|
Метро.
Берлинский метрополитен – один из старейших в мире и старейший в Германии. Строится он начал в 1896 году, а первый поезд с пассажирами по нему пустили 15 февраля 1902 года. Ума не приложу, как можно было ездить в тоннелях на паровозе – а дышать-то чем? Быть может поэтому берлинское метро задумывалось и как подземное, и как надземное – пути шли на специальных эстакадах.
За более чем сто лет своего существования метро Берлина пережило и нацистов, и бомбоубежища во время Второй мировой войны, и перерезание путей после возведения Берлинской стены, и к настоящему времени «выросло» до 173 станций на 9 линиях (одна из них до окончания строительства разделена на два независимых участка) общей длиной более 150 километров, причем 80% из них проходит под землей. Впрочем, скорость «вырастания» берлинского метро в последние десятилетия значительно упала – не хватает денег, да и пассажиропоток в среднем составляет сейчас примерно 1.400.000 человек в день – не слишком много для крупного города, хотя, в Берлине-то и живет меньше 3.500.000 человек. Короче говоря, эксплуатирующая берлинское метро (да и вообще весь городской общественный транспорт, за исключением электричек) компания BVG (Berliner Verkehrsbetriebe), если и строит планы на будущее, то не слишком грандиозные (хотя и задумала строительство новых трех линий)…
Ну да ладно – хватит теории, пошли искать вход в подземелье. Найти его не так уж и сложно – стоит лишь обратить внимание на синий квадрат с буквой «U», как станция сразу же отыщется. Это «U» означает U-Bahn, или полностью – Untergrundbahn – в переводе с немецкого «подземный поезд». Наземный вестибюль может быть оформлен по-разному – помпезно, в стиле Третьего рейха, изящно, в стиле модерн начала XX века, утилитарно – просто в виде обычных подземных переходов или небольших «будочек». Может быть и встроен в жилые здания или вокзалы. Будем считать, что с задачей найти вход мы справились. Впрочем – погодите… Это может быть… неправильный вход. Да-да. Дело вот в чем – многие станции берлинского метрополитена имеют не одну центральную платформу (как в метро на просторах бывшего СССР), а две боковых, между которыми проложены пути в обе стороны. И попасть с одной платформы на другую (дабы поехать в нужном направлении) иногда можно только выйдя на улицу и войдя в другой вход. Впрочем, такое встречается не часто, обычно можно просто перейти под землей.
В общем мы с вами добрались до самого сложного – до выбора куда ехать. Вернее – куда ехать Вы по идее должны знать, но вот как определить, с какой платформы отходит нужный поезд? Тут и начинаются неприятности – в берлинском метро информация о пути представлена на западноевропейский манер – то есть общая схема линии с перечислением всех следующих станций отсутствует, вместо этого на табло, стендах и указателях пишется лишь конечная станция, до которой идет поезд, а уж какие он станции проезжает – смотрите по общей схеме. Давайте подойдем к этой схеме и глянем на нее. Сначала разберемся в принципе. Предлагаемая схема едина как для метро («U»), так и для электричек («S», о них речь пойдет в следующем описании). Все линии – разноцветны, к тому же обозначаются и номерами, оформленными в виде прямоугольника (в отличии от овала у электричек) соответствующего этой линии цвета, в котором написаны буква «U» и собственно номер линии (разделенные пока участки линии 5 обозначаются U5 и U55).
Запутались? Нет еще? Ну давайте попробуем «доехать» по этой схеме от станции Spittrlmarkt до станции Alexanderplatz – это линия U2 красного цвета. По карте все просто – две остановки проехать, на третьей – выходить. Но вернемся к нашему главному вопросу, ради которого мы и стали изучать схему – в какую сторону ехать? Смотрим, куда идет наш поезд дальше, после того, как мы выйдем на Александрплатц – то есть как называется конечная станция в нужном нам направлении. Ага – «Pankow». Озираемся и ищем это слово на информационных табло (если мы уже на станции) или на указателях (если мы рассматривали карту в подземном переходе). И, как ни странно, находим. Теперь понятно, куда нам двигаться дальше – с какой платформы из двух (а то и из трех, если станция пересадочная) отходит нужный нам поезд. Для того, что бы удостовериться, что мы выбрали правильную платформу, глянем на электронное табло на ней. И мы увидим, что все в порядке – на табло написано через сколько минут придет следующий поезд в нужную нам строну – до Pankow. И через сколько следующий поезд придет – тоже написано. Причем если к этой платформе подходят поезда нескольких линий, то табло поможет нам сесть именно в наш – ведь на нем будет написано, к примеру, что «U2» в такую-то сторону придет через 3 минуты, а «U5» в такую-то сторону – через семь минут. Ждем-с…
Ничего не забыли? А билет кто покупать будет? А… То-то. Самое время. Но и тут так просто не отделаешься – билетов этих пруд пруди… Хотя сначала надо найти, где этот самый билет покупать. Оглядитесь – поблизости, будь то на платформе или в подземном переходе, Вы увидите красненький автомат с надписью «Fahrkarten» – «Tickets». «Билеты» по-нашему. Подходим к нему. Что мы видим? Сенсорный экран с кучей значков, отверстия для монет, кредиток и купюр. Впрочем, не все автоматы принимают купюры – есть такие, которые берут только монеты и кредитки. Да и не кредитки вовсе, а специальные транспортные карты. В общем – держите на всякий случай при себе мелочь. Впрочем, на некоторых крупных станциях билет можно купить и у обычного кассира, но я так не делал…
Что касается типов билетов, то их действительно много. Они различаются расстоянием, на которое можно проехать, временем, в течении которого билет действителен, и количеством человек, которые могут проехать по билету. Есть еще билеты со скидкой – для детей, пенсионеров и пр., но их мы рассматривать не будем. Лучше переключим автомат на английский язык (ну или на любой другой предлагаемый (русского нет, зато есть турецкий – для многочисленных эмигрантов), на котором Вам удобнее с ним «общаться») и начнем разбираться.
Самый дешевый билет – на короткую поездку (Short Trip Ticket он же Kurzstrecke). По нему Вы можете проехать три остановки на метро или электричке или же шесть остановок на трамвае или автобусе. Прерывать поездку (т.е. выходить где-нибудь на время) нельзя. В 2009 году этот билет стоил 1,30 евро. Или около 60 рублей по-нашему. Согласитесь – далеко не дешевое это удовольствие – пользоваться общественным транспортом в Германии…
Следующий по цене билет – единый (Single Ticket он же Einzelfahrschein). Позволяет в течении 120 минут пользоваться любым видом общественного транспорта Берлина (включая и поезда Regional Express). Но только в пределах конкретной зоны. Это как зоны у наших электричек. Вся центральная часть Берлина – это зона А. К ней прилегает зона B – весь остальной Берлин. И, наконец, зона C – это пригороды. Билеты только в одну зону не продаются, продаются либо парные (AB и ВС), либо тройные (ABC). На схеме эти зоны обозначены тремя цветами и соответствующей буквой, так что понять, какой Вам нужен билет для поездки не составит труда и скорее всего это будет билет типа AB. Стоит заметить, что по этому билету Вы не имеете права ехать в обратную сторону – он «односторонний». Зато Вы можете прерывать свою поездку сколько угодно раз в течении отведенных 2 часов. В 2009 году действовали следующие тарифы – для зон AB – 2,10 евро, для зон BC – 2,50, для зон ABC – 2,80.
Далее идет билет на один день (Day Pass он же Tageskarte). Как понятно из названия действует в течении одного дня (конкретно до 3 часов ночи следующего дня). Никаких ограничений по количеству поездок и направлению нет. Есть лишь уже известные Вам ограничения по зонам. В 2009 году билет для зон AB стоил 6,10 евро, для зон BC – 6,30, для зон ABC – 6,50. В принципе, если Вы планируете за день совершить четыре-пять поездок, билет удобен. Если Вы путешествуете компанией до 5 человек, можно купить групповой однодневный билет, который, в зависимости от зон, стоит в районе 16 евро. Есть еще билеты недельные, месячные, «для полуночников», собачьи и велосипедные, которые, я полагаю, Вы догадались зачем нужны…
В заключение еще об одном типе билетов – специально для туристов. Это Berlin WelcomeCard и Berlin CityTourCard. Они бывают на 48 часов, 72 часа и на 5 дней. Дают право бесплатного проезда в рамках своих зон (AB или ABC), а кроме того по ним можно получить разнообразные скидки в музеях и прочих достопримечательностях, стоит лишь предъявить при покупке в них билета свою карту. По CityTourCard скидки (причем порой приятно ощутимые) распространяются, в отличии от Berlin WelcomeCard, почти на все достопримечательности, поэтому она дороже примерно на один евро.
Итак, будем считать, что подходящий билет Вы выбрали. Теперь переходим к оплате – вставляем купюру (5, 10 или 20 евро - более крупные автомат не принимает) в специальное окошко или бросаем монеты (кроме 1 и 2 центовых) в щелку. Автомат кряхтит и печатает билет, которые выпадает внизу – в лоток, закрытый пластиковым окошком. Туда же при необходимости выпадает и сдача (только монетами). Вытаскиваем билет и рассматриваем его. Это бумажный прямоугольничек с металлизированной полосой (видимо – защита от подделок) наверху. Все надписи на билете (кроме одной) – на немецком языке. Под металлической полосой жирно написано напоминание о сроке действия билета – для короткой дистанции (Vor Fahrtrantrirr entwerten), на два часа (Ab Entwertung 120 min gültig), до 3 утра завтрашнего дня (Gültig ab Entwertung bis zum Folgetag 3.00 Uhr) и т.п. Следующая строка – та самая единственная надпись на английском «Please validate your ticket» (к ней мы вернемся ниже) и указывающая вверх стрелка справа от этого текста. Ниже горизонтальная черта отделяет главную часть билета. В этой части расположен логотип компании VBB, название тарифа, зоны действия билета, его код (например B0 (Берлин одноразовый), B1 (Берлин 1-й зоны (AB) на 2 часа), B1T (Берлин 1-й зоны (AB) на день), B3C72 (Берлин 3-х зон (ABC) CityTourCard на 72 часа и т.п.), и главное – стоимость в евро.
Еще ниже двумя горизонтальными чертами отделена информация мелким шрифтом о том, что ездить в Берлине на транспорте компании VBB принято в соответствии с тарифным планом. Еще ниже – пустое поле с логотипом S-Bahn в нижнем правом углу, а под ним – служебная информация о билете – код станции, где Вы билет приобрели, время приобретения, номер билетного автомата, номер самого билета, а так же каким по счету этот билет был напечатан при Вашей покупке (автомат позволяет оформлять одновременно несколько билетов (причем разных категорий), которые печатаются и падают в лоток выдачи по очереди).
Что касается обратной стороны, то она для всех билетов одинаковая - там есть логотипы немецких железных дорог (DB), берлинских электричек (S), штрихкод и разные надписи, включая о том, что подделка билетов преследуется по закону…
Уф. Что, пока покупали билет, проехал Ваш поезд? Не беда – скоро новый подойдет, зато теперь Вы теоретически подкованы! И осталось время на самое главное – «Please validate your ticket» – «Пожалуйста прокомпостируйте свой билет». Компостер – это ящичек а-ля почтовый с одной единственной щелочкой, в которую и следует вставлять билет – таких на каждой платформе по несколько штук стоит. Помните стрелку на билете – именно она указывает, как лучше вставлять его в агрегат. Впрочем, никто не мешает Вам вставить и другой стороной, а то у вовсе «наизнанку» - билет Вам все равно прокомпостируют, о чем известит характерный щелчок. Вытаскиваем билет – с этого момента считается, что Ваша поездка оплачена. Если до этого Вы могли сдать билет, использовать его в другой день и на другой ветке, то теперь – всё. Отсчет времени Вашей поездки пошел. Компостер поставил штамп – время (кратное следующему пятиминутному интервалу – то есть если Вы прокомпостировали билет в 13.51 или 13.53, то в любом случае Вам пробьют 13.55 – с расчетом на время ожидания поезда), дату (в странном формате – две буквы, обозначающие день недели и две цифры, обозначающие номер недели в году), станцию, на которой Вы пробили билет и еще какие-то цифры, смысл которых остался для меня загадкой.
Теперь осмотрим станцию. Как правило, ее интерьер довольно непритязателен и главным украшением являются мозаики на стенах и безликие колоны, поддерживающие потолок. Зачастую на станциях встречаются газетные киоски, где кроме печатной продукции Вы можете приобрести и пиво и прохладительные напитки. Но – без еды. Максимум – это батончик «Марс». Хотя в подземных переходах, особенно – на крупных пересадочных узлах, модно встретить и рестораны фаст-фуда, и магазины, и отделения банков, и много чего еще, но, повторюсь, это в переходах, а не на самих платформах. А на платформах есть и скамейки для ожидания, но их не так много, как хотелось бы. Есть и стенды с полезной информацией – уже знакомой нам схемой линий метро и расписанием движения поездов. Напомню, присутствуют и электронные табло, показывающие какой поезд и в каком направлении через сколько минут прибудет на платформу.
В этот раз нам ждать не приходится – это как раз наш поезд жизнерадостного канареечного цвета. То, что он наш, кроме информации на табло на платформе подтверждает и информация на самом поезде – в верхней части кабины машиниста написаны номер линии (U7, к примеру) и конечная станция, до которой идет поезд. Пора в вагон. Что, двери не открываются? И не откроются, пока Вы кнопочку на них не нажмете и «Сим-сим, откройся!» не скажете. Тогда огоньки на вокруг кнопочки зажгутся и зелененькие (а до нажатия будут гореть лишь красные) и двери отворятся. Заходим внутрь. Внутри – вагон, как вагон (вообще они бывают двух видов – «узкие» и «широкие» – в зависимости от ширины и новизны тоннелей конкретной линии). Сиденья, поручни, и… велосипеды. В берлинском метро разрешено ездить с велосипедами (кроме часов-пик), чем, как мне показалось, горожане даже злоупотребляют. Во всяком случае порой пробраться к выходу или к свободной скамейке можно лишь через велобаррикады. Кстати, можно перейти и в соседний вагон – где поменьше народу (этого, как Вы знаете, в «советском» метро сделать нельзя).
Давайте присядем и оглядимся. Что бы освежить в памяти схему метрополитена необходимо задрать голову кверху – схемы эти лепят в Берлине на потолок. Во многих вагонах есть электронные табло, сообщающие, куда движется поезд и какие остановки будут следующими. Во многих, но почему-то не во всех. И в этом случае нужно полагаться на слух, дабы не проехать нужную остановку. Вообще, поезда в Берлине практически бесшумны – вполне можно разговаривать по мобильному телефону (что многие и делают, благо сеть есть даже в тоннелях), но видимо рассчитывая на эту бесшумность, информационные объявления звучат очень тихо и разобрать что-либо неподготовленному уху невозможно. Громко произносят лишь информацию от пересечении зон – мол Вы выезжаете из зоны B, не забудьте оплатить новый билет. Все остальное, что говорят дикторы, похоже на какое-то бормотание – даже не поймешь, дублируют ли сообщения на английском языке или ограничиваются лишь немецким…
Но давайте немного отвлечемся от нашей поездки и я расскажу несколько более общих практических сведений о берлинском метро. Поезда в нем ходят относительно редко – интервал движения составляет от 3-4 минут в час-пик до 10 минут вечером. Зато многие линии работают и по ночам, что достаточно удобно. Расстояния между станциями в основном невелики – поезд их преодолевает за примерно минуту-полторы в центре города и минуты за две-три – на окраинах. Заполненность вагонов пассажирами в часы-пик бывает довольно высокой, в остальное время найти свободное место не составляет труда, если, конечно, забыть о велосипедах.
Так. Будем считать, что мы нашу остановку не пропустили и подъезжаем к ней. Идем к дверям. Не забывайте – без «сим-сима» они не откроются, так что, как только поезд остановится – жмите на кнопку на двери (только не на кнопку на стене рядом с дверью – она предназначена наоборот – для закрывания дверей). Вышли. Куда дальше? Смотрим на указатели – ищем название нужной улицы или логотип другой ветки метро или электрички (если нам переходить надо). И так, по этим указателям, идем к цели. Они выведут, не сомневайтесь.
Вот и всё. Утомились? Всё поняли? Ну и хорошо – значит я не зря так подробно описывал многочисленные нюансы. Кто – куда, а я – дальше – на электричку – надо же Вам и про нее рассказать…
P.S. Чуть не забыл – за неделю моих поездок в берлинском метро мой билет ни разу не проверил контролер. Да и видел я их всего пару-тройку раз - вяло ждущих своих «клиентов» где-нибудь у эскалатора. Нет, я, конечно, не призываю Вас ездить «зайцем», но, как мне показалось, таковыми передвигаются по городу многие – типа коммунизм…
Обсудить на форуме На главную страницу
|
|