Баку. Транспорт.



  Как попасть в страну.
Международный аэропорт имени Гейдара Алиева

Международный аэропорт имени Гейдара Алиева.
Описание здесь скоро появится.

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Передвижение по городу.
Схема линий бакинского метро на станции «Низами Гянджеви» - попробуй разобраться…

Бакинский метрополитен.

Ну что, давайте разбираться? Для начала, метро в Баку имеет две линии, обозначающиеся на схемах зеленым и красным цветом. Нет - две с половиной. Даже нет – две с тремя четвертями. Уже запутались? Правильно – бакинское метро – самое нелепое по организации движения из всех метро на территории бывшего СССР, которые я видел.
Но пойдем по порядку. Сначала найдем вход в это самое метро. А сделать это не так просто. Нет, конечно входы обозначены классической красной буквой «М», но вот их количество… Да, количество станций метро в Баку явно не соответствует ритму жизни горожан и, главное, территории города. Стоит упомянуть, что даже в наиболее посещаемом туристами центре города всего три станции метро – «Ичери-шехер» – с юго-западной стороны от Внутреннего города, «Сахиль» на проспекте Бюль-Бюля (недалеко от бакинской набережной) и «28 мая» – на площади Джафара Джаббарлы, у железнодорожного вокзала (второй выход недалеко от собора Рождества Богородицы). Всё. Мало. К счастью, согласно грандиозным планам, такое положение должно быть исправлено, но не очень скоро. Так что будем довольствоваться тем, что есть.
Итак, вход в метро мы нашли. Что дальше? Правильно – билет. Где их все берут? В кассе. Но что это тогда за странные автоматы с нишей, куда все суют монеты? Так. Видимо, нам к ним. Хм. Меню только на азербайджанском. Можно потыкать, но что делать – непонятно. Идем к кассе. И тут выясняется, что никаких билетов и жетонов для прохода в бакинское метро не существует. А существуют электронные карты, которые по 2 маната продают в кассе. Точнее, не продают, а выдают. Когда карта Вам будет не нужна, Вы сможете ее сдать обратно и получить свои 2 маната залога. А вот для того, что бы положить на эту карту деньги на проезд, и нужны те самые автоматы с нишами (официальное название - картозагрузочные аппараты). Подходите, кладете карту в нишу (при этом отображается текущий остаток денег на карте), кидаете в приемник монеты 10, 20 или 50 копеек, или вставляете купюры 1, 5, 10, 20 манат (если у Вас только крупные купюры или Вам нужно положить небольшую сумму, то деньги можно разменять в кассе). Много монет кидать не надо – проезд копеечный (20 гяпик в 2013 году было). Потом нажимаете на нижнюю правую «кнопку» экранного меню – с надписью «загружай» в переводе на русский, ниша начинает мигать, вы ждете пару секунд, ниша перестает мигать – всё, деньги на Вашей карте, берите ее смело и идите к турникетам. При определенной сноровке вся эта процедура занимает не более нескольких секунд. Кстати, не удивляйтесь, если к Вам кто-то будет приставать со своей мелочью, что-то не слишком внятно бормоча. Это значит, что мелочь у него есть, а карты нет, и он хочет свои 20 гяпик положить на Вашу карту, чтобы Вы его провели в метро.
Ладно, идем. Хотя нет – стоп. Если у Вас большая сумка или рюкзак, то, скорее всего, при подходе к турникетам Вас остановит полицейский и попросит ее показать. Или не попросит. Лично я делал морду кирпичом и не обращал на полицейских никакого внимания – мол не понимаю, что Вы от меня хотите. А они от такой наглости быстро теряли ко мне интерес – мол ну его – видать иностранец.
Ну, пользоваться турникетами, я думаю, Вы умеете – подносите карту к нужному месту, ждете, пока загорится зеленый огонек, проходите. Дальше – эскалатор (в центре Баку метро глубокого заложения). Спускаемся на станцию. Тут стоит перевести дух. Начнем с самого сложного примера – Вы оказались на станции «28 мая». Станций, вообще-то две – на одной и на другой линии. То есть нет – станций три – на одной, на другой, и на… еще другой линии. А платформ? Платформ аж 6, но две из них не работают – замурованы. Стало быть платформ 4, а линий 3? Думаете, в этом есть логика? Нет. С двух незамурованных платформ обеих станций «Джафар Джаббарлы» («Сəfər Cabbarli») поезда ходят только в одну сторону – до станции «Хатаи» («Hətai»), официальное название – «Шах Исмаил Хатаи». Ходят редко, больше стоят. Отъедут, приедут на следующую станцию (она же конечная), и стоят, набирают пассажиров. Отъедут, приедут на следующую станцию (она же конечная), и... в общем сказка про белого бычка. Если Вам эта «Хатаи» не нужна, то и «Джафар Джаббарлы» - тоже. Так что смело идем на соседнюю станцию (куда, в общем-то, все окружающие идут) – «28 мая» («28 May»). Так. Тут две платформы. На одной – куча народу. Куча – это еще мягко сказано. Толпища. На другой – мало, почти никого. Поезда с этой станции идут в трех направлениях. Ну, даже в трех с половиной. Во-первых – до конечной «Ази Асланов» - это как раз с той платформы, где мало народа. Любой поезд с этой платформы идет именно в ту сторону. А вот с другой платформы поезда могут идти либо по одной, либо по другой линии. Либо до «Ичери-шехер», либо до «Дарнагюль». Как понять, куда идет следующий поезд? Очень просто – смотрите на информационное табло. Или на то, что в вестибюле, возле лестницы перехода, либо на то, что на платформе – над головами Ваших попутчиков. Если светится «Icəri Şəhər», то поезд идет до «Ичери-шехер» (через «Сахиль»), если светится «Dərnəgül», то поезд идет по более длинной ветке. Теперь не запутаетесь? На всякий случай – подсказка – поезда до «Ичери-шехер» обычно пустые и почти никто в них не садится, а вот поезда в сторону «Дарнагюль», напротив, забиты битком и еще куча народа пытается в них влезть. Обычно в каждом направлении они ходят через раз, но в часы-пик в сторону «Дарнагюль» могут пойти и два поезда подряд.
Ну, думаю, теперь общий принцип ориентации в бакинском метро Вам понятен, так что, полагаю, Вы не заблудитесь. Остается добавить, что со станции «Ичери-шехер» поезда всегда идут в сторону станции «Ази Асланов» (только если не направляются в депо – об этом случае ниже), а вот в обратном направлении – от станции «Ази Асланов» могут идти как до «Ичери-шехер», так и до «Дарнагюль». Тоже самое касается и движения поездов со стороны «Дарнагюль». Как и на станции «28 мая», на станциях от «Гянджлик» до «Ази Асланов» в выборе поезда в нужном Вам направлении помогут информационные табло.
Остается добавить, что кроме одной короткой линии с двумя станциями «Джафар Джаббарлы» и «Хатаи», еще одной с половиной основной линии, существует и совсем уже экзотический аппендикс – станция «Бакмил». Это отросток в сторону депо и промзоны, в которой как раз построили станцию, и есть там самая четвертушка, о которой я упоминал выше. Поезда к ней ходят со станции «Нариман Нариманов» примерно раз в 25 минут или с других станций - любой поезд, следующей в депо. Так что будучи на станции «Нариманов» особенно внимательно следите за информационными табло – отсюда поезда ходят аж в направлениях.
Всё. Думаете, Вы освоились? Давайте проверим – взгляните на фотографию со схемой линий, которуе я снял на одной из станций, и, если она Вам покажется, такой же легкой, как и мне после того, как я дважды уехал не в ту сторону, полчаса потерял, катаясь от «Джафар Джаббарлы» до «Хатаи», и один раз не там вышел, то значит всё в порядке. А если Вам кажется, что это не схема, а лабиринт, значит лучше еще раз внимательно перечитать всё, что я написал выше.
Ладно, с практикой покончено, теперь – теория. Бакинский метрополитен (Bakı Metropoliteni) – открылся пятым по счету в СССР (строительство началось в 1951 году, но прекратилось через два года и возобновилось лишь в 1960 году). Первые пассажиры смогли им воспользоваться в ноябре 1967 года. На 2013 год в Баку было 23 станции метро (но вскоре обещали открыть еще несколько), а общая протяженность линий составляла около 36 километров. С количеством линий, как Вы уже поняли, не так всё просто.
Бакинское метро обслуживают поезда классического советского вида 1970-х годов, хотя и с некоторыми доработками – мониторами (обычно показывают рекламу) и камерами видеонаблюдения в вагонах. Ходят поезда по основным веткам достаточно часто (раз в несколько минут в часы-пик, реже днем и поздно вечером), по другим веткам – редко. Расстояние между станциями поезда преодолевают от 2-3 до 7, а то и 10 минут, причем это не зависит от удаленности от центра, как скажем в московском метро – и короткие, и длинные промежутки между станциями встречаются в Баку как в центре, так и на окраинах.
В завершении упомяну, что официально фотографировать в метро Баку запрещено, но, в принципе, сейчас на это мало обращают внимание. Официальный сайт бакинского метрополитена - www.metro.gov.az, там Вы сможете найти актуальную схему линий и узнать текущую стоимость проезда.




География посетителей