. Шутка ли - настоящий немецкий форт, в котором после войны находился советский гарнизон, передали в частные руки! Да где такое видано! Все остальные форты до сих пор принадлежат государству! А тут - какой-то очкарик такими богатствами владеет! Ату его, ату! Вот и предлагают периодически Станиславу открыть в его форте то казино, то ресторан, то еще что-нибудь. А он у всех спрашивает: «А музей мой где будет?» А кому на фиг нужен его музей! Вот и не пускает он никого к себе - так они вдвоем с женой и маются. Хорошо хоть дети уже подросли, семьями обзавелись.
История третья. Музей.
Пока они все это разгребали, нашли кучу всяких немецких и советских вещей - от крупнокалиберных снарядов до зубных щеток. Вот и собрал все это Станислав в двух комнатах, разложил по самодельным полочкам. Коллекция эта, может быть и не столь богатая, зато каждая вещь в ней - живая. Грустная история убиения людей друг другом.
Вот такие небольшие истории. И еще - пара наблюдений.
Пока мы гуляли по крыше, к воротам подъехал большой автобус и все его пассажиры, по речи - немцы, стали фотографироваться на фоне форта.
Пулевые отверстия в воротах - это молодые солдаты балуются - гарнизон-то воинский из форта ушел, а стрельбище неподалеку осталось.
Иногда Станислав пускает сюда музыкантов - здесь проводились фестивали кельтской музыки, да и просто концерты под гитару устраивались. Вообще, красиво, наверное, атмосфера очень необычная.
И напоследок - совет. Если Вы захотите устроить себе маленькую экскурсию по этому форту, возьмите в качестве входной платы пачку печенья или банку варенья (я серьезно). Чай тоже подойдет. Можно еще несколько электролампочек прихватить. Ну, а ликер «Ванна Таллинн», очень хорошо идет с кофе и беседой (несмотря на то, что Лаурушонисы поначалу утверждают, что не пьют).

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Форт №3.
Форт №3 «Король Фридрих Вильгельм I»

Где находится: в конце улицы Александра Невского.
Почему это интересно: потому, что здесь до сих пор находят старые немецкие клады.

А по сему форт охраняется милицией (хотя, по слухам, не так давно у него появились новые хозяева со своей охраной). Ходить по нему очень тяжело – «Осторожно, не оступитесь - у этой ямы нет дна», «Идите сюда, на свет моего фонаря, только под ноги смотрите!» - такие фразы Вы услышите не раз. В отличии от Форта №1, этот форт (носивший имя «Король Фридрих Вельгельм I») совершенно не убран - на полу кучи мусора, с потолка что-то свисает, в каких-то дырах нашли тайники с кладами, где-то еще только расчищают завалы, где-то кто-то сломал ногу, где-то кто распорол себе задницу...
Короче - казематы настоящие. Темнота сплошная - нет чтобы электричество провести. Сюда надо диггерам и спелеологам приходить тренироваться.
Спокойно здесь можно прогуляться только по дну рва - воды в нем уже давно нет.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Форт №5.
Ствол пушки в форте №5

Где находится: в конце Советского проспекта.
Почему это интересно: потому, что здесь стоят пушки. Короче - не почему.

В апреле 1945 года за этот форт велись очень ожесточенные бои. 15 советских воинов были удостоены за подвиги во время его штурма званий Героев Советского Союза.
Сейчас здесь некий мемориальный комплекс - на небольшой набережной вдоль рва с водой стоят пушки различных моделей. А во рву многочисленные рыбаки пытаются хоть что-то выловить. Вход в сам форт загорожен металлической решеткой, что, как мне кажется, не мешает местным мальчишкам играть там в войнушку. Я карабкаться вверх не стал - мне и пушек хватило...
P.S. В 2010 году форт передали в ведение областного историко-художественного музея и он стал его филиалом, который планируют превратить в одну из главных достопримечательностей города.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Музей Мирового океана.
НИС «Витязь», подводная лодка Б-413 и судно «Космонавт В. Пацаев» - экспонаты музея Мирового океана

Где находится: на набережной Маршала Баграмяна, д.1, тел. (0112) 43-63-02, 43-05-47.
Почему это интересно: потому что этот монастырь - одна из главных достопримечательностей в окрестностях Ростова.

потому, что если Вы были мальчишкой, то обязательно читали про главный экспонат музея и можете здесь встретится со своим Детством.
Музей Мирового океана задумывался еще в 1970-е годы. Главной его изюминкой должно было стать легендарное научно-исследовательское судно «Витязь», проведшее с 1949 по 1979 годы 65 океанских экспедиций, в ходе которых была сделана большая часть открытий в советской океанографии, морской биологии, морфологии и пр. Однако, после того как 22 апреля 1979 года «Витязь» совершил свой последний переход из Новороссийска в Калининград, о нем словно забыли на 11 лет. Лишь 12 апреля 1990 года Совет Министров РСФСР принял постановление о создании музея Мирового океана (теперь эта дата отмечается в музее как День Рождения). Но потребовалось еще несколько лет, чтобы привести корабль в прежнее состояние (швартовка у музейного причала состоялась 12 июля 1994 года). Сейчас он предстает перед посетителями во всем своем великолепии.
Расскажу еще немного о самом судне. Построено оно было в 1939 году в Германии и получило имя «Марс». Несколько лет оно служило обычным транспортом, а в начале 1945 года на нем было вывезено около 20000 беженцев из Восточной Пруссии. В конце того же года «Марс» был передан по репарации Великобритании и получил новое имя – «Империя, вперед». Ну а в мае 1946 года был передан Советскому Союзу и опять сменил название - стал «Экватором». В течении двух лет с 1947 по 1949 годы его переоборудовали в научно-исследовательское судно и дали гордое имя «Витязь». В первый свой научный рейс корабль вышел из Одессы 13 апреля 1949 года и за последующие 30 лет прошел около 800 000 морских миль.
А вот история другого экспоната музея - дизель-электрической подводной лодки проекта 641 Б-413. 7 сентября 1968 года она была спущена на воду в Ленинграде и до 1990 года находилась в составе соединений Северного флота, а с 1991 по 1999 годы - Балтийского флота. Ну а 14 июня 2000 года пришвартовалась к музейному причалу и вскоре открылась для посещения.
Если Вам еще не надоели эти корабли - расскажу о последнем - НИС РАКА «Космонавт Виктор Пацаев». Оно и сейчас работает как корабль связи Российского авиационно-космического агентства (при мне там проходил сеанс связи с космонавтами на орбите), но часть помещений уже переделана под экспозицию и доступна для экскурсий.
Еще у музея есть выставочные площади в здании на берегу и большая экспозиция на набережной, посвященная освоению Мирового океана. В планы также входит швартовка у причала среднего рыболовного траулера СРТ-129 и организация на нем экспозиции «История рыболовного флота», приобретение гидросамолета и другие далекоидущие планы.
Уф... Со статистикой покончено - теперь о личных впечатлениях. Если Вам это все еще интересно...
В детстве у меня, как и у большинства советских мальчишек, я думаю, было много книг про различные корабли - про сейнеры, про сухогрузы, про пассажирские, про корабли связи и многие другие. Ну, а научно-исследовательские было в них только одно – «Витязь». Во всех книжках. Я очень хорошо помню эти картинки, даже перерисовывал их в детстве. И вот мне предстоит увидеть этот корабль воочию. Даже жить в одной из его кают десять дней (на нижней палубе соорудили нечто вроде музейной гостиницы, весьма уютной). Я очень боялся разочарования в своих детских романтических представлениях об этом корабле. Но он не разочаровал. Напротив, я, да и все мои друзья, просто влюбились в «Витязь». После этого я много раз бывал в институте океанологии им. П.П. Ширшова РАН и постоянно слышал ностальгические теплые воспоминания о судне людей, ходивших на нем в экспедиции. Не мудрено...
Ну, а сейчас место главного флагмана советской, простите - российской, науки занял «Академик Мстислав Келдыш». Конечно, он намного больше «Витязя», и уже приобрел себе поистине мировую славу благодаря участию в съемках натурных сцен знаменитого фильма «Титаник». А режиссер этого фильма Джеймс Камерон ежегодно участвует в научных экспедициях и снимает документальные фильмы о жизни Мирового океана, опускаясь на его глубины на аппарате «Мир».
У него тоже в детстве наверное были книжки про корабли...
P.S. Если Вы хотите посмотреть на экспонаты музея с воды, совершить прогулку по Преголе и дойти до морского порта, советую обратиться в компанию «Балтма Турс» (пр-т Мира, д. 49/51, тел. 22-84-19), имеющую свой прогулочный теплоходик «Балтма».
P.P.S. Одни из лучших сувениров из Калининграда (кроме алкоголя и янтаря) я приобрел в небольшом магазинчике при музее, торгующим всякими морскими дарами.
P.P.P.S. СРТ-129 в августе 2007 года пришвартовался у музейной набережной и недавно открылся для посетителей.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Кафедральный собор.
Кафедральный собор Калининграда в начале XXI века полностью восстановили из руин

Где находится: на острове Канта, вход на остров - с Октябрьской улицы или с эстакады Ленинского проспекта.
Почему это интересно: потому, что сейчас это единственное здание в городе, восстановленное в историческом облике. Да и могила Иманнуила Канта находится в одном из его портиков.

Строительство церкви на острове Кнайпхоф («Пивное подворье»), образованном двумя рукавами Преголи, началось в 1320 году. В середине XVIII века она стала главной церковью города - Кафедральным собором. После его практически полного разрушения в 1944 году собор лежал в руинах до 1991 года (оставались лишь фрагменты двух несущих стен). После реставрации и его открытия здесь провели первую символическую послевоенную службу, а сейчас используют для различных концертов.
Что касается могилы Канта, то я сильно сомневаюсь в ее подлинности, так как видел фотографии собора до реставрации . Но, впрочем, любая могила - это символ. Символ памяти и знак уважения умершего человека. Так, что если Вы увлекаетесь немецкой философией - для Вас это «святое место». Для меня - нет. Хотя «могила» мне понравилась - сделана добротно, сурово и красиво. В духе Канта.

Обсудить на форуме
На главную страницу






География посетителей