Иркутск. Самое главное.

Яндекс.Погода
Ворота Байкала.

К сожалению, так выглядит типичный иркутский городской пейзаж

В 1661 году на правом берегу реки Ангары, напротив впадения в нее реки Иркут, в 66 км к западу от озера Байкал, был заложен острог, а в 1669 году на этом месте возведены две деревянные крепости. В 1686 году Иркутск получил статус города, а в 1822 году стал столицей Восточной Сибири - здесь обосновался генерал-губернатор. Через несколько лет сюда прибыли ссыльные декабристы, отправленные за Байкал, за ними потянулись их жены...
Отсюда шли дороги на север и восток - в Якутию, на Камчатку, на Чукотку, на Аляску, в Америку. Отправлялись торговые караваны и на юг - в Монголию и Китай. И не удивительно, что именно через этот город прошла Транссибирская железнодорожная магистраль, первый поезд по которой прибыл в Иркутск в 1898 году.
Сейчас в Иркутске проживает более 600000 жителей, город занимает довольно большую площадь по обоим берегам реки Ангары.
Вот такая информация. А теперь - личные впечатления.
Аэропорт в Иркутске никудышный, чисто советский, особенно радует процедура выдачи багажа. Дальше - такси. Одни «праворульные» бэушные «японки» и «кориянки». Впрочем - не только такси, но и почти все частные машины, грузовики, маршрутки и даже городские автобусы...
И все это снует по улицам совершенно невообразимой архитектурной эклектики - хрущевские пятиэтажки, каменные особнячки XIX века, помпезный сталинский ампир и бесконечные деревянные дома, домики и хибары... Бр-р. Глаз моментально устает. А тут еще полусовременные здания кинотеатров и полунедостроенные архитектурные инвалиды мэрии города. Короче - спрятаться негде. Даже в центре. Есть лишь небольшие оазисы - это самый-самый центр Иркутска - небольшие участки улиц Карла Маркса, Дзержинского и Урицкого (местный Арбат). Вот тут есть что посмотреть, но об этом чуть ниже (в разделе «Россия/Иркутск/Достопримечательности/Городская архитектура»).
Ну а за Ангарой вообще нечего делать - одно сплошное архитектурное недоразумение. Лишь железнодорожный вокзал поражает своей чистотой и ухоженностью. Чего нельзя сказать о площади перед ним. И вот еще костел. Костел в стиле хай-тек. Такое редко где встретишь.
Кроме этого можно посмотреть на дамбу, построенную в 1950-е годы на Ангаре, и отделяющую образованное ей Иркутское водохранилище от самой реки. Дамба невысокая, но довольно длинная, с небольшой ГЭС, благодаря которой в городе до сих пор сохранились троллейбусы и трамваи. Кроме дамбы попасть на другой берег можно по двум мостам - в центре (ужасные пробки в часы пик) и на северной окраине города. Третий (точнее - четвертый, если считать дамбу) мост начали строить уже давно. Уже почти построили. Еще лет 10-15 и, глядишь, откроют.
Что-то у меня какая неприязнь к Иркутску между строк проскакивает...
Между тем здесь есть чему удивиться - читали в детстве сказки про огненные реки? Так вот это наверное про Ангару написали. Когда температура воздуха падает ниже 10-15 градусов ниже нуля (а это - практически всю зиму), Ангара «закипает». Дым стоит столбом. Ничего не видно. Через мост переезжаешь, как через облако. Красиво. А все близлежащие районы покрыты ровным слоем инея. Восхитительно.
Что еще хорошего? Нерпинарий. На улице 2-й Железнодорожной (недалеко от вокзала), дом 66, тел. (3952) 43-50-47 (работает с 11.00 до не помню которого часа, представление каждые полчаса). Звучит красиво. Нерп три - с одной, помладше - Лаской, можно сфотографироваться и покормить ее ломтиками омуля, две других (мальчик и девушка) устраивают получасовое «представление» в небольшом бассейне. Не очень интересно, но где Вы еще сможете увидеть живых нерп? А они довольно обаятельны, особенно мордочки с огромными черными глазами. Да и по животикам они себя ластами смешно шлепают. Короче - заходите, минут на 40 в этот нерпинарий - будет чем знакомым похвастаться.
Ну а мы дальше двинем - в ресторан. Денег русских нет? В Москве надо было Ваши доллары менять! А здесь - только в гостинице Интурист, то есть, простите, в Байкал-Отеле. У Сергея Лаптева - человека-счетной машинки. Такого я не видел нигде. Пятисотрублевки он отсчитывает быстрее самой быстрой машинки. И точнее. А сидит он за стойкой «Продажа авиабилетов» в вестибюле гостиницы, справа от входа. Найти очень просто - там всегда очередь, но не за билетами... А напротив - официальный обменник с курсом смехвызывающим. А у Сергея - самый выгодный курс в Иркутске. Милости просим.
Ну а теперь - обедать. Или ужинать. Короче - есть. Подробнее о местах приема пищи я расскажу в разделе «Россия/Иркутск/Рестораны и питание», а здесь отмечу, что ресторанный бизнес в городе развит, но не цивилизован. Еду Вам придется ждать больше часа, официантов - один-два на весь ресторан, да и память у них короткая, а писать они не любят, не умеют, наверное. Так что будете есть то, что принесут, а не то, что заказывали.
Ну вот, опять отрицательные эмоции полезли, пора вновь к положительным - а это достопримечательности, о которых я Вам расскажу в соответствующем разделе «Россия/Иркутск/Достопримечательности», а именно:
- городская архитектура;
- архитектурно-этнографический музей Тальцы;
- река Ангара;
- озеро Байкал;
- поселок Листвянка;
- город Слюдянка и поселок Култук;
- остров Ольхон;
- омуль;
- курорт Аршан и Саяны.
Засим я заканчиваю, надеюсь, как-нибудь увижу Иркутск и все вышеописанное летом или золотой осенью.
P.S. Чуть не забыл - шоппинг. Ночью или после 19.00 купить что-либо очень тяжело. Кроме водки.
1. Основных сетей продовольственных супермаркетов три – «Цезарь» (именно эту сеть я предпочитал), «Слата» и «Багира». В каждой сети есть пара круглосуточных магазинов.
2. Торговый центр на улице Литвинова, д. 17. Типично провинциальный торговый комплекс советской многоэтажной постройки и постсоветской аренднопавильонной неразберихи.
3. «1000 мелочей», напротив Торгового центра (ул. Фурье, д. 16). Та же самая павильонная неразбериха в старинном здании (бывших торговых рядов, должно быть).
4. Городской рынок - рядом со Торговым центром, опять-таки (ул. Чехова, 22). Рынок большой.
5. Улица Урицкого - сплошные магазинчики и магазины в старинных особняках. От джинсов до Детского мира. От пылесосов до пиццерии.
6. Китайский рынок «Шанхайка». Название говорит само за себя. Особенно радуют спутниковые антенны за 2000 рублей, способные принимать все спутниковые каналы, доступные в той точке планеты, где Вы имеете удовольствие проживать.
7. Супермаркет «Автодом». Название говорит само за себя (кажется, я стилистически повторяюсь). Все для авто.
8. Торговый комплекс «Иркутский». Типа нашего «Динамо» или «Черкизовского». Именно сюда ездят за обновками все иркутяне.
9. Сеть магазинов «Эльдорадо». Это какой-то прикол. Ассортимент и вывеска - та же, что и в Москве, а вот обслуживание...
10. Все, надоело. Короче - есть где что купить. Но только не рано утром. И не ночью. И не после 18.45. (см. все сначала).
P.P.S. Сувениры. Главный сувенир из Иркутска - это омуль. Рыба такая. Малосоленая. Горячего копчения. Холодного копчения. (Подробнее см. раздел «Россия/Иркутск/Достопримечательности/Омуль»).
Также пользуются большим спросом ягоды - брусника, голубика, черника и пр. Консервированные и в виде варений. Приятного аппетита Вам и Вашим знакомым, которым Вы все это подарите по возвращении домой. А еще подкупите изделия из малахита, яшмы, горного хрусталя и диск с фотографиями пейзажей Байкала. И стандартный набор готов. А если Вы побогаче - то и на резьбу по кости мамонта можете раскошелиться.

Обсудить на форуме
На главную страницу



Паровозный гудок в сонном царстве.

Символ Иркутска - памятник иннициатору строительства Транссиба Александру III. Он смотрит на Восток.

Вы знаете, почему Сибирь так называется? От татарского слова, означающего «спящий край».
Вот и решили его разбудить. Растолкать. Дабы богатства себе забрать. И решили строить железную дорогу. Решил Император Александр III. И начали строить в 1891 году. Одноколейку. Строили-строили и через 25 лет построили. Назвали Великая Сибирская магистраль. А потом и вторую колею проложили. К 1938 году. И стала эта магистраль называться Транссибирская. От Москвы до самых до окраин. До Владивостока аж. 9000 километров - абсолютный мировой рекорд.
«Свершилось! Сегодня свисток паровоза впервые огласил окрестные горы, степи и леса, еще почти не тронутые культурой. Идея о стальном поясе, соединяющем Великий и Атлантический океаны, еще не так давно казалась несбыточной мечтой, теперь... будет свершившимся фактом... Старая Сибирь осталась позади; впереди перед нами встает что-то новое...», - писали газеты тех дней. На открытке - 16 августа 1898 года на станцию Иркутск прибывает первый поезд. На торжественную встречу пришло много иркутян, которые выстроились по пути следования от Иркутного моста до станции, заполнили виадук и понтонный мост, к левому берегу Ангары подошли пароходы и лодки.
Я это все к чему? А к тому, что магистраль Иркутска достигла. И остановилась. Дальше, уважаемые пассажиры, милости просим на паром. И 65 км по Байкалу - вперед, да с песнями. А зимой как? А зимой - ледокол есть. Англицкий. Специально сюда по частям доставили и здесь уже собрали (ледокол этот, кстати, и сейчас на Ангаре стоит - музей там, правда, не уверен, что именно этот). А дальше - опять на рельса пожалуйте. Так и ездили, пока вдоль южного берега Байкала, ветку не проложили. И стал путь от Москвы до Владивостока всего две недели занимать. Езжай - не хочу. Кто не хочет – и в специальный вагон для капризуль можно. Для женщин, курящих и... священников. Сейчас, правда, батюшки со всеми простыми смертными ездят, зато всего шесть дней.
А иркутяне в 1908 году памятник пятиметровый Александру III поставили (заложен он был 22 июня 1903 года, а торжественное открытие состоялось 30 августа 1908 года, когда отмечалось десятилетие открытия железной дороги). Да так поставили памятник, что бы смотрел Александр на Восток, куда решил магистраль проложить, дабы подданных осчастливить. А осчастливленные памятник сбросили (в 1920 году). Свой, новый, поставили (после революции, разумеется, в 1964 году). Обелиск в честь строительства Транссибирской магистрали. Но в 2002 году решили прежний восстановить. Причем - на средства МПС. И восстановили. На старом фундаменте (он на том месте всегда свою функцию выполнял), да по старым чертежам. Да и надпись та же – «Благодарная Сибирь». И вновь смотрит Александр III на Восток...

Обсудить на форуме
На главную страницу






География посетителей