Берлин. Транспорт.



  Как попасть в страну.
Терминал «A» Международного аэропорта Шёнефельд

Международный аэропорт Шёнефельд.
Аэропорт в местечке Шёнефельд в 16 километрах к юго-востоку от центра Берлина был открыт в 1934 году и работал вплоть до конца Великой Отечественной войны. 22 апреля 1945 года он был занят советскими войсками и это на долгое время определило его судьбу – с 1946-47 годов он стал главным и единственным аэропортом, обслуживающим Восточный Берлин. Два других действовавших в те времена берлинских аэропорта – Тегель и Темпельхоф находились в Западном Берлине – во французском и американском секторах соответственно. Темпельхоф закрыли в 2008 году, Тегель, куда перевели рейсы из Темпельхофа, эта участь ждет в 2012 году. А вот аэропорт Шёнефельд ждет второе рождение – с конца октября 2011 года он превратится в современный транспортный узел под названием Международный аэропорт Берлин-Бранденбург, и, как ясно из этого названия, станет главными воздушными воротами Берлина.
Ну, а пока, еще по старой ГДРовской традиции в него прилетают все самолеты российских авиакомпаний, в первую очередь – Аэрофлота. Кроме этого он служит базой еще для нескольких второстепенных европейский авиакомпаний и для некоторых дешевых немецких.
У аэропорта четыре терминала – А (большинство международных рейсов, включая и аэрофлотовские), B (эксплуатируется лондонской авиакомпанией EasyJet), C (раньше обслуживал рейсы в Израиль, теперь специализируются на особых мероприятиях) и D (дисконтные немецкие авиакомпании и всякая «шушера»), но все терминалы находятся в одном здании (вернее – в едином комплексе из нескольких сооружений), так что деление можно считать условным.
Ну давайте, наконец, уже прилетим в Шёнефельд (www.berlin-airport.de). Прилетели, сели. Попали внутрь терминала A. Внутри – небольшой зал паспортно-визового контроля, за ним – выдача багажа, таможня (ее прохождение для обычных туристов формально – просто пройдите через нее), а за ним – зал прилета на первом этаже. Пара магазинчиков, кафешки, стойки аренды автомобилей – в общем всё как и в любом другом аэропорту. Если вам всё это не надо – айда на выход – и – в Берлин.
Можно поехать на такси (стоянка слева от выхода, как пользоваться этим видом транспорта, надеюсь, знаете, время в пути до центра города – около 30 минут), можно – на автобусе (остановки справа от выхода, но какие там маршруты ходят до Берлина, я не знаю). Я выбрал электричку. По-немецки – S-Bahn. Обозначается логотипом - буквой S в зеленом кружке. Направление к ее платформе так везде и указывается – логотип и стрелка куда идти. По такому указателю Вы выйдете на улицу. По нему Вы без труда поймете, что дальше Вам нужно идти по длинной дорожке (начинается слева от выхода, аккурат за стоянкой такси). Дорожка эта крытая – на случай непогоды. Пройдя по ней метров четыреста (вроде бы это же расстояние можно проделать и на бесплатном автобусе), Вы должны войти в поземный переход. Тут же можно сразу можно купить билет на поезд в автоматах, а можно это сделать и позже – на платформе. Платформу, вернее выход на нее из многих существующих, найти тоже достаточно просто – все так же ищите зеленый кружочек логотип S-Bahn. В Берлин идут две электрички – S9 (на схемах обозначается темно-коричневым цветом) и S45 (обозначается светло-коричневым цветом), но до центра доходит лишь первая из них, а S45 не доезжая сворачивает и пускается по кругу вокруг центра. Электрички отходят примерно раз в 10 минут (по ночам – раз в 20 минут), а до этого стоят на платформе с открытыми дверями – в ожидании пассажиров. Время в пути на S9 от Шёнефельда до центра города (скажем – Александрплатц) чуть более получаса. Поезд, естественно, идет со всеми остановками, на каждой из которых в вагон подсаживаются люди.
Можно доехать и комфортнее – на экспрессе (Regional-Express) – он так и называется AirportExpress (работает с 4.30 до 23.00) – идет до города без остановок, да и в городе останавливается только на главных станциях (Berlin Ostbahnhof, Alexanderplatz, Friedrichstrasse, Hauptbahnhof, Zoologischer Garten, Spandau). Главный его недостаток – ходит он раз в полчаса, а учитывая то, что до той же Александрплатц Вы доберетесь лишь минут на пятнадцать быстрее, чем на S9, и то, что стоимость проезда и на экспрессе и на обычной электричке одинаковые, то понятно, почему экспресс не пользуется особой популярностью по сравнению с S9 (расписание обоих вариантов в нужное Вам время и текущие цены (в 2009 году поездка стоила 2,80 евро - обратите внимание - аэропорт находится в тарифной зоне C, подробности см. в следующем описании) Вы можете узнать здесь). Впрочем – Вам выбирать, главное – не забудьте прокомпостировать свой билет перед посадкой. Зачем? Узнаете в описании «Метро» ниже в этом разделе…
Ну вот, из аэропорта выбрались. При отлете, полагаю, чтобы попасть в Шёнефельд нужно все эти операции проделать в обратном порядке. А вот что делать дальше, я подсказать не смогу – я вылетал из другого аэропорта, знаю лишь, что зал вылета терминала А находится на втором этаже…

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Передвижение по городу.
Поезд берлинского метро на станции Рихард-Вагнер-Платц

Метро.
Берлинский метрополитен – один из старейших в мире и старейший в Германии. Строится он начал в 1896 году, а первый поезд с пассажирами по нему пустили 15 февраля 1902 года. Ума не приложу, как можно было ездить в тоннелях на паровозе – а дышать-то чем? Быть может поэтому берлинское метро задумывалось и как подземное, и как надземное – пути шли на специальных эстакадах.
За более чем сто лет своего существования метро Берлина пережило и нацистов, и бомбоубежища во время Второй мировой войны, и перерезание путей после возведения Берлинской стены, и к настоящему времени «выросло» до 173 станций на 9 линиях (одна из них до окончания строительства разделена на два независимых участка) общей длиной более 150 километров, причем 80% из них проходит под землей. Впрочем, скорость «вырастания» берлинского метро в последние десятилетия значительно упала – не хватает денег, да и пассажиропоток в среднем составляет сейчас примерно 1.400.000 человек в день – не слишком много для крупного города, хотя, в Берлине-то и живет меньше 3.500.000 человек. Короче говоря, эксплуатирующая берлинское метро (да и вообще весь городской общественный транспорт, за исключением электричек) компания BVG (Berliner Verkehrsbetriebe), если и строит планы на будущее, то не слишком грандиозные (хотя и задумала строительство новых трех линий)…
Ну да ладно – хватит теории, пошли искать вход в подземелье. Найти его не так уж и сложно – стоит лишь обратить внимание на синий квадрат с буквой «U», как станция сразу же отыщется. Это «U» означает U-Bahn, или полностью – Untergrundbahn – в переводе с немецкого «подземный поезд». Наземный вестибюль может быть оформлен по-разному – помпезно, в стиле Третьего рейха, изящно, в стиле модерн начала XX века, утилитарно – просто в виде обычных подземных переходов или небольших «будочек». Может быть и встроен в жилые здания или вокзалы. Будем считать, что с задачей найти вход мы справились. Впрочем – погодите… Это может быть… неправильный вход. Да-да. Дело вот в чем – многие станции берлинского метрополитена имеют не одну центральную платформу (как в метро на просторах бывшего СССР), а две боковых, между которыми проложены пути в обе стороны. И попасть с одной платформы на другую (дабы поехать в нужном направлении) иногда можно только выйдя на улицу и войдя в другой вход. Впрочем, такое встречается не часто, обычно можно просто перейти под землей.
В общем мы с вами добрались до самого сложного – до выбора куда ехать. Вернее – куда ехать Вы по идее должны знать, но вот как определить, с какой платформы отходит нужный поезд? Тут и начинаются неприятности – в берлинском метро информация о пути представлена на западноевропейский манер – то есть общая схема линии с перечислением всех следующих станций отсутствует, вместо этого на табло, стендах и указателях пишется лишь конечная станция, до которой идет поезд, а уж какие он станции проезжает – смотрите по общей схеме. Давайте подойдем к этой схеме и глянем на нее. Сначала разберемся в принципе. Предлагаемая схема едина как для метро («U»), так и для электричек («S», о них речь пойдет в следующем описании). Все линии – разноцветны, к тому же обозначаются и номерами, оформленными в виде прямоугольника (в отличии от овала у электричек) соответствующего этой линии цвета, в котором написаны буква «U» и собственно номер линии (разделенные пока участки линии 5 обозначаются U5 и U55).
Запутались? Нет еще? Ну давайте попробуем «доехать» по этой схеме от станции Spittrlmarkt до станции Alexanderplatz – это линия U2 красного цвета. По карте все просто – две остановки проехать, на третьей – выходить. Но вернемся к нашему главному вопросу, ради которого мы и стали изучать схему – в какую сторону ехать? Смотрим, куда идет наш поезд дальше, после того, как мы выйдем на Александрплатц – то есть как называется конечная станция в нужном нам направлении. Ага – «Pankow». Озираемся и ищем это слово на информационных табло (если мы уже на станции) или на указателях (если мы рассматривали карту в подземном переходе). И, как ни странно, находим. Теперь понятно, куда нам двигаться дальше – с какой платформы из двух (а то и из трех, если станция пересадочная) отходит нужный нам поезд. Для того, что бы удостовериться, что мы выбрали правильную платформу, глянем на электронное табло на ней. И мы увидим, что все в порядке – на табло написано через сколько минут придет следующий поезд в нужную нам строну – до Pankow. И через сколько следующий поезд придет – тоже написано. Причем если к этой платформе подходят поезда нескольких линий, то табло поможет нам сесть именно в наш – ведь на нем будет написано, к примеру, что «U2» в такую-то сторону придет через 3 минуты, а «U5» в такую-то сторону – через семь минут. Ждем-с…
Ничего не забыли? А билет кто покупать будет? А… То-то. Самое время. Но и тут так просто не отделаешься – билетов этих пруд пруди… Хотя сначала надо найти, где этот самый билет покупать. Оглядитесь – поблизости, будь то на платформе или в подземном переходе, Вы увидите красненький автомат с надписью «Fahrkarten» – «Tickets». «Билеты» по-нашему. Подходим к нему. Что мы видим? Сенсорный экран с кучей значков, отверстия для монет, кредиток и купюр. Впрочем, не все автоматы принимают купюры – есть такие, которые берут только монеты и кредитки. Да и не кредитки вовсе, а специальные транспортные карты. В общем – держите на всякий случай при себе мелочь. Впрочем, на некоторых крупных станциях билет можно купить и у обычного кассира, но я так не делал…
Что касается типов билетов, то их действительно много. Они различаются расстоянием, на которое можно проехать, временем, в течении которого билет действителен, и количеством человек, которые могут проехать по билету. Есть еще билеты со скидкой – для детей, пенсионеров и пр., но их мы рассматривать не будем. Лучше переключим автомат на английский язык (ну или на любой другой предлагаемый (русского нет, зато есть турецкий – для многочисленных эмигрантов), на котором Вам удобнее с ним «общаться») и начнем разбираться.
Самый дешевый билет – на короткую поездку (Short Trip Ticket он же Kurzstrecke). По нему Вы можете проехать три остановки на метро или электричке или же шесть остановок на трамвае или автобусе. Прерывать поездку (т.е. выходить где-нибудь на время) нельзя. В 2009 году этот билет стоил 1,30 евро. Или около 60 рублей по-нашему. Согласитесь – далеко не дешевое это удовольствие – пользоваться общественным транспортом в Германии…
Следующий по цене билет – единый (Single Ticket он же Einzelfahrschein). Позволяет в течении 120 минут пользоваться любым видом общественного транспорта Берлина (включая и поезда Regional Express). Но только в пределах конкретной зоны. Это как зоны у наших электричек. Вся центральная часть Берлина – это зона А. К ней прилегает зона B – весь остальной Берлин. И, наконец, зона C – это пригороды. Билеты только в одну зону не продаются, продаются либо парные (AB и ВС), либо тройные (ABC). На схеме эти зоны обозначены тремя цветами и соответствующей буквой, так что понять, какой Вам нужен билет для поездки не составит труда и скорее всего это будет билет типа AB. Стоит заметить, что по этому билету Вы не имеете права ехать в обратную сторону – он «односторонний». Зато Вы можете прерывать свою поездку сколько угодно раз в течении отведенных 2 часов. В 2009 году действовали следующие тарифы – для зон AB – 2,10 евро, для зон BC – 2,50, для зон ABC – 2,80.
Далее идет билет на один день (Day Pass он же Tageskarte). Как понятно из названия действует в течении одного дня (конкретно до 3 часов ночи следующего дня). Никаких ограничений по количеству поездок и направлению нет. Есть лишь уже известные Вам ограничения по зонам. В 2009 году билет для зон AB стоил 6,10 евро, для зон BC – 6,30, для зон ABC – 6,50. В принципе, если Вы планируете за день совершить четыре-пять поездок, билет удобен. Если Вы путешествуете компанией до 5 человек, можно купить групповой однодневный билет, который, в зависимости от зон, стоит в районе 16 евро. Есть еще билеты недельные, месячные, «для полуночников», собачьи и велосипедные, которые, я полагаю, Вы догадались зачем нужны…
В заключение еще об одном типе билетов – специально для туристов. Это Berlin WelcomeCard и Berlin CityTourCard. Они бывают на 48 часов, 72 часа и на 5 дней. Дают право бесплатного проезда в рамках своих зон (AB или ABC), а кроме того по ним можно получить разнообразные скидки в музеях и прочих достопримечательностях, стоит лишь предъявить при покупке в них билета свою карту. По CityTourCard скидки (причем порой приятно ощутимые) распространяются, в отличии от Berlin WelcomeCard, почти на все достопримечательности, поэтому она дороже примерно на один евро.
Итак, будем считать, что подходящий билет Вы выбрали. Теперь переходим к оплате – вставляем купюру (5, 10 или 20 евро - более крупные автомат не принимает) в специальное окошко или бросаем монеты (кроме 1 и 2 центовых) в щелку. Автомат кряхтит и печатает билет, которые выпадает внизу – в лоток, закрытый пластиковым окошком. Туда же при необходимости выпадает и сдача (только монетами). Вытаскиваем билет и рассматриваем его. Это бумажный прямоугольничек с металлизированной полосой (видимо – защита от подделок) наверху. Все надписи на билете (кроме одной) – на немецком языке. Под металлической полосой жирно написано напоминание о сроке действия билета – для короткой дистанции (Vor Fahrtrantrirr entwerten), на два часа (Ab Entwertung 120 min gültig), до 3 утра завтрашнего дня (Gültig ab Entwertung bis zum Folgetag 3.00 Uhr) и т.п. Следующая строка – та самая единственная надпись на английском «Please validate your ticket» (к ней мы вернемся ниже) и указывающая вверх стрелка справа от этого текста. Ниже горизонтальная черта отделяет главную часть билета. В этой части расположен логотип компании VBB, название тарифа, зоны действия билета, его код (например B0 (Берлин одноразовый), B1 (Берлин 1-й зоны (AB) на 2 часа), B1T (Берлин 1-й зоны (AB) на день), B3C72 (Берлин 3-х зон (ABC) CityTourCard на 72 часа и т.п.), и главное – стоимость в евро.
Еще ниже двумя горизонтальными чертами отделена информация мелким шрифтом о том, что ездить в Берлине на транспорте компании VBB принято в соответствии с тарифным планом. Еще ниже – пустое поле с логотипом S-Bahn в нижнем правом углу, а под ним – служебная информация о билете – код станции, где Вы билет приобрели, время приобретения, номер билетного автомата, номер самого билета, а так же каким по счету этот билет был напечатан при Вашей покупке (автомат позволяет оформлять одновременно несколько билетов (причем разных категорий), которые печатаются и падают в лоток выдачи по очереди).
Что касается обратной стороны, то она для всех билетов одинаковая - там есть логотипы немецких железных дорог (DB), берлинских электричек (S), штрихкод и разные надписи, включая о том, что подделка билетов преследуется по закону…
Уф. Что, пока покупали билет, проехал Ваш поезд? Не беда – скоро новый подойдет, зато теперь Вы теоретически подкованы! И осталось время на самое главное – «Please validate your ticket» – «Пожалуйста прокомпостируйте свой билет». Компостер – это ящичек а-ля почтовый с одной единственной щелочкой, в которую и следует вставлять билет – таких на каждой платформе по несколько штук стоит. Помните стрелку на билете – именно она указывает, как лучше вставлять его в агрегат. Впрочем, никто не мешает Вам вставить и другой стороной, а то у вовсе «наизнанку» - билет Вам все равно прокомпостируют, о чем известит характерный щелчок. Вытаскиваем билет – с этого момента считается, что Ваша поездка оплачена. Если до этого Вы могли сдать билет, использовать его в другой день и на другой ветке, то теперь – всё. Отсчет времени Вашей поездки пошел. Компостер поставил штамп – время (кратное следующему пятиминутному интервалу – то есть если Вы прокомпостировали билет в 13.51 или 13.53, то в любом случае Вам пробьют 13.55 – с расчетом на время ожидания поезда), дату (в странном формате – две буквы, обозначающие день недели и две цифры, обозначающие номер недели в году), станцию, на которой Вы пробили билет и еще какие-то цифры, смысл которых остался для меня загадкой.
Теперь осмотрим станцию. Как правило, ее интерьер довольно непритязателен и главным украшением являются мозаики на стенах и безликие колоны, поддерживающие потолок. Зачастую на станциях встречаются газетные киоски, где кроме печатной продукции Вы можете приобрести и пиво и прохладительные напитки. Но – без еды. Максимум – это батончик «Марс». Хотя в подземных переходах, особенно – на крупных пересадочных узлах, модно встретить и рестораны фаст-фуда, и магазины, и отделения банков, и много чего еще, но, повторюсь, это в переходах, а не на самих платформах. А на платформах есть и скамейки для ожидания, но их не так много, как хотелось бы. Есть и стенды с полезной информацией – уже знакомой нам схемой линий метро и расписанием движения поездов. Напомню, присутствуют и электронные табло, показывающие какой поезд и в каком направлении через сколько минут прибудет на платформу.
В этот раз нам ждать не приходится – это как раз наш поезд жизнерадостного канареечного цвета. То, что он наш, кроме информации на табло на платформе подтверждает и информация на самом поезде – в верхней части кабины машиниста написаны номер линии (U7, к примеру) и конечная станция, до которой идет поезд. Пора в вагон. Что, двери не открываются? И не откроются, пока Вы кнопочку на них не нажмете и «Сим-сим, откройся!» не скажете. Тогда огоньки на вокруг кнопочки зажгутся и зелененькие (а до нажатия будут гореть лишь красные) и двери отворятся. Заходим внутрь. Внутри – вагон, как вагон (вообще они бывают двух видов – «узкие» и «широкие» – в зависимости от ширины и новизны тоннелей конкретной линии). Сиденья, поручни, и… велосипеды. В берлинском метро разрешено ездить с велосипедами (кроме часов-пик), чем, как мне показалось, горожане даже злоупотребляют. Во всяком случае порой пробраться к выходу или к свободной скамейке можно лишь через велобаррикады. Кстати, можно перейти и в соседний вагон – где поменьше народу (этого, как Вы знаете, в «советском» метро сделать нельзя).
Давайте присядем и оглядимся. Что бы освежить в памяти схему метрополитена необходимо задрать голову кверху – схемы эти лепят в Берлине на потолок. Во многих вагонах есть электронные табло, сообщающие, куда движется поезд и какие остановки будут следующими. Во многих, но почему-то не во всех. И в этом случае нужно полагаться на слух, дабы не проехать нужную остановку. Вообще, поезда в Берлине практически бесшумны – вполне можно разговаривать по мобильному телефону (что многие и делают, благо сеть есть даже в тоннелях), но видимо рассчитывая на эту бесшумность, информационные объявления звучат очень тихо и разобрать что-либо неподготовленному уху невозможно. Громко произносят лишь информацию от пересечении зон – мол Вы выезжаете из зоны B, не забудьте оплатить новый билет. Все остальное, что говорят дикторы, похоже на какое-то бормотание – даже не поймешь, дублируют ли сообщения на английском языке или ограничиваются лишь немецким…
Но давайте немного отвлечемся от нашей поездки и я расскажу несколько более общих практических сведений о берлинском метро. Поезда в нем ходят относительно редко – интервал движения составляет от 3-4 минут в час-пик до 10 минут вечером. Зато многие линии работают и по ночам, что достаточно удобно. Расстояния между станциями в основном невелики – поезд их преодолевает за примерно минуту-полторы в центре города и минуты за две-три – на окраинах. Заполненность вагонов пассажирами в часы-пик бывает довольно высокой, в остальное время найти свободное место не составляет труда, если, конечно, забыть о велосипедах.
Так. Будем считать, что мы нашу остановку не пропустили и подъезжаем к ней. Идем к дверям. Не забывайте – без «сим-сима» они не откроются, так что, как только поезд остановится – жмите на кнопку на двери (только не на кнопку на стене рядом с дверью – она предназначена наоборот – для закрывания дверей). Вышли. Куда дальше? Смотрим на указатели – ищем название нужной улицы или логотип другой ветки метро или электрички (если нам переходить надо). И так, по этим указателям, идем к цели. Они выведут, не сомневайтесь.
Вот и всё. Утомились? Всё поняли? Ну и хорошо – значит я не зря так подробно описывал многочисленные нюансы. Кто – куда, а я – дальше – на электричку – надо же Вам и про нее рассказать…
P.S. Чуть не забыл – за неделю моих поездок в берлинском метро мой билет ни разу не проверил контролер. Да и видел я их всего пару-тройку раз - вяло ждущих своих «клиентов» где-нибудь у эскалатора. Нет, я, конечно, не призываю Вас ездить «зайцем», но, как мне показалось, таковыми передвигаются по городу многие – типа коммунизм…

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Передвижение по городу.
Поезд берлинской городской электрички на станции Йоркштрассе

Электрички.
Сразу скажу – электрички в Берлине, как и во всей Германии, интегрированы в общую систему городского общественного транспорта – покупая билет на метро, Вы с таким же успехом можете по этому билету проехать и на трамвае, и на автобусе, и на электричке. Вообще, даже разница между собственно метрополитеном и электричками порой неощутима – многие станции электричек в центре города – подземные, со многих можно легко перейти на метро (хотя со многих этот переход нужно делать по улице, причем довольно далеко). Впрочем, различия все же есть. Но начну я не с них, а с истории.
Электрички в столице Германии появились на два десятилетия раньше метро – официальной датой открытия этого вида транспорта считается 1 марта 1881 года. Как и положено электричкам, они связывали город с его пригородами. Собственно, электричками они тогда, разумеется, не были – были «паровичками» - то есть возил вагоны паровоз. Первые попытки электрификации пригородного сообщения проводились в начале XX века. Занятно, что у берлинских электричек есть и другие официальные даты открытия – 8 августа 1924 года, когда, наконец, вступила в строй современная по тем временам электрифицированная ветка, и 1 декабря 1930 года, когда эта транспортная сеть была выделена из состава железнодорожной и получила название S-Bahn (от немецкого словосочетания «Stadtbahn» – «городской поезд»). В тот же день появился на свет и ее логотип – буква «S» в зеленом кружочке (в отличии от буквы «U» в синем квадрате, обозначающим метро).
К 1930-м годам Берлин разросся и бывшие пригороды стали чуть ли не центральными его районам, а бывшее пригородное сообщение органично стало городским. После войны в западном Берлине электрички были не востребованы – выехать на них за пределы Берлинской стены было не возможно, а вот сеть Восточного Берлина вполне успешно развивалась. После объединения города электрички вновь заработали в обеих его частях, но сия транспортная система по-прежнему развивается отдельно от метро. Управляет берлинскими электричками компания S-Bahn Berlin GmbH (www.s-bahn-berlin.de) – одно из подразделений немецких железных дорог (Deutsche Bahn).
По количеству станций и ежедневному пассажиропотоку S-Bahn уступает U-Bahn – 165 против 173 и миллион человек против полутора миллионов соответственно, зато по протяженности линий более чем вдвое превосходит – 300 с лишним километров против чуть более 150. В настоящее время работает 15 линий, включая ответвления от них. Как и метро, линии имеют свои номера и цвета, причем «ответвляющиеся» от основной части кусочки маркируются двумя цифрами – первая «достается» от основной линии, вторая и означает номер «ответвившегося хвоста» (например S2 и S25).
Ну, а теперь я расскажу об основных отличиях электричек от метро. Во-первых, как и по железным дорогам любой страны, по одним и тем же путям в Берлине могут ходить поезда различных линий (у метро такое встречается редко – там все же разделение на линии более четкое), так что к одной и той же платформе могут подходить поезда, идущие в разные концы города. Впрочем, если Вы посмотрите на электронное табло, висящее на каждой платформе, то легко узнаете, когда приедет Ваш поезд, а когда – не Ваш, да и над кабиной машиниста есть информация о номере линии и конечной станции.
Во-вторых поезда электричек ходят с большим интервалом, нежели метрополитеновские – от 10 до 20 минут. В-третьих, расстояние между станциями электричек обычно намного больше, чем расстояния между станциями метро. Ну и еще поезда электричек чуть больше, а на станциях есть будка с большими стеклами - для дежурного и этот дежурный дает консультации пассажирам, делает объявления по громкоговорителю, руководит машинистами… А вот во всем остальном правила пользования электричками такие же, как и в метро (о них подробно я рассказал в предыдущем описании, так что если Вы не читали - полюбопытствуйте) – нужно по схеме сориентироваться, в каком направлении ехать, купить билет в автомате в нужную зону (они совпадают с зонами метро), прокомпостировать его, сесть в нужный поезд (не забудьте нажать кнопку открывания дверей), доехать до нужной станции и выйти. Вроде всё бы несложно, по крайней мере на словах. А на деле?..
P.S. Есть в Берлине и кольцевая линия, по ней ходят поезда двух номеров – S41 и S42. Первые ходят по часовой, вторые – против часовой стрелки. Но запоминать их номера, в принципе, не обязательно, так как и на информационных табло на станциях, и на самих поездах для наглядности рисуют соответствующие значки - по или против часовой стрелки.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Передвижение по городу.
Трамвайная остановка на Александерплатц

Трамваи.
Трамваи в Берлине входят в единую городскую транспортную систему. Обслуживает пассажиров все та же компания BVG (Berliner Verkehrsbetriebe). На трамваях (они формально делятся на просто трамваи и «метротрамваи» (обозначаются буквой «М»)) действительны точно такие же билеты, как, скажем, и на метро, поэтому я не буду повторять описание всех тарифов, лишь добавлю, что кроме автоматов на станциях метро, Вы можете приобрести билеты и в автоматах на большинстве трамвайных остановок, и в автоматах в большинстве самих трамвайных вагонов. При этом бланки билетов будут немного отличаться от тех, что используются в автоматах в метро. Не забывайте, что перед поездкой их нужно обязательно прокомпостировать в специальном «ящичке».
Трамвайные остановки (их около восьмиста) обозначаются зеленой буквой «H» в зеленом кружочке на желтом фоне и обычно снабжены всеми необходимыми атрибутами цивилизованной остановки – стеклянным павильоном, скамейками, схемами, расписанием, электронным табло с информацией о времени и номере маршрута нескольких следующих пребывающих трамваем и пр.
Типов вагонов очень много, но все они желтого цвета, с низким полом. Составы состоят из двух или более сочлененных вагонов, сквозь которые иногда (в зависимости от модели) можно свободно проходить. Средняя скорость движения по маршруту – 20 километров в час.
Расстояния между остановками обычные для этого вида транспорта (в среднем около пятисот метров), о следующей остановке и маршруте следования сообщает «бегущая строка» на электронном табло внутри вагонов и голос диктора (на немецком языке, по английский я не помню).
Про историю берлинского трамвая (по-немецки Straßenbahn - «штрассенбан» – «уличный поезд») можно сказать следующее. Как и в большинстве крупных европейских городов, сначала в Берлине появилась конка. Произошло это 22 июня 1865 года. Менее чем через двадцать лет (в 1881 году) с берлинской конкой случилась важная перемена – впервые в мире гужевая тяга трамваев была заменена на электрическую (хотя это произошло в тогдашнем пригороде Берлина – в деревне Гросс Лихтерфельде). Сделал эту замену Эрнст Вернер фон Сименс, основатель известной немецкой компании. Собственно так и родился привычный нам вид транспорта. Но в самом Берлине электрифицировать трамваи было разрешено только в 1902 году, впрочем, к 1910 году уже на всех берлинских линиях лошади были отправлены на пенсию, а само количество маршрутов быстро росло. К 1929 году общая протяженность 89 линий достигала 634 километров и пассажиров на них перевозили более 4000 трамваев нескольких десятков мелких и крупных частных компаний. В этом же 1929 году прошла национализация и все существующие линии были переданы в ведение единой компании – той самой BVG.
Впрочем, после Второй мировой войны компания была разделена на восточную и западную, а западная не смогла содержать обширное хозяйство и в 1967 году в несоветских секторах Берлина трамвайное движение было отменено и возобновилось лишь после объединения Германии – в 1990-х годах. Однако, в бывшем Западном Берлине пока работают всего лишь две линии, так что трамвай по-прежнему остается по большей части привилегией Восточного Берлина. Но даже несмотря на это берлинская трамвайная сеть, состоящая сейчас из 22 двух линий общей протяженностью 430 километров и перевозящая 1,7 миллионов пассажиров в год – крупнейшая в Германии и одна из самых крупных городских сетей в мире. В общем – прокатитесь, если будет нужда или просто любопытство одолеет…

Обсудить на форуме
На главную страницу






География посетителей